Автор: Гаврилова Евгения Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: "Рабочая программа"
Тема: "Речевая практика"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
по речевой практике 1 класс
Количество часов: в неделю - 2 часа; всего за год - 66 часов.
Речевая практика
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание
и
выполнение
инструкций,
записанных
на
аудионосители.
Чтение
и
выполнение
словесных
инструкций,
предъявленных
в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам.
Грубое
обращение,
нежелательное
обращение
(по
фамилии).
Ласковые
обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.
Бытовые
(неофициальные)
обращения
к
сверстникам,
в
семье.
Именные,
бытовые,
ласковые
обращения.
Функциональные
обращения
(к
продавцу,
к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …»,
«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы
при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени
и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,
«Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения
(«Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной
ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебной
дисциплине «Речевая практика»
Учебная дисциплина
У
р
о
вни
ос
в
ое
ния пр
ед
м
е
тн
ых
р
езу
л
ь
т
а
т
о
в
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Речевая практика
формулировка
просьб
и
желаний
с
использованием
этикетных слов и выражений;
участие
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
восприятие
на
слух
сказок
и
рассказов;
ответы
на
вопросы
учителя
по
их
содержанию
с
опорой
на
иллюстративный материал;
выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие
в
беседах
на
темы,
близкие
личному
опыту
ребенка;
от в ет ы
н а
в о п р о с ы
у ч и тел я
п о
с оде р жа н и ю
прослушанных
и/или
просмотренных
радио-
и
телепередач.
понимание
содержания
небольших
по
объему
сказок,
рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы
на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец
речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых
действий
(приветствия,
прощания,
извинения
и
т. п.),
используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-
символический план.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения
Достаточный уровень:
-
выполнять задания по словесной инструкции;
-
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
-
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
-
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
-
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
-
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
-
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
-
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-
называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
-
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-
знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
-
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Дата
№
урока
Раздел курса
Тема урока
Кол-во
часов на
изучение
раздела,
темы
Основные
термины и
понятия, словарь
Примечание
1 четверть
Аудирование и понимание речи.
1
Выполнение простых устных инструкций учителя.
1
« Подойди к мальчику»
« Назови своё имя».
2
Выполнение составных устных инструкций учителя.
1
« Подойди к мальчику и назови
своё имя»
3
Словесный отчет о выполненных действиях.
1
«Я подошёл к мальчику»
«Я назвал своё имя»
4
Составление словесного отчёта о выполненных
действиях.
1
Здравствуйте.
Речевая ситуация: «Давайте
познакомимся».
Дикция и выразительность речи.
5
Упражнения для развития подвижности губ.
1
6
Упражнения на подвижность органов речи: щёки
1
7
Упражнения для языка.
1
8
Развитие артикуляционной моторики.
1
Общение и его значение в жизни.
9
Речевое общение.
1
Беседа, диалог с ребёнком
10
Правила речевого общения
1
11
Неречевое общение.
1
Афиша, иллюстрация к сказке
12
Речевое и неречевое общение.
1
теремок, лиса,
заяц, мышка,
лягушка, волк
Речевая ситуация: сказка «Теремок»
Организация речевого общения
13
Обращение: «Ты»
1
«Знакомство во дворе»
14
Обращение: «Вы».
1
Обращение к взрослому без имени
15
Обращение по имени и отчеству
1
Обращение к учителю по имени и
отчеству
16
Обращение к взрослым и ровесникам
1
Речевая ситуация: «Знакомство в
гостях»
2 четверть
Аудирование и понимание речи.
17
Слушание, запоминание и произнесение ряда слов,
близких по звучанию.
1
18
Прослушивание и выполнение инструкций,
записанных на аудионосителях.
1
19
Выполнение простейших заданий по словесной
инструкции учителя.
1
20
Речевое воспроизведение действия.
1
Речевая ситуация: «Покупка
школьных принадлежностей».
Дикция и выразительность речи.
21
Формирование правильного речевого дыхания.
1
Дыхательная гимнастика
22
Пение слогов и слов с повторяющимися гласными или
согласными.
1
23
Противопоставление твердого и мягкого, звонкого и
глухого согласного в слогах и словах.
1
24
Практическое использование речевого дыхания
1
Речевая ситуация: «В магазине
игрушек».
Общение и его значение в жизни.
25
Письменное общение: открытки.
1
26
Выбор открытки к событию.
1
Зима
Подарок
27
Называние события, соответствующего открытке.
1
28
Практическое использование неречевого общения
1
Праздник, Новый
год.
Речевая ситуация: «Готовимся к
празднику».
Организация речевого общения.
29
Формулы знакомства, представления.
1
«Давай познакомимся»
«Меня зовут…»
30
Ответные реплики на приглашение познакомиться.
1
«Рад познакомиться»
31
Формулы одобрения, комплимента.
1
Мне нравится твой костюм
32
Формула поздравления с праздником.
1
Речевая ситуация: «Новогодние
чудеса»
3 четверть
Аудирование и понимание речи.
33
Соотнесение речи и изображения.
1
34
Выбор картинки, соответствующей
слову,предложению.
1
35
Составление предложения к картинке.
1
36
Соотнесение речи с картинкой.
1
Речевая ситуация: «Зимняя
прогулка».
Дикция и выразительность речи.
37
Сила голоса. Громкая и тихая речь.
1
38
Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса.
1
39
Темп речи. Быстрый – медленный.
1
40
Быстрое и медленное произнесение звуков, слогов,
слов.
1
Речевая ситуация: «Мы ходили
кататься на горку».
Общение и его значение в жизни.
41
Условные знаки в общении людей.
1
42
Общение на расстоянии: кино.
1
кино
43
Общение на расстоянии: телевидение.
1
телевизор
44
Общение на расстоянии: телефон.
1
45
Практическое использование общения на расстоянии.
1
Речевая ситуация: « Разговор по
телефону»
Организация речевого общения.
46
Употребление различных формул приветствия со
взрослыми и сверстниками.
1
Здравствуй
Здравствуйте
47
Употребление различных формул прощания с
взрослыми и сверстниками.
1
48
Развёртывание формул с помощью обращения по
имени и отчеству.
1
49
Жесты приветствия и прощания.
1
50
Обращение с просьбой к незнакомому человеку, к
сверстнику.
1
Речевая ситуация: «Помощники».
4 четверть
Аудирование и понимание речи.
51
Повторение и воспроизведение по подобию отдельных
слогов.
1
52
Повторение и воспроизведение по подобию отдельных
слов.
1
53
Повторение и воспроизведение по подобию отдельных
предложений.
1
54
Практическое воспроизведение повторения в речевой
ситуации.
1
Речевая ситуация: «Спокойной
ночи».
Дикция и выразительность речи.
55
Знакомство с вопросительной интонацией.
1
56
Знакомство с восклицательной интонацией.
1
57
Практическое использование интонации в речевых
ситуациях.
1
58
Использование мимики в общении.
1
59
Использование жестов в общении.
1
60
Мимические реакции на ситуации с заданным
содержанием.
1
Речевая ситуация
Общение и его значение в жизни.
61
Обязательные (вежливые) слова.
1
Спасибо
пожалуйста
62
Обращение с просьбой к учителю, однокласснику.
1
Организация речевого общения
63
Формула извинения с обращением.
1
64
Формула извинения без обращения.
1
65
Мотивировка извинения.
1
66
Исползование вежливых слов.
1
Речевая ситуация