Автор: Бармашова Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Курагинский детский сад №1 Красная шапочка
Населённый пункт: Красноярский край, п.Курагино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитание сказкой
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка»
комбинированного вида
Материал подготовила Бармашова Татьяна Ивановна Воспитатель высшей категории
Стаж работы: 33 года
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира.
И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале
жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями,
красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая
цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления,
творчества.
А
безыскусственная
простота
и
красота
сказочных
героев
и
их
поступков
необходимы
детскому
сознанию
как
первое
отражение
мира,
истинных
человеческих
о т н о ш е н и й
в
ч и с т о м
з е р к а л е
п о д л и н н о г о
и с к у с с т в а .
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги,
они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда
торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому
что
вынашивалась
и
рождалась
вместе
с
возникновением
сознания
людей
и
совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего
человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому
так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все
подчиняется
только
совершенным
законам
человеческого
бытия,
тем
идеалам,
которые
прошли
проверку
многих
поколений
людей,
выкристаллизовались,
с т а л и
общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен.
Это
или
непобедимый
богатырь,
защищающий
свой
народ,
или
просто
человек,
побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного
героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло,
уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и
л ю б о в ь
и з
м и р а
с к а з о ч н о г о в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Сказка
помогает
формировать
основы
нравственности,
морали,
по
законам
которой
им
предстоит
жить.
Та
самая
простая,
простейшая
сказка,
которую
мы,
став
взрослыми,
начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Русские народные сказки
Русские
народные
сказки
играют
большую
роль
в
формировании
у
детей
музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в
незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый
детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче:
герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей,
н а к а з ы в а е т
в р а г о в
–
б о р е т с я и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте детям сказку, а затем предложите нарисовать героев, для организации
выставки в группе по теме «Русские народные сказки».
Чтобы дети лучше запомнили сказку, предложите иллюстрации и поиграйте в игру «Что
сначала, а что потом…».
Дошкольный
возраст
–
яркая,
неповторимая
страница
в
жизни
каждого
человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с
ведущими
сферами
бытия:
миром
людей,
природы,
предметным
миром.
Происходит
приобщение
к
культуре,
к
общим
человеческим
ценностям.
Закладывается
фундамент
здоровья.
Дошкольное
детство
–
время
первоначального
становления
личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте
процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем. Ребёнок
стремится
к
активной
деятельности
и
важно
не
дать
этому
стремлению
угаснуть,
способствовать
его
дальнейшему
развитию.
Чем
полнее
и
разнообразнее
детская
деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет
его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вот почему наиболее близки и естественны для ребёнка - дошкольника виды деятельности –
игра,
общение
с
взрослыми
и
сверстниками,
экспериментирование,
предметная,
изобразительная,
художественно-театральная
деятельность.
Именно
в
этих
видах
деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное
интеллектуальное,
эмоционально
–
личностное
развитие
и
совершается
естественное
вызревание
таких
перспективных
новообразований,
как
произвольность
поведения,
способность
к
логическому
мышлению,
самоконтролю,
творческому
воображению,
что
составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Сегодня, когда широко решается проблема дошкольного образования и воспитания и
усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений,
очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого
раннего возраста.
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущее в себе
отражение личностного «я». Творчество – это совершенствование человеком самого себя,
прежде всего в духовной сфере.
Театрализованная деятельность
Театрализованная
деятельность
–
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и получает
огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная
деятельность
позволяет
ребенку
решать
многие
проблемные
ситуации непосредственно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Невозможно
переоценить
роль
родного
языка,
который
помогает
детям
осознанно
воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс
развития
речи
предполагает
освоение
не
только
содержательной,
но
и
образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член – корреспондент АН
СССР
С.Л.
Рубинштейн
(1889
–
1960)
в
труде
«К
психологии
речи»
писал:
«
Чем
выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее
речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность речи
развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у
малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в
которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем
не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних
слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем
привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
В театральной деятельности много упражнений на развитие речи, дыхания и голоса,
которые совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах
животных
и
персонажей
сказок
помогает
лучше
овладеть
своим
телом,
осознать
пластические способности движений.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства
для детей, он
позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,
связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности;
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,
речи;
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,
решением конфликтных ситуаций через игру.
Испокон веков театр всегда завораживал зрителя.
Театральная
игра
–
это
исторически
сложившееся
общественное
явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Во
время
зрелища
воображение
позволяет
ребенку
наделять
героев
пьесы
человеческими
свойствами,
воспринимать
происходящее
как
реальность,
сочувствовать,
переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки,
проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными,
учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и
познавать окружающий мир. Значение театральной деятельности невозможно переоценить.
Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений
остро
ощущается
эмоциональное
недоразвитие
детей,
значимость
театрального
жанра
заключается ещё и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям
бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый
читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Именно поэтому
театральному виду деятельности в работе с детьми следует выделять особое значение. Театр
раскрывает
духовный
и
творческий
потенциал
ребёнка
и
дает
реальную
возможность
адаптироваться ему в социальной среде.
Большое
и
разностороннее
влияние
театрализованных
игр
на
личность
ребенка
позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь
малыш во время игры чувствует себя более раскованно.
Инсценировка русской народной потешки
«Петушок»
(Для 2-й младшей группы)
Цель: Развитие театральных способностей у детей через драматизацию детских
художественных произведений.
Задачи:
1. Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
к
театрализованной
деятельности.
2. Развить интерес к театрализованной деятельности.
3. Развить словарный запас детей.
4.
Побудить
к
импровизации
с
использованием
доступных
каждому
ребёнку
средств
выразительности (мимика, жесты, движения). Помочь в создании выразительных средств.
5. Научить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая,
говорить, обращаясь к партнеру).
6. Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей с учётом
места действия.
Действующие лица: Петушок, три Курочки, Солнышко.
Декорации: Домик с окошечком, ёлочки, берёзовый пенёк.
Девочки в костюмах курочек подходят к домику Петушка и стучатся:
Курочка I: Петушок, Петушок,
Золотой гребешок!
Курочка II: Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Курочка III: Выгляни в окошко
Дадим тебе горошка!
Петушок: Петушок я, Петушок!
Золотистый гребешок!
Шапку красную ношу,
Громко песенку пою!
Кукареку-у-у!
Курочка I: Выходи к нам, Петушок,
Будем мы с тобой играть,
Громко песню подпевать!
Петушок выходит из домика, садится на пенёк и «засыпает».
Курочка II: Тс-с-с! (пальчик прижимает к губам)
Крепко спит Петушок,
На боку гребешок.
Курочка III: Петя, глазки открой,
Громко песенку спой!
Петушок: («просыпается»)
Я вчера трудился много
и нечаянно проспал!
Курочка I: Не печалься Петушок,
Мы тебе поможем!
Все вместе: Петушок, Петушок,
Золотой гребешок!
Вместе с солнышком встаёт,
Громко песенку поёт!
Кукареку-у-у!
Появляется Солнышко:
Солнышко: Я - Солнышко-колоколнышко!
Рано-рано я встаю,
Свет и радость всем несу!
Все становятся в круг:
Солнышко: Становитесь в кружок,
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу
Весело кружиться!
Дети кружатся вокруг себя один раз, выстраиваются в линию и кланяются!
« К нам весна шагает быстрыми шагами…»
Ц е л ь : Развитие
театральных
способностей
у
детей
через
драматизацию
художественных произведений.
Задачи:
Учить драматизировать художественные произведения.
Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как
просыпается природа после зимней спячки.
Создать радостное настроение.
Действующие лица
Ведущая
Дети:
Весна - Диана
Птица - Вероника
Шмель - Илья
1-я Стрекоза – Даша Ск.
2-я Стрекоза - Алина
Бабочка - Маша
Божья коровка - Ксюша
В
празднично
украшенном
зале
сидят
дети.
Звучит
музыка.
Входит
Ведущая.
Ведущая
Из далеких краев, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
Украшает Весна и сады и поля,
Покрывает цветами овраги.
Оживает прогретая солнцем земля,
Пьет душистые капельки влаги.
В зале появляется Птица:
Птица
Вместе с юною Весной
Я спешила в свой край родной.
Насекомые, проснитесь!
К нам весна пришла,
День рождения Земли
На зелёных крыльях принесла!
В зале появляются насекомые: шмель, бабочка, две стрекозы, божья
коровка.
Кружатся под музыку по залу и присаживаются: бабочка и шмель -
возле цветов, стрекозы у «озера», божья коровка – на зелёной полянке,
птица – у дерева.
Звучит музыка. Появляется Весна. На ней зеленый сарафан, расшитый
цветами, на голове венок, в руках зелёная веточка.
Весна
Люблю, когда цветут сады,
И зеленеют травы,
Скользят стрекозы у воды,
Шумят листвой дубравы.
Тогда я прикоснусь слегка
К бутону спящего цветка,
По мановению руки
Цветок раскроет лепестки!
Весна прикасается золотой веточкой к насекомым по очереди:
Шмель
Я - большой мохнатый шмель,
Разбудил меня, апрель,
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу,
Над поляною кружу,
Яркий выберу цветок,
Буду пить душистый сок.
1-я Стрекоза
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
2-я Стрекоза
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Бабочка
Журчат ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь станцуем вальс.
Мы крылышки расправим,
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем,
Какой кругом простор!
Птица
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг пустился в пляс.
Божья коровка
Я летать умею ловко,
Божья пёстрая коровка
Крылья красненькие в точках,
Словно в чёрненьких кружочках
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Я - полезная букашка,
ты меня не обижай!
Звучит музыка, все дети встают в круг, Весна в кругу.
Ведущая:
Весна-красна!
Мы так ждали тебя!
Чтобы дружно сказать:
Все хором:
С днём рождения Весна!
Дети под музыку кружатся по залу, расходятся на свои места,
поднимают руки вверх и машут. Занавес закрывается.