Напоминание

Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении профессионального модуля


Автор: Матвеева Эльза Хайдаровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж
Населённый пункт: г. Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении профессионального модуля
Дата публикации: 06.09.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Нефтекамский машиностроительный колледж

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Всероссийского конкурса методических разработок

«Современный урок в условиях реализации ФГОС»

ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности сту-

дентов при изучении профессионального модуля»

Номинация:

Статья из опыта работы

Автор: Матвеева Эльза Хайдаровна

Должность: методист

Актуальность активизации самостоятельной познавательной деятельности студента

обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов на

основе средств обучения. При решении проблемы активизации познавательной деятельности

выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллель-

ным ознакомлением и обучением студентов методам познания, вооружения их методами

самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания в предмет-

ной области.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании самостоятельной

познавательной деятельности студента сопровождающая педагогический процесс, обеспечи -

вающего эффективное развитие компетенций студентов и совокупности коммуникативных

умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной

к продуктивному общению и успешной самореализации в профессиональной деятельности.

Концептуальная основа опыта определяется принципом, описанным А. Дистервегом:

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам

их находил, самодеятельно ими овладевал», и проявляется включением в процесс обучения

активной самостоятельной познавательной деятельности студента с целью его успешной со-

циализации.

Признавая важность результатов имеющихся исследований различных аспектов фор-

мирования познавательной деятельности студентов следует отметить, что проблема активиза-

ции данного вида деятельности является до конца не решенной.

Общеизвестно, что обучение является сложным дидактическим и психологическим

процессом, обусловленным рядом противоречий между:

- практическими запросами современного общества, нуждающегося в активных, ини-

циативных специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, и сформирован-

ным уровнем познавательной активности студентов;

- активация познавательной деятельности студентов при изучении профессионального

модуля и недостаточной теоретической и практической исследованностью данного средства.

Как показывает моя многолетняя практика, одним из условий является деятельность

преподавателя по развитию у студентов универсальных учебных действий познавательной

направленности.

Результативность самостоятельной познавательной деятельности зависит от того, ка-

кую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью занимает

студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при

применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение

профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельности

формы обучения студентов.

2

В своей педагогической деятельности я применяю различные способы активизации

самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении профессиональных

модулей.

Моя деятельность производится по следующим направлениям:

- использование современных педагогических технологий в методике преподавания

профессиональных модулей и учебных дисциплин

- воспитание творческого потенциала студентов

- создание условий для развития творческих способностей.

Современный уровень обучения требует от преподавателя не только научности и

компетентности в изложении любого раздела дисциплины или профессионального модуля,

но и развития творческой мыслительной активности студентов.

Как заинтересовать студентов, чтобы появилось желание учиться? Я ищу различные

способы «оживления» занятий, привлечения студентов к активной работе. Добиться этого

можно с помощью нестандартных форм обучения: деловой игры, метода проектов, анализа

ситуаций, проведения дискуссий, дебатов и т.д.

Изучая по различным источникам последние достижения педагогической науки и

практики, я отбираю для себя наиболее ценное и значимое, способствующее реализации

главной цели образования – формированию готовности ученика к саморазвитию. В своей пе-

дагогической деятельности использую образовательные технологии, которые служат разви-

тию познавательного интереса, дают возможность иллюстративного, наглядного представле-

ния материала, позволяют наиболее эффективно организовать проверку знаний, способству-

ют

реализации

индивидуализации

и

дифференциации

обучения.

На

уроках

использую

мультимедийные издания и презентации. Используя в своей педагогической деятельности не -

традиционные формы уроков (урок - игра, урок - пресс-конференция и т.д.), развиваю у сту-

дентов уверенность в своих силах, ощущения того, что они могут справиться с решением лю-

бой задачи, предоставляет право искать себя как на занятии, так и во внеурочной деятельно -

сти. С целью подготовки, студентов к итоговой аттестации по информатике я разработала

контрольно – измерительные материалы, диагностико-тренировочные тесты для систематиза-

ции знаний студентов.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО большое внимание уделяется самостоя -

тельной работе при проведении практических и лабораторных занятий.

Практическая работа ставит целью формирование практических умений и начальных

навыков выполнения технологических расчётов, пользования нормативной документацией,

необходимой для составления технологических карт по приготовлению блюд.

Например, задание на выполнение практической работы по МДК04.01 звучит так: рас -

считать количество сырья и количество продуктов на расчётное количество порций для при -

3

готовления мучных изделий, если на производстве имеется определенное количество соот-

ветствующего сырья. При выполнении задания студенты самостоятельно решают произ -

водственную ситуацию, используя нормативную документацию.

По изученной теме каждый студент составляет, например, кроссворд (возможен кросс-

ворд с ключевым словом) или логико-смысловую модель. А затем продукт этой работы ис-

пользуется на этапе закрепления теоретического материала при выполнении лабораторной

работы.

Лабораторная работа ставит целью формирование умений и навыков приготовления

мучных изделий.

Для успешного выполнения работы у студентов имеются подробные методические ре-

комендации по выполнению ЛПР.

Необходимо отметить важную роль практических и лабораторных занятий в формиро-

вании общих и профессиональных компетенций студентов (ОК 1, 2, 3, 6, 9, ПК 4.4-4.4).

Такой вид деятельности способствует формированию способности студентов оцени-

вать свою и чужую деятельность, развивает здоровое чувство соперничества, способствует

активизации деятельности на учебном занятии и создаёт атмосферу психологического ком-

форта, чувства удовлетворённости результатами своей деятельности.

При изучении объёмного теоретического материала по МКД.04.01 группа делится на

микро группы, каждая из которых составляет кластер по своему индивидуальному заданию

согласно теме занятия. Затем в микро группах выбирается студент, который представляет

4

кластер своей микро группы. Оценка выступления выставляется каждой микро группой и са-

мим выступающим. А затем в конце учебного занятия подводятся общие итоги.

Такой вид деятельности развивает у студентов умение работать в группе, выступать

перед аудиторией, оценивать свою и чужую деятельность, брать на себя ответственность за

работу команды ОК 6, ОК7).

Для закрепления изученного материала я использую активные методы обучения. Од-

ним из методов может быть, например, деловая игра или КВН.

В игре я распределяю роли, позволяющие студентам погрузиться в функциональные

обязанности сотрудников общественного питания.

Данная форма занятия студентам нравится, так как развивает необходимые профес -

сиональные компетенции с помощью «погружения» в профессиональную деятельность, со-

здание реальных производственных ситуаций, требующих немедленного решения; побуждает

к приобретению базовых знаний по нескольким смежным дисциплинам (организация произ -

водства, организация обслуживания, бухучёт, контроль качества, микробиология); развивает

творческую мыслительную активность.

Кроме того, по темам предусмотрены дополнительные творческие задания: изучать

актуальные направления в области технологии питания, снятие видеоролик, изготовление

альбомов с фотографиями блюд.

5

В ходе выполнения таких работ, студенты демонстрируют увлечённость, профессио -

нальную заинтересованность в изучаемых проблемах. Многие грамотно, аргументировано,

творчески представляют свои работы, выражая желание и уверенность в необходимости про -

должения исследования в процессе дальнейшего обучения в вузе или по месту работы.

Развитию творческих способностей студентов способствуют ежегодно проводимые в

колледже декадников предметно-цикловых комиссий. В 2016 году я в неделю декадника про-

вела открытое мероприятие «Один день на производстве». Каждый участник мероприятия

должен обыграть производственную ситуацию на предприятии общественного питания.

Со студентами мы провели презентацию изделий. Для этого группа была разделена на

команды. Команды самостоятельно выбрали изделие, произвели расчет сырья, приготовили

изделие, а затем провели презентацию перед гостями и другими командами.

Свои способности студенты проявляют при проведении мероприятий под моим руко-

водством на мероприятиях различного уровня: внутриколледжных (День открытых дверей);

групповых, межгрупповых. Это повышает интерес к выбранной профессии, специальности

(ОК 1).

В целях развития творческих способностей студентов мною проведен конкурс профес-

сионального мастерства. По итогам первого теоретического этапа, победители получили за -

дание разработать технологическую карту изделия. Затем конкурсанты согласно приготов-

ленной ими карте готовилось изделие. Проводился бракераж и представление.

6

Регулярно я со студентами участвую во всероссийских дистанционных олимпиадах и

конкурсах по преподаваемым мною учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

Так для конкурса «Бисквит» студенты под моим руководством готовили презентацию,

эссе или сочинение. По итогам конкурса студенты заняли призовые места и получили дипло-

мы.

В результате студенты получают опыт анализировать полученную информацию, си-

стематизировать её, делать выводы и применять полученные знания и умения на практике

(формирование

ОК

1,2,3,4,6,7,8).

Таким

образом,

больше

всего

развиваются

творческие

способности студентов.

Сейчас одним из средств формирования востребованных качеств личности студентов

также является организация исследовательской деятельности, что имеет важное значение для

формирования у студентов следующих ОК:

- организовывать собственную деятельность выбирать методы и способы выполнения

задач, оценивать их эффективность;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ -

ственность;

- осуществлять поиск и использование необходимой информации, необходимой для

эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития;

7

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с ис-

пользованием информационно-коммуникационных технологий.

Я использую элементы исследовательской деятельности при организации учебной

и воспитательной деятельности (подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций

к занятиям). В процессе выполнения исследований студенты учатся:

- производить подбор необходимой специальной, научной и учебной литературы;

- собирать фактический материал;

- проводить обработку, анализ и использование информации;

- применять свои знания при решении конкретных задач;

- оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-

исследовательской работы, компьютерной презентации с соблюдением определённой струк-

туры и требований к оформлению.

Для исследовательской деятельности, и педагог должен обладать определёнными

компетенциями:

- сам быть творческой личностью;

- постоянно заниматься самообразованием;

- иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;

- уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности

студента;

- уметь налаживать деловые формы в общении со студентами.

Я стремлюсь систематически повышать свой уровень как педагог и наставник.

Так, со студенткой Гумеровой Алсу мы решили проанализировать проблему «Как про-

длить жизнь хлебу». Студентка под моим руководством выполнила исследовательскую рабо-

ту и приняла участие в городской научно-практической конференции. Со второй студенткой,

Чулаковой Зилей, мы исследовали тему «Блокадное меню». Данное исследование мы посвя-

тили 70 летию обеды в Великой Отечественной войне. К конференции в 2016 году, посвящен-

ную году Российского кино, мы исследовали, и студентка выступила с темой «Здоровое пита -

ние в кинотеатрах. Конец эпохи попкорна».

8

Студентки со своими исследованиями выступили на городских научно-практических

конференциях.

Творческая работа педагога проецируется на успехи и достижения его студентов:

в 2014 году студентка Минкаева Илюза разработала творческий проект на основе ин-

новационных технологий Дидактического дизайна (по В.Э.Штейнбергу) «Блюда башкирской

кухни»;

в 2015 году студентка Кузнецова Ольга участвовала в республиканской олимпиаде в г.

Уфа;

в 2016 году студентка Гумерова Алсу заняла 3 место в республиканской олимпиаде

профессионального мастерства в г. Бирск.

В этих результатах есть доля и моего вклада, как наставника.

Творческой деятельности студентов всегда присуща исследовательская направлен-

ность, которая наиболее полно раскрывается при написании курсовой работы.

Тематика исследовательских работ позволяет студентам:

9

- овладеть знаниями, выходящими за рамки учебной программы;

- почувствовать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- научиться методам и приёмам научного исследования;

- выработать умения работать с первоисточниками;

- анализировать результаты работы и делать необходимые выводы;

- стать пропагандистом в значимой для себя области знаний.

Систематическое обновление тематики курсовой работы позволяет исключить списы -

вание учебного материала у студентов предыдущих курсов.

Также выдаю темы для работы, связанные с деятельностью предприятия, на котором

они проходили практику или посвящённые обобщению опыта работы за время учёбы в кол -

ледже.

Студенты,

будущие

технологи,

составляют

новые

рецептуры

блюд,

варианты

их

оформления и подачи, которые потом презентуют.

Прекрасной возможностью показать свои знания, мастерство, готовность к самостоя -

тельной трудовой деятельности является участие в олимпиадах различных уровней.

Заключение

Таким образом, применение различных форм организаций аудиторной и внеаудитор-

ной деятельности студентов позволяет формировать успешного, компетентного специалиста

сферы общественного питания, активного, целеустремлённого, креативного, востребованно -

го на рынке труда.

Роль педагога в этом процессе - роль тьютора, наставника, и от того, насколько компе-

тентен преподаватель, насколько он сам креативен, успешен, мобилен зависит и результат

этого творческого сотрудничества между педагогом и обучающимся. Стараться «заразить»

студентов своей энергетикой, привить им желание постоянного саморазвития, творческого

поиска, карьерного продвижения – в этом я вижу сегодня задачу педагога системы профес -

сионального образования.

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика