Напоминание

Программа развития вокально-хоровых навыков младших школьников


Автор: Хайруллина Гузель Долфетовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №4
Населённый пункт: города Нижнекамск, Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа развития вокально-хоровых навыков младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игровые методы как эффективное средство развития

вокально-хоровых навыков младших школьников

Становление

любого

вокально-хорового

навыка

связано

с

решением

многих технических задач, требующих напряжения духовных и физических

сил каждого ребенка. И чтобы эта работа не была тяжелой, а наоборот,

приносила

удовлетворение

и

радость,

следует

проводить

ее

живо

и

увлекательно. Подвижность и неусидчивость ребят заставляют искать разные

формы в работе над вокально-техническими навыками. Метод восприятия

через

игру,

через

знакомые,

близкие

образы

и

понятия

помогает

поддерживать

у

ребят

интерес

к

предлагаемым

упражнениям,

желание

добиться хорошего результата.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на

выражение эмоционального содержания музыки, которая осуществляется в

образных

движениях.

Игра

имеет

определенный

сюжет,

правила,

музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает

лучшему усвоению вокально-хоровых навыков на занятиях.

Существуют

такие

понятия

как

игровая

деятельность,

игровое

творчество, игровые формы, игровые методы. Несмотря на различные типы,

игра обеспечивает музыкальное развитие детей на занятиях. Вместе с тем она

сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями

детей и возрастающим уровнем их музыкальной подготовки.

В своем психологическом выражении детская игра – это эмоциональная

непосредственность. Вот этот-то процесс выступает в сознании детей как

нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает

тайну особой притягательности игровой деятельности для ребят.

В

искусстве

этот

«волшебный

эффект»

достигается

за

счет

художественной формы (понимаемой в широком смысле слове) – особой

способности музыкальных звучаний, тембров, интонаций «изображать» и

«выражать» самое различное жизненное эмоционально-образное содержание.

Игра

вовсе

не

развлечение,

а

серьезная,

увлекательная,

интересная,

требующая

полного

духовного

соучастия

детей

деятельность.

Конечно,

шутка, юмор, улыбка там, где это соответствует, вполне естественны для

творческой

атмосферы

занятия.

Однако

многое

шутливое

в

музыке

в

соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать

от детей и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в

музыку,

умения

дать

ее

эмоциональную

характеристику,

активного

размышления о ней. Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и

по характеру задач и результатов этой деятельности и по значению этой

деятельности в целом для личности ребенка.

Развивающее

качество

данной

формы

музыкальной

деятельности

старших дошкольников очень тесно связано с таким внутренне присущим

игре

качеством,

которое

психологи,

да

и

сами

дети

характеризуют

как

желание и способность действовать самостоятельно. Это «я сам» составляет

удивительное и ничем не заменимое достоинство музыкально – игровой

деятельности

как

деятельности

учебной

и

вместе

с

тем

индивидуально

своеобразной.

Специфика музыкально – игровой деятельности старших дошкольников

заключается

в

том,

что

она

подчинена

единой,

четко

сформулированной

учебной задаче – теме. Этот этап введения ребят в мир музыки полон для них

приятных

открытий.

Здесь

тесно

переплетаются

новое

и

знакомое,

познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные

импульсы.

Используя игровые приемы на занятиях, руководитель добивается очень

важного момента в коллективной деятельности – атмосферы эмоциональной

отзывчивости.

Так, например, в колыбельной песне для достижения напевности можно

вовлечь

ребенка

в

игру,

связанную

с

убаюкиванием

любимой

куклы.

Атмосфера покоя и ласки побудит его исполнять мелодию мягко и протяжно.

В

игре

значительно

легче

создаются

предпосылки

для

правильного

воспитания лучших качеств голоса, его тембра. У маленьких детей тембр

очень

неровен,

что

особенно

проявляется

в

пении

различных

гласных,

звучащих

пестро

и

некрасиво.

Характер

народных

песен

способствует

выработке

ласкового,

льющегося

звука.

Например,

работая

над

русской

народной песней «Соловей», необходимо, чтобы дети поняли, что, произнеся

первые

слова

песни

(соловей,

соловеюшка),

они

как

бы

обращаются

с

просьбой к маленькой птичке. Чтобы не испугать ее, надо просить ласково,

тихо.

В

результате

исполнение

становиться

в ы р а з и т е л ь н ы м ,

звукообразование правильным, а звук легким, близким, именно таким, какого

надо добиваться. Выразительное, осмысленное исполнение помогает лучше

овладеть соответствующими вокальными навыками.

Дети очень любят и всем своим существом участвуют в исполнении

песен с игривым, задорным, комичным, лирическим, нежным содержанием.

Они также любят музыку звукоподражательную, в которой слышатся голоса

животных,

птиц

(кошки,

вороны,

кукушки

и

т.

д.),

звуки

музыкальных

инструментов (трубы, барабана, колокольчика) и другие эффекты.

Характер

музыки

можно

выразить

певческим

звуком,

его

тембр

рождается при определенном эмоциональном состоянии. Для сопоставления

разных эмоциональных состояний практикуется исполнение одной песни или

попевки

«разными

красками».

Детям

предлагается

спеть

одну

и

ту

же

мелодию задумчиво, весело, как колыбельную, как марш и т. д. Дети поют,

стараясь голосом, мимикой создать каждый раз нужный образ. Можно задать

такие вопросы: «При каком характере исполнения нужно больше тянуть или

тверже произносить звуки; петь громче или тише; активнее или нежнее;

медленнее или быстрее?»

Таким образом, в процессе выразительного пения у детей развивается

творческое отношение к исполняемому репертуару, то есть у них создается та

психологическая

основа,

без

которой

немыслимо

успешное

вокальное

воспитание. Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему

свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать

тайны вокально-хорового искусства. Истинная заинтересованность детей, их

увлеченность исполнительским процессом активизирует весь ход занятий,

открывает путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного

навыка.

Игра

для

детей

является

фундаментальнейшим

средством

познания

мира.

Она

повышает

интерес

к

обучению,

помогает

сосредоточиться,

способствует раскрытию творческих способностей. Игровые ситуации на

занятиях, яркие наглядные пособия – все это должно способствовать тому,

чтобы занятие не становилось скучной обязанностью.

Любое

задание

можно

сделать

игровым.

Конечно,

это

потребует

от

руководителя некоторой организаторской работы. Но эта работа будет тем

легче,

чем

активнее

руководитель

будет

в

этой

игре:

своим

примером

показывающий

как

лучше

выполнять

задание.

Игра

мобилизует

эмоции

ребенка и служит прекрасной двигательной разрядкой, оказывает на ребенка

эмоциональное

воздействие,

увлекает

его,

вызывает

интерес

к

деятельности.

Ребёнок живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с

которыми

он

соприкасается,

воспринимаются

им,

прежде

всего,

эмоционально.

Этот

факт

является

мощным

стимулом

для

развития

эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их

готовность

к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для

детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к

игровому самовыражению.

Развитие

вокально-хоровых

навыков

средствами

движения

осуществляется

в

играх,

упражнениях,

драматизациях,

доступных

и

интересных детям.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его

ритмическая

организация.

Как

уже

говорилось,

временное

начало,

ритмический

рисунок

составляют

основу

звуков,

а,

следовательно,

и

музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей

характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как

средство

музыкального

развития.

Разного

характера

танцы,

музыкальные

игры,

двигательные

игровые

упражнения

помогают

ребенку

понять

содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения,

фантазию

и

воображение,

в

занятиях

можно

использовать

и

такой

педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то,

что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под

мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет

собой мелодичный напев.

В

качестве

материала

для

музыкальных

игр

с

детьми

старшего

дошкольного возраста могут быть использованы сюжеты известных сказок.

Дети всегда рады еще одной встречи с любимыми сказочными героями, тем

более

в

новом

музыкальном

воплощении,

и

потому

работают

с

удовольствием. Почти во всех сказках можно найти удачные мотивировки для

музыкально-ритмических

игр

и

упражнений,

задача

музыкального

руководителя

использовать

их

в

наиболее

выигрышном,

динамичном

ключе.

Мелодически привлекательны и песни от лица сказочных героев. Они

оберегают

детей

об

опасности

невыразительного,

нейтрального

интонирования – обычно такое интонирование бывает ущербным и с точки

зрения

звуковысотной

точности,

чистоты.

Эмоционально

осмысленное,

раскованное

игровое

перевоплощение

прямой

путь

к

чистому

выразительному

пению.

Ведь

указания

«Выше!

Ниже!»

для

детей

малопонятно, абстрактны. А если попросить ребенка петь более жалобно

или, наоборот, более грозно, как тот или иной конкретный сказочный герой,

то можно добиться и более чистого пения.

В

целях

активизации

интереса

детей

лучше

совмещать

разучивание

инсценировки

с

освоением

другого

разнообразного

музыкально-игрового

материала.

Еще одна важная потребность ребенка, связанная с духовным ростом:

потребность

в

самоутверждении.

Среди

детей

очень

распространено

соперничество, борьба за лидерство. Это – неотъемлемая часть повседневной

игры. В музыкально-игровых ситуациях дети очень требовательны друг к

другу,

ревниво

следят

за

выполнением

своих

указаний

и

стараются

не

допустить собственных промахов.

Вокальная работа – процесс трудный и длительный. Она приносит плоды

не сразу. Музыкальный руководитель должен обладать большим терпением и

тактом

в

кропотливой

работе,

находить

верные

слова,

сочетать

требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой, вовремя

снимающей напряжение, усталость, поддерживать и одобрять, своих певцов,

чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.

Подводя

итоги,

можно

сказать,

что

игровые

методы

являются

эффективным

средством

развития

вокально-хоровых

навыков

младших

школьников. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими

видами

познавательной

деятельности.

Именно

игра

является

средством

развития вокально-хоровых навыков на музыкальных занятиях, причем это

развитие

происходит

само

собой.

Она

повышает

интерес

к

занятиям,

способствует

развитию

творческих

способностей,

мобилизует

эмоции

ребенка.

Программа развития вокально-хоровых навыков

младших школьников игровыми методами

занятия

Содержание

занятия

Основные задачи

Музыкальный

репертуар

1

Формирование

навыка певческого

дыхания,

интонации

а )

д а т ь

п о н я т и е

о

певческой

установке;

б) разучить специальные

физиологические

упражнения;

в )

о х а р а к т е р и з о в а т ь

понятие

«интонация»

1) упражнение

«Вдыхаем

цветочный аромат»;

2) дыхательная

гимнастика.

3) игра

«Знакомство»

2

Формирование

навыка

пения

по

руке дирижера.

а) объяснить роль

дирижера в

хоре и пения по его руке;

б) познакомить и

объяснить

основные элементы

управления

хором (ауфтакт,снятие,

фразировочные цезуры,

штрихи)

1) игра

«Дирижируем

сами»

3

Звукообразование

и звуковедение

а)

отработать

твердую

и

мягкую

атаки звука;

б )

у п р а ж н я т ь с я

в

звуковедении

на различные штрихи

1) упражнение-игра

«Часы»;

2 )

у п р а ж н е н и е

«Марш

Черномора»

4

Формирование

а рт и кул я ц и и

и

дикции

а) развивать активизацию

полости

рта

через

различные

движения губ;

б )

р а б о т а т ь

н а д

формированием

аппарата на различные

штрихи

(стаккато,

1) артикуляционная

гимнастика;

2 )

и г р а

«Мимический

театр;

3) упражнение «Две

лошадки»

легато)

5

Развитие

музыкального

слуха

а) развивать умение

различать

поступенное движение

вверх

и вниз мелодии; умение

сопровождать движение

мелодии руками;

тренировка

слухового внимания;

б) формировать чувство

ладового тяготения звука

1) упражнение

«Дроздок»;

2) игра «Допой

мелодию»

Продолжение таблицы 3

6

Формирование

навыка

эмоциональной

выразительности

а) развивать воображение и

творчество в движении,

соотношение характера

движений и звучаний

музыки,

формировать поисковые

действия при выборе

выразительных средств

передачи замысла своего

движения;

в) развивать умение

подбирать

различные варианты

движения

в передаче конкретного

образа

1) игра-сказка

«История гусеницы»

(«Песня гусеницы»,

«Песня птиц»);

2) речевая игра

«У кого что внутри»

7

Формирование

навыка певческого

дыхания

(продолжение)

а) вырабатывать

равномерное

чередование вдоха и

выдоха;

б) развивать навык цепного

дыхания;

1) упражнение

«Качаем насос»;

2) игра

«Музыкальная

цепочка»;

3) упражнение

«Крепкий выдох»

в) воспитывать навык

крепкого

активного выдоха

8

Формирование

чистоты

интонации,

напевности

а) работать над чистотой

интонирования с

постепенным

расширением диапазона,

чистотой интонирования

длинной фразы,

напевностью;

б) развивать

звуковысотный

слух; слуховое

внимание;

образное восприятие

мелодической линии

1) упражнения «Не

летай соловей»,

«Урожай»,

«Кенгуру»,

«Мышки»;

2) игра «Поймай

звук»;

3) упражнение

«Допой мелодию»

9

Формирование

а рт и кул я ц и и

и

дикции

(продолжение)

а) работать над

освобождением

скованной челюсти;

б) активизировать лицевую

мускулатуру

1) упражнение-

песенка

«Шутка»;

2) упражнение

«Воробьи и

вороны»;

3) игра «Суфлер»

10

Формирование

навыка

эмоциональной

выразительности

(продолжение)

а )

р а з в и в а т ь

выразительность в

пении;

б) развивать артистизм в

и с п о л н е н и и

произведения

1) игра-сказка

«История

гусеницы»

(«Сонная песенка»,

«Песня бабочки»);

2) игра «Не сердись,

а

улыбнись»

11

Формирование

навыка певческого

дыхания

(продолжение)

а) вырабатывать прием

естественного вдоха и

выдоха

(легкого, свободного и

вместе

с тем динамичного,

активного)

1) игра «Йога»

12

Формирование

навыка

хорового

унисона

а) воспитывать навык

чистого

унисона;

1) игра «Живой

рояль»;

б) развивать умение

контролировать себя

2) упражнение

«Скок-поскок»

Продолжение таблицы 3

13

Формирование

правильного

звукообразования

а) формировать навык

правильного

звукообразования;

б) развивать различные

виды

атаки звука

1) игра «Окрасим

звук»

14

Формирование

навыка

эмоциональной

выразительности

(продолжение)

а) развивать артистические

способности передачи

содержания

произведения;

б) воспитывать умение

образно

мыслить и передавать

свои

чувства в пении

различными

выразительными

средствами.

1) игра-сказка

«История

гусеницы»

(полностью);

2) упражнение

«Мимолетность».

Далее раскроем каждую группу

игровых методов развития вокально-

хоровых навыков с выделением целей и подробным описанием технологии их

проведения.

Игровые методы развития музыкального слуха

1. Игра «Знакомство»

Цель: познакомиться друг с другом на первых занятиях, выработать

навык чистой интонации.

Дети образуют 2 круга (внутренний и внешний). Внутренний круг стоит

лицом к внешнему.

Это - ты, а это – я! (дети показывают друг на друга)

Мы теперь с тобой друзья. (держатся за руки)

Будем петь, играть, шутить, (играют в ладушки)

И улыбки всем дарить! (отправляют друг другу воздушный поцелуй)

Дети двигаются в правую сторону и повторяют попевку на полтона

выше.

2. Упражнение «Допой мелодию»

Цель: учащимся довести мелодию, спетую преподавателем, до тоники.

а) преподаватель поет с закрытым ртом или определенные слоги разные

звуки гаммы и заканчивает неустойчивым звуком, а дети поют разрешение

(при всех случаях – до, ми, соль). Например: до, ре, ми, ре, до, ля, дети поют

– соль. Преподаватель поет до

2

, си, ля, си, дети поют – до

2.

б)

преподаватель

поет

с

закрытым

ртом

различные

звуки,

причем

заканчивает на устойчивом звуке, а дети поют смежный – неустойчивый – и

возвращаются на устойчивый. Например: до, ми, соль, а дети – ля, соль;

преподаватель: до, ре, ми, а, дети – фа, ми.

в) смешанные, комбинированные упражнения (первое или второе без

предварительного

сообщения),

особенно

хорошо

развивающие

остроту

музыкального слуха, ладовое чувство.

3. Упражнение «Скок-поскок»

Цель: пропеть всю попевку на стаккато со словами; обратить внимание

на

нисходящий

ход,

пропеть

сольфеджируя,

постоянно

подтягивая

звуки

вверх.

Пропеть попевку на два голоса: 1 голос – тема со словами, 2 голос –

мелодия темы восьмыми длительностями со словом «скок».

Скок-скок скок-скок

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька-невеличенька:

Сама с вершок, голова с горшок.

Спеть упражнение с ускорением к концу попевки (acelerando).

4. Игра «Поймай звук»

Цель: точное звуковысотное воспроизведение детьми звука, сыгранного

или спетого учителем.

Исполнить

звуки

на

слоги:

«ам-ням-бим-бом-дзинь».

Задание

может

выполняться как хором, так и индивидуально.

5. Упражнения «Не летай соловей», «Урожай»

Цель: воспитание навыка правильного интонирования малой секунды и

распевности.

Упражнения исполняется в виде модулирующей секвенции в пределах

октавы.

6. Упражнения «Кенгуру», «Мышки»

Цель: воспитание навыка правильного интонирования волнообразной

мелодии в пределах квинты.

7. Игра «Живой рояль»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Выходят 8 ребят, которые представляют собой как бы клавиши рояля

(гамма до мажор). Преподаватель указывает на отдельных детей – клавиши, -

которые поют соответствующую ноту. Те же задачи выполняет весь хор и

отдельные ее участники.

Игровые методы развития навыка дыхания

1. Упражнение «Вдыхаем цветочный аромат»

Цель: выработать ощущение «высокого вдоха».

Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок и глубоко втянуть

через нос его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты,

поток воздуха проходит высоко, до лба.

2. Упражнение «Крепкий выдох»

Цель: формирование крепкого активного выдоха.

По руке преподавателя дети должны сделать быстрый вдох, задержку и

продолжительно-активный выдох на какой-либо легкий предмет (скомканный

лист бумаги, комочек ваты, лист с дерева и т. д.), для того чтобы привести его

в движение.

3. Упражнение «Йога»

По руке преподавателя дети должны сделать быстрый вдох, задержку и

три резких активных выдоха. При этом во время выдоха нельзя добирать

дополнительный воздух.

Вариант задания: количество выдохов постепенно может увеличиваться

(5-7).

4. Упражнение «Качаем насос»

Цель: выработка равномерного чередования вдоха и выдоха.

Имитируя

работу

насоса,

дети

наклоняются

вперед

и

делают

выдох,

поднимаясь, делают вдох. Одновременно с выдохом произносят звук «ф».

5. Упражнение «Длинный выдох»

Цель: выработка навыка долгого выдоха на длинную фразу.

По

руке

дирижера

сделать

быстрый

вдох,

задержку

и

длинный

выдох,

произнося при этом слова: «Ехали с горки тридцать три Егорки: раз Егорка,

два Егорка, три Егорка и т. д.». Дети стараются «насчитать» как можно

больше Егорок на одном дыхании.

6.Упражнение «Музыкальная цепочка»

Цель: выработать навык цепного дыхания.

Друг за другом, по руке преподавателя, дети «подхватывают» один и тот

же звук. В момент, когда следующий ребенок начинает петь, предыдущий

заканчивает.

Игровые методы развития эмоциональной выразительности

1. Игра – сказка «История гусеницы» по мотивам одноименной сказки

Б. Заходера. Текст Н. Алпаровой, музыка В. Николаева.

Цель:

рассказать

детям

о

чудесных

превращениях,

происходящих

с

гусеницами. Эмоционально передать образ гусеницы, птицы и бабочки.

а) «Песня гусеницы»

Разучивая

эту

песню,

обратить

внимание

детей

на

монотонное

однообразие мелодии – постоянное повторение одних и тех же оборотов.

Разучить с детьми движения рук, изображающие ползущую гусеницу. Кисти

рук

сложить

ладонями

внутрь

на

уровне

груди.

Сомкнутые

пальцы

направлены вперед от себя. На каждую четверть пальцы поворачивать вправо

влево.

Во

время

исполнения

второго

куплета

(«Я

жую,

жую,

жую»)

движения рук изменяются. Кисти рук лежат одна сверху другой. На каждую

четверть пальцы той руки, которая лежит сверху, легонько приподнимаются и

ударяют по ладошке другой руки. Запястья при этом остаются сомкнутыми.

Движение напоминает смыкающиеся и размыкающиеся челюсти крокодила.

б) «Песня птиц»

Предложить детям сравнить песню гусеницы и песню птицы. Мелодия

птицы – порхающая, подвижная, грациозная. Мелодия гусеницы – ленивая,

ползучая.

Во время фортепианных проигрышей предложить детям размахивать

руками – крыльями – то плавно поднимать (1-я половина такта), то опускать

обе руки (2-я половина такта).

в) «Сонная песенка»

Обратить

внимание

детей

на

еще

большую

неторопливость,

медлительность этой песни по сравнению с первой песней гусеницы. Сонная

песенка

напоминает

убаюкивающую

колыбельную.

Рассказать

детям

о

колыбельных песнях, напомнить наиболее популярные колыбельные напевы.

г) «Песня бабочки»

Разучивая эту песню, нужно добиваться торжественного, празднично-

приподнятого

исполнения.

Чередование

в

мелодии

восходящего

и

нисходящего движения как будто вычерчивает причудливую кривую полета

бабочки, то взмывающей вверх, то падающей вниз.

2. Упражнение «Мимолетность» С. Прокофьева (Приложение 6)

Цель: познакомить с пьесой русского композитора С. Прокофьева.

Обратить внимание на озорной, шаловливый, задиристый и шутливый

характер пьесы.

Мимолетность – это миг, мгновение. Представить забавную сцену с

котенком. Исполнить, чередуя штрих легато и стаккато. Выполнять движения

руками, которые должны совпадать с ритмом мелодичных фраз. Обратить

внимание на гибкую динамику.

3. Игра «Не сердись, а улыбнись!»

Цель:

развитие

выразительных

средств

(интонации,

мимики

и

пантомимы), умения менять силу голоса.

Дети стоят парами по периметру зала лицом друг другу.

Крикнешь громко – рассержусь!

Все дети громко произносят эти слова и отворачиваются друг от друга,

изобразив гримасу гнева.

Скажешь тихо – улыбнусь!

Повернувшись друг другу, дети произносят слова совсем тихо, ласково

улыбаясь.

Топнешь громко – рассержусь!

Крепко топают ногой и отворачиваются друг от друга, «гневаясь».

Хлопнешь тихо – улыбнусь!

Повернувшись друг другу, говорят слова тихо, ласково и обнимают друг

друга.

И – хлоп!

Хлопают в ладоши один раз, улыбнувшись друг другу.

4. Речевая игра «У кого что внутри»

Цель:

умение

переключаться

из

одного

эмоционального

состояния

в

другой,

развитие

гибко сти

голо сового

диапазона,

понимание

звукоизобразительности.

У одуванчиков белых – взлеталка (легко сдувать воображаемый пух с

ладоней).

У

м о т о ц и к л о в

р ы ч а л к а

( с о п р о в ож д ат ь

п р о и з н е с е н и е

звукоизобразительного

элемента

«трр-трр»

крутящимися

движениями

кулачков вокруг друг друга).

У часов – спешилка (активное и четкое произнесение слогов «тик-так,

тик-так»

и

покачивание

из

стороны

в

сторону

указательными

пальцами,

изображающими стрелки часов).

У

девчонок

смешинка

(произнесение

слога

«ха»

в

фальцетном

регистре).

У каблучков – стучалка (легкое и подвижное цоканье язычком).

У носа – сопелка (тихонько шмыгать носом).

У ежика – пыхтелка (чередование проговаривания слога «пых» шепотом

и негромко).

У телефона – звонилка (продолжительным вибрато губами «тпру-у-у»

изображается «голос» междугороднего телефона, а разделенного паузами –

«городского»).

А у солнца – светилка (каждый ребенок поет любой звук; кластерное

пятно должно прозвучать достаточно продолжительно, чтобы дети освоились

в представленной им возможности свободного пения).

Игровые методы развития артикуляции и дикции

1. Игра «Мимический театр»

Цель: активизация лицевой мускулатуры.

Дети и учитель закрывают лицо руками (как занавес). Затем учитель

загадывает

показ

различных

масок,

например,

маска

радости,

горя,

удивления, злости, обиды, восхищения, растерянности и другие. Открывая и

закрывая лицо, дети изображают различные маски.

2. Артикуляционная гимнастика

Цель: активизация полости рта через различные движения губ.

Губы

вперед

(«в

трубочку»);

растянуть

(«улыбка

до

ушей»);

попеременное

выпячивание

нижней

и

верхней

губы

(«губы,

как

у

шимпанзе»); язык под верхней губой, язык – под нижней («чистим зубы»);

поджать

губы

(«спрячем

губы»);

покусывание

губ

зубами

(«грызуны

покусали губы»).

3. Игра «Суфлер»

Цель:

по

беззвучным

артикуляционным

движениям

губ

узнать

произносимый текст.

Это может быть текст известного стихотворения, пословицы, отдельные

слова, фразы, тексты песен.

Первый вариант: в роли учителя выступают желающие дети из хора.

Второй вариант: по руке дирижера хор беззвучно произносит какой-либо

текст.

4.Упражнение «Лошадки»

Цель: поработать над дикцией, артикуляцией, формированием аппарата,

обратить внимание на единую мелодическую линию, исполненную разными

штрихами (стаккато и легато) в зависимости от слов.

Выполнить активную атаку звука на стаккато, мягкую – на легато;

Учитель: Какие следы на снегу оставляют лошадки?

Дети: В виде точек.

Учитель: Так в музыке обозначается штрих стаккато (отрывисто).

Исполнить 1-ый куплет штрихом стаккато:

1) Скачут, скачут две лошадки: но-но-но!

Мчатся, мчатся без оглядки: но-но-но!

Скачут, скачут в город новый: цок-цок-цок!

Звонко цокают подковы: цок-цок-цок!

Учитель: Какие следы на снегу оставляют санки?

Дети: В виде непрерывной линии.

Учитель: Так в музыке обозначается штрих легато (связно).

Исполнить 2-ой куплет штрихом легато:

2) Едут санки гладко следом за лошадкой,

Гладкая дорога вьется вдоль сугроба.

5. Упражнение «Воробьи и вороны» В. Николаева

Цель: освобождение скованной челюсти, развивает умение быстро

переключаться с одного регистра на другой, навык звуковедения.

Обратить внимание детей на то, что воробьи чирикают бойко, весело

(штрих-стаккато), а вороны злобно, мрачно, зычно, устрашающе (штрих-

акцент).

6. Упражнение-песенка «Шутка»

Цель: работа над дикцией, произнесения звука «р».

Игровые методы развития звукообразования и звуковедения

1.

Упражнение-игра «Часы» Н. Алпаровой

2.

Цель: формирование мягкой и твердой атаки звука, напомнить детям

о чудесном бое часов из сказки «Золушка». Рассказать, что разные

стрелки на часах ходят с разной скоростью; закрепить чередование

длительностей.

Предложить детям

произнести слова то низким, то высоким голосом

(штрих – стаккато). Большие часы – твердая атака, маленькие – мягкая.

2. Упражнение «Марш Черномора» М. Глинки (Приложение 11)

Цель: познакомить детей с ярким эпизодом оперы М. Глинки «Руслан и

Людмила»

-

с

маршем

Черномора,

работа

над

формированием

звукообразования, звуковедения различными штрихами.

Рассказать

детям

об

этой

сцене.

Исполнить

первую

фразу

низким

голосом штрихом маркато, тенуто, подчеркивая (ff), а вторую фразу (p) на

стаккато. Обратить внимание на острый пунктирный ритм.

3. Игра «Окрасим звук»

Цель:

правильное

формирование

звука

на

заданную

характеристику

качества звука.

Исполнение различных по высоте звуков на разные слоги (ма, на, да, лю,

ра). Преподаватель просит детей «прикрыть звук», «выровнять звук», «нести

звук», направить звук в верхнее небо, «отпустить звук» в зрительный зал,

«окрасить» звук в разные цвета – теплый, холодный, яркий, серый, темный;

спеть с определенным чувством – радостно, с огорчением, с удивлением, с

пафосом, с восторгом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика