Напоминание

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста


Автор: Дроздова Наталия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №8 "Родничок"
Населённый пункт: г.Грязи, Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение артикуляционной гимнастики для детей

дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности

и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, ниж-

ней челю-сти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных дви-

жений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной

гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготов-

ленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного

возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько

звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключе-

ние составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косно-

язычия, после 4 лет – на-ступает патология.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррек-

ции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе

игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе

артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как

правильно выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,

на-правленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом

процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно

переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки

и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводи-

мость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляцион-

ной гимнастики для дошкольников:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию ре-

чевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие

дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет

впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут

подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс

устранения дефектов речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнасти-

ка помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а

также изба-виться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание

определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвиж-

ные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координа-

ции движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет опреде-

ленную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произне-

сения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков,

способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка,

мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные

движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а

лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к вы-

работке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно

делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и

к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности

возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения про-

водят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили про-

стейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенство-

вать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые

приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения орга-

нов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соот-

ветственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гим-

настики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений,

за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одно-

го положения на другое.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выраба-

тываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в

день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – раз-

биваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе

и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняе-

мое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй не-

деле. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают

его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динами-

ческих. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-

15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят

к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной

истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполня-

ется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё

на-звание, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же

движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно

придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у

жирафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном по-

ложении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на

логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнасти-

ки должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может восполь-

зоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен на-

ходиться напротив ребенка лицом к нему.

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в

игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимна-

стика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ре-

бенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время

стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо

дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляцион-

ная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изоб-

ражено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом

упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. На-

пример: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который лю-

бит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, напри-

мер, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то

еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,

вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка –

это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие

чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, но-

визна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную

отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плав-ность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполня-

лись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном слу-

чае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность дви-

жений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, дви-

жения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного

эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно,

лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем разви-

вать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше

у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой ре-

чью.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопе-

дов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной фор-

ме, что являет-ся в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным вос-

приятия, и вызывает наибольший интерес у детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика