Автор: Проскурнова Наталья Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г.Котельниково Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разнообразие природы Евразии"
Раздел: среднее образование
Конспект урока
Педагог (ФИО): Проскурнова Наталья Витальевна
Предмет: география Класс: 7, МКОУ «СШ №1» г.Котельниково Волгоградской области
Тема урока: «Разнообразие природы Евразии»
Цели урока: Способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля.
Воспитывать информационную культуру учащихся, дисциплинированность, внимательность.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: здоровьесберегающая, технология уровневой дифференциации ,ИКТ-технология, элемент арт-технологии «Педагогическая мозаика»
(приём «литературное творчество»).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
В результате педагогического взаимодействия учащийся сможет (научится):
Предметные:
Давать определения понятиям природный комплекс, природная зона, широтная зональность, высотная поясность, антропогенный ландшафт.
Устанавливать ПСС между различными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни.
Анализировать закон проявления широтной зональности и высотной поясности на материке Евразия.
Называть и показывать смену природных зон Евразии при движении с севера на юг, границы природных зон.
Метапредметные:
Определять цель учебной деятельности, в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки, с достаточной
полнотой выражать свои мысли, выстаивать логическую цепочку рассуждений.
Личностные: Осознавать целостность природы, применять систему географических знаний в различных жизненных ситуациях.
Компетентностные:
познавательная компетентность- умение работать с информацией (находить, систематизировать, обобщать, представлять);
коммуникативная компетентность- умение работать в коллективе, высказывать своё мнение, слушать и слышать своих сверстников.
Решаемые учебные проблемы: какие природные зоны Евразии могли- бы претендовать на звание «легкие планеты»?
Основные понятия изучаемые на уроке: природные зоны, растительный и животный мир Евразии.
Вид используемых на уроке средств:
компьютер учителя для демонстрации презентаций к уроку,
мультимедийное оборудование- экран и проектор,
презентация «Разнообразие природы Евразии»,
видеофильм «Природные зоны России» видеостудии «КВАРТ»,
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Планета на которой мы живем. 7 класс.- Русское слово.
атласы География.7 кл.: атлас.-2-е изд., стереотип.М.: Дрофа; Издательство ДИК.
География.7 класс. Контурные карты. ООО «Издательство ДИК», ООО «Дрофа».
электронная карта природных зон Евразии,
листы ответов с таблицами для практической работы, листы самооценки учащихся.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент,
включающий:
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
подготовится к плодотворной
работе на уроке;
Цель, которую учитель хочет
достичь на данном этапе:
способствовать подготовке
учащихся к плодотворной
работе;
Задачи:
-создать положительный
эмоциональный настрой для
дальнейшей работы на уроке;
-напомнить о правильной
посадке за партой и
приготовленности рабочего
места;
Метды: словесные.
Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей новой встрече. А теперь тихо сядте за парты правильно, соблюдаяя
осанку. Проверьте ещё раз все принадлежности к уроку. Они лежат у вас на столах- учебник, атлас,
тетрадь, контурная карта, «Листы ответов» и «Листы самооценивания».
Прежде чем начать урок посмотрите друг на друга, и улыбнитесь…Замечательно…
Антуан де Сенкт-Экзюпери говорил: «Улыбка - объединяет»… Надеюсь, вы получили заряд
положительных эмоций…Я полагаю, что наш урок будет строится на сотрудничестве, взаимопонимании и
совместном творчестве.
2.
Актуализация знаний.
Цель, которую учитель
ставит перед учениками:
показать умение учащихся
правильно давать определения
географическим понятиям;
Цель, которую учитель
хочет достичь: проверить
умение учащихся правильно
записывать географические
термины и воспроизводить
Объявленение темы и цели урока:
-Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой
«мозговой штурм». Продемонстрируем свои умения давать определения географических понятий устно и в
правописании географических терминов. «Мозговой штурм» - состоит из словарной работы - на слайде
географические термины с пропущенными буквами: «пр…родный те…иториальный комплекс», «пр…
родная зона»,«ш…ротная з…нальность», «в…сотная поя….ность», «антроп…генный лан…афт»-
одновременно, ребята, с определениями географических понятий для данных терминов, вставте
пропущенные в словах и словосочетаниях буквы, самостоятельно вписывая их в лист ответов задание №1.
(проверка правописания географических терминов на слайде №2)
- Что такое природный комплекс?
определения географических
понятий устно;
Описание методов,
способствующих решению
поставленных целей:
-метод организации работы:
словесный;
-метод стимулирования:
похвала;
-метод оценивания:
самооценка.
Мотивация учащихся:
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
заинтересоваться материалом
о природных зонах материка
Евразии.
Цель, которую хочет
достичь учитель:
мотивировать учащихся на
изучение нового материала и
на успешное выполнение
предстоящих заданий.
Приём: создание
эмоционально-комфортной
обстановки.
Методы: словесные,
наглядные, практические.
Предположительный
ответ
учащихся: Природный
комплекс
или
природный
территориальный
комплекс
(ПТК) –
это
территория,
обладающая
определённым
единством
природы,
обусловленным
общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в
её пределах современными процессами.
- Что называют природной зоной?
Предположительный ответ учащихся: Природная зона – часть географического пояса с однородными
климатическими условиями.
- Дайте определение понятия – широтная зональность.
Предположительный
ответ
учащихся:
Широтная
зональность –
закономерное
изменение
физико-
географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.
- Дайте определение понятия – высотная поясность
Предположительный ответ учащихся: Высотная поясность, высотная зональность - закономерная
смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над
уровнем моря).
- Что называют антропогенным ландшафтом?
Предположительный
ответ
учащихся:
Антропогенный
ландшафт –
один
из
видов культурного
ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный
ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
- А теперь проверьте правописание географических терминов и понятий самостоятельно (слайд №2 с
верно записанными географическими терминами).
-Оцените себя по пятибальной шкале (каждое верно написанное географическое понятие 1 балл – всего их
5).
-Внесите заработанную за задание №1 оценку в «Лист самооценивания».
-Откройте учебник, параграф 53.Рассмотрите рисуни к тексту, выделенные в тексте слова и предложения-
как вы думаете: О чём пойдёт речь на уроке?
Выслушиваю предположительные ответы учащихся.
Тема «Природные зоны Евразии»
(тема и план урока слайд №1)
Итак, сегодня на уроке вы узнаете:
-Какие природные зоны присутсвуют на материке Евразия.
-Особенности местоположения каждой из них.
-Узнаете об общих чертах природных зон.
-Познакомитесь с типичными представителями растительного и животного мира каждой из зон.
-Влияние людей проживающих на материке Евразия на изменение природы континента.
Вопрос урока: Какие природные зоны могли бы претендовать на звание «легкие планеты»?
3.
Изучение нового учебного
материала.
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
повторить расположение
природных зон на суше, для
открытия новых знаний.
Цель, которую хочет
достичь учитель:
организовать работу по
повторению сведений о
природных зонах, создать
проблемную ситуацию для
подведения к раскрытию
темы урока.
Методы: словесный,
практический.
(слайд №3 «Природные зоны мира»)
-Как распологаютя природные зоны на материках, с которыми мы уже знакомы?
Предположительный
ответ
учащегося:
На
материках
вытянутых
в
мередианальном
направлении
протяженность их больше с севера на юг, а на материках вытянутых в широтном направлении – с
запада на восток.
(слайд №4 «Природные зоны Евразии»)
-Используя интерактивную карту Евразии «Природные зоны» (у учащихся карта атласа «Природные зоны
мира»)
перечислите
природные
зоны
по
меридиану
100
градусов
восточной
долготы,
расположите
«таблички» с названием природных зон (на магнитной доске) в той же последовательности как идет смена
природных зон на материке. (2 ученика работают у доски -1 показывает и называет природные зоны на
интерактивной карте, другой крепит таблички с названиями этих природных зон к магнитной доске,
остальные выполняют задание №2 в листе ответов).
-Проверте насколько качественно вы справились с заданием. Оцените себя по пятибалльной шкале («5»-
всё верно, «4»-1-2 недочёта, «3»-более 3-4 недочётов, «-» -не справился с заданием), занесите оценку в
«Лист самооценивания».
Вопрос учащемуся, который крепил таблички с названиями природных зон к магнитной доске:
-В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?
Предположительный
ответ
учащегося:
На
материке
Евразия,
в
отличие
от
других
материков,
размещены все природные зоны.
Вопрос учащемуся, который показывал природные зоны на интерактивной карте:
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
восстановить физические и
духовные силы.
Цель, которую учитель
хочет достичь на данном
этапе: профилактика
утомления, нарушения зрения
у учащихся.
-Назови причину смены природных зон на материке Евразия.
Предположительный ответ учащегося: Основной причиной смены природных зон с севера на юг на
материке
является
изменение
количества
поступающего
тепла
по
мере
удаления
от
экватора
-
широтная
зональность,
и
уменьшение
количества
влаги
в
умеренном
поясе
по
мере
удаления
от
Атлантического
океана
–
в
связи
с
западным
переносом
воздушных
масс
и
увеличением
степени
континентальности климата)
(Работа в процессе выполнения)
Класс параллельно выполняет задание на контурных картах, с использованием атласов и проверяет
работу у доски.
-Ребята, оцените работу ваших одноклассников у доски по пятибалльной шкале- оценку мотивируйте.
Физкульт-минутка для глаз-проводит учащийся класса (доска временно отключена):
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и на атласа карту,
Вправо и влево води побыстрей.
Удивиля, что такое?!
Ну закрой-же их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелка от часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
овладеть знаниями об
основных характеристиках
природных зон Евразии
Цель, которую учитель
ставит перед учениками:
создать условия для
расширения и углубления
знаний по теме урока.
Задачи :
- дать представление об
основных компонентах
природных зон материка.
-довести до сознания детей
важность зоны тайги в
северном полушарии, как
«лёгких планеты»;
-совершенствовать навыки
работы с разнообразным
информационным
материалом;
-самостоятельно оценивать
выполненную работу;
-учить с достаточной
полнотой выражать свои
мысли, выстаивать
логическую цепочку
рассуждений;
- устанавливать ПСС между
различными компонентами
природы и объяснять черты
-Вот вам задание: вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники
применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. Подумайте, какие
природные зоны Евразии могли бы претендовать на такое звание? Определите эти природные зоны по
карте.
Предположительный ответ учащихся: Все лесные природные зоны.
-А теперь выполним практическое задание №3(разноуровневое) в листе ответов (разноуровневые
задания):
* это таблица, в которой большинство ячеек частично заполнены ( заполнены-смешанные и
широколиственные леса, субтропические леса и кустарников,муссонные (переменно- влажные)
леса,субэкваториальные
,
высотные пояса Гималаев и Альп) и оставлено место только для двух природных
зон –для ребят, которые выбрали низкий уровень сложности выполнения предлагаемого задания;
**таблица, в которой меньшая часть ячеек заполнена (заполнены-муссонные (переменно- влажные) леса,
высотные пояса Гималаев и Альп) для ребят, которые выбрали средний уровень сложности выполнения
предлагаемого задания;
***таблица, в которой ячейки не заполнены, для ребят, которые выбрали высокий уровень сложности
выполнения предлагаемого задания;
В процессе выполнения задания вы должны будете определить две природные зоны «претендующие» на
звание «легких планеты»…Это не случайно. Дело в том, что только две природные зоны рассматривались
учеными как «легкие планеты», об этом шли долгие споры. Но впоследствии были сделаны выводы о том,
что только одна природная зона может претендовать на это звание. И сегодня мы постараемся найти
решение этой проблемы: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты
Земля»?».(слайд № 5)
- Определите, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей
работы?
Предположительный ответ учащихся: Это зона влажных экваториальных лесов и зона тайги, как самые
обширные по занимаемой площади из шести предложенных.
Итак, приступим к решению поставленной задачи и начнём заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая,
необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать природные зоны? Вспомните
план описания природных зон. Какие характеристики мы выберем?
Предположительный ответ учащихся: Климатический пояс, условия, растительный и животный мир,
почвы.
приспособленности живых
организмов к условиям жизни.
Формы и методы: словесные:
проблемный диалог;
наглядные: показ
презентации,видеофильма.
практические: заполнение
таблицы при помощи карт
атласа, учебника, видео-
презентационного материала.
Заполняются столбцы таблицы…
При помощи карт атласа «Природные зоны Евразии», «Климатическая карта мира», «Почвенная карта
мира» и текста учебника стр. 263-266, а
т а к ж е сообщения
учащегося
по
теме
«Влажные
экваториальные
леса»
и
видеофрагменту
« Т а й г а »
у ч е н и к и
поэтапно заполняют таблицу, выполняя
задание №3 в листе ответов.
-Выступление ученика с сообщением по теме: «Природные зоны Евразии. Влажные экваториальные леса»
+ (презентация по теме)- опережающее домашнее задание:
Влажный
тропический л е с
– л е с
в
экваториальных (влажный
экваториальный
лес), субэкваториальных и влажно-тропических районах
с
влажным
климатом
(от
2000
до
7000 мм
осадков
в
год).
В
дополнение
к
чрезмерному
выпадению
осадков,
влажные
тропические
леса
характеризуются большим количеством постоянных видов животных и огромным разнообразием флоры
и фауны. Это наиболее располагающая к жизни природная зона. Во влажных тропических лесах живёт
две трети всех видов животных и растений планеты. Предполагается, что миллионы видов животных и
растений до сих пор не описаны. Эти леса иногда называют «драгоценностями Земли» и «самой большой
аптекой мира», поскольку большое количество природных медицинских средств было найдено здесь. Далее
следует перечисление растений и животных по презентации.
-Я
предлагаю
посмотреть
видеофрагмент
научно-популярного
фильма
«Природные
зоны
России»
видеостудии «Кварт» (с 25 по 30 мин, «Лесная зона: Тайга»). (видео по теме).
-Проверим
содержание
таблицы,
которую
вы
заполнили (одновременно
рассматриваем
рисунки
учебника с изображением растений и животных данных природных зон)
-А теперь останвимся на характеристике ПЗ, которые мы определили с вами –как претендующие на звание
«легкие планеты»
Предположительный продукт работы учащихся:
Природная
зона
Климати-ческий
пояс
Раститель-
ность
Животный мир
Почвы
Общие
выводы
Влажные
экваториальные
леса
Тайга
Природная
зона
Климати-ческий
пояс
Растительность
Животный мир
Почвы
Общие
выводы
Влажные
эквато-
риальные
леса
Эквато-
риальный, t
⁰
янв
+25
⁰
С; t
⁰
июл
+25
⁰
С; 2000-
3000 и > мм
осадков
Мангры,
вечнозеле-
ные
диптерокарпус,
фикус-сикомора,
раффлезия,
дуриан,
пальмовые,
лианы
Индокитай-ский и
суматранский тигр,
малайский медведь,
долгопяты,
обезьяны – макаки,
носачи,
орангутаны,
балийский и
дымчатый леопард,
аноа, гаур,
бородатая свинья,
бабирусса…
Красные
ферралитные,
красно-желтые
ферралитные (мало-
плодородные, с
небольшим
содержанием
гумуса)
Вырабатыва-ют
небольшое
количество
кислорода, но
являются
«фильтром» для
атмосферы
планеты
Тайга
Умеренный
(континент-
альный, резко-
континент-
альный), t
⁰
янв +
25-30
⁰
, t
⁰
июл
до - 30
⁰
и ниже;
осадки от 250
до 700 мм
Хвойные: ель,
сосна, кедр,
листвен-ница.
Кедровый
стланник,
кустарнички
(брусника,
черника,
кислица).
Лиственные
(орешник, осина).
Мхи и
лишайники.
Грибы. Травянис-
тые растения
Бурый медведь,
волк, рысь, лось,
благородный олень,
косуля, заяц-беляк,
лисица, тетерев,
глухарь, совы,
кедровка, клест,
ястреб, белка,
бурундук, лесная
мышь…
Дёрново-
подзолистые и
подзолистые (с
плодородным слоем
гумуса до 15 см)
Круглый год
вырабатывают
большое
количество
кислорода.
Действительно
являются
«лёгкими»
планеты
-Ребята, как вы считаете- каково значение указанных природных зон для материка Евразия?
-Какой вывод можно сделать?
Предположительные ответы учащихся: Именно зона тайги является настоящими «легкими планеты»,
поставщиком кислорода в атмосферу Земли. А влажные леса либо совсем не вырабатывают кислород,
либо вырабатывают его крайне мало. Но следует иметь в виду, что влажный климат способствует
эффективной фильтрации воздуха, благодаря конденсации влаги на микрочастицах загрязнений, что
оказывает в целом благоприятное воздействие на атмосферу.
-Ребята, оцените свою работу при выполнении задания №3 «Лист
самооценивания» по пятибалльной
шкале.
4.
Закрепление учебного
материала.
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
закрепить знания об основных
компонентах и своеобразии
природных зон Евразии.
Цель, которую хочет
достичь учитель:
организовать работу по
закреплению знаний
учащихся по теме урока в
виде игры и географической
физминутки.
Методы организации
работы: словесные,
наглядные, практические.
Форма организации
деятельности: в парах,
групповая.
Метод оценивания:
самооценка, педоценивание.
-Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях
природных зон материка, проведем игру «Найди пару». Я прошу выйти к доске 6 человек, которые
получат карточки с названиями природных зон Евразии. А учащиеся, которые остаются на своих местах
получают карточки с краткими характеристиками природных зон этого материка, их задача определить
свою пару как можно быстрее. Но будте внимательны- задание с подвохом: у кого-то из вас получится не
пара, тройка т.к. для одной из природных зон предложено два варианта характеристики:
Названия природных зон
Краткая характеристика природной зоны
а) Арктические пустыни
б) Тундра
в) Тайга
г) Широколиственные леса
д) Степи
е) Пустыни и полупустыни
1. Занимает самую большую область в Евразии.
2. Зона состоит из хвойных лесов.
3. На территории зоны произрастают такие
деревья как дуб, граб, бук. 4. Характерны
моховая и лишайниковая флора, а также
произрастают кустарнички.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты.
Произрастают различные злаки.
6.Растительность очень скудная, местами
отсутствует, типичное растение- саксаул.
7. Растительность почти отсутствует, есть только
ллишайники и мхи.
-А сейчас проведём географическую физминутку на закрепление изученного материала:
Правила: ученик передаёт соседу сидящему за ним маленький мяч в виде Глобуса, называя слова по теме:
«Общие черты одной из природных зон Евразии» (можно называть растения, животных, почвы ПЗ и т.д.):
1 ряд- тайга,
2 ряд- смешанные и широколиственные леса,
3 ряд- субтропические леса и кустарников,
4 ряд- муссонные (переменно- влажные) леса,
5 ряд- субэкваториальные и экваториальные леса
,
6 ряд- высотные пояса Гималаев и Альп.
-Все- ли ребята соблюдали правила игры? В чём причнина? (если есть). Кто был самым активным?
5.
Задание на дом.
Цель, которая должна быть
достигнута учащимися:
закрепить умения и знания по
теме.
Цель, которую хочет
достичь учитель: создать
условия для поиска
дополнительного материала и
творческой работы по теме
урока.
Задачи:
-дифференцитровать задание
на дом для учащихся с разным
уровнем знаний по предмету,
заинтересовать ребят его
выполнением;
-разъяснить методику
выполнения домашнего
задания для каждой группы
учащихся.
Домашнее задание.
- Ребята,откройте дневники, и запишите задание на дом:(слайд №6)
- § 53,ответить на вопросы с 1 по 4 всем ученикам (устно);
- Приготовить презентации на тему: «Своеобразие ПЗ Евразии» (задание для удовольствия по желанию);
***- 5 человек получают индивидуальные задания: с помощью текста учебника с оставить
прогноз
антропогенных изменений в каждой зоне;
**-написать сочинение на тему: «Путешествие в широколиственный лес» (элемент арт-технологии приём
«литературное творчество»);
*-
3
ученика
получают
индивидуальные
карточки-
задания
(при
помощи
текста
учебника
вставить
пропуски в тексте: «Евразия вытянута с…. на…… . Экватор находится по отношению к материку … ,
поэтому в Евразии … климатических поясов. По их количеству материк занимает … место в мире по
сравнению с другими материками. Природные зоны на большей части материка вытянуты с … на … .
Зоны … и … тянутся с западного побережья на восточное по всему материку. А природные зоны …. , ….
не имеют вытянутую форму. В умеренном климатическом поясе находятся несколько природных зон: … ,
… , … , … , … , но наибольшую площадь среди них занимает …. . Зоны пустынь и полупустынь
расположены в нескольких поясах … .В горах смену растительности и животного мира определяет …
местности. Области высотной поясности в Евразии занимают …. территорию. Самое большое количество
высотных поясов находится в горной системе … .»).
Подведение итогов урока.
-Выставление оценок – учащиеся получают среднеарифметическую оценку за выполненные задания №1-
№4 из «Листа самооценивания» + лист- ответов
-Сдают на проверку контурные карты, с подписанными природными зонами Евразии, выполненные на
уроке.
6.
Рефлексия.
Цель для учащихся:
осознать свою УД, дать
самооценку своих результатов
и класса.
Цель учителя: помочь
осознать свою УД, дать
педоценку результатов
деятельности.
-Ребята у вас на столе лежат листы на них изображения животных Евразии, а напротив животных
выражения: подчеркните то выражение, и изображение того животного, которое выражают ваше
состояние на уроке:
Изображение тигра - «мне было интересно»,
Изображение слона – «я узнал много нового»
Изображение питона - «я был равнодушен на уроке»
Изображение панды – «я скучал»
Изображение райской птицы - «у меня хорошее настроение»
Изображение зубра – «я продолжу изучать природные зоны».
(слайд №7 «Спасибо за внимание!»)