Напоминание

Проектирование автомобильных дорог с учетом зрительной плавности


Автор: Макарченко Галина Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СКСП НИУ МГСУ
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование автомобильных дорог с учетом зрительной плавности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектирование автомобильных дорог с учетом

зрительной плавности

При

проектировании

автомобильных

дорог

необходимо

проводить

пространственный анализ дороги и окружающего ее ландшафта. Дороги должны

максимально гармонично сочетаться с окружающей средой и с ландшафтом. Это

может

быть

достигнуто

путем

плавного

включения

дороги

в

окружающую

местность, что в свою очередь повышает удобство и безопасность движения.

П р и

п р о е к т и р о в а н и и

т р а с с ы

д о р о г и необходимо

обеспечить

пространственную

плавность

и ясность

направления с

учетом

особенностей

зрительного восприятия дороги водителем.

Критерии

плавности

дороги

определяются

особенностями

зрительного

восприятия

человеком

пространственных

соотношений

и

характеристик

объектов.

В

качестве

основной

характеристики

зрительной

плавности

рассматривают изменение кривизны линий в картинной плоскости, образующих

изображение дороги, и скорость изменения этой кривизны.

Зрительная

плавность

оценивается

математическими

характеристиками

линий,

образующих

изображение

дороги

в

картинной

плоскости.

Для

автомобильных дорог всех категорий в качестве ведущей линии принимается

внутренняя кромка проезжей части дороги.

Математической

характеристикой

ведущей

линии

является

радиус

кривизны R

α

в экстремальной точке (точке с наибольшей кривизной).

Назначая

элементы

дороги,

необходимо

принимать

во

внимание,

что

водители

видят

расположенные

впереди

участки

дороги

искаженными

в

перспективе, под очень малым углом зрения. Круговые кривые представляются

им

сплющенными,

длина

кривых

-

уменьшенной,

а

крутизна

поворота

возросшей.

Поворот

дороги

в

плане

на

несколько

градусов,

искажаясь

в

перспективе, кажется круче на 15-20

0

и более.

Короткая кривая между длинными прямыми воспринимается как резкий

изгиб трассы, а сравнительно пологие прямые участки дорог, расположенные за

длинными

спусками,

-

крутыми

подъемами.

Эти

кажущиеся

нарушения

плавности дороги отражаются на избираемых водителями режимах движения и

вызывают

необоснованное

снижение

скорости

в

местах,

где

параметры

элементов

плана

и

профиля

обеспечивают

возможность

проезда

с

более

высокими скоростями.

Поэтому

необходимо

обеспечить

пространственную

плавность

дороги,

устраняющую зрительные обманы и обеспечивающую водителям уверенность в

управлении.

Достичь

этого

можно,

используя

рекомендации

по

сочетанию

элементов плана и профиля:

- количество переломов в плане и профиле должно быть по возможности

одинаковым. Нарушение этого правила приводит к неудачным решениям в виде

волнистой поверхности дороги (провалов видимости). Особо неудачен случай,

когда повороты дороги в разные стороны расположены в вогнутых кривых.

Принятие решения об улучшении видимости путем увеличения рабочих отметок

насыпей не всегда улучшает положение, так как извилистость дороги, ранее

выбранная с целью спуска на дно долины по склонам (для обеспечения малого

уклона), после подъема дороги на насыпь представляется едущим логически

неоправданной рельефом и ситуацией местности;

- длины прямых и кривых участков дороги в плане должны соответствовать

друг другу. Следует избегать коротких кривых в плане, расположенных между

длинными прямыми, которые кажутся издалека водителю резким переломом

дороги

и

вызывают

снижение

скорости.

Повороты

дороги

смягчают

вписыванием кривых больших радиусов, не менее указанных в таблице 1.

Таблица 1 – Параметры плана автомобильной дороги

Параметр плана

Величина параметра

Угол поворота, град.

7-8

Радиус кривой, тыс.м.

2,5

При

оценке

зрительной

плавности

закругления

в

плане

используют

критерий плавности дороги, который определяют как соотношение кривизны

ведущей

линии

перспективы

и

видимой

ширины

проезжей

части

в

экстремальной точке.

Если

закругление

дороги

не

удовлетворяет

критерию

плавности,

рекомендуется увеличить радиус кривой в плане, ввести переходную кривую на

закруглении без переходной кривой, или увеличить параметр переходной кривой.

Обеспечение пространственной плавности автомобильных дорог сводится

к реализации при проектировании следующих принципов сочетания элементов

плана

и

продольного

профиля:

длины

прямых

и

кривых

должны

быть

соизмеримы;

количество

переломов

в

плане

и

профиле

должно

быть

по

возможности

одинаковым;

следует

стремиться

совмещать

вершины

вертикальных

и

горизонтальных

кривых,

допуская

смещение

их

вершин

относительно

друг

друга

не

более,

чем

на

¼

длины

меньшей

из

них;

необходимо

избегать

сочетаний

элементов

трассы,

создающих

провалы

видимости.



В раздел образования




Яндекс.Метрика