Напоминание

Популяризация национального репертуара и его освоение в ДМШ


Автор: Милащенко Юлия Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ №8»
Населённый пункт: город Казань, Республики Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Популяризация национального репертуара и его освоение в ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА

И ЕГО ОСВОЕНИЕ В ДМШ

Мой Татарстан!

Тебя не позабуду!

Закрою я на миг глаза - Родные образы

текут рекой, Все это край мой, край

родной.

Живи и процветай, республика родная!

Цвети и крепни, Татарстан!

Пусть каждый день твой светлым будет, В

содружестве племен и стран.

Приветствую твою зарю. Как дочь, тебя

благодарю!

Край родной. Отечество. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона.

Все эти проникновенные слова наполнены гаммой чувств, которые каждый из

нас

вкладывает

в

это

святое

понятие.

Трудно

назвать

писателя,

поэта,

композитора, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от

души строки и звуки. Тема Родины - одна из вечных тем в отечественной,

мировой литературе и музыке.

В

век

скоростей

и

современных

информационно-коммуникационных

технологий очень важно не упустить из виду формирование у подрастающего

поколения чувства патриотизма к Родине и родным истокам.

Эту высокую цель педагоги-музыканты Татарстана стараются воплотить

в

жизнь

через

воспитание

в

своих

учениках

чувства

любви

к

татарской

национальной

музыке.

Чтобы

возникло

это

чувство,

надо

сначала

умело

ввести ребенка в мир национальной культуры, заинтересовать и увлечь сю.

Первооснову

татарского

музыкального

творчества

представляет

собой

фольклор.

Знакомство

с

татарским

детским

фольклором

происходит

с

изучением народных песен, плясок, хороводов, закличек, народных обрядов и

праздников.

Использование

татарского

детского

фольклора

в

системе

дополнительного образования способствует знакомству детей с богатством

национального

наследия

татарского

народа:

закладывает

основы

уважительного отношения к обычаям, традициям, культуре своего народа, к

родному языку: развивает творческие способности детей, их общую культуру

и музыкальный вкус.

Произведения

татарского

фольклора

(пословицы

и

поговорки,

пальчиковые игры, колыбельные песни, потешки, загадки и сказки) оказывают

благотворное

воздействие

на

речь,

этические

и

эстетические

чувства,

положительно влияют на формирование личности, призывают к уважению

старших, прививают гостеприимство и трудолюбие.

Позднее, на плечи педагогов музыкальных школ ложится задача приобщить

ребят к огромному пласту татарской музыки. Для этого, в их репертуарные

планы

необходимо

включать

большое

количество

произведений

татарских

композиторов.

Широко

используется

в

современной

исполнительской

и

учебной

практике творчество Мансура Ахметовича Музафарова (1902-1966). Хочется

отметить,

что

М.А.Музафаров

стал

первым

татарским

композитором

с

высшим

специальным

музыкальным

образованием

и

признан

одним

из

основоположников

современной

татарской

профессиональной

музыки.

Его

многочисленные

фортепианные

произведения

любимы

детьми.

Образы,

созданные композитором, близки, знакомы и понятны каждому ребенку. Наши

воспитанники

учатся

на

произведениях

М.А.Музафарова

определенным

исполнительским

навыкам

и

умениям.

Музыка

композитора

повышает

музыкальную

восприимчивость

детей,

развивает

способность

к

сопереживанию, воспитывает музыкальный вкус.

Весомый вклад в татарское национальное искусство внес композитор,

музыковед, педагог - Юрий Васильевич Виноградов (1907-1983). Он активно

участвовал в создании первой учебной программы курса «История татарской

советской музыки», редактировал первые издания произведений татарских

композиторов, писал рецензии на концерты и спектакли, вел музыкально-

просветительскую

работу.

Благодаря

творческому

наследию

Ю.В.

Виноградова,

педагоги

учреждений

культуры

знакомят

свих

учеников

с

историческим и культурным наследием родного края, развивают интерес к

изучению и исполнению музыки татарских композиторов.

Трудно

переоценить

историческую

значимость

личности

Назиба

Гаязовича Жиганова (1911-1988). Он имел самое непосредственное отношение

к созданию Татарского театра оперы и балета, республиканской филармонии.

Государственного

симфонического

оркестра

РТ.

средней

специальной

музыкальной школы при консерватории и самой консерватории. Творчество Н.

Жиганова множеством нитей связано с национальным фольклором татарского

народа и пронизано чувством патриотизма. Лирические темы в произведениях

Н. Жиганова можно сравнить со звучанием курая - татарского народного

инструмента.

Они

светлы

и

легки,

прозрачны

и

чисты.

Скерцозно-

танцсватьные темы близки жанру народных быстрых песен и танцев. Они

задорны, наполнены энергией и жизнерадостны. Мелодии Н.Жиганова дают

возможность юным музыкантам почувствовать глубину татарского фольклора,

проникнуться любовью к Родине.

Произведения Рустема Мухаметхазеевича Яхина (1921-1993) одни из

самых

высокохудожественных,

эмоционально

ярких

и

захватывающих

произведений татарской музыки. Пожалуй, ни один татарский композитор не

достиг

такой

свободы

и

естественности

в

трактовке

фортепианных

произведений,

в

использовании

виртуозных

н

красочных

возможностей

инструмента. Вокальное творчество композитора открыло слушателям мир

юношеской

восторженности,

романтических

порывов

и

трепетной

взволнованности. Р. Яхин ввел в татарскую музыку элегичность и мятежность.

патетику

и

драматизм.

Весь

этот

новый

строй

чувств

с

легкостью

воспринимается слушателями. В настоящее время Р. Яхин - один из самых

исполняемых композиторов. Наши воспитанники с желанием исполняют его

музыку. Творчество Р. Яхина вдохновляет школьников на совершение добрых

дел и поступков.

Интересно

юным

музыкантам

и

творчество

Рената

Ахметовича

Еникеева. Композитор стал сочинять музыку ещё в детстве, в школьные годы.

Его творчество существенно обогатило копилку татарской музыки для детей и

подростков.

Сонатины,

сюиты,

вариации,

цикл

«Тюркские

напевы»

для

фортепиано, вокальный цикл «Я стал солдатом» на стихи Дж. Дарзаманова,

сольные

и

хоровые

песни,

пьесы

для

скрипки,

фортепиано

и

инструментальных ансамблей - это тот материал, через который развивается

любовь к национальному творчеству, национальной музыке.

Педагогический

опыт

показывает,

что

обучение

юных

музыкантов

лучше начинать с пения и инструментального исполнения песен. И будет

здорово, если эти песни будут песнями родного края. Великий татарский поэт

Габдулла Тукай (1886-1913) писал: «Народные песни - это самое дорогое

наследие! Это зеркало народной души». Хочешь узнать народ - послушай его

песни. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа: его

печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие.

Значительное место в творчестве композиторов Татарстана отведено

инструментальным обработкам и переложениям татарских народных песен.

Переложения

для

фортепиано,

баяна,

скрипки

и

других

музыкальных

инструментов очень популярны и широко используются в педагогической

практике.

Неоценим

вклад

композиторов,

которые

сделали

возможным

исполнять на современных музыкальных инструментах татарские народные

песни.

Неоценим

вклад

современных

музыкантов,

которые

занимаются

переложением для разных музыкальных инструментов песен комиозиторов-

классиков

Татарстана.

Использование

в

педагогическом

репертуаре

инструментальных

обработок

народных

песен

и

песен

татарских

композиторов

расширяет

кругозор

учащихся

в

области

татарской

национальной музыки, укрепляет их любовь к национальному песенному

творчеству.

К

сегодняшнему

дню

татарская

классическая

музыка

прошла

уже

довольно долгий путь развития. Композиторами сочинены произведения в

самых

разных

жанрах

и

стилях.

Современные

композиторы

Татарстана

продолжают традиции классической национальной композиторской школы.

Татарская

современная

музыка

талантлива

и

самобытна.

Она

отличается

тонким

лиризмом,

красотой

и

изяществом

мелодий.

Ей

характерны

изысканный

гармонический

язык

и

неповторимый

колорит

интонаций

и

ритмов мусульманского Востока. Наряду с этим, она насыщена современными

гармониями,

сложными

переменными

ритмами

и

д ж а з о в ы м и

импровизациями. Все это увлекает юных музыкантов и мотивирует их на

изучение и исполнение национальной музыки.

Музыкальная культура Татарстана постоянно развивается. По всему

миру с успехом проходят гастроли музыкальных коллективов Татарстана, а

произведения татарстанских композиторов находят своих поклонников далеко

за пределами республики.

Подводя итог, хочется уверенно сказать, что через любовь к татарской

национальной музыке, у подрастающего поколения формируется позитивное и

уважительное

отношение

к

Родному

краю.

Отечеству.

Через

любовь

к

национальной музыке у детей Татарстана воспитывается чувство гордости за

славные подвиги наших отцов и дедов, их беспримерное мужество и верность

Родине.

Через

любовь

к

татарской

национальной

музыке

формируется

человек, готовый созидать и защищать достижения Татарстана. Хотелось бы.

чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках специального и общего

фортепиано с замечательным наследием татарского фортепианного искусства.

Изучение национального репертуара - это неотъемлемая часть комплексной

системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического

вкуса и культуры учащихся.

Список использованной литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой - М.: Советский композитор.

1992 - 101 с.

2.

Ахметова Э.К.. Батыр-Булгари Л.М., Соколова Е.А.. Спиридонова В.М.,

Шашкина

К.А.

Хрестоматия

по

татарской

музыке

1

ч.

-

Казань:

Издательский дом «Яналиф», 2002 - 145 с.

3.

Ахметова

Э.К.,

Ьатыркаева

Л.М.,

Сабитовская

Р.Г..

Соколова

Е.А.,

Спиридонова В.М., Хасанова Ф.И Хрестоматия по татарской фортепианной

музыке 2 ч. • Казань: Татарское книжное издательство, 1987 - 239с.

4.

Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики - М: Музыка. 1979. - 158

с.

5.

Садыкова

Ф.А.

Страницы

истории

татарской

музыкальной

культуры

-

Казань. 1991. - 125 с.

6.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста - М.: Советский композитор. 1984 - 126

с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика