Напоминание

"Фортепианный звук.Туше"


Автор: Шабаева Анна Ивановна
Должность: Преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано
Учебное заведение: МБО ДО
Населённый пункт: г. Чистополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фортепианный звук.Туше"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Детская школа искусств им. С.Губайдулиной»

Чистопольского муниципального района РТ

Методическая работа на тему:

«Фортепианный звук. Туше»

Выполнила:

преподаватель высшей квалификационной

категории по классу фортепиано

Шабаева Анна Ивановна

г. Чистополь, 2017 г.

Методическая работа преподавателя

Шабаевой Анны Ивановны

с показом произведений.

Тема урока: « Фортепианный звук. Туше».

Туше

-

это

взаимодействие

пальца

(т.е.

подушечки)

с

клавишей,

определяется положением пальца по отношению к клавише: скоростью его

движения, массой, глубиной нажатия и другие факторы.

По

мнению

большинства

пианистов,

туше

зависит

от

индивидуальных особенностей: качество

характер звучания инструмента

(сухое,

жесткое,

мягкое,

певучее)

и

считают,

звучание

фортепиано

не

поддается тембровым изменениям и зависит от силы удара.

В

природе

фортепиано

присутствует

ударность,

как

изначальная

основа

рождения звука - стук молоточка о струну.

Посредством клавиши пианист определяет рождение звука, а затем

происходит механическое прекращение звучания. Извлеченный звук обладает

свойством

постепенного

затухания,

а

длительность

его

кончается

одновременно со снятием пальца с клавиши.

Великие пианисты (Ф.Лист, Арт. Рубинштейн, Ф.Шопен, Бузони и другие

относили

туше

к

педализации

к

высшим

проявлениям

фортепианного

технизма.

В отличие от игры на ударных инструментах, когда пальцы исполнителя

касаются

струн,

здесь

нажим

и

вибрация

влияют

на

продолжительность

звука, то на фортепиано звуком управлять уже невозможно. В этом специфика

фортепианного музицирования.

Следовательно исполнитель может только предвидеть динамику,

качество, тембр звука путем особого приспособления движений пальца, руки,

локтевого и плечевого аппарата.

Воображение

диктует

пианисту

направление

и

характер

поисков,

связанных с туше.

Мысленное представление - основа рождения звука.

«Больше думать, а не играть. Думать - значит играть мысленно» -

говорил Арт. Рубинштейн.

Качество

звук

-

это

выражение

художественного

начала

в

пианистическом

искусстве.

Звук

-

это

не

цель,

а

средство

достижения

художественного результата.

Значит туше - это способ воспроизведения и владения звуками как

арсеналом выразительных средств, при этом движения рук, а также особая

посадка за инструментом, должны быть строго целесообразны в соответствии

с

характером

исполняемой

музыки.

Например,

играя

произведения

Баха,

необходимо строгость и достоинство всех внешних атрибутов поведения за

инструментом, т.к. чрезмерное раскачивание корпуса, размашистые движения

рук, невольно будут дробить масштаб философской протяженности фразы,

мешать воплощению авторских идей.

Главное оружие всего арсенала технических средств это хорошо или,

точнее организованная рука, где каждый палец, образно говоря, является

индивидуальностью,

а

все

вместе

представляют

творческий

коллектив

единомышленников,

управляемой

логикой,

воображением,

необходимо

помнить,

что

туше

осуществляется

посредством

пальцевой

артикуляции,

которая в свою очередь реализуется при помощи штрихов, так например, в

основе венских классиков лежит общий принцип мышления, особенно у

романтиков

– belcanto – прекрасное пение. Отсюда и различие и способ

звукоизвления. В 1- м случае - закругленные «подушечки» каждого пальца, во

2-м – более плоскими с целью протяженного, льющего звука.

1-й способ – более округлого – собранная рука.

2-й способ – особенно у романтиков, распластано – парящее

движение.

И самое главное научить ученика слушать, что он играет.

Великий пианист и педагог Игумнов считал, что тренировать ухо

гораздо сложнее, чем пальцы.

Лиги. Рука исполняемая лигу, должна предвосхитить и почувствовать

атаку на начало новой лиги, неуловимое движение, легкий акцент, именно

акцент является одним из главных элементов в артикуляционно- ритмической

структуре.

Разнообразие звука – это нюансировка, при этом следует иметь, что

piano требует более четкого пальцевого осязания клавиатуры, нежели forte,

здесь более активнее включаются: кисть, локтевой и плечевой аппарат.

Разумеется при forte пальцевая артикуляция также необходима.

Сложной ступенью пианистического мастерства является

полифоничность туше, т.е. умение иными способами исполнять различные

голоса или элементы фактуры в одном уровне динамики.

Полифония – это букет равноправных голосов, каждый из которых

подчиняется своим собственным законом развития музыкальной фразы.

Каждый голос совершает свое динамическое «действие», например, в одном

звучании одновременно – один голос играет cresc., другой - dim., а третий

пребывает в состоянии динамической «анемии».

Все это конечно требует большого пианистического мастерства,

которым потряс слушателей Г.Гульд. Полифоничность в гомофонной музыке

– это развитие голосов по горизонтали и соответственно требует тембровое

различие исполнения.

Многие выдающиеся пианисты прошлого утверждали: быстро играть

– быстро думать. Продолжая эту мысль добавим: быстро думать – быстро

предвосхищать, быстро приспосабливаться пианистически к тому, что уже

предопределенно внутренним слухом.

И в заключении – следовательно, не играй быстрее и громче, чем

можешь. Думай и анализируй. Слушай и предвосхищай. Действуй

осмысленно и последовательно. Ориентируйся в первую очередь на слух.

Четкое соблюдение этих простейших правил в повседневной работе повысит

воплощение задуманного.

Исполнение приемов «Туше» было показано на произведениях:

Ф.Э.Бах – «Сольфеджио»

И.Парфенов – «Черемуха над водой»

Исполняла ученица 5-го класса Хуснуллина Дина.

Использованная литература:

1.

Е.Либерман «Творческая работа пианиста»

2.

Б.Печерский «Страсти по пианизму»



В раздел образования




Яндекс.Метрика