Автор: Милащенко Юлия Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ №8»
Населённый пункт: город Казань, Республики Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Популяризация национального репертуара и его освоение в ДМШ
Раздел: дополнительное образование
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА
И ЕГО ОСВОЕНИЕ В ДМШ
Мой Татарстан!
Тебя не позабуду!
Закрою я на миг глаза - Родные образы
текут рекой, Все это край мой, край
родной.
Живи и процветай, республика родная!
Цвети и крепни, Татарстан!
Пусть каждый день твой светлым будет, В
содружестве племен и стран.
Приветствую твою зарю. Как дочь, тебя
благодарю!
Край родной. Отечество. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона.
Все эти проникновенные слова наполнены гаммой чувств, которые каждый из
нас
вкладывает
в
это
святое
понятие.
Трудно
назвать
писателя,
поэта,
композитора, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от
души строки и звуки. Тема Родины - одна из вечных тем в отечественной,
мировой литературе и музыке.
В
век
скоростей
и
современных
информационно-коммуникационных
технологий очень важно не упустить из виду формирование у подрастающего
поколения чувства патриотизма к Родине и родным истокам.
Эту высокую цель педагоги-музыканты Татарстана стараются воплотить
в
жизнь
через
воспитание
в
своих
учениках
чувства
любви
к
татарской
национальной
музыке.
Чтобы
возникло
это
чувство,
надо
сначала
умело
ввести ребенка в мир национальной культуры, заинтересовать и увлечь сю.
Первооснову
татарского
музыкального
творчества
представляет
собой
фольклор.
Знакомство
с
татарским
детским
фольклором
происходит
с
изучением народных песен, плясок, хороводов, закличек, народных обрядов и
праздников.
Использование
татарского
детского
фольклора
в
системе
дополнительного образования способствует знакомству детей с богатством
национального
наследия
татарского
народа:
закладывает
основы
уважительного отношения к обычаям, традициям, культуре своего народа, к
родному языку: развивает творческие способности детей, их общую культуру
и музыкальный вкус.
Произведения
татарского
фольклора
(пословицы
и
поговорки,
пальчиковые игры, колыбельные песни, потешки, загадки и сказки) оказывают
благотворное
воздействие
на
речь,
этические
и
эстетические
чувства,
положительно влияют на формирование личности, призывают к уважению
старших, прививают гостеприимство и трудолюбие.
Позднее, на плечи педагогов музыкальных школ ложится задача приобщить
ребят к огромному пласту татарской музыки. Для этого, в их репертуарные
планы
необходимо
включать
большое
количество
произведений
татарских
композиторов.
Широко
используется
в
современной
исполнительской
и
учебной
практике творчество Мансура Ахметовича Музафарова (1902-1966). Хочется
отметить,
что
М.А.Музафаров
стал
первым
татарским
композитором
с
высшим
специальным
музыкальным
образованием
и
признан
одним
из
основоположников
современной
татарской
профессиональной
музыки.
Его
многочисленные
фортепианные
произведения
любимы
детьми.
Образы,
созданные композитором, близки, знакомы и понятны каждому ребенку. Наши
воспитанники
учатся
на
произведениях
М.А.Музафарова
определенным
исполнительским
навыкам
и
умениям.
Музыка
композитора
повышает
музыкальную
восприимчивость
детей,
развивает
способность
к
сопереживанию, воспитывает музыкальный вкус.
Весомый вклад в татарское национальное искусство внес композитор,
музыковед, педагог - Юрий Васильевич Виноградов (1907-1983). Он активно
участвовал в создании первой учебной программы курса «История татарской
советской музыки», редактировал первые издания произведений татарских
композиторов, писал рецензии на концерты и спектакли, вел музыкально-
просветительскую
работу.
Благодаря
творческому
наследию
Ю.В.
Виноградова,
педагоги
учреждений
культуры
знакомят
свих
учеников
с
историческим и культурным наследием родного края, развивают интерес к
изучению и исполнению музыки татарских композиторов.
Трудно
переоценить
историческую
значимость
личности
Назиба
Гаязовича Жиганова (1911-1988). Он имел самое непосредственное отношение
к созданию Татарского театра оперы и балета, республиканской филармонии.
Государственного
симфонического
оркестра
РТ.
средней
специальной
музыкальной школы при консерватории и самой консерватории. Творчество Н.
Жиганова множеством нитей связано с национальным фольклором татарского
народа и пронизано чувством патриотизма. Лирические темы в произведениях
Н. Жиганова можно сравнить со звучанием курая - татарского народного
инструмента.
Они
светлы
и
легки,
прозрачны
и
чисты.
Скерцозно-
танцсватьные темы близки жанру народных быстрых песен и танцев. Они
задорны, наполнены энергией и жизнерадостны. Мелодии Н.Жиганова дают
возможность юным музыкантам почувствовать глубину татарского фольклора,
проникнуться любовью к Родине.
Произведения Рустема Мухаметхазеевича Яхина (1921-1993) одни из
самых
высокохудожественных,
эмоционально
ярких
и
захватывающих
произведений татарской музыки. Пожалуй, ни один татарский композитор не
достиг
такой
свободы
и
естественности
в
трактовке
фортепианных
произведений,
в
использовании
виртуозных
н
красочных
возможностей
инструмента. Вокальное творчество композитора открыло слушателям мир
юношеской
восторженности,
романтических
порывов
и
трепетной
взволнованности. Р. Яхин ввел в татарскую музыку элегичность и мятежность.
патетику
и
драматизм.
Весь
этот
новый
строй
чувств
с
легкостью
воспринимается слушателями. В настоящее время Р. Яхин - один из самых
исполняемых композиторов. Наши воспитанники с желанием исполняют его
музыку. Творчество Р. Яхина вдохновляет школьников на совершение добрых
дел и поступков.
Интересно
юным
музыкантам
и
творчество
Рената
Ахметовича
Еникеева. Композитор стал сочинять музыку ещё в детстве, в школьные годы.
Его творчество существенно обогатило копилку татарской музыки для детей и
подростков.
Сонатины,
сюиты,
вариации,
цикл
«Тюркские
напевы»
для
фортепиано, вокальный цикл «Я стал солдатом» на стихи Дж. Дарзаманова,
сольные
и
хоровые
песни,
пьесы
для
скрипки,
фортепиано
и
инструментальных ансамблей - это тот материал, через который развивается
любовь к национальному творчеству, национальной музыке.
Педагогический
опыт
показывает,
что
обучение
юных
музыкантов
лучше начинать с пения и инструментального исполнения песен. И будет
здорово, если эти песни будут песнями родного края. Великий татарский поэт
Габдулла Тукай (1886-1913) писал: «Народные песни - это самое дорогое
наследие! Это зеркало народной души». Хочешь узнать народ - послушай его
песни. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа: его
печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие.
Значительное место в творчестве композиторов Татарстана отведено
инструментальным обработкам и переложениям татарских народных песен.
Переложения
для
фортепиано,
баяна,
скрипки
и
других
музыкальных
инструментов очень популярны и широко используются в педагогической
практике.
Неоценим
вклад
композиторов,
которые
сделали
возможным
исполнять на современных музыкальных инструментах татарские народные
песни.
Неоценим
вклад
современных
музыкантов,
которые
занимаются
переложением для разных музыкальных инструментов песен комиозиторов-
классиков
Татарстана.
Использование
в
педагогическом
репертуаре
инструментальных
обработок
народных
песен
и
песен
татарских
композиторов
расширяет
кругозор
учащихся
в
области
татарской
национальной музыки, укрепляет их любовь к национальному песенному
творчеству.
К
сегодняшнему
дню
татарская
классическая
музыка
прошла
уже
довольно долгий путь развития. Композиторами сочинены произведения в
самых
разных
жанрах
и
стилях.
Современные
композиторы
Татарстана
продолжают традиции классической национальной композиторской школы.
Татарская
современная
музыка
талантлива
и
самобытна.
Она
отличается
тонким
лиризмом,
красотой
и
изяществом
мелодий.
Ей
характерны
изысканный
гармонический
язык
и
неповторимый
колорит
интонаций
и
ритмов мусульманского Востока. Наряду с этим, она насыщена современными
гармониями,
сложными
переменными
ритмами
и
д ж а з о в ы м и
импровизациями. Все это увлекает юных музыкантов и мотивирует их на
изучение и исполнение национальной музыки.
Музыкальная культура Татарстана постоянно развивается. По всему
миру с успехом проходят гастроли музыкальных коллективов Татарстана, а
произведения татарстанских композиторов находят своих поклонников далеко
за пределами республики.
Подводя итог, хочется уверенно сказать, что через любовь к татарской
национальной музыке, у подрастающего поколения формируется позитивное и
уважительное
отношение
к
Родному
краю.
Отечеству.
Через
любовь
к
национальной музыке у детей Татарстана воспитывается чувство гордости за
славные подвиги наших отцов и дедов, их беспримерное мужество и верность
Родине.
Через
любовь
к
татарской
национальной
музыке
формируется
человек, готовый созидать и защищать достижения Татарстана. Хотелось бы.
чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках специального и общего
фортепиано с замечательным наследием татарского фортепианного искусства.
Изучение национального репертуара - это неотъемлемая часть комплексной
системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического
вкуса и культуры учащихся.
Список использованной литературы:
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой - М.: Советский композитор.
1992 - 101 с.
2.
Ахметова Э.К.. Батыр-Булгари Л.М., Соколова Е.А.. Спиридонова В.М.,
Шашкина
К.А.
Хрестоматия
по
татарской
музыке
1
ч.
-
Казань:
Издательский дом «Яналиф», 2002 - 145 с.
3.
Ахметова
Э.К.,
Ьатыркаева
Л.М.,
Сабитовская
Р.Г..
Соколова
Е.А.,
Спиридонова В.М., Хасанова Ф.И Хрестоматия по татарской фортепианной
музыке 2 ч. • Казань: Татарское книжное издательство, 1987 - 239с.
4.
Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики - М: Музыка. 1979. - 158
с.
5.
Садыкова
Ф.А.
Страницы
истории
татарской
музыкальной
культуры
-
Казань. 1991. - 125 с.
6.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста - М.: Советский композитор. 1984 - 126
с.