Напоминание

" Имя существительное. Морфологические признаки".


Автор: Максимова Галина Фёдоровна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ "Черевковская средняя школа"
Населённый пункт: с. Черевково Красноборский район Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 3 классе
Тема: " Имя существительное. Морфологические признаки".
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»).

Учитель начальных классов МБОУ «Черевковская СОШ» Красноборского района

Архангельской области Максимова Галина Фёдоровна.

Тема урока: «Имя существительное. Морфологические признаки.»

Тип урока: комбинированный (повторение и закрепление знаний)

Цель урока: повторить изученный материал об имени существительном, отрабатывать умения в

определении морфологических признаков имен существительных.

Задачи урока:

Личностные – формировать учебную мотивацию, навыки сотрудничества , адекватную

самооценку; побуждать к изучению и наблюдению природы родного края, развивать

эмоционально-нравственную отзывчивость.

Предметные – учиться определять морфологические признаки имен существительных, подбирать

родственные слова, работать с текстом.

Метапредметные –учиться принимать и удерживать учебную задачу, формулировать вывод по

результатам исследования, наблюдения, развивать умение работать с информацией, строить

понятные для партнера высказывания.

Граница знания-незнания :

- учащиеся знают о существительном: определение, одушевленное и неодушевленное,

собственное и нарицательное, число, род, общее представление о падежах;

-у учащихся нет навыка определять падеж существительных в предложении.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись «пение снегирей», карточки

для групповой и фронтальной работы, карточки с текстом, картинки с заданием, оценочные

листы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы: диалогового общения, поисковый, дифференциации, иллюстративный, игровой

.

Ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 . М о т и в а ц и я

к

у ч е б н о й

деятельности.

Задачи:

создать

доброжелательную

а т м о с ф е р у

д л я

сотрудничества,

организовать

в к л ю ч е н и е

в

у ч е б н у ю

деятельность

на

личностно-

значимом уровне.

- Сегодня урок необычный, к нам

пришли гости.

Прочтите стихи,добавив в рифму

концовку (запись на доске)

Читают речёвку:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь..!(прийти)

2. Целеполагание.

Самоопределение к

деятельности.

Задачи:

Ввести

в

тему

урока,

создать

условия

для

самостоятельной

постановки целей.

- Начнем работу с минуток

каллиграфии. Какую строчку из двух

вы возьмете для письма?

На доске образцы букв правильного и

неправильного написания : с е г и н р

ь.

- Попробуйте составить из букв слово.

Запишите .

-Какие «опасные» места вы заметили

в слове.

-Проверьте (в паре) записи,

подчеркните самые красивые буквы .

-Я бы назвала сегодня наш урок-

уроком одного слова. Наш гость –

снегирь .Посмотрите (слайд, фото)

-Где мы можем добыть сведения об

этой птице?

-Прочтем сведения из

этимологического словаря (слайд)

-Какой частью речи является слово

снегирь?

-Какую часть речи мы изучаем на

уроках русского языка?

-Прочтите высказывания на доске и

сделайте свой выбор ( тема-имя

существительное):

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

-Что вы знаете об имени

существительном? ( карточки –

морфологические признаки сущ.

выставляет на доску: часть речи, кто?

что? одушевленные,

неодушевленные, собственные,

нарицательные, единственное,

множественное числа, мужской,

женский, средний род, изменяется

по падежам.)

-Что нужно делать, чтобы сказать: Мы

Выбирают каллиграфически

правильное написание,

записывают строчку букв,

называют составленное

слово-снегирь, определяют

орфограммы, объясняют

написание.

Взаимооценка.Обмениваются

тетрадями, подчёркивают

буквы.

Рассматривают

фото,называют птицу,

Предлагают обратиться к

толковому словарю.

Читают текст: снегирь-птица

семейства вьюрковых,чуть

больше воробья. Зимующая,

кочующая.

Анализируют. Определяют-

имя существительное.

Читают . Рефлексия: знаем-не

знаем.

Ответы детей.

Делают вывод : нужно

открывать новые знания.

Монологические ответы.

Ставят цель.

3. .Актуализация знаний.

Задачи:

Актуализировать

опорные

з н а н и я

и

ф и к с и р о в а т ь

з а т р уд н е н и я

в

п р о б н о м

действии.

4. Повторение раннее

изученного материала.

Задачи:

Создать условия для

повторения и закрепления

материала по теме имя

существительное, установить

правильность и осознанность в

определении

морфологических признаков

существительного.

Физкультминутка:

С о з д а т ь

у с л о в и я

д л я

релаксации

и

двигательной

активности .

уже всё знаем!

-Какую цель поставим сегодня на

урок?

Каждый из вас сможет проверить свои

знания по теме имя существительное

и оценить себя( предлагает

оценочные листы)

-Какую работу мы можем выполнить

со словом-снегирь?

-Выполним разбор слова по алгоритму

(см. карточки на доске).

Кто желает прокомментировать?

-Изменится ли грамматическая

категория ,если возьмем слово во

множественном числе-снегири?

-Продолжим знакомство с нашим

гостем-снегирем.

Прочтите текст (слайд):

Яркими сказочными огоньками

расцветают на ветвях снегири. Луч

солнца освещает задумчивых птах.

Красногрудые, пушистые, а на

головах чёрные шапочки.

Зимой эти птицы кочуют. Снегири

доверяют людям. Часто возле жилищ

можно увидеть этих добродушных

румяных красавцев.

-У вас есть на партах карточка с этим

текстом. Определите тип текста.

-С чем сравнивают птиц?

-Что нового вы узнали?

-Какое задание можно выполнить по

тексту, если тема урока имя

существительное?

-Найдем в тексте имена

существительные. (выделяет)

-Выполните еще одно из

предложенных вами заданий:

Определите морфологические

Предлагают найти

морфологические признаки

слова ,опираясь на свои

знания.

Ученик комментирует .

Самоконтроль.

-Во мн.ч. род не определяем.

Читает вслух ученица.

Читают, определяют,

сравнивают с тем, что знали

раннее.

Предлагают варианты

заданий.

Коллективная работа:

Называют сущ.,

подчеркивают их в тексте на

карточке.

Работают в группе,

сотрудничают.

Проверяют по эталону.

Самооценка.

Слушают, расслабляются.

5.Включение в систему знаний.

Получение новых знаний.

Задачи:

О р г а н и з о в а т ь

р а б от у

п о

осмыслению

и

осознанию

учебного материала.

6.

Создание проблемной

ситуации.

Задачи:

- с о з д а т ь

у с л о в и я

д л я

включения

в

обсуждение

и

поиск решения проблемы.

7. Рефлексия. Итог.

Задачи:

Выявить уровни осознания

содержания пройденного

материала урока, наметить

перспективу последующей

деятельности.

признаки существительных из

данного текста.(по алгоритму).

Работаем в группе:

1.Людям, зимой.

2.Луч,шапочки.

3.Птицы,солнца.

-Проверьте свою работу (предлагает

карточку-эталон)

-Столкнулись ли вы с трудностями?

-С какой целью мы работаем группой?

-А сейчас закройте глаза и послушаем

пение снегирей( аудиозапись голоса

птиц).

-К нам в класс ещё прилетели птицы.

Найдите их( картинки-раскраски

снегирей).

-Узнали птичек? Дома вы сможете

раскрасить этих снегирей.

А какие они-снегири? Придумайте

прилагательные к этому слову.

- На обратной стороне

картинки-«тайна»: прочтите

предложение и вы узнаете новое.

Предложения: Снегири держатся

небольшими стайками. Снегирихи

не имеют яркой окраски. Снегири

живут только среди деревьев.

Снегири умеют подражать голосам

птиц.

-Подчеркните основу предложения.

Определите, каким членом

предложения является слово –

снегирь, в каком падеже употреблено.

-Почему не винительный падеж у

сущ.?

-Как вы думаете: снегирь и снег

однокоренные слова?

- Как можно доказать?

Предлагает работу в паре:

-Подберите однокоренные слова к

слову-снег Запишите в тетради.

-Помогите найти однокоренные слова

Дети находят картинки,

снимают их со стен и

предметов в классе.

Стоят и выполняют задание-

называют прилагательные.

Знакомятся с новой

информацией. Читают вслух.

Самостоятельно каждый

выполняет задание на

картинке.

Делают вывод:

Существительное снегирь-

подлежащее им.п.

Употреблено без предлога.

Самооценка.

Предположения. Я-

высказывания.

Записывают слова,

сотрудничая в паре.(снег,

снежок, снеговик и т.д.)

Называют слова.

Наблюдают.Находят общую

часть-корень. Делают вывод.

Сопоставляют цели с

полученными знаниями.

Самооценка (оценочные

листы заполняют)

Домашнее задание.

к слову- снегирь.(устно)

Открывает заранее составленную

запись: снегирь, снегирёк, снегирёнок,

снегириха.

Предлагает информацию:

исторически слова снег и снегирь

были однокоренными, но язык

развивается и сейчас считается, что

корни слов не совпадают (снег и

снегир).

-Где можно найти ответ ,если

сомневаешься?

-Да, есть морфемные,

этимологические словари (слайд)

-Каковы были цели нашего урока?

- Возьмите оценочные листы и

заполните их:

Вид работы

Я

умею

Было

трудно

1.Находить

существительные

в предложении.

2.Определять

одушевленные и

неодушевленные

сущ.

3.Определять

собственные и

нарицательные

сущ.

4.Определять

число сущ.

5.Находить

основу

предложения.

(листы сдаются учителю) – На

следующем уроке вы сможете

расширить знания о существительном.

- Понравился ли вам урок? Покажите

сигнальными кругами.

- Дома раскрасьте картинки. Выберите

себе задание, над чем хотелось бы

Показывают «светофор»-круг.

Выбирают задание,

записывают в дневник.

ещё поработать по теме урока (запись

на доске ), инструктаж.



В раздел образования




Яндекс.Метрика