Автор: Кисаретова Лилия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО Куйбышевского района - Дом детского творчества
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование креативного мышления у дошкольников на занятиях развития речи"
Раздел: дошкольное образование
Формирование креативного мышления дошкольников
на занятиях развития речи
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»,
является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет
повышенные требования к качеству образования в ДОУ.
Я, в свою очередь, являясь педагогом школы раннего развития, осуществляю
повышение качества образования через развитие креативного мышления у
дошкольников на занятиях развития речи.
Креативность – уровень творческой одарённости, способности к творчеству –
относительно устойчивая характеристика личности. Креативность может проявляться
в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать
личность в целом или её отдельные способности.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в
качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления,
способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся
неповторимостью оригинальностью. Это обусловлено тем, что технологический
прогресс шаг за шагом ведёт нас к тому, что отстраняет человеческую память от
должности хранителя и источника информации. От человека всё больше и больше
ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать.
Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству
выявленных у него знаний, по объёму его «умственного инвентаря», который
выявляется в словарном запасе. И в настоящее время некоторые родители (а порой и
педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не
совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как
губка, новые слова и выражения. Словарный запас их резко увеличивается, но это не
значит, что такими же темпами развивается и мышление. Существующие программы
начального образования, их усвоение потребуют от ребёнка умения сравнивать,
анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Готов ли он к этому?
Практика показала, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают
интеллектуально пассивные дети, с неразвитой творческой активностью. Блестяще
охарактеризовал данную ситуацию Самуил Яковлевич Маршак в одном из своих
стихотворений:
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему?".
Глубокое знание психологии дошкольника позволило поэту вычленить один из
главных пороков традиционного обучения – угасание интереса к познанию нового.
Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке,
такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой:
проблемность мышления, открытость новому, стремление к поиску противоречий,
желание ставить перед взрослым новые вопросы и проблемы. Следовательно,
важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений, по моему мнению, –
способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному
познанию и размышлению, развитию творческого воображения.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда
ребенок становится именно субъектом данного процесса, и активная деятельность
формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к
приобретению новых знаний.
Руководствуясь, одной из основных задач Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования об обеспечении
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования, принципом признания ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений и, исходя из актуальности проблемы, мною
была сформулирована следующая цель: Создание условий стимулирования
творческой активной и осознанной деятельности дошкольников на занятиях развития
речи.
Задачи:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе собственного
речевого развития.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного
познания.
5. Побуждать детей к совместной деятельности.
Принципы педагогического воздействия:
быть примером для подражания (
дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно
уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг)
;
поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым
предположениям и допущениям;
разрешать делать ошибки (
но построить дальнейшую работу так, чтобы
ребёнок сам
наткнулся на свою ошибку и пришёл к противоречию
);
поощрять разумный риск (
т.е. поддерживать инициативу
);
включать в образовательный процесс задания, которые позволяли бы
дошкольникам демонстрировать их творческие способности (
драмматизация)
;
поощрять умение находить, формулировать и предопределять проблему
(мобилизирующий этап и этап актуализации опорных знаний стараюсь организовать так,
чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему и цели занятия)
;
поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой
деятельности;
предоставлять время для творческого мышления
(соавторство, дорисовывание)
;
поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности
(найди плюс)
;
стимулировать дальнейшее развитие
(создавать положительную мотивацию ПЗЦ-
ПЗН-СЦЗ)
;
найти соответствие между творческой личностью и средой (
если ребёнок понимает,
что всё что он делает никому не нужно, не ждите от него в дальнейшем никакого
творчества
).
И я думаю педагогическая деятельность многих из вас построена на основе
данных принципов.
Средства достижения качественно нового уровня мышления:
систематическое использование на многих структурных этапах занятия
антиципации (прогнозирования, предвосхищения дошкольниками содержания и
видов предстоящих учебных действий);
максимально-оптимальное использование устной речи детей;
планомерное, систематическое «включение» в работу таких важнейших
интеллектуальных качеств, как память, внимание, воображение, мышление;
организация активного игрового пространства.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика речевого развития ( для детей с высоким уровнем развития
такая работа будет способствовать их быстрому дальнейшему совершенствованию, а
для ребят со средним и низким уровнем развития она позволит подняться на более
высокую ступень);
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
-повышение уровня интеллектуального развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Но все, же объективный результат качества образовательной деятельности в ДОУ – это
уровень успешности ребёнка на следующей ступени образования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный в ней
подход может использовать в своей практике любой педагог дошкольного, начального,
основного и дополнительного образования.