Автор: Косий Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г. Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ
Подготовил:
Косий Н.Б.
старший воспитатель
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья
в социально-реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
Особенно, на первый взгляд, это процесс социализации труден или даже
невозможен для детей дошкольного возраста. Но в тоже время современное
общество, в нашем случае детские учреждения, обязаны включить в единое
социальное
взаимодействие
абсолютно
все
категории
детей
дошкольного
возраста. И перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача -
построить модель двустороннего взаимодействия администрации и педагогов
ДОУ с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Идеи
инклюзивного
образования,
закрепленные
в
основных
нормативно-правовых документах: закон № 273 «Об образовании в РФ»,
ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают
потребностям нашего современного общества.
Однако в современном мире многие дети с особенностями развития
часто не находят своего места из-за физических и психических ограничений.
А
ведь
раннее
вовлечение
данных
семей
в
процесс
совместного
взаимодействия
позволяет
достичь
более
ощутимых
положительных
результатов в социальной адаптации и интеграции.
Данная категория детей имеют ряд социально-педагогических проблем:
-
ограниченные
способности
к
самообслуживанию,
к
самостоятельному
передвижению;
- речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном
объеме;
- излишняя впечатлительность, тревожность;
- уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти
проблемы
приводят
к
снижению
уровня
социализации
и
усложняют процесс интеграции ребенка в общество.
Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны
педагогов
глубокое
понимание
о сновных
причин
н аруш ен и й
коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления
помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал,
что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему.
Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить возможности,
которые
ограничены
дефектом
развития,
часто
приводят
к
негативному
отношению к определенным видам деятельности.
При организации работы с семьей, воспитывающей, ребенка инвалида
следует руководствоваться следующими правилами:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает
постоянный
учет
взаимовлияния
двигательных,
речевых
и
психических
нарушений
в
динамике
продолжающегося
развития
ребенка.
Вследствие
этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики,
речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2.
Раннее
начало
онтогенетически
последовательного
воздействия,
опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней психолого-
педагогической
и
логопедической
работы
с
«особым»
ребенком,
которая
начинает «вытекать» из особенностей детского мозга - его пластичности и
универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а
также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой
функциональной
системы
являются
первые
три
года
жизни
ребенка.
Совместную работу строить не с учетом возраста, а с учетом того, на каком
этапе психо-речевого развития находится ребенок.
3.
Организация
работы
в
рамках
ведущей
деятельности,
т.е.
-
игровая
деятельность.
И
самое
главное
- тесное
взаимодействие
с
родителями.
В
силу
значимой
роли
семьи,
ближайшего
окружения
в
процессах
становления
личности
ребенка
необходима
такая
организация
среды
(быта,
досуга,
воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это
развитие,
сглаживать
негативное
влияние
заболевания
на
психическое
состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать
особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития,
соблюдать
правильный
распорядок
дня,
организовать
целенаправленные
коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное
отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для
этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в
посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не
только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и
имел
определенные
обязанности,
выполнение
которых
значимо
для
окружающих
(накрыть
на
стол,
убрать
посуду).
В
результате
у
него
появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен,
уверенность в своих силах. В зависимости от реакции и поведения родителей
ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов
занять
активное
место
в
жизни,
или,
наоборот,
как
человека,
вполне
способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться
своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в
себя, в свое одиночество.
Определены
основные
направления
коррекционно-педагогической
и
логопедической работы (учет дефекта ребенка):
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового
общения с окружающими;
- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического
восприятия и стереогноза);
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция
их нарушений;
-
развитие
предпосылок
к
интеллектуальной
деятельности
(внимания,
памяти, воображения);
-
формирование
математических
представлений;
развитие
зрительно-
моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и
гигиены.
- развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;
нормализация
тонуса
мышц
и
моторики
артикуляционного
аппарата;
развитие
речевого
дыхания,
голоса,
просодики;
формирование
силы,
продолжительности,
управляемости
голоса
в
речевом
потоке;
выработка
синхронности
дыхания,
голоса
и
артикуляции;
коррекция
нарушений
произношения.
Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно
рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о
детях, испытывающих значительные трудности в общении.
На
основе
результатов
обследования
желательно
составить
индивидуальную
программу
развития
для
каждого
ребенка,
которая
реализуется
через
все
виды
детской
деятельности.
Самостоятельная
деятельность
детей
с
особенностями
в
развитии
способствует
выработке
навыков коллективного взаимодействия.
Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей
работы в рамках комплексного сопровождения ребенка является единство
предметно-развивающей,
образовательно-воспитательной
и
социально-
педагогической сред.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
дошкольного
учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов
детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций
и становление личности ребенка. Однообразие микросреды может привести к
ограничению возможностей развития детей и даже задержке в развитии.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку
образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для его психики и
поведения,
активизирует
познавательную
деятельность
и
содержательное
общение детей со сверстниками и взрослыми.
Обстановка помещения, в которой проходит социализация ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида, выдерживается в умеренной цветовой гамме, не
перегружен отдельными деталями. От правильной обстановки помещения
зависит
активность
ребенка
(речевая,
познавательная,
двигательная)
и
формирование навыков предметно-практической деятельности.
Не
следует
забывать
о
наличии
художественных
произведений,
которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и
невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. Ведь во
время чтения книг нервная система ребенка находится в особом состоянии,
во
время
которого
происходит
бессознательная
проработка
собственных
проблем, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.
Особое
внимание
следует
обратить
на
разнообразные
массажные
атрибуты для рук и для ног позволяют реализовывать разные методики по
развитию
мелкой
и
общей
моторики
у
детей.
Мышечной
тренировке
способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно
тяжелые. Сухой бассейн предназначен для расслабления спастики мышц рук
и развитию тонко скоординированных движений пальцев. Игры с сухим
бассейном используются нами не только для развития этой задачи, но и для
решения коррекционных задач по развитию сенсорных эталонов
Социальная адаптация включает в себя, и самое главное – умение
общаться
и
потребность
в
общении.
Педагогу-психологу
и
воспитателю
рекомендовано: при первичном обучении игровым действиям познакомить
особого ребенка с сюжетными игрушками, и показали элементарные игровые
действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. И не забывать
контакт «глаза в глаза».
Для
развития
слухового
восприятия
и
создания
эмоционального
контакта, участникам взаимодействия поможет - музыка. Развивая слуховое
внимание детей, использовать технические средства: музыкальные записи,
показ
музыкальных
роликов
на
ноутбуке
и
другие
гаджеты.
Благодаря
музыкальной
деятельности
у
детей
формируются
первичные
навыки
коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные
игры. Дети в совместных играх знакомятся с различными видами театра:
кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают
интонационную выразительность речи.
Одним
из
элементов
адаптивной
среды
являются
традиционные
экскурсии индивидуальной и подгрупповой направленности по помещениям
дошкольного учреждения (ребенок посещает музыкальный и физкультурный
залы).
Необходимо, чтобы «особый» ребенок имел возможность посещать и
принимать
участие
в
мероприятиях:
праздниках
развлечениях,
соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп,
что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает
стимулирующее
воздействие
на
детей,
способствует
их
социальной
интеграции.
Особое внимание уделяется возможности общения ребенка-инвалида с
другими детьми. Дети формируют в себе такие положительные черты, как:
умение
сопереживать
другим,
толерантность
к
окружающим,
желание
помогать
ближним;
а
ребенок-инвалид
учится
непринужденности,
востребованности, раскрывает свои возможности.
Для
повышения
педагогической
компетентности
родителей
следует
использовать следующие формы взаимодествия:
- обучающие семинары или круглые столы, которые проводят специалисты
(логопеды,
музыкальный
руководитель,
руководитель
по
физическому
воспитанию)
и
на
которых
осваиваются
практические
методы
и
приемы
коррекционо-развивающего обучения детей с использованием традиционного
и нетрадиционного оборудования;
- индивидуальная работа с родителями (консультации);
-
совместные
занятия
родителя
и
ребенка,
имеющие
различную
направленность (развивающие, обучающие);
- игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, или с
участием родителей;
- групповая работа с родителями (профилактическая и психокоррекционная).
Таким образом, всестороннее изучение ребенка-инвалида, оценка его
реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов
учреждения,
тесная
связь
с
семьей
дают
возможность
всем
участникам
взаимодействия оказать социальную помощь детям: помочь им наладить
общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой –
как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Литература:
Акатов
Л.
И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями. – М., 2003.
Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.,
2001.