Автор: Хохлова Марина Павловна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сенсорное развитие у детей раннего возраста средствами дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальный план повышения профессионального
уровня
на 2018-2019 г.
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста
средствами дидактических игр»
Воспитатель
Хохлова М. П.
Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческих
способностей, воображения, совершенствование сенсорного развития детей
раннего возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет
мне:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
-
обогатить
развивающую
среду
группы
по
с е н с о р н ом у
развитию (создание новых игр при участии родителей);
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-
р а з в и т ь
т в о рч е с к и е
с п о с о б н о с т и ,
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания
взрослого.
Взрослые
познают
мир
умом,
маленькие
дети
–
эмоциями.
Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде
всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления
и осмысленной предметной деятельности. Возраст от рождения до трех лет в
научном
мире
считается
уникальным,
стратегически
важным
для
всего
последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые
три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство
клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после
рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его
структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост
мозга
практически
завершен.
Ребёнок
на
каждом
возрастном
этапе
оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой
связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего
нервно-психического
развития
и
всестороннего
воспитания
дошкольника.
Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный
опыт.
Развитие
органов
чувств
у
детей,
начиная
с
годовалого
возраста,
происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об
окружающем мире, которое необходимо освоить и упорядочить. Они узнают,
что
такое
длина,
ширина,
вес,
цвет.
Учатся
распознавать
поверхности
предметов на ощупь. Успешность умственного, физического, эстетического
восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития
детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает
окружающее. Чтобы понять, что представляет предмет, ребёнку обязательно
надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с
фруктами или овощами - горький или сладкий. Чтобы понять, что стекло
хрупкое, ребёнку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный
предмет (кружка, например). Опытный путь очень обогащает представление
о
мире.
Причём,
примитивное
сравнение
тонкий
-
толстый,
гладкий
-
шероховатый,
большой
-
маленький
и
т.д.-
это
только
фундамент.
Первоначальные
понятия
потребуются
для
более
детальных
выводов.
Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно -
значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять
свойства объектов или явлений. Это помогает ребёнку делать выводы и
действовать в соответствии с ними. Маленькие дети обладают способностью
научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2,3 года, в
дальнейшем даётся им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-
нибудь другом, необходимо гармоничное, сбалансированное развитие всех
психических
процессов.
Этот
возраст
дарит
ребёнку
новые
умения,
происходит бурное развитие восприятия, наглядно - образного мышления,
воображения.
А
главной
составляющей
полноценного
развития
детей
в
раннем возрасте является сенсорное развитие.
Тема
актуальна,
т.к.
ее
реализация
позволяет
расширить
кругозор
каждого
ребенка
на
базе
ближайшего
окружения,
создать
условия
для
развития самостоятельной познавательной активности.
Работа в данном направлении поможет мне:
- Систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у
детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и
индивидуальными возможностями;
- Сформировать у детей раннего возраста сенсорные представления путём
выделения формы, цвета, и величины предметов;
- Обучить детей установлению сходства и различия между предметами.
Сформировать
у
детей
умение
называть
свойства
п р ед м е то в .
- Повысить
уровень
знаний
родителей
по
сенсорному
развитию
и
стимулировать интерес в дальнейшем развитии детей.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Работа с
детьми
Октябрь-
декабрь
2018 г.
Дидактические игры на
развитие тактильных
ощущений:
«Пальчиковый сухой
бассейн»,
«Бусы для
мамы»
,
«Забавные
прищепки», «Ежики»,
«Покормим птичек»,
«Нарисуем на песке»,
«Пирожки для мамы»
Занятие – игра
«Подарки осени»
Январь-
март 2019
г.
Дидактические игры и
упражнения для
закрепления понятия
формы и величины:
«Закрой окошко в
домике»
,
«Найди
варежку»
,
«Покажи
такую же», «Большой
маленький листочек»,
«Длинная и короткая
змейка»
,
«Подбери домик
зайчику».
Развлечение «в
гостях у Зимушки-
зимы»
Апрель-
май
2019
г.
Дидактические игры и
упражнения на
закрепление цвета:
«Воздушные шарики»,
«Подбери чашки к
блюдцам»
,
«Яблонька»
и
др.
Игра-развлечение
“Разноцветные
клубочки”
Р а б о т а
с
родителями
Ноябрь
2018 г.
Создание сенсорного
центра развития на
игровой площадке
Совместный проект
“Умные игрушки”
Январь
2019 г.
Изготовление
атрибутики для игр по
сенсорному развитию
Мастер-класс «Игры
и упражнения,
способствующие
сенсорному
развитию и
воспитанию»
Апрель
2019 г.
Оформление
фотовыставки
«С интересом мы
играем и сенсорику
развиваем»
Методическая
работа
Октябрь-
ноябрь
2018 г.
Изучение методической
литературы:
1. Губанова Н. Ф.
Развитие игровой
деятельности. Система
работы в первой
младшей группе
детского сада. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
2. Высокова Т. П.
«Сенсомоторное
развитие детей раннего
возраста». – Волгоград,
2011.
3. Михайленко Н. Я.,
Короткова Н. А. Как
играть с ребёнком. – М.:
Обруч, 2012.
4. Пилюгина Э. Г.
«Сенсорные
способности малыша» -
М.: «Мозаика-Синтез»,
2003.
5. Янушко Е. А.
«Сенсорное развитие
детей раннего
возраста
».-
Мозаика-
синтез, 2013.
Декабрь
2018 г.
Анализ методической
информации
Изготовление
картотеки
дидактических игр
Октябрь
2018 г.
Публикация
«Сенсорное развитие
детей раннего
возраста»
Выступление на МО
«Сенсорное развитие
у детей раннего
возраста средствами
дидактических игр»