Автор: Дроздова Наталия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №8 "Родничок"
Населённый пункт: г.Грязи, Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Значение артикуляционной гимнастики для детей
дошкольного возраста
Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности
и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, ниж-
ней челю-сти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных дви-
жений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной
гимнастики.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготов-
ленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного
возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько
звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключе-
ние составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косно-
язычия, после 4 лет – на-ступает патология.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррек-
ции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе
игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе
артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как
правильно выполнять упражнения.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
на-правленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно
переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки
и слова, подобные занятия способствуют:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводи-
мость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляцион-
ной гимнастики для дошкольников:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию ре-
чевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие
дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет
впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут
подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс
устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнасти-
ка помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а
также изба-виться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание
определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвиж-
ные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координа-
ции движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет опреде-
ленную направленность:
1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,
2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произне-
сения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков,
способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка,
мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные
движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а
лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к вы-
работке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно
делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и
к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности
возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения про-
водят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили про-
стейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенство-
вать движения органов артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые
приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения орга-
нов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соот-
ветственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гим-
настики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений,
за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одно-
го положения на другое.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выраба-
тываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в
день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – раз-
биваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе
и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняе-
мое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй не-
деле. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают
его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динами-
ческих. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-
15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят
к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной
истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполня-
ется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё
на-звание, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же
движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно
придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у
жирафа, дудочка, труба)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном по-
ложении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на
логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнасти-
ки должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может восполь-
зоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен на-
ходиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в
игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимна-
стика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ре-
бенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время
стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо
дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляцион-
ная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изоб-
ражено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом
упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. На-
пример: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который лю-
бит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, напри-
мер, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то
еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,
вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка –
это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие
чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, но-
визна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную
отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плав-ность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполня-
лись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном слу-
чае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность дви-
жений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, дви-
жения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно,
лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем разви-
вать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше
у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой ре-
чью.
Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопе-
дов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной фор-
ме, что являет-ся в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным вос-
приятия, и вызывает наибольший интерес у детей.