Напоминание

"Речевая практика"


Автор: Гаврилова Евгения Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: "Рабочая программа"
Тема: "Речевая практика"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

по речевой практике 1 класс

Количество часов: в неделю - 2 часа; всего за год - 66 часов.

Речевая практика

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.

Прослушивание

и

выполнение

инструкций,

записанных

на

аудионосители.

Чтение

и

выполнение

словесных

инструкций,

предъявленных

в

письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,

пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое

использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,

открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и

ровесникам.

Грубое

обращение,

нежелательное

обращение

(по

фамилии).

Ласковые

обращения.

Грубые

и

негрубые

обращения.

Бытовые

(неофициальные)

обращения

к

сверстникам,

в

семье.

Именные,

бытовые,

ласковые

обращения.

Функциональные

обращения

продавцу,

к

сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой

контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …»,

«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).

Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и

прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,

«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость

дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы

при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени

и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.

Формулы

«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на

поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,

обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно

попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.

Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,

«Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),

благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как

мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».

«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения

(«Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и

мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных

местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной

ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть

организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебной

дисциплине «Речевая практика»

Учебная дисциплина

У

р

о

вни

ос

в

ое

ния пр

ед

м

е

тн

ых

р

езу

л

ь

т

а

т

о

в

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Речевая практика

формулировка

просьб

и

желаний

с

использованием

этикетных слов и выражений;

участие

в

ролевых

играх

в

соответствии

с

речевыми

возможностями;

восприятие

на

слух

сказок

и

рассказов;

ответы

на

вопросы

учителя

по

их

содержанию

с

опорой

на

иллюстративный материал;

выразительное

произнесение

чистоговорок,

коротких

стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие

в

беседах

на

темы,

близкие

личному

опыту

ребенка;

от в ет ы

н а

в о п р о с ы

у ч и тел я

п о

с оде р жа н и ю

прослушанных

и/или

просмотренных

радио-

и

телепередач.

понимание

содержания

небольших

по

объему

сказок,

рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы

на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец

речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых

действий

(приветствия,

прощания,

извинения

и

т. п.),

используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по

темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-

символический план.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения

Достаточный уровень:

-

выполнять задания по словесной инструкции;

-

называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

-

внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

-

соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

-

уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

-

уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

-

слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень:

-

выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

-

называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

-

употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-

знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

-

слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Дата

урока

Раздел курса

Тема урока

Кол-во

часов на

изучение

раздела,

темы

Основные

термины и

понятия, словарь

Примечание

1 четверть

Аудирование и понимание речи.

1

Выполнение простых устных инструкций учителя.

1

« Подойди к мальчику»

« Назови своё имя».

2

Выполнение составных устных инструкций учителя.

1

« Подойди к мальчику и назови

своё имя»

3

Словесный отчет о выполненных действиях.

1

«Я подошёл к мальчику»

«Я назвал своё имя»

4

Составление словесного отчёта о выполненных

действиях.

1

Здравствуйте.

Речевая ситуация: «Давайте

познакомимся».

Дикция и выразительность речи.

5

Упражнения для развития подвижности губ.

1

6

Упражнения на подвижность органов речи: щёки

1

7

Упражнения для языка.

1

8

Развитие артикуляционной моторики.

1

Общение и его значение в жизни.

9

Речевое общение.

1

Беседа, диалог с ребёнком

10

Правила речевого общения

1

11

Неречевое общение.

1

Афиша, иллюстрация к сказке

12

Речевое и неречевое общение.

1

теремок, лиса,

заяц, мышка,

лягушка, волк

Речевая ситуация: сказка «Теремок»

Организация речевого общения

13

Обращение: «Ты»

1

«Знакомство во дворе»

14

Обращение: «Вы».

1

Обращение к взрослому без имени

15

Обращение по имени и отчеству

1

Обращение к учителю по имени и

отчеству

16

Обращение к взрослым и ровесникам

1

Речевая ситуация: «Знакомство в

гостях»

2 четверть

Аудирование и понимание речи.

17

Слушание, запоминание и произнесение ряда слов,

близких по звучанию.

1

18

Прослушивание и выполнение инструкций,

записанных на аудионосителях.

1

19

Выполнение простейших заданий по словесной

инструкции учителя.

1

20

Речевое воспроизведение действия.

1

Речевая ситуация: «Покупка

школьных принадлежностей».

Дикция и выразительность речи.

21

Формирование правильного речевого дыхания.

1

Дыхательная гимнастика

22

Пение слогов и слов с повторяющимися гласными или

согласными.

1

23

Противопоставление твердого и мягкого, звонкого и

глухого согласного в слогах и словах.

1

24

Практическое использование речевого дыхания

1

Речевая ситуация: «В магазине

игрушек».

Общение и его значение в жизни.

25

Письменное общение: открытки.

1

26

Выбор открытки к событию.

1

Зима

Подарок

27

Называние события, соответствующего открытке.

1

28

Практическое использование неречевого общения

1

Праздник, Новый

год.

Речевая ситуация: «Готовимся к

празднику».

Организация речевого общения.

29

Формулы знакомства, представления.

1

«Давай познакомимся»

«Меня зовут…»

30

Ответные реплики на приглашение познакомиться.

1

«Рад познакомиться»

31

Формулы одобрения, комплимента.

1

Мне нравится твой костюм

32

Формула поздравления с праздником.

1

Речевая ситуация: «Новогодние

чудеса»

3 четверть

Аудирование и понимание речи.

33

Соотнесение речи и изображения.

1

34

Выбор картинки, соответствующей

слову,предложению.

1

35

Составление предложения к картинке.

1

36

Соотнесение речи с картинкой.

1

Речевая ситуация: «Зимняя

прогулка».

Дикция и выразительность речи.

37

Сила голоса. Громкая и тихая речь.

1

38

Индивидуальные и хоровые упражнения с

использованием силы голоса.

1

39

Темп речи. Быстрый – медленный.

1

40

Быстрое и медленное произнесение звуков, слогов,

слов.

1

Речевая ситуация: «Мы ходили

кататься на горку».

Общение и его значение в жизни.

41

Условные знаки в общении людей.

1

42

Общение на расстоянии: кино.

1

кино

43

Общение на расстоянии: телевидение.

1

телевизор

44

Общение на расстоянии: телефон.

1

45

Практическое использование общения на расстоянии.

1

Речевая ситуация: « Разговор по

телефону»

Организация речевого общения.

46

Употребление различных формул приветствия со

взрослыми и сверстниками.

1

Здравствуй

Здравствуйте

47

Употребление различных формул прощания с

взрослыми и сверстниками.

1

48

Развёртывание формул с помощью обращения по

имени и отчеству.

1

49

Жесты приветствия и прощания.

1

50

Обращение с просьбой к незнакомому человеку, к

сверстнику.

1

Речевая ситуация: «Помощники».

4 четверть

Аудирование и понимание речи.

51

Повторение и воспроизведение по подобию отдельных

слогов.

1

52

Повторение и воспроизведение по подобию отдельных

слов.

1

53

Повторение и воспроизведение по подобию отдельных

предложений.

1

54

Практическое воспроизведение повторения в речевой

ситуации.

1

Речевая ситуация: «Спокойной

ночи».

Дикция и выразительность речи.

55

Знакомство с вопросительной интонацией.

1

56

Знакомство с восклицательной интонацией.

1

57

Практическое использование интонации в речевых

ситуациях.

1

58

Использование мимики в общении.

1

59

Использование жестов в общении.

1

60

Мимические реакции на ситуации с заданным

содержанием.

1

Речевая ситуация

Общение и его значение в жизни.

61

Обязательные (вежливые) слова.

1

Спасибо

пожалуйста

62

Обращение с просьбой к учителю, однокласснику.

1

Организация речевого общения

63

Формула извинения с обращением.

1

64

Формула извинения без обращения.

1

65

Мотивировка извинения.

1

66

Исползование вежливых слов.

1

Речевая ситуация



В раздел образования




Яндекс.Метрика