Автор: Максимова Галина Фёдоровна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ "Черевковская средняя школа"
Населённый пункт: с. Черевково Красноборский район Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 3 классе
Тема: " Имя существительное. Морфологические признаки".
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»).
Учитель начальных классов МБОУ «Черевковская СОШ» Красноборского района
Архангельской области Максимова Галина Фёдоровна.
Тема урока: «Имя существительное. Морфологические признаки.»
Тип урока: комбинированный (повторение и закрепление знаний)
Цель урока: повторить изученный материал об имени существительном, отрабатывать умения в
определении морфологических признаков имен существительных.
Задачи урока:
Личностные – формировать учебную мотивацию, навыки сотрудничества , адекватную
самооценку; побуждать к изучению и наблюдению природы родного края, развивать
эмоционально-нравственную отзывчивость.
Предметные – учиться определять морфологические признаки имен существительных, подбирать
родственные слова, работать с текстом.
Метапредметные –учиться принимать и удерживать учебную задачу, формулировать вывод по
результатам исследования, наблюдения, развивать умение работать с информацией, строить
понятные для партнера высказывания.
Граница знания-незнания :
- учащиеся знают о существительном: определение, одушевленное и неодушевленное,
собственное и нарицательное, число, род, общее представление о падежах;
-у учащихся нет навыка определять падеж существительных в предложении.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись «пение снегирей», карточки
для групповой и фронтальной работы, карточки с текстом, картинки с заданием, оценочные
листы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы: диалогового общения, поисковый, дифференциации, иллюстративный, игровой
.
Ход урока.
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 . М о т и в а ц и я
к
у ч е б н о й
деятельности.
Задачи:
создать
доброжелательную
а т м о с ф е р у
д л я
сотрудничества,
организовать
в к л ю ч е н и е
в
у ч е б н у ю
деятельность
на
личностно-
значимом уровне.
- Сегодня урок необычный, к нам
пришли гости.
Прочтите стихи,добавив в рифму
концовку (запись на доске)
Читают речёвку:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь..!(прийти)
2. Целеполагание.
Самоопределение к
деятельности.
Задачи:
Ввести
в
тему
урока,
создать
условия
для
самостоятельной
постановки целей.
- Начнем работу с минуток
каллиграфии. Какую строчку из двух
вы возьмете для письма?
На доске образцы букв правильного и
неправильного написания : с е г и н р
ь.
- Попробуйте составить из букв слово.
Запишите .
-Какие «опасные» места вы заметили
в слове.
-Проверьте (в паре) записи,
подчеркните самые красивые буквы .
-Я бы назвала сегодня наш урок-
уроком одного слова. Наш гость –
снегирь .Посмотрите (слайд, фото)
-Где мы можем добыть сведения об
этой птице?
-Прочтем сведения из
этимологического словаря (слайд)
-Какой частью речи является слово
снегирь?
-Какую часть речи мы изучаем на
уроках русского языка?
-Прочтите высказывания на доске и
сделайте свой выбор ( тема-имя
существительное):
Мы уже всё знаем!
Мы ещё не всё знаем!
Мы ничего не знаем!
Мы уже кое-что знаем!
-Что вы знаете об имени
существительном? ( карточки –
морфологические признаки сущ.
выставляет на доску: часть речи, кто?
что? одушевленные,
неодушевленные, собственные,
нарицательные, единственное,
множественное числа, мужской,
женский, средний род, изменяется
по падежам.)
-Что нужно делать, чтобы сказать: Мы
Выбирают каллиграфически
правильное написание,
записывают строчку букв,
называют составленное
слово-снегирь, определяют
орфограммы, объясняют
написание.
Взаимооценка.Обмениваются
тетрадями, подчёркивают
буквы.
Рассматривают
фото,называют птицу,
Предлагают обратиться к
толковому словарю.
Читают текст: снегирь-птица
семейства вьюрковых,чуть
больше воробья. Зимующая,
кочующая.
Анализируют. Определяют-
имя существительное.
Читают . Рефлексия: знаем-не
знаем.
Ответы детей.
Делают вывод : нужно
открывать новые знания.
Монологические ответы.
Ставят цель.
3. .Актуализация знаний.
Задачи:
Актуализировать
опорные
з н а н и я
и
ф и к с и р о в а т ь
з а т р уд н е н и я
в
п р о б н о м
действии.
4. Повторение раннее
изученного материала.
Задачи:
Создать условия для
повторения и закрепления
материала по теме имя
существительное, установить
правильность и осознанность в
определении
морфологических признаков
существительного.
Физкультминутка:
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
релаксации
и
двигательной
активности .
уже всё знаем!
-Какую цель поставим сегодня на
урок?
Каждый из вас сможет проверить свои
знания по теме имя существительное
и оценить себя( предлагает
оценочные листы)
-Какую работу мы можем выполнить
со словом-снегирь?
-Выполним разбор слова по алгоритму
(см. карточки на доске).
Кто желает прокомментировать?
-Изменится ли грамматическая
категория ,если возьмем слово во
множественном числе-снегири?
-Продолжим знакомство с нашим
гостем-снегирем.
Прочтите текст (слайд):
Яркими сказочными огоньками
расцветают на ветвях снегири. Луч
солнца освещает задумчивых птах.
Красногрудые, пушистые, а на
головах чёрные шапочки.
Зимой эти птицы кочуют. Снегири
доверяют людям. Часто возле жилищ
можно увидеть этих добродушных
румяных красавцев.
-У вас есть на партах карточка с этим
текстом. Определите тип текста.
-С чем сравнивают птиц?
-Что нового вы узнали?
-Какое задание можно выполнить по
тексту, если тема урока имя
существительное?
-Найдем в тексте имена
существительные. (выделяет)
-Выполните еще одно из
предложенных вами заданий:
Определите морфологические
Предлагают найти
морфологические признаки
слова ,опираясь на свои
знания.
Ученик комментирует .
Самоконтроль.
-Во мн.ч. род не определяем.
Читает вслух ученица.
Читают, определяют,
сравнивают с тем, что знали
раннее.
Предлагают варианты
заданий.
Коллективная работа:
Называют сущ.,
подчеркивают их в тексте на
карточке.
Работают в группе,
сотрудничают.
Проверяют по эталону.
Самооценка.
Слушают, расслабляются.
5.Включение в систему знаний.
Получение новых знаний.
Задачи:
О р г а н и з о в а т ь
р а б от у
п о
осмыслению
и
осознанию
учебного материала.
6.
Создание проблемной
ситуации.
Задачи:
- с о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
включения
в
обсуждение
и
поиск решения проблемы.
7. Рефлексия. Итог.
Задачи:
Выявить уровни осознания
содержания пройденного
материала урока, наметить
перспективу последующей
деятельности.
признаки существительных из
данного текста.(по алгоритму).
Работаем в группе:
1.Людям, зимой.
2.Луч,шапочки.
3.Птицы,солнца.
-Проверьте свою работу (предлагает
карточку-эталон)
-Столкнулись ли вы с трудностями?
-С какой целью мы работаем группой?
-А сейчас закройте глаза и послушаем
пение снегирей( аудиозапись голоса
птиц).
-К нам в класс ещё прилетели птицы.
Найдите их( картинки-раскраски
снегирей).
-Узнали птичек? Дома вы сможете
раскрасить этих снегирей.
А какие они-снегири? Придумайте
прилагательные к этому слову.
- На обратной стороне
картинки-«тайна»: прочтите
предложение и вы узнаете новое.
Предложения: Снегири держатся
небольшими стайками. Снегирихи
не имеют яркой окраски. Снегири
живут только среди деревьев.
Снегири умеют подражать голосам
птиц.
-Подчеркните основу предложения.
Определите, каким членом
предложения является слово –
снегирь, в каком падеже употреблено.
-Почему не винительный падеж у
сущ.?
-Как вы думаете: снегирь и снег
однокоренные слова?
- Как можно доказать?
Предлагает работу в паре:
-Подберите однокоренные слова к
слову-снег Запишите в тетради.
-Помогите найти однокоренные слова
Дети находят картинки,
снимают их со стен и
предметов в классе.
Стоят и выполняют задание-
называют прилагательные.
Знакомятся с новой
информацией. Читают вслух.
Самостоятельно каждый
выполняет задание на
картинке.
Делают вывод:
Существительное снегирь-
подлежащее им.п.
Употреблено без предлога.
Самооценка.
Предположения. Я-
высказывания.
Записывают слова,
сотрудничая в паре.(снег,
снежок, снеговик и т.д.)
Называют слова.
Наблюдают.Находят общую
часть-корень. Делают вывод.
Сопоставляют цели с
полученными знаниями.
Самооценка (оценочные
листы заполняют)
Домашнее задание.
к слову- снегирь.(устно)
Открывает заранее составленную
запись: снегирь, снегирёк, снегирёнок,
снегириха.
Предлагает информацию:
исторически слова снег и снегирь
были однокоренными, но язык
развивается и сейчас считается, что
корни слов не совпадают (снег и
снегир).
-Где можно найти ответ ,если
сомневаешься?
-Да, есть морфемные,
этимологические словари (слайд)
-Каковы были цели нашего урока?
- Возьмите оценочные листы и
заполните их:
Вид работы
Я
умею
Было
трудно
1.Находить
существительные
в предложении.
2.Определять
одушевленные и
неодушевленные
сущ.
3.Определять
собственные и
нарицательные
сущ.
4.Определять
число сущ.
5.Находить
основу
предложения.
(листы сдаются учителю) – На
следующем уроке вы сможете
расширить знания о существительном.
- Понравился ли вам урок? Покажите
сигнальными кругами.
- Дома раскрасьте картинки. Выберите
себе задание, над чем хотелось бы
Показывают «светофор»-круг.
Выбирают задание,
записывают в дневник.
ещё поработать по теме урока (запись
на доске ), инструктаж.