Автор: Садыкова Радмила Эрнестовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 36"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые технологии как средство организации деятельности детей с нарушениями речи
Раздел: начальное образование
Игровые технологии как средство организации
деятельности детей с нарушениями речи
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать
ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь —
это игра». А.С. Макаренко.
В
последнее
время
наблюдается
рост
числа
детей
с
отклонениями
в
речевом
развитии, вследствие ухудшающейся экологической обстановки, снижения социального,
материального уровня жизни и ряда других причин. Различные формы и виды речевых
нарушений
в
той
или
иной
мере
отражаются
на
динамике
развития
психической
деятельности ребенка, что и является одной из ведущих причин трудностей в обучении,
когда к плохим оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребенка, его
повышенная утомляемость и нервозность.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются не только фонетические дефекты,
фон емати ч е ски е
н арушен и я,
лекси ко-граммати ч е ско е
н едораз в и ти е
и
несформированность связной речи, но и низкий уровень познавательной активности,
недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.
Логопедическая
работа
по
исключению
различных
речевых
патологий
детей
предусматривает
применение
различных
методов
и
приемов,
среди
которых
очень
важное значение имеют игровые методы.
Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то
приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята,
поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы
понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Игры
имеют
большое
значение
в
умственном,
нравственном,
физическом
и
эстетическом воспитании детей.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у
него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Разнообразные
игровые
ситуации,
побуждают
ребенка
к
свободному
речевому
общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности
д л я осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает
благотворное воздействие на общее психическое состояние детей с отклонениями в речевом
развитии, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию,
воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время
игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста
длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой
работы.
В активизации развернутой речи игровые приемы тренируют навыки правильной
речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку
четко
оформить
мысль
не
только
короткими,
но
и
простыми
распространенными
предложениями. Игровое название этого периода - «В стране полных ответов».
«Куклы - петрушки помогают мне как можно шире использовать эти игрушки от
первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить
цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает
двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это
успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.
«Инсценировки» и «Сюжетно - ролевые игры» посвящены играм - драматизациям, в
которых
используется
способность
детей
к
творческому
перевоплощению
для
закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В
инсценировках дети - «артисты» учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя
выученные роли. В сюжетно - ролевых играх при разыгрывании различных моделей
жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и
т.д.)
у
детей
возникает
естественная
потребность
в
инициативной
речи.
Становясь
«взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения.
Выбор игры обуславливается целями, содержанием, этапом занятия. Так же,
как и само
занятие, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения.
В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.
Так,
при
работе
по
теме
«Слог»
использую
игру
«Купи
игрушку».
Учащиеся
получают игрушку (или картинку с ее изображением) если четко произнесут ее название,
разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить
детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем
из двух, и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним,
усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения
названий, картинок в соответствии с новыми условиями. Игра будет еще более сложной,
если после деления трехсложных слов останутся игрушки, названия которых состоят из
четырех слогов.
При работе с учащимися, страдающими общим недоразвитием речи, использую игру
«Поле чудес», которая заключает в себе широкие возможности. Эта игра увлекает детей,
воспринимается ими, как праздник.
В «Поле чудес» серьезные задачи (учебные, познавательные) связаны с игровыми: здесь
присутствуют
элементы
поиска,
неожиданности
и,
что
необходимо
в
каждой
игре,
занимательность! Ее особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение
детьми
знаний
и
умений
происходит
непроизвольно,
не вызывая
напряженности
и
утомления.
Мелькание ярких, разноцветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на
что покажет стрелка на этот раз, вызывает у детей радостное возбуждение. Сложные задачи
игры дети решают с увлечением.
Игра предполагает работу по следующим разделам:
1.
Ознакомление с окружающим миром.
2.
Закрепление в речи поставленных звуков.
3.
Работа над лексико-грамматической стороной речи.
4.
Работа над анализом и синтезом слов, предложений.
5.
Формирование связной речи детей.
6.
Развитие высших психических функций.
7.
Развитие мелкой моторики руки;
8.
Всестороннее воспитание личности ребенка.
Например, как в этой игре решается задача по ознакомлению с окружающим миром?
Дети
с
общим
недоразвитием
речи
испытывают
затруднения
при
объединении
(классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у
них развито недостаточно.
В «Поле чудес» созданы условия для целенаправленного
зрительного обследования внешних признаков предметов: цвета, формы.
Игровое поле
оформлено
так,
что
в
каждом
секторе
расположены
красочные изображения группы
предметов; 10 секторов - 10 обобщающих понятий: одежда, посуда, овощи, фрукты и т.д. На
начальных этапах развития связной речи важным моментом является обогащение словарного
запаса
детей
и
формирование
у
них
углубленного
понимания
семантики
слов
и
словосочетаний.
При описании предметов данного сектора я отрабатываю у ребенка умение строить
ответы в точном соответствии с заданным вопросом, правильно согласовывая числительные
и прилагательные с существительными различной родовой принадлежности, и решать
важные задачи развития грамматического строя речи и чувства языка.
Кроме того, в этой игре ребенок обучается составлению предложения с однородными
членами и союзом и: «На моем секторе две красные кружки в белый горошек и два зеленых
ведра с красными цветочками».
«Поле чудес» помогает ребенку выработать умение отличать правильно оформленные
высказывания от ошибочных (как в чужой, так и в собственной речи). И конечно, не
упускается из виду одна из самых важных задач логопеда - автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
Как решаются эти задачи в игре «Поле чудес»? Лексический материал мною подобран
так, что на игровом поле в названии всех предметов встречаются звуки р - л, р' – л'.
При
назывании
и
описании
изображенных предметов ребенок упражняется в правильном
произношении
трудных для
него
звуков.
Игра
позволяет
развивать
аналитико
-
синтетическую деятельность. В этой игре ребенок усваивает порядковый счет, видит на
игровом поле предыдущие и последующие числа.
Узнавание и воспроизведение - это
процессы памяти. В «Поле чудес» ребенку приходится припоминать названия предметов, их
цвет, обобщающие слова, названия геометрических фигур и т.д. Таким образом, происходит
формирование восприятия, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. «Поле
чудес» можно рассматривать и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Правила игры регулируют поведение детей, возникают предпосылки к формированию
сознательного поведения и самоконтроля, волевых качеств.
Создание
целенаправленных
игровых
ситуаций
формирует
у
детей
навыки
самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы
к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.
Мой практический опыт использования игры показывает, что у ребенка, взявшего на
себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче.
Ребенок,
увлекаясь
игрой,
стараясь
как
можно
лучше
соблюсти
ее
условия, не
замечает, что его учат.
Использование игры в работе с детьми с нарушением речи позволяет мне вести
изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в
дальнейшем появлению познавательного интереса к процессу обучения.
Вот почему особое значение в логопедической работе приобретает игра, как форма, как
средство достижения положительных результатов у детей с различной речевой патологией.
Анализ результатов проводимой коррекционной работы показал, что качественные
показатели
формирования
сторон
речевой
деятельности
значительно
повысились,
поэтому использования игровых технологий в коррекции речевых нарушений достаточно
надежен и эффективен.
Литература
1.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.- М.
2.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.
3.
Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми.– М.