Напоминание

Сенсорное развитие у детей раннего возраста средствами дидактических игр


Автор: Хохлова Марина Павловна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сенсорное развитие у детей раннего возраста средствами дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальный план повышения профессионального

уровня

на 2018-2019 г.

«Сенсорное развитие у детей раннего возраста

средствами дидактических игр»

Воспитатель

Хохлова М. П.

Цель:

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческих

способностей, воображения, совершенствование сенсорного развития детей

раннего возраста средствами дидактических игр.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет

мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

-

обогатить

развивающую

среду

группы

по

с е н с о р н ом у

развитию (создание новых игр при участии родителей);

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-

р а з в и т ь

т в о рч е с к и е

с п о с о б н о с т и ,

л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,

наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания

взрослого.

Взрослые

познают

мир

умом,

маленькие

дети

эмоциями.

Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде

всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления

и осмысленной предметной деятельности. Возраст от рождения до трех лет в

научном

мире

считается

уникальным,

стратегически

важным

для

всего

последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые

три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство

клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после

рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его

структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост

мозга

практически

завершен.

Ребёнок

на

каждом

возрастном

этапе

оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой

связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего

нервно-психического

развития

и

всестороннего

воспитания

дошкольника.

Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный

опыт.

Развитие

органов

чувств

у

детей,

начиная

с

годовалого

возраста,

происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об

окружающем мире, которое необходимо освоить и упорядочить. Они узнают,

что

такое

длина,

ширина,

вес,

цвет.

Учатся

распознавать

поверхности

предметов на ощупь. Успешность умственного, физического, эстетического

восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает

окружающее. Чтобы понять, что представляет предмет, ребёнку обязательно

надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с

фруктами или овощами - горький или сладкий. Чтобы понять, что стекло

хрупкое, ребёнку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный

предмет (кружка, например). Опытный путь очень обогащает представление

о

мире.

Причём,

примитивное

сравнение

тонкий

-

толстый,

гладкий

-

шероховатый,

большой

-

маленький

и

т.д.-

это

только

фундамент.

Первоначальные

понятия

потребуются

для

более

детальных

выводов.

Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно -

значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять

свойства объектов или явлений. Это помогает ребёнку делать выводы и

действовать в соответствии с ними. Маленькие дети обладают способностью

научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2,3 года, в

дальнейшем даётся им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-

нибудь другом, необходимо гармоничное, сбалансированное развитие всех

психических

процессов.

Этот

возраст

дарит

ребёнку

новые

умения,

происходит бурное развитие восприятия, наглядно - образного мышления,

воображения.

А

главной

составляющей

полноценного

развития

детей

в

раннем возрасте является сенсорное развитие.

Тема

актуальна,

т.к.

ее

реализация

позволяет

расширить

кругозор

каждого

ребенка

на

базе

ближайшего

окружения,

создать

условия

для

развития самостоятельной познавательной активности.

Работа в данном направлении поможет мне:

- Систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у

детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и

индивидуальными возможностями;

- Сформировать у детей раннего возраста сенсорные представления путём

выделения формы, цвета, и величины предметов;

- Обучить детей установлению сходства и различия между предметами.

Сформировать

у

детей

умение

называть

свойства

п р ед м е то в .

- Повысить

уровень

знаний

родителей

по

сенсорному

развитию

и

стимулировать интерес в дальнейшем развитии детей.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

выходы

Работа с

детьми

Октябрь-

декабрь

2018 г.

Дидактические игры на

развитие тактильных

ощущений:

«Пальчиковый сухой

бассейн»,

«Бусы для

мамы»

,

«Забавные

прищепки», «Ежики»,

«Покормим птичек»,

«Нарисуем на песке»,

«Пирожки для мамы»

Занятие – игра

«Подарки осени»

Январь-

март 2019

г.

Дидактические игры и

упражнения для

закрепления понятия

формы и величины:

«Закрой окошко в

домике»

,

«Найди

варежку»

,

«Покажи

такую же», «Большой

маленький листочек»,

«Длинная и короткая

змейка»

,

«Подбери домик

зайчику».

Развлечение «в

гостях у Зимушки-

зимы»

Апрель-

май

2019

г.

Дидактические игры и

упражнения на

закрепление цвета:

«Воздушные шарики»,

«Подбери чашки к

блюдцам»

,

«Яблонька»

и

др.

Игра-развлечение

“Разноцветные

клубочки”

Р а б о т а

с

родителями

Ноябрь

2018 г.

Создание сенсорного

центра развития на

игровой площадке

Совместный проект

“Умные игрушки”

Январь

2019 г.

Изготовление

атрибутики для игр по

сенсорному развитию

Мастер-класс «Игры

и упражнения,

способствующие

сенсорному

развитию и

воспитанию»

Апрель

2019 г.

Оформление

фотовыставки

«С интересом мы

играем и сенсорику

развиваем»

Методическая

работа

Октябрь-

ноябрь

2018 г.

Изучение методической

литературы:

1. Губанова Н. Ф.

Развитие игровой

деятельности. Система

работы в первой

младшей группе

детского сада. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008.

2. Высокова Т. П.

«Сенсомоторное

развитие детей раннего

возраста». – Волгоград,

2011.

3. Михайленко Н. Я.,

Короткова Н. А. Как

играть с ребёнком. – М.:

Обруч, 2012.

4. Пилюгина Э. Г.

«Сенсорные

способности малыша» -

М.: «Мозаика-Синтез»,

2003.

5. Янушко Е. А.

«Сенсорное развитие

детей раннего

возраста

».-

Мозаика-

синтез, 2013.

Декабрь

2018 г.

Анализ методической

информации

Изготовление

картотеки

дидактических игр

Октябрь

2018 г.

Публикация

«Сенсорное развитие

детей раннего

возраста»

Выступление на МО

«Сенсорное развитие

у детей раннего

возраста средствами

дидактических игр»



В раздел образования




Яндекс.Метрика