Напоминание

Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ


Автор: Косий Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г. Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ

Подготовил:

Косий Н.Б.

старший воспитатель

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья

в социально-реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.

Особенно, на первый взгляд, это процесс социализации труден или даже

невозможен для детей дошкольного возраста. Но в тоже время современное

общество, в нашем случае детские учреждения, обязаны включить в единое

социальное

взаимодействие

абсолютно

все

категории

детей

дошкольного

возраста. И перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача -

построить модель двустороннего взаимодействия администрации и педагогов

ДОУ с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Идеи

инклюзивного

образования,

закрепленные

в

основных

нормативно-правовых документах: закон № 273 «Об образовании в РФ»,

ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают

потребностям нашего современного общества.

Однако в современном мире многие дети с особенностями развития

часто не находят своего места из-за физических и психических ограничений.

А

ведь

раннее

вовлечение

данных

семей

в

процесс

совместного

взаимодействия

позволяет

достичь

более

ощутимых

положительных

результатов в социальной адаптации и интеграции.

Данная категория детей имеют ряд социально-педагогических проблем:

-

ограниченные

способности

к

самообслуживанию,

к

самостоятельному

передвижению;

- речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном

объеме;

- излишняя впечатлительность, тревожность;

- уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.

Эти

проблемы

приводят

к

снижению

уровня

социализации

и

усложняют процесс интеграции ребенка в общество.

Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны

педагогов

глубокое

понимание

о сновных

причин

н аруш ен и й

коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления

помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал,

что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему.

Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить возможности,

которые

ограничены

дефектом

развития,

часто

приводят

к

негативному

отношению к определенным видам деятельности.

При организации работы с семьей, воспитывающей, ребенка инвалида

следует руководствоваться следующими правилами:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает

постоянный

учет

взаимовлияния

двигательных,

речевых

и

психических

нарушений

в

динамике

продолжающегося

развития

ребенка.

Вследствие

этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики,

речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2.

Раннее

начало

онтогенетически

последовательного

воздействия,

опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней психолого-

педагогической

и

логопедической

работы

с

«особым»

ребенком,

которая

начинает «вытекать» из особенностей детского мозга - его пластичности и

универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а

также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой

функциональной

системы

являются

первые

три

года

жизни

ребенка.

Совместную работу строить не с учетом возраста, а с учетом того, на каком

этапе психо-речевого развития находится ребенок.

3.

Организация

работы

в

рамках

ведущей

деятельности,

т.е.

-

игровая

деятельность.

И

самое

главное

- тесное

взаимодействие

с

родителями.

В

силу

значимой

роли

семьи,

ближайшего

окружения

в

процессах

становления

личности

ребенка

необходима

такая

организация

среды

(быта,

досуга,

воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это

развитие,

сглаживать

негативное

влияние

заболевания

на

психическое

состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать

особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития,

соблюдать

правильный

распорядок

дня,

организовать

целенаправленные

коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное

отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для

этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в

посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не

только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и

имел

определенные

обязанности,

выполнение

которых

значимо

для

окружающих

(накрыть

на

стол,

убрать

посуду).

В

результате

у

него

появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен,

уверенность в своих силах. В зависимости от реакции и поведения родителей

ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов

занять

активное

место

в

жизни,

или,

наоборот,

как

человека,

вполне

способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться

своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в

себя, в свое одиночество.

Определены

основные

направления

коррекционно-педагогической

и

логопедической работы (учет дефекта ребенка):

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового

общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического

восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция

их нарушений;

-

развитие

предпосылок

к

интеллектуальной

деятельности

(внимания,

памяти, воображения);

-

формирование

математических

представлений;

развитие

зрительно-

моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;

подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и

гигиены.

- развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;

нормализация

тонуса

мышц

и

моторики

артикуляционного

аппарата;

развитие

речевого

дыхания,

голоса,

просодики;

формирование

силы,

продолжительности,

управляемости

голоса

в

речевом

потоке;

выработка

синхронности

дыхания,

голоса

и

артикуляции;

коррекция

нарушений

произношения.

Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно

рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о

детях, испытывающих значительные трудности в общении.

На

основе

результатов

обследования

желательно

составить

индивидуальную

программу

развития

для

каждого

ребенка,

которая

реализуется

через

все

виды

детской

деятельности.

Самостоятельная

деятельность

детей

с

особенностями

в

развитии

способствует

выработке

навыков коллективного взаимодействия.

Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей

работы в рамках комплексного сопровождения ребенка является единство

предметно-развивающей,

образовательно-воспитательной

и

социально-

педагогической сред.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольного

учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов

детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций

и становление личности ребенка. Однообразие микросреды может привести к

ограничению возможностей развития детей и даже задержке в развитии.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку

образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для его психики и

поведения,

активизирует

познавательную

деятельность

и

содержательное

общение детей со сверстниками и взрослыми.

Обстановка помещения, в которой проходит социализация ребенка с

ОВЗ или ребенка-инвалида, выдерживается в умеренной цветовой гамме, не

перегружен отдельными деталями. От правильной обстановки помещения

зависит

активность

ребенка

(речевая,

познавательная,

двигательная)

и

формирование навыков предметно-практической деятельности.

Не

следует

забывать

о

наличии

художественных

произведений,

которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и

невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. Ведь во

время чтения книг нервная система ребенка находится в особом состоянии,

во

время

которого

происходит

бессознательная

проработка

собственных

проблем, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Особое

внимание

следует

обратить

на

разнообразные

массажные

атрибуты для рук и для ног позволяют реализовывать разные методики по

развитию

мелкой

и

общей

моторики

у

детей.

Мышечной

тренировке

способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно

тяжелые. Сухой бассейн предназначен для расслабления спастики мышц рук

и развитию тонко скоординированных движений пальцев. Игры с сухим

бассейном используются нами не только для развития этой задачи, но и для

решения коррекционных задач по развитию сенсорных эталонов

Социальная адаптация включает в себя, и самое главное – умение

общаться

и

потребность

в

общении.

Педагогу-психологу

и

воспитателю

рекомендовано: при первичном обучении игровым действиям познакомить

особого ребенка с сюжетными игрушками, и показали элементарные игровые

действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. И не забывать

контакт «глаза в глаза».

Для

развития

слухового

восприятия

и

создания

эмоционального

контакта, участникам взаимодействия поможет - музыка. Развивая слуховое

внимание детей, использовать технические средства: музыкальные записи,

показ

музыкальных

роликов

на

ноутбуке

и

другие

гаджеты.

Благодаря

музыкальной

деятельности

у

детей

формируются

первичные

навыки

коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные

игры. Дети в совместных играх знакомятся с различными видами театра:

кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают

интонационную выразительность речи.

Одним

из

элементов

адаптивной

среды

являются

традиционные

экскурсии индивидуальной и подгрупповой направленности по помещениям

дошкольного учреждения (ребенок посещает музыкальный и физкультурный

залы).

Необходимо, чтобы «особый» ребенок имел возможность посещать и

принимать

участие

в

мероприятиях:

праздниках

развлечениях,

соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп,

что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает

стимулирующее

воздействие

на

детей,

способствует

их

социальной

интеграции.

Особое внимание уделяется возможности общения ребенка-инвалида с

другими детьми. Дети формируют в себе такие положительные черты, как:

умение

сопереживать

другим,

толерантность

к

окружающим,

желание

помогать

ближним;

а

ребенок-инвалид

учится

непринужденности,

востребованности, раскрывает свои возможности.

Для

повышения

педагогической

компетентности

родителей

следует

использовать следующие формы взаимодествия:

- обучающие семинары или круглые столы, которые проводят специалисты

(логопеды,

музыкальный

руководитель,

руководитель

по

физическому

воспитанию)

и

на

которых

осваиваются

практические

методы

и

приемы

коррекционо-развивающего обучения детей с использованием традиционного

и нетрадиционного оборудования;

- индивидуальная работа с родителями (консультации);

-

совместные

занятия

родителя

и

ребенка,

имеющие

различную

направленность (развивающие, обучающие);

- игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, или с

участием родителей;

- групповая работа с родителями (профилактическая и психокоррекционная).

Таким образом, всестороннее изучение ребенка-инвалида, оценка его

реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов

учреждения,

тесная

связь

с

семьей

дают

возможность

всем

участникам

взаимодействия оказать социальную помощь детям: помочь им наладить

общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой –

как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Литература:

Акатов

Л.

И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями. – М., 2003.

Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.,

2001.



В раздел образования




Яндекс.Метрика