Напоминание

Программа по Фортепиано


Автор: Непорядкина Ольга Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: слобода Большая Мартыновка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по Фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Мартыновского района

ФОРТЕПИАНО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПО.01.УП.03

2014 год

1

«Рассмотрено» «Утверждаю»

Методическим советом Директор

Муниципального бюджетного Муниципального бюджетного

образовательного учреждения образовательного учреждения

дополнительного образования детей дополнительного образования

детей

«Детская школа искусств» «Детская школа искусств»

Мартыновского района Мартыновского района

________________________ ______________Г.Н.Мишарина

_____________________________

Разработчик: Евсенева Елена Георгиевна

преподаватель

Рецензент:_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рецензент:_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2

Содержание

№ п.п.

Наименование раздела стр.

1.

Пояснительная записка

4

3.

Цели и задачи учебного предмета

5

4.

Требования к уровню подготовки учащихся:

6

5.

Учебный план.

Самостоятельная работа

Недельная нагрузка Трудоёмкость в часах

8

6.

Годовые требования по классам

9

7.

Контроль над успеваемостью и оценка знаний

Критерии оценок для итоговой аттестации

14

8.

Ожидаемые результаты освоения программы

15

9.

Условия для реализации программы

17

10.

Примерные репертуарные списки

17

11.

Список используемой и рекомендованной литературы 23

1. Пояснительная записка.

Учебная программа «Фортепиано» для учащихся 4–8 классов разработана на

основе

Федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты»

3

Обучение

учащихся

игре

на

фортепиано

является

одним

из

важных

направлений образовательной деятельности.

Современная

музыкальная

педагогика

должна

учитывать

большую

загруженность учеников в общеобразовательных школах, а также их желание

наряду

с

занятиями

в

музыкальной

школе

посещать

танцевальные

студии,

спортивные

секции,

осваивать

иностранные

языки

и

т.д.

Преподаватели

должны,

учитывая

все

эти

обстоятельства,

находить

эффективные

формы

работы, направленные на то, чтобы уроки по учебному предмету «Фортепиано»

проходили качественно и с максимальной пользой для ученика.

Репертуарный список данной программы дополнен новыми сборниками, что

позволит расширить и разнообразить репертуар учеников.

Настоящая

программа

ориентирована

на

воспитание

профессионализма,

творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся и

является частью предметной области «Инструментальное исполнительство».

«Фортепиано», как обязательный учебный предмет, должен проводиться в

области музыкального искусства «Народные инструменты».

Направленность программы - развитие у учеников навыков, практически

необходимых любому музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с

листа, игре ансамблем и аккомпанементов.

Не следует требовать выучивания всех произведений наизусть, лучше больше

уделить

времени

знакомству

с

более

широким

кругом

музыкальных

произведений.

Нельзя не учитывать трудности, с которыми столкнется преподаватель и ученик

на

уроках

фортепиано

на

народном

отделении.

На

этот

учебный

предмет

отводится по 0,5(4-6кл.) 1 час (в 8 кл.) в неделю. В основном ребята, для

которых основным инструментом является баян, гитара и др. не имеют дома

фортепиано. Поэтому в работе с ними надо исходить из того, что они видят

фортепианную клавиатуру раз в неделю. Преподаватель должен посоветовать

ученику приходить в свободное время в музыкальную школу и заниматься

4

самоподготовкой. Для этого нужно давать учащимся конкретные, понятные

задания, чтобы они не боялись выполнять их самостоятельно.

Перед

учениками

возникают

определенные

трудности.

Фортепиано

очень

отличается от тех инструментов, на которых они занимаются по специальности:

большая клавиатура с множеством белых и черных клавиш, несколько октав,

игра сразу двумя руками, педализация, особенности аппликатуры и т.д. Все это

на

первых

порах

немного

пугает

ученика.

Преподаватель

должен

заинтересовать его, раскрыть возможности этого многогранного инструмента.

Большое значение имеет распределение времени на уроке. Нельзя загружать

ученика сразу чрезмерным количеством заданий. С другой стороны, урок надо

проводить очень организованно, с максимально возможной пользой и отдачей.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок,

проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а

также

игра

в

ансамбле,

концертные

выступления

/конкурсы,

фестивали,

внутришкольные концерты.

Форма занятий – индивидуальная.

3. Цели и задачи учебного предмета

Курс «Фортепиано» для учащихся народного отделения играет важную роль в

процессе обучения. Цель курса – развить у ребят навыки

игры

на

фортепиано

и

оказать

им

помощь

в

усвоении

музыкально-

теоретических дисциплин

В

течение

срока

обучения

работа

по

предмету

«Фортепиано»

ведётся

в

следующих направлениях:

- приспособление к инструменту;

- освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов

звукоизвлечения;

5

-

изучение

различных

по

стилю

и

характеру

музыкальных

произведений,

подобранных

с

учётом

индивидуальных

возможностей

и

способностей

учащихся;

- развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся

- создание условий для развивающего обучения

-

развитие

общей

музыкальной

грамотности

ученика

и

расширение

его

музыкального кругозора

-

оптимизация

обучения

-

помочь

любому

ребёнку,

независимо

от

его

природных

данных,

выразить

себя

в

музыке,

ощутить

радость

творчества,

разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую

щадящую

форму

контроля,

через

воспитание

интереса

к

домашнему

музицированию и открытым выступлениям;

- наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано

-

стимулирование

музыкальных

интере сов

учеников,

р а з в и т и е

самостоятельности мышления и творческой инициативы;

- создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить

«радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».

В репертуарных списках учебной программы «Фортепиано» представлены все

разделы работы для каждого класса: этюды, полифония, пьесы, крупная форма,

ансамбли,

охватывающие

разнохарактерные

музыкальные

произведения

зарубежной и русской классики и современных композиторов.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

Игра на музыкальном инструменте

В

процессе

обучения

игре

на

фортепиано

перед

учеником

надо

поставить

следующие задачи:

знание

инструментальных

и

художественных

особенностей

и

возможностей фортепиано;

6

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений,

написанных

для

фортепиано

зарубежными

и

отечественными композиторами;

– владение основными видами фортепианной техники, использование

художественно

оправданных

технических

приемов,

позволяющих

создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Техническое развитие

Ученику, учащемуся в классе фортепиано необходимо получить определенные

профессиональные навыки, которые нужно планомерно развивать. Для этого

наряду с прохождением произведений различных жанров и стилей надо изучать

гаммы, арпеджио, различные упражнения и этюды. К техническому развитию

надо

подходить

индивидуально

,

но

желательно

определить

общие

задачи:

вырабатывание

ощущения

клавиатуры

для

правильного

звукоизвлечения,

развитие

координации

посредством

специальных

упражнений,

освоение

тональностей и простейших гармонических последовательностей в различных

тональностях. Для учеников, у которых дома есть фортепиано, а также для тех,

кто быстро усваивает материал, технические требования можно разнообразить

и усложнить.

Чтение с листа

Чтением с листа необходимо заниматься с учеником на протяжении всего

периода обучения. Сначала надо подбирать пьесы с движением мелодии

«поступенно» или через одну – две клавиши. Постепенно рисунок мелодии

усложняется. Ученик должен хорошо освоить запись фортепианных пьес на

двух строчках, ориентироваться в диезных и бемольных тональностях,

различных ритмах. Исходя из того, что урок по фортепиано очень короткий,

7

можно задавать пьесу для чтения с листа не целиком, а периодами или фразами,

чтобы ученик имел возможность освоить различные виды фортепианной

фактуры и аккомпанемента. Читать с листа можно по сборникам, которые

используют на уроках сольфеджио (Баева – Зебряк, Калмыков – Фридкин и др.).

Позже рекомендуется подбирать пьесы из «Фортепианной игры» (ред.

Николаева), «Фортепиано 1 класс» (ред. Милича), «Сборника фортепианных

пьес, этюдов и ансамблей» (ред. Ляховицкая). В настоящее время издается

много сборников для начинающих пианистов, которые также можно

использовать для чтения с листа. Полезно играть с учеником вместе: он правой

рукой, а преподаватель левой и наоборот. В таком случае учение имеет

возможность сосредоточиться на партии одной руки, но прослушивать фактуру

в целом.

5. Учебный план

Самостоятельная работа. Недельная нагрузка. Трудоёмкость в часах.

Самостоятельная работа

Таблица 1.

Подготовка домашнего задания (самостоятельная работа)

«Народные инструменты»

по 2 часа в неделю

В

самостоятельную

работу,

кроме

подготовки домашнего задания входит:

-

посещение

учреждений

культуры

(филармония,

театры,

музеи

и

др.),

участие в творческих мероприятиях и

кул ьт у р н о

п р о с в е т и т е л ь с к а я

деятельность

Недельная нагрузка

Таблица 2.

«Народные инструменты» Срок обучения 8 лет (недельная нагрузка)

8

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Фортепиано

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Трудоёмкость в часах

Обязательная учебная нагрузка

Таблица 3.

«Народные инструменты». Срок обучения 8 лет (фортепиано)

Максимальная учебная нагрузка

429

Аудиторные занятия

99

Самостоятельная работа

330

Промежуточная аттестация

4-8 класс, второе полугодие

6. Годовые требования по классам

Учащиеся

отделения

«Народные

инструменты»

сдают

зачёт

по

фортепиано в 4-8 классах, во втором полугодии (можно в классном порядке)

На

контрольных

уроках

или

зачётах,

промежуточной

или

итоговой

аттестации исполняется 2 разнохарактерных произведения.

Общие требования по классам по учебному предмету «Фортепиано»

первый год обучения

(4 класс)

В первый год обучения вся работа направлена на ознакомление с фортепиано,

на организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков.

Ученик должен проходить параллельно с упражнениями и освоением нотной

грамоты

начальные

пьесы

из

сборников

для

фортепиано.

Произведения

подбирает преподаватель исходя из индивидуальных особенностей ученика.

Таблица 4.

9

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

Первый

год

обучения

1.Гнесина Е. Маленькие этюды:

№ 11.

2.Литовко Ю. Пастушок (канон).

1. Слонов Ю, Полька

2.Литкова

И.

«Кукла

танцует»

второй год обучения

(5 класс)

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 –

3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы, ансамбли, можно читать с листа, т.к.

ученик уже должен иметь определенные навыки игры на фортепиано.

Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру

гамм на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также

трехзначные

аккорды

в

этих

тональностях

(тоническое

трезвучие

с

обращениями) отдельными руками.

На зачете надо исполнить 2 произведения по выбору преподавателя.

Таблица 5.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

В т о р о й

г о д

обучения

1..Осокин М. Вечерняя гармония.

2. Тюрк. Песня

1.Бетховен

Л.

Сонатина

Соль-мажор, 1 часть

2.Штейбельт Д. Соч. 33.

Адажио.

Третий год обучения

(6 класс)

10

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2

– 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы (1 – 2 с элементами полифонии),

ансамбли. Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа.

Техническое развитие. Продолжать игру гамм на 2 октавы отдельными руками,

но расширить круг изучаемых тональностей. 1 – 2 гаммы освоить исполнение

двумя руками, а также играть расходящуюся гамму от одного звука (до, соль).

Играть

тоническое

трезвучие

с

обращениями

в

пройденных

тональностях

отдельными руками.

На зачете надо исполнить 2 произведения по выбору преподавателя.

Таблица 6

.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

Тр е т и й

г о д

обучения

1.Пёрселл Г. Ария ре минор.

2. Черни К. (Гермер Г.). Этюд №4

(т.1)

1.Гедике

А.

Соч.

36

Сонатина До мажор, 1

часть

2 . Ч а й к о в с к и й

П .

«Старинная

французская песенка».

четвёртый год обучения

(7 класс)

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них 2 –

3 этюда на различные виды техники, 3 – 4 разнохарактерные пьесы (1 – 2 с

элементами полифонии). Рекомендуется с 4 класса больше внимания уделять

полифоническим

пьесам

(старинные

танцы),

а

также

вводить

в

репертуар

11

небольшие по объему произведения крупной формы. Продолжать изучение

ансамблей и чтение с листа.

Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков.

Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками.

Гаммы и аккорды новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы.

Расходящиеся гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика.

Начать изучение коротких арпеджио в одной – двух тональностях отдельными

руками.

На зачете ученик должен исполнить 2 – 3 произведения. Из них обязательно 1

этюд. Одну из двуручных пьес можно заменить на ансамбль.

Таблица 7

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

Четвёртый год

обучения

1.Бах

И.С.

Менуэт-трио

соль

минор.

Черни К. (Гермер Г.). Этюд №1

(2 тетрадь)

1.Зиринг

В.

Сонатина

Соль-мажор.

2.Черни

К.

(Гермер

Г.).

Этюд №1 (2 тетрадь)

пятый год обучения

(8 класс)

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 –

3 этюда, одну полифоническую пьесу или пьесу с элементами полифонии, одно

произведение

крупной

формы,

ансамбли.

Продолжать

работу

по

чтению

с

листа.

12

Техническое

развитие.

За

год

ученик

должен

освоить

2

3

гаммы

по

следующим

требованиям:

в

параллельном

движении

двумя

руками,

в

расходящемся движении от одного звука, тоническое трезвучие с обращениями

отдельными руками. Продолжать игру гамм отдельными руками и аккордов в

новых тональностях (по выбору педагога).

На

зачете ученик должен исполнить 2 – 3 произведения, одно из них этюд.

Желательно исполнение на зачете произведения крупной формы. Основная цель

этого

зачета

показать,

насколько

ученик

освоил

инструмент

фортепиано

и

получил навыки игры на этом инструменте .

Таблица 8.

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков

П я т ы й

г о д

обучения

1. Чайковский П. «Новая кукла»

2. Черни К. (ред. Гермера). Этюд

№23 (1 т.)

1 .

Ч а й к о в с к и й

П .

«Старинная французская

песенка»

2.

Шуман

Р.

«Смелый

наездник»

7. Контроль над успеваемостью и оценка знаний

Контроль

успеваемости

учащихся

проводится

два

раза

в

год,

в

виде

контрольного

урока

или

академического

концерта

и

проходит

в

довольно

мягком режиме.

Выступление

на

конкурсах,

фестивалях

засчитывается

как

сдача

академического зачёта

13

В

результате

обучения

ученики

должны приобрести

комплекс важных

практических навыков:

- Осмысленное и быстрое разучивание музыкального текста;

- Игра в ансамбле фортепианном и смешанном;

- Подбор по слуху;

- Работа с лёгким аккомпанементом;

-Приобретение навыков чтения нот с листа;

-Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио.

Исходя

из

многолетнего

опыта

преподавателей,

работающих

на

отделении

фортепиано, можно сделать вывод, что ученик, не имеющий дома фортепиано и

занимающийся

раз

в

неделю

по

0,5

часа,

может

пройти

за

год

6

8

произведений. Сюда должны входить этюды, пьесы различные по жанрам, в том

числе – с элементами полифонии, а в более старших классах произведения

крупной формы. С большим интересом ребята работают над ансамблями, где

каждая

партия

сама

по

себе

не

сложная,

а

в

четырехручном

исполнении

произведение звучит интересно.

При переходе из класса в класс ученик должен сдать годовой зачет апреле – мае,

на

котором

он

должен

исполнить

программу,

в

соответствии

с

зачетными

требованиями по классам. Кроме этого, ученик может выступать на концертах,

классных собраниях. Пьесы, которые он там исполняет, можно учитывать в

зачет.

На

каждого

ученика

рекомендуется

завести

индивидуальный

план,

где

записывается

программа

на

год,

фиксируются

зачетные

и

концертные

выступления, выставляются оценки, отмечается выполнение плана.

Выступления на зачетах, оценки должны фиксироваться в протоколах, которые

хранятся у заведующих отделениями.

Критерии оценок при прохождении итоговой аттестации по учебному

предмету «Фортепиано»

14

«Отлично»:

-

ученик

уверенно

исполняет

программу,

владеет

исполнительской

техникой,

богатством

и

разнообразием

звуковой

палитры,

выступление

эмоциональное

и

артистичное.

«Хорошо»:

-произведения

исполняются

достаточно

уверенно,

но

с

ограниченной

исполнительской техникой и не достаточно эмоционально

«Удовлетворительно»:

- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая

динамика. Исполнение нестабильно.

«Неудовлетворительно»:

-

слабое

знание

программы

наизусть,

грубые

технические

ошибки

и

плохое

владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.

8. Ожидаемые результаты освоения программы

– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей

фортепиано;

знание

в

соответствии

с

программными

требованиями

музыкальных

произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными

композиторами;

владение

основными

видами

фортепианной

техники,

использование

художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать

художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

- воспитание у учащегося интереса к восприятию музыкального искусства,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

-

сформированный

комплекс

исполнительских

знаний,

умений

и

навыков,

позволяющий использовать

многообразные

возможности

фортепиано

для

достижения

наиболее

убедительной

интерпретации

авторского

текста,

15

самостоятельно

накапливать

репертуар

из

музыкальных

произведений

различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-

знание

в

соответствии

с

программными

требованиями

фортепианного

репертуара,

включающего

произведения

разных

стилей

и

жанров

(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,

инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

-

наличие

умений

по

чтению

с

листа

и

транспонированию

музыкальных

произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;

-

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности,

выполнению анализа исполняемых произведений, владению

различными видами техники исполнительства, использованию художественно

оправданных технических приемов;

-

навыки

по

решению

музыкально-исполнительских

задач,

обусловленные

художественным

содержанием

и

особенностями

формы,

жанра

и

стиля

музыкального произведения;

-

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

полифонического

мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

9. Условия для реализации программы

Минимальное материально-техническое обеспечение

Реализация

программы

предмета

требует

наличия

учебного

кабинета

(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.

Методическое обеспечение учебного процесса

16

Рекомендуемые

учебные

издания

-

сборники

гамм,

упражнений,

этюдов.

Художественный

материал

по

программе.

Использование

методической

и

учебной литературы, музыкальных словарей

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия,

поисковые

системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

10. Примерные репертуарные списки

Методические рекомендации

Ученики

народного

отделения

занимаются

по

фортепиано

по

тем

же

сборникам, что и на отделении специального фортепиано. Это классический

репертуар

начинающих

пианистов.

Но

надо

учесть,

что

появилось

много

сборников новых изданий, в которые введены пьесы, ранее не исполняемые.

Педагог

должен

хорошо

ориентироваться

в

традиционной

и

новой

фортепианной

литературе,

подбирать

в

репертуар

ученика

разнообразные

пьесы,

чтобы

ребенок

мог

познакомиться

с

произведениями

композиторов-

классиков, а также пьесами современных авторов. Этюды надо подбирать на

различные

виды

техники,

с

целью

наиболее

эффективного

развития

пианистических

навыков.

В

программе

дается

обновленный

репертуарный

список, по которому рекомендуется заниматься в классе общего фортепиано.

При подборе произведений нельзя забывать об индивидуальных особенностях и

возможностях ученика.

Предлагаемый репертуарный список дает возможность подбирать программу,

исходя

из

индивидуальных

особенностей

ученика

(возраст,

музыкальные

данные, наличие инструмента).

1, 2, 3 год обучения.

Этюды.

- Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав.№№1-30

17

- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. №№1-3, 7, 9-13, 15-19.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.I. Сост. С. Ляховицкая и

Л. Баренбойм (по выбору).

- Черни К. Избранные этюды (ред. Г. Гермер). Ч.I. №№1-6.

- Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№1-15.

Соч. 160. 25 легких этюдов: №№1-20

-

Школа

игры

на

фортепиано

(Фортепианная

игра)

Ред.

А.

Николаев

(по

выбору).

- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 1 класс. Киев, 1983.

Пьесы. Произведения крупной формы.

- Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и 1 классов

ДМШ. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2002.

- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие (по выбору).

Изд. Ю. Челкаускаса. Москва, 1996.

- Библиотека юного пианиста. Вып. 1. Сост. В. Натансон (по выбору).

- Библиотека юного пианиста. Тетр. 1 (под. ред. В. Катанского),Москва,2002.

- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. Изд. «Кифара»,

Москва 2002:

Рэгби;

Basso ostinato;

Оркестр приехал;

В народном духе;

Блюз I;

Блюз II.

- Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ,

В разлуке, Мазурка.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде

вальса

18

- Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.

Соч. 33. Миниатюры: Разлука.

- Маленькому пианисту. Под ред. Б. Милича (по выбору).

- Маленький пианист. Под ред. М. Соколова (по выбору).

- Первая встреча с музыкой. Под ред. А. Артоболевской (по выбору).

- Первые шаги в музыке. Под ред. Т. Сергеевой (по выбору).

- Слонов Ю. Пьесы для детей: Сказочка, Кукушка, Колыбельная.

-

Сборник

фортепианных

пьес,

этюдов

и

ансамблей.

Часть I.

Сост.

С.

Ляховицкая (по выбору).

- Сборник пьес для фортепиано ДМШ. 1-2 классы (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Н. Любомудрова). 1-2 выпуски

(по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. А. Бакулов и К. Сорокин)

Пьесы 1 класс (любые выпуски).

- Хрестоматия педагогического репертуара.1 класс (ред. В. Катанский). Москва

2002

-

Школа

игры

на

фортепиано.

(Фортепианная

игра)

Ред.

А.

Николаев

(по

выбору).

- Школа. Самоучитель игры на фортепиано:

Кукла (чилийская народная песня);

Петушок (немецкая народная песня);

Ку-ку (кубинская народная песня);

П. Хил. С днем рождения.

Ансамбли.

- Ансамбли. 1-3 классы детской музыкальной школы (Ред. В. Григоренко).

Москва 1994.

- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. Ю.

Челкаускаса. Москва 1996

19

Т. Хренников. Токкатина.

В. Калинников. Киска.

М. Глинка. Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин»)

-

Сборник

фортепианных

пьес,

этюдов

и

ансамблей.

Часть

1,

2.

Сост.

С.

Ляховицкая. (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара. 1 класс. Сост. Н. Любомудрова (по

выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин. 1

класс. (по выбору).

4-5 год обучения.

Этюды.

- Лак Т. Соч. 172. Этюды №№5, 6, 8.

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4, 5, 9, 11, 12,

15, 16, 20-23.

- Лешгорн А. Соч. 65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).

- Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч. I – по

выбору.

Пьесы.

- Вилла-Лобок Э. Избранные нетрудные пьесы (по выбору).

- Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.

-

Гречанинов

А.

Соч.

118,

Восточный

напев.

Соч.

123,

Бусинки,

Грустная

песенка.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Токкатина. Соч. 39. Клоуны.

- Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.

- Майкапар С. Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла. Соч. 28. Бирюльки: Эхо в

горах, Весною.

20

- Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни: Песня, Полька. До мажор.

- Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный

день, Американская народная песня.

- Фрид Г. Семь пьес: «С Новым годом!», Весенняя песенка.

- Хачатурян А. Андантино.

- Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая

кукла, Мазурка и др.

- Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый

крестьянин.

- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. I 3-4 кл. Сост.

и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина. По выбору.

Произведения крупной формы.

- Андре А. Соч. 34. Сонатина №5 Фа мажор, ч. I.

- Беркович И. Сонатина До мажор.

- Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1.

- Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.

- Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор.

- Диабелли А. Соч. 151. Сонатина №1. Рондо.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Сонатина Ля минор.

- Клементи М. Соч. 36. Сонатина До мажор ч. 2, 3. Сонатина Соль мажор ч. 1, 2.

- Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 55, №1. Сонатина До мажор, ч. 1, 2.

- Мелартин Э. Сонатина Соль минор.

- Моцарт Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1, 2.

- Раков Н. Сонатина До мажор.

- Чимароза Д. Сонатина Ре минор.

Полифонические произведения.

21

- Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах. Менуэт №3 До минор, Менуэт №12 Соль

мажор, Марш №16, Полонез №19.

- Избранные произведения композиторов XVI,

XVII,

XVIII, начала XIX веков.

Вып. 2 под ред. Н. Кувшинникова. По выбору.

- Обработки народных песен.

Ансамбли.

Произведения по выбору из сборников:

- Библиотека юного пианиста. Избранные ансамбли. Вып. 1. Сост. Натансон М.

- Библиотека юного пианиста. Пьесы на народные темы для фортепиано в 4

руки.

-

Играем

вдвоем.

Ансамбли

для

фортепиано

в

4

руки.

Вып.

1.

Сост.

А.

Борзенков.

-

Калинка.

Альбом

начинающего

пианиста.

Вып.

2.

Сост.

А.

Бакулов,

К.

Сорокин.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Младшие и средние классы. Сост.С.

Диденко

11. Список используемой литературы

- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1971.

- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-

пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Российское

музыкальное издательство. 1996.

- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы в

инструментальных

классах

детских

музыкальных

школ

(музыкальных

отделений школ искусств). М. 1991.

22

- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 классы ДМШ. Киев. 1977.

- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1961.

- Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств). Музыкальный

инструмент (фортепиано). М. 1988.

- Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ

искусств). М. 1991.

- Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Часть I. Пед. репертуар

для

начинающих

пианистов

(методическая

разработка

для

преподавателей

ДМШ и муз. училищ). М. 1988.

- Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М. 1997.

- Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано.

М. 1990.

- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1959.

Список рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов.

Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / М., Российское

музыкальное издательство, 1996

Бах

И.

С.

Маленькие

прелюдии

и

фуги

для

ф-но.

Под

ред.

И.Браудо

/ СПб,

Композитор, 1997

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / М., Музыка, 2012

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) / М., Музыка, 1998

Беренс Г. Этюды / М., Музыка, 2008

Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но / М., Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1.

Сост. Ю. Курганов / М., Музыка, 1991

23

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1. Учебно-метод.

пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

Ветлугина Н. Музыкальный букварь / М., Музыка, 1987

Гайдн И. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков / М., Музыка,

1993

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Н. Ширинская / М., Музыка, 2006

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 / М., Музыка, 1998

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2 / М., Музыка, 2011

Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.6. Учебно-метод. Пособие.

Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

Казановский

Е.

Дюжина

джазовых

крохотулечек.

Учеб.

Пособие

/

СПб, Союз

художников, 2008

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 / М., Музыка, 2003

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. / М., Музыка, 2010

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 / М., Музыка, 1999

Лещинская И. Малыш за роялем / М., Кифара, 1994

Металлиди Ж. Дом с колокольчиком / СПб, Композитор, 1994

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки / СПб, Композитор, 1999

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл / М., Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл / М., Кифара, 2001

Музицирование для детей и взрослых, вып.2. Учебное пособие. Сост. Ю. Барахтин

/ Н., Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып.2, издание 4. Сост. К. Сорокина / М.,

Современный композитор, 1986

Музыкальная

азбука

для

самых

маленьких.

Учебно-метод.

пособие.

Сост. Н.

Горошко / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-метод.

пособие. Сост. О. Гавриш, С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

Музыкальный альбом для фортепиано. Вып.1. Сост. А. Руббах / М., Музыка, 1972

24

Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. Сост. А. Руббах, В. Малинникова

/ М.,

Советский композитор, 1973

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но. Сост. К.

Сорокин / М., Музыка, 1976

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл / М., Музыка,

1974

Путешествие в мир музыки. Уч. Пособие. Сост. О. Бахлацкая /

М., Советский

композитор, 1990

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка. Ред. Ю. Холопова / М.,

Музыка, 1996

Свиридов Г. Альбом пьес для детей / М., Советский композитор, 1973

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради3,6,9,11 / М., Музыка, 1993

Таривердиев М. Настроения. 24 простые пьесы для фортепиано. / М., Классика XXI

век, 2002

Фортепианная игра. 1,2 кл. ДМШ. Учеб. Пособие. Сост. В. Натансон, Л. Рощина /

М., Музыка, 1988

Фортепианные циклы для ДМШ / СПБ, Композитор, 1997

Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М.,

Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но. 2 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М.,

Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но. 3 кл. ДМШ. Учебник. Сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А.

Туманян, редактор С. Диденко / М., Музыка, 1983

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ / СПб, Северный олень,

1994

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1,2 тетр. / М., Советский композитор, 1973

Шитте А. 25 маленьких этюдов. Соч.108. 25 легких этюдов. Соч.160 / М., Музыка,

1998

25

Школа игры на ф-но. Учебник. Сост. А. Николаев, В. Натансон / М., Музыка, 2011

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Юному музыканту-пианисту. 5 кл. Хрестоматия для уч-ся ДМШ. Учебно-метод.

Пособие. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд.3-е / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

2. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд / М., Музыка, 1978

Баренбойм Л. Путь к музицированию. 2-е изд / Л., Советский композитор, 1979

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве / М., Музыка,

1966

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / М.,

Музыка, 1961

Корто А. О фортепианном искусстве / М., Музыка, 1965

Маккинон Л. Игра наизусть / Л., Советский композитор, 1967

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора / М., Музыка, 1963

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд / М., Музыка, 1987

Петрушин В. Музыкальная психология / М., Музыка, 1997

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом / М., Музыка,

1997

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974

Шуман Р. О музыке и о музыкантах / М., Музыка, 1973

Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / М., Музыка, 1959

26



В раздел образования




Яндекс.Метрика