Напоминание

"Формирование креативного мышления у дошкольников на занятиях развития речи"


Автор: Кисаретова Лилия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО Куйбышевского района - Дом детского творчества
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование креативного мышления у дошкольников на занятиях развития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование креативного мышления дошкольников

на занятиях развития речи

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»,

является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет

повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Я, в свою очередь, являясь педагогом школы раннего развития, осуществляю

повышение качества образования через развитие креативного мышления у

дошкольников на занятиях развития речи.

Креативность – уровень творческой одарённости, способности к творчеству –

относительно устойчивая характеристика личности. Креативность может проявляться

в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать

личность в целом или её отдельные способности.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в

качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления,

способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся

неповторимостью оригинальностью. Это обусловлено тем, что технологический

прогресс шаг за шагом ведёт нас к тому, что отстраняет человеческую память от

должности хранителя и источника информации. От человека всё больше и больше

ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать.

Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству

выявленных у него знаний, по объёму его «умственного инвентаря», который

выявляется в словарном запасе. И в настоящее время некоторые родители (а порой и

педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не

совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как

губка, новые слова и выражения. Словарный запас их резко увеличивается, но это не

значит, что такими же темпами развивается и мышление. Существующие программы

начального образования, их усвоение потребуют от ребёнка умения сравнивать,

анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Готов ли он к этому?

Практика показала, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают

интеллектуально пассивные дети, с неразвитой творческой активностью. Блестяще

охарактеризовал данную ситуацию Самуил Яковлевич Маршак в одном из своих

стихотворений:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом "Почему?".

Глубокое знание психологии дошкольника позволило поэту вычленить один из

главных пороков традиционного обучения – угасание интереса к познанию нового.

Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке,

такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой:

проблемность мышления, открытость новому, стремление к поиску противоречий,

желание ставить перед взрослым новые вопросы и проблемы. Следовательно,

важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений, по моему мнению, –

способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному

познанию и размышлению, развитию творческого воображения.

Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда

ребенок становится именно субъектом данного процесса, и активная деятельность

формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к

приобретению новых знаний.

Руководствуясь, одной из основных задач Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования об обеспечении

преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального

общего образования, принципом признания ребенка полноценным участником

(субъектом) образовательных отношений и, исходя из актуальности проблемы, мною

была сформулирована следующая цель: Создание условий стимулирования

творческой активной и осознанной деятельности дошкольников на занятиях развития

речи.

Задачи:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе собственного

речевого развития.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного

познания.

5. Побуждать детей к совместной деятельности.

Принципы педагогического воздействия:

быть примером для подражания (

дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно

уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг)

;

поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым

предположениям и допущениям;

разрешать делать ошибки (

но построить дальнейшую работу так, чтобы

ребёнок сам

наткнулся на свою ошибку и пришёл к противоречию

);

поощрять разумный риск (

т.е. поддерживать инициативу

);

включать в образовательный процесс задания, которые позволяли бы

дошкольникам демонстрировать их творческие способности (

драмматизация)

;

поощрять умение находить, формулировать и предопределять проблему

(мобилизирующий этап и этап актуализации опорных знаний стараюсь организовать так,

чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему и цели занятия)

;

поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой

деятельности;

предоставлять время для творческого мышления

(соавторство, дорисовывание)

;

поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;

подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности

(найди плюс)

;

стимулировать дальнейшее развитие

(создавать положительную мотивацию ПЗЦ-

ПЗН-СЦЗ)

;

найти соответствие между творческой личностью и средой (

если ребёнок понимает,

что всё что он делает никому не нужно, не ждите от него в дальнейшем никакого

творчества

).

И я думаю педагогическая деятельность многих из вас построена на основе

данных принципов.

Средства достижения качественно нового уровня мышления:

систематическое использование на многих структурных этапах занятия

антиципации (прогнозирования, предвосхищения дошкольниками содержания и

видов предстоящих учебных действий);

максимально-оптимальное использование устной речи детей;

планомерное, систематическое «включение» в работу таких важнейших

интеллектуальных качеств, как память, внимание, воображение, мышление;

организация активного игрового пространства.

Ожидаемый результат:

- положительная динамика речевого развития ( для детей с высоким уровнем развития

такая работа будет способствовать их быстрому дальнейшему совершенствованию, а

для ребят со средним и низким уровнем развития она позволит подняться на более

высокую ступень);

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

-повышение уровня интеллектуального развития;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Но все, же объективный результат качества образовательной деятельности в ДОУ – это

уровень успешности ребёнка на следующей ступени образования.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный в ней

подход может использовать в своей практике любой педагог дошкольного, начального,

основного и дополнительного образования.



В раздел образования




Яндекс.Метрика