Автор: Сычева-Парадеева Татьяна Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ПГО
Населённый пункт: село Печеркино, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Обобщение материала по рассказу «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова, 9 класс.
Раздел: среднее образование
Урок
на
тему:
Обобщение
материала
по
рассказу
«Судьба
человека»
Михаила
Александровича Шолохова, 9 класс.
Цель урока: систематизация знаний по изученному материалу; контроль, коррекция знаний
обучающихся.
Деятельность обучающихся на уроке: (в классе 27 человек)
1. Постановка цели урока учителем.
2.
Постановка
цели
урока
обучающимся:
Актуальность
рассказа
для
читателя
–
обучающегося 9 класса.
3. Постановка обучающимся проблемного вопроса: Значение рассказа «Судьба человека»
Михаила Александровича Шолохова.
4. Работа творческих групп, пар. (В течение 12 -15 минут.)
1.
Творческая работа в паре (3 пары). Задание: Напишите продолжение рассказа
«Судьба
человека»
М.
А.
Шолохова.
(6
минут
пишем,
6
минут
правим,
редактируем, прочитываем.)
2.
Творческая работа в группе (3 группы по 4 человека).
Задание: Составить
фишбоуны (составляем 10 минут, готовим к представлению на листе А1 или А2):
Герой способен не покориться обстоятельствам.
Герой выжил в плену.
В чем (до войны) видит А. Соколов счастье.
3.
Творческая
работа
в
паре
(4
пары).
Задание:
Составить
штрихи
–
разновидность
синквейна (составляем 10 минут, готовим к представлению на
листе
А1
или
А2). Темы: «Андрей Соколов», «Ванюшка», «Семья», «Русский
солдат».
1строка – 1 сущ. – тема
2 строка – 2 прил. – определение темы
3 строка – 3 причастия – определение темы
4 строка – 4 глагола – действия по теме
5 строка – 5 наречий – (или деепричастий) по теме
6 строка – ССП (сложносочиненное предложение) или СПП (сложноподчиненное
предложение) по теме.
2. Фишбоун (1 для одного обучающегося) (15 минут):
5. Представление работы пар и групп (в течение 25 минут).
6. Подведение итога урока обучающимся, ответ на проблемный вопрос урока.
7. Приложение
Прием «Фишбоун» - «скелет рыбы». Перед нами схема, в которой мы должны отразить
весь
материал
в
определённом
порядке.
В
голове
рыбы
ставится
«толстый
вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из
произведения,
подтверждающие
аргументы.
В
хвосте
рыбы
записывается
ответ
на
поставленный «толстый вопрос». В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «В
чем (до войны) видит Андрей Соколов счастье?»
Пример: Стратегия «фишбоун» позволяет обучающимся выявить причинно-
следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта
стратегия помогает более ярко раскрыть образ Андрея Соколова.
Аргумент (или причина) 1: «Семья». Факт 1: «И жили мы не хуже людей».
Аргумент (или причина) 2: «Дети». Факт 2: «И дети радовали: все трое учились на
«отлично», а старшенький, Анатолий, оказался способным к математике, что про него
даже в центральной газете писали ».
Аргумент (или причина) 3: «Работа». Факт 3: «И любая работа у меня в руках и кипит, и
спорится ».
Аргумент (или причина) 4: «Жена». Факт 4: «Смирная, веселая, угодливая и умница.
Ласковая, тихая».
Вывод (или ответ на вопрос): « Андрей Соколов считает себя счастливым человеком, а
жизнь не лишенной смысла, потому что есть любимая и добрая жена, есть радующие их с
женой дети, есть дом, в котором его всегда ждут и ему рады».
Прием: Стратегия «синквейн», разновидность «штрихи»
1строка – 1 сущ. – тема
2 строка – 2 прил. – определение темы
3 строка – 3 причастия – определение темы
4 строка – 4 глагола – действия по теме
5 строка – 5 наречий – (или деепричастий) по теме
6 строка – ССП (сложносочиненное предложение) или СПП (сложноподчиненное
предложение) по теме.
Пример: Стратегия «штрихи» позволяет обучающимся проверить словарный запас,
знание и умение видеть и применять части речи, составлять тематически сложные
предложения – более точно и полно раскрывать задание в соответствии с темой.
Ванюшка,
Одинокий, беспомощный,
Страдающий, выпрашивающий, недоумевающий.
Наблюдает, настораживается, ковыряется, убегает,
Не веря, не понимая, не смея, не доверяя, не глядя,
Мальчишка боялся поверить своему открытию, что нашел отца, и все сжимал его руку, все
смотрел и смотрел на него.