Автор: Ченская Елена Ивановна
Должность: учитель (инклюзивное образование)
Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянского района Орловской области
Населённый пункт: Орловская область, Троснянский район с.Никольское ,улица Молодёжная,д.12.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенный ребёнок"
Раздел: начальное образование
Статья на тему: «Особенный ребёнок»
В
педагогической
практике
существуют
дети,
которых
следует
называть
«особенными» учениками. К ним относят, как правило сложных детей с
аутистическим спектром развития. Что же это за « особенные дети»?!
Аутизм (от греч. autos—сам) представляет собой отрыв от реальности,
отгороженность
от
окружающего
мира.
Для
таких
детей
основными
трудностями,
препятствующими
их
обучению
в
инклюзивном
классе
общеобразовательной школы являются:
1.Трудности
в
организации
собственной
деятельности,
в
частности
продуктивной учебной деятельности.
2.Выраженная неравномерность и специфика развития учебных процессов.
3.Трудности во взаимодействии с окружающими.
4.Выражение трудности социально-эмоционального взаимодействия.
5.Потребности в социальной организации образовательного пространства.
6.Необходимость использования специальных приёмов и методов обучения.
Многие
трудности
обусловлены
тем,
что
детям
необходим
длительный
период
адаптации
к
различным
условиям
обучения,
во
время
периода
обучения у детей с нарушениями аутистического спектра может наблюдаться
неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и
невербальной
агрессии
по
отношению
к
окружающим.
В
связи
с
этим
необходимо
продумать
и
хорошо
организовать
организационно-
методическую работу с такими детьми. Дети с аутизмом -неоднородная по
составу
группа
школьников.
Но
у
всех
нарушено
развитие
средств
коммуникации
и
социальных
навыков,
общими
для
них
являются
аффективные
проблемы
с
динамично
меняющейся
средой,
которые
определяют
их
установки
на
сохранение
постоянства
в
окружающем
и
стереотипность собственного поведения. Для таких «особенных детей» нет
единой, универсальной методики.
Каждый
ребенок
индивидуален,
это
целый
огромный
мир.
Наиболее
перспективной
формой
школьного
обучения
аутичного
ребёнка
представляется
постепенная,
индивидуально
дозированная
отобранная
подача учебного материала, сопоставимая с его способностью к обучению.
Чем же необходимо руководствоваться при обучении «особенного ребёнка»!
Прежде всего следует:
1.Проводить адаптацию программного материала.
2.Продумывать структуру урока с учётом особенностей ребёнка.
3.Введение правил на уроке.
4.Адаптация учебного материала.
5.Подбор оптимальных методов и способов взаимодействия с ребёнком.
6.Качественный подход при оценивании результатов.
В
настоящее
время
в
БОУ
ТР
ОО
«Никольская
СОШ»
разработана
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
начального
общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
тяжёлыми и множественными нарушениями
развития, которая является
основой
для
рабочих
программ
по
основным
предметам
для
обучения
обучающегося на дому «особенного ребёнка». Ученик за повторный год
обучения в 1 классе по программе Воронковой 8 вида по решению школьной
психолого-педагогической
комиссии
был
переведён
во
второй
класс
с
рекомендациями по обучению по программе образования для учащихся с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Баряевой Л.Б.,
Яковлевой
Н.Н.
с
освоением
предметов:
«Графика
и
письмо»(2ч.),
«Математические представления»(2ч.), «Человек»(2ч.), коррекционный курс
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов»(1ч.), «Альтернативное
чтение»(2ч.).
Адаптация
учебного
материала
строится
на
основе
Адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями
развития. При работе с таким учеником
необходимо создать условия обучения , которые обеспечивают сенсорный и
эмоциональный комфорт ребёнка, а именно:
1.
Занятия
строятся
в
учебной
зоне
(
с
зеркалом,
без
отвлекающих
предметов, под настольной лампой с хорошим освещением).
2.
Производится
дозирование
учебной
нагрузки
с
учётом
темпа
и
работоспособности ученика.
3.
Ведётся специальная отработка форм адекватного учебного поведения
ребёнка и взаимодействия с учителем.
4.
Организуется
обучения
с
учётом
специфики
освоения
навыков
и
усвоения информации при аутистических расстройствах.
5.
Производится индивидуальная оценка достижений ребёнка с учётом
его особенностей.
При
адаптации
программного
материала,
планировании
необходимо
определить нижнюю границу программных требований, при этом важно
уделить
особое
внимание
формированию
универсальных
учебных
требований,
причём
темы,
недо статочно
проработанные
в
предшедствующем
классе,
были
включены
в
изучении
предметов
во
втором классе. Структура планирования
состоит из темы, элементов
содержания,(
вида
работы,
приёмов
обучения),
оборудования
и
индивидуальной работы.
Какова же структура урока, принципы построения урока?
Принципы построения урока:
1.Наличие чётких границ урока (единые ритуалы начала и окончания
урока).
2.Единый
алгоритм
урока
внутри
одного
предмета.
Это
означает,
что
каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты.
3.Внесение в алгоритм занятий динамических пауз.
Структура
урока
при
обучении
мутичного
(неговорящего)
ребёнка
строится на основе постоянной совместной работы учителя с учеником ,
строящейся
на
подборе
наглядных
материалов,
представленных
на
слуховой, зрительной, тактильной основе(услышать, увидеть, написать),
что помогает ребёнку решать познавательные задачи и находить свои пути
для компенсации слабых сторон развития.
Структура урока:
1.Разминка. Проверка изученного ранее.
2.Задания на закрепление материала, отработку навыка. Или объяснение
материла.
3.Подведение
итогов
урока
с
помощью
учителя(формирование
обязательного навыка).
Во
время
всех
этапов
урока
необходимо
введение
правил
на
уроке,
которые
должны
показывать
«как
нужно
себя
вести
на
уроке».
Эффективным методом организации образовательного процесса является
использование
пиктограмм,
небольших
картинок
со
схематическими
изображениями различных видов деятельности, смена видов деятельности
во время урока. А также необходимо применять поощрительную систему
оценивания результатов деятельности и поведения ребёнка.
При
работе
с
«особенным
ребёнком»
нужно
постоянно
помнить
о
задачах
развития
навыков
коммуникации
и
социализации
этой
категории учащихся. Это направление заложено во всех направлениях
учебной и коррекционной деятельности.
В
своей
работе
при
преподавании
учебных
предметов
использую
руководство
для
педагогов
Лори
Фрост
и
Энди
Бонди
«Система
альтернативной
коммуникации
с
помощью
карточек
Пекс»-это
теоритическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного
анализа
поведения,
обучения
с
помощью
карточек
Пекс,
а
также
методическими разработками Ларисы Геннадьевны Нуриевой «Развитие
речи у аутичных детей», позволяющей работать с детьми с моторной и
сенсорной алалией. В работе с «особенным учеником» применяю прежде
всего наглядные пособия в виде таблиц, плакатов, опорных схем, карточек
Пекс(карточек по разным видам деятельности ), пиктограмм.
Во
время
альтернативного
чтения
и
графики
пи
письма
необходимо
развитие речевого артикуляционного праксиса, так как сложный ребёнок
совершенно
неспособен
повторить
вслед
за
педагогом(
в
силу
своего
специфического
заболевания)
даже
те
звуки,
которые
имеются
в
его
непроизвольных
вокализациях,
поэтому
приходится
прибегать
к
механическому формированию артикуляционных укладов, знакомство со
з в у к а м и
,
б у к в а м и
п р о и с х о д и т
с
п о м о щ ь ю
ж е с т а
и
пиктограммы(приложение1).Кроме
того
перед
занятием
по
речевому
праксису следует делать массаж языка аккуратно и соблюдая санитарно-
гигиенические нормы , чтобы не вызвать у ребёнка дизартрию.
Эффективные
приёмы
при
обучении
разным
предметным
областям
являются , несомненно опорные схемы, карточки Домана, карточки Пекса,
карточки
с
разрезными
слогами,
карточки
на
побор
слов
согласно
изображениям на картинках(приложение2).
Подбор оптимальных методов и способов взаимодействия с ребёнком связан
с отбором учебного материала. Учебный материал при адаптации должен
подкрепляться визуальным обязательно рядом материалом, для обучения
детей с аутистическим спектром, на мой взгляд, хорошо подходит
китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю,
я делаю, и я понимаю». Поэтому применение наглядности и оправдано
при поднесении любого материала, так для проработки математических
представлений , при альтернативном чтении , формировании абстрактных
понятий необходимо научить работать по заданному алгоритму, используя
краткие запиcи и опорные схемы, разнообразный раздаточный материал,
листы
с
упражнениями
,
заданиями,
требующие
минимального
заполнения,
причём
вставки
цифр
или
букв,
слов,
предложений,
адаптировании текстов, подача материала через картинки . Необходима
письменная инструкция при подаче материала, выделение ключевых слов.
визуальная подсказка, необходимо, чтобы ребёнок « остановил взгляд»,
работа «глаза в глаза-фиксирование взгляда» , увидел, услышал то, что от
него хотят, правильно понял задание.
Качественный подход при оценивании результатов сопровождается
оцениваением индивидуальной работы на уроке ребёнка, формированием у
него
определённого
навыка,
связанного
с
той
или
иной
предметной
областью.
Подводя итог своему сообщению о работе с «особенным ребёнком»
хочу обозначить залог успеха ( а он заключается в формировании
коммуникации у такого ребёнка и социализации , адаптации в обществе)
учебной
деятельности,
который
можно
сформулировать
словами
Конфуция:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций
Учитель начальных классов
БОУ ТР ОО «Никольская СОШ» : Е.И.Ченская