Автор: Кичигина Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 51
Населённый пункт: р.п. Лесогорск, Чунский район, Иркутская область
Наименование материала: конспект
Тема: Ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования "Эта волшебная вода"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №51 р.п. Лесогорск
Конспект по ознакомлению с окружающим миром с элементами
экспериментирования в дошкольной разновозрастной группе
«Эта волшебница наша вода»
Конспект разработала воспитатель
Кичигина Л.А.
Цель: обобщить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды,
значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение
анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных
опытов, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение,
лаборатория, жидкость, пар, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде,
формировать навыки повседневного природоохранного поведения в
отношении водных запасов.
Оборудование: фотокадры с изображением воды, стаканчики, крупа, вода,
сок, трубочки, стакан с водой.
Ход занятия:
Дети входят в группу под спокойную музыку и садятся на стульчики
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем не просто дошкольниками, а
научными сотрудниками. Для этого нам необходимо прикрепить бэйджики на
правую сторону груди.
Заранее приготовленные бэйджики дети крепят себе на правую сторону
груди.
А что мы с вами сегодня будем исследовать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку погибать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Чтоб варились кисели
Жить нельзя нам без (воды)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Поговорим с вами о воде. Вода-это самое
удивительное вещество в природе!
Согласитесь невозможно представить жизнь человека без воды в доме.
Просмотр фотокадров с изображением воды
Скажите, ребята, что хорошего вы можете сказать о воде?
Ответы детей: (ее можно пить, умываться обливаться когда жарко, мыть руки,
поливать растения, напоить животных)
А какой вред может принести вода?
Ответы детей: (затопить дома при наводнении, заболеть, если пить холодную
воду, обжечься от горячей воды, утонуть и т.д.).
Вот видите вода приносит пользу, а иногда она бывает и опасной.
У вас у каждого есть в доме кран с водой. Вспомните, когда мы его
открываем и пользуемся водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную
гигиену, но и помогает поддерживать в доме чистоту и порядок.
Скажите мне ребята, а какую пользу приносит вода?
Ответы детей.
Ребята, а что вы можете рассказать о воде? Какая она?
Ответы детей. (теплая, горячая, холодная).
А кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
А зачем вода нужна растениям?
А для чего вода нужна животным?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вода- это источник жизни! Без воды не могут
прожить ни звери, ни птицы и даже растения.
Ребята, а ручейки, что они делают? Они сливаются с речкой. Давайте
поможем ручейкам слиться с речкой. (Ребята полоскам-ручейкам помогают
слиться с речкой).
На земле очень много ручейков, которые сливаются в речку, а эти реки куда
впадают? Правильно, в моря и океаны.
Когда на небе светит солнышко, то вода, которая попала из тучек на землю, в
моря и речки испаряется и снова превращается в тучки. Этот процесс
называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – капельки, мои
детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками
дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают).
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за
руки) .
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну
цепочку) .
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала
в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу)
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка
наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки
легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и
вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную
лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?
Ответы детей (вода)
Воспитатель: А какая она вода! Это мы узнаем если проведем несложные
опыты.
1.Опыт
Возьмите 2 стаканчика один с молоком, другой с водой и опустите в них
трубочки. Где видно трубочку? А почему в стакане с водой трубочку видно, а
в стакане с молоком нет? (т.к. вода прозрачная, а молоко нет).
Вывод: Вода – бесцветная жидкость.
2. Опыт
У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это
жидкость? (Да. Да).
Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через
соломинку сначала воду затем сок. Есть ли у воды вкус, а у сока? (Сок
сладкий, вода без вкуса).
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
3. Опыт
Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в
пустой стаканчик. Что крупа делает? (Сыпется).
А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?
(Льется, потому что вода жидкая).
Вывод: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и
ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее
называют жидкостью.
Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем
итог нашим исследованиям. Что мы сегодня узнали о воде?
Ответы детей:
1. Вода – не имеет цвета и запаха
2. Вода не имеет вкуса.
3. Вода – это жидкость.
А в завершении мне хочется прочесть стихотворение о воде!
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!