Автор: Прозоровская Людмила Викторовна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №40
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проектная деятельность учащихся 9-х классов в предметной области физическая культура.
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность учащихся 9-х классов в предметной области
физическая культура.
Федеральные государственные стандарты нового поколения основного общего
образования предполагают проектную деятельность, как обязательный допуск к
итоговой аттестации. Проектная деятельность в образовании направлена на
формирование у учащихся основных образовательных и социальных компетенций. В
основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания, анализировать и применять их.
Учащиеся самостоятельно выбирают предмет, по которому они планируют писать
проект. Как правило, выбирают не только предмет, но и учителя, который сможет:
- грамотно направить учащегося для выполнения социально значимого и
аргументированно актуального проекта;
- дать возможность учащимся максимально проявить свои исследовательские
качества, освятить ту тему и ту проблему, которая наиболее важна и актуальна для
их возраста;
- продемонстрировать свои достижения и успехи в избранном виде спорта контексте
агитации к повышению интереса к теме проекта (занятия физической культурой с
целью сохранения и укрепления здоровья, занятия спортом с целью достижения
максимально возможных результатов).
Этапы работы над проектом:
1.
Правильно сформулировать тему проекта, обозначить период выполнения;
2.
Определить цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу;
3.
Собрать теоретический материал по интересующей теме;
4.
Определить методы исследования;
5.
Сбор, систематизация и оформление полученных результатов;
6.
Выводы.
В 2017-2018, 2018-2019 учебном году были защищены 6 проектов. Темы проектов
выбраны по трем направлениям:
- Здоровый образ жизни. Это тема, которая может быть рассмотрена с точки зрения
влияния на здоровье ребенка негативных факторов окружающей и социальной
среды, перегрузки учебного режима. Эта тема всегда актуальна, так как организм
ребенка любого возраста подвергается воздействию многих негативных факторов. В
проектах учащиеся предлагают решение проблемы снижения уровня двигательной
активности, за счет занятий физическими упражнениями, спортивными и
подвижными играми, в соответствии с возрастными и физиологическими
особенностями детей. С целью агитации здорового образа жизни разрабатывают
памятки для своих одноклассников. Одна из тем, которая в настоящее время
чрезвычайно актуальна – это энергетические напитки. Их отрицательное влияние на
организм не только ребенка, но и взрослого человека были наглядно и научно
обоснованно доказаны в проекте одного из учащихся.
ПАМЯТКА ЗОЖ
– ежедневно делать зарядку;
– вовремя и правильно питаться;
– планировать свой день;
– вовремя ложиться спать;
– следить за личной гигиеной;
- главное определить время тренировок и делать их регулярно
.
- Спорт. Учащиеся, которые занимаются спортом, в проектах рассказывают о своем
виде спорта и о своих успехах. История возникновения, развития, известные
спортсмены – Олимпийцы, влияние занятий на организм, социальная функция
спорта (ребенок находит друзей, приобретает навыки самостоятельности,
становится целеустремленным, находится в обществе без вредных привычек).
Анализ данных опроса учащихся школы позволяет определить процентное
соотношение детей, которые занимаются каким-либо видом спорта и тех, кто не
знаком со спортом.
- ГТО. Учащиеся в проектах проводят анализ возрастных особенностей развития
физических качеств, разрабатывают комплексы упражнений для развития качеств с
целью успешной сдачи нормативов ГТО. Анализируют результаты сдачи ГТО в
разных ступенях.
Один из проектов был посвящен теме психологических особенностей
подросткового возраста. Учащиеся заинтересовались этой темой, так как сами
столкнулись в своем коллективе с проявлениями повышенной тревожности.
Подросток, как правило, может обратиться со своими проблемами к родителям или
обсудить ее со сверстниками. Этот проект был сознательно выбран с целью
актуализации проблем психологического здоровья подростков, подробного анализа
литературных данных и сбора и анализа тестирования, проведенного в параллели 9-
11 классов. Проект осуществлялся под руководством педагога-психолога школы.
Здоровье ребенка, не только физическое, но и психическое и эмоциональное –
это основная ценность общества. Проектная деятельность учащихся является
актуальной формой самообразования и распространения информации в области
сохранения, укрепления здоровья ребенка в школьной среде.
Образовательная и соцальная функции проектной деятельности в предметной
области «Физическая культура» тесно перекликаются с основными задачами самого
предмета - здоровьесбережения. Кроме того выбираемые темы проектов учащихся
являются практически значимыми и могут использоваться при разработке сценариев
общешкольных мероприятий: - агитация ЗОЖ, профилактика правонарушений и
употребления запрещенных средств, приобщений детей и подростков к занятиям
физической культурой и спортом.