Автор: Макарченко Галина Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СКСП НИУ МГСУ
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование автомобильных дорог с учетом зрительной плавности
Раздел: среднее профессиональное
Проектирование автомобильных дорог с учетом
зрительной плавности
При
проектировании
автомобильных
дорог
необходимо
проводить
пространственный анализ дороги и окружающего ее ландшафта. Дороги должны
максимально гармонично сочетаться с окружающей средой и с ландшафтом. Это
может
быть
достигнуто
путем
плавного
включения
дороги
в
окружающую
местность, что в свою очередь повышает удобство и безопасность движения.
П р и
п р о е к т и р о в а н и и
т р а с с ы
д о р о г и необходимо
обеспечить
пространственную
плавность
и ясность
направления с
учетом
особенностей
зрительного восприятия дороги водителем.
Критерии
плавности
дороги
определяются
особенностями
зрительного
восприятия
человеком
пространственных
соотношений
и
характеристик
объектов.
В
качестве
основной
характеристики
зрительной
плавности
рассматривают изменение кривизны линий в картинной плоскости, образующих
изображение дороги, и скорость изменения этой кривизны.
Зрительная
плавность
оценивается
математическими
характеристиками
линий,
образующих
изображение
дороги
в
картинной
плоскости.
Для
автомобильных дорог всех категорий в качестве ведущей линии принимается
внутренняя кромка проезжей части дороги.
Математической
характеристикой
ведущей
линии
является
радиус
кривизны R
α
в экстремальной точке (точке с наибольшей кривизной).
Назначая
элементы
дороги,
необходимо
принимать
во
внимание,
что
водители
видят
расположенные
впереди
участки
дороги
искаженными
в
перспективе, под очень малым углом зрения. Круговые кривые представляются
им
сплющенными,
длина
кривых
-
уменьшенной,
а
крутизна
поворота
возросшей.
Поворот
дороги
в
плане
на
несколько
градусов,
искажаясь
в
перспективе, кажется круче на 15-20
0
и более.
Короткая кривая между длинными прямыми воспринимается как резкий
изгиб трассы, а сравнительно пологие прямые участки дорог, расположенные за
длинными
спусками,
-
крутыми
подъемами.
Эти
кажущиеся
нарушения
плавности дороги отражаются на избираемых водителями режимах движения и
вызывают
необоснованное
снижение
скорости
в
местах,
где
параметры
элементов
плана
и
профиля
обеспечивают
возможность
проезда
с
более
высокими скоростями.
Поэтому
необходимо
обеспечить
пространственную
плавность
дороги,
устраняющую зрительные обманы и обеспечивающую водителям уверенность в
управлении.
Достичь
этого
можно,
используя
рекомендации
по
сочетанию
элементов плана и профиля:
- количество переломов в плане и профиле должно быть по возможности
одинаковым. Нарушение этого правила приводит к неудачным решениям в виде
волнистой поверхности дороги (провалов видимости). Особо неудачен случай,
когда повороты дороги в разные стороны расположены в вогнутых кривых.
Принятие решения об улучшении видимости путем увеличения рабочих отметок
насыпей не всегда улучшает положение, так как извилистость дороги, ранее
выбранная с целью спуска на дно долины по склонам (для обеспечения малого
уклона), после подъема дороги на насыпь представляется едущим логически
неоправданной рельефом и ситуацией местности;
- длины прямых и кривых участков дороги в плане должны соответствовать
друг другу. Следует избегать коротких кривых в плане, расположенных между
длинными прямыми, которые кажутся издалека водителю резким переломом
дороги
и
вызывают
снижение
скорости.
Повороты
дороги
смягчают
вписыванием кривых больших радиусов, не менее указанных в таблице 1.
Таблица 1 – Параметры плана автомобильной дороги
Параметр плана
Величина параметра
Угол поворота, град.
7-8
Радиус кривой, тыс.м.
2,5
При
оценке
зрительной
плавности
закругления
в
плане
используют
критерий плавности дороги, который определяют как соотношение кривизны
ведущей
линии
перспективы
и
видимой
ширины
проезжей
части
в
экстремальной точке.
Если
закругление
дороги
не
удовлетворяет
критерию
плавности,
рекомендуется увеличить радиус кривой в плане, ввести переходную кривую на
закруглении без переходной кривой, или увеличить параметр переходной кривой.
Обеспечение пространственной плавности автомобильных дорог сводится
к реализации при проектировании следующих принципов сочетания элементов
плана
и
продольного
профиля:
длины
прямых
и
кривых
должны
быть
соизмеримы;
количество
переломов
в
плане
и
профиле
должно
быть
по
возможности
одинаковым;
следует
стремиться
совмещать
вершины
вертикальных
и
горизонтальных
кривых,
допуская
смещение
их
вершин
относительно
друг
друга
не
более,
чем
на
¼
длины
меньшей
из
них;
необходимо
избегать
сочетаний
элементов
трассы,
создающих
провалы
видимости.