Автор: Токарев Андрей Александрович
Должность: выпускник
Учебное заведение: ГМПИ им.Ипполитова - Иванова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культуротворческой среды через продвижение народного инструмента, баяна
Раздел: высшее образование
Формирование культуротворческой среды через продвижение народного
инструмента, баяна
Как ответственны мы за то, что всё больше количество наших детей
приобщалось к многовековой культуре наших предков, а не к ночному клубу
и вредным привычкам.
Игра на баяне — это благотворная почва для саморазвития. Не только в
России, но и за её пределами преклоняются перед виртуозным исполнением
на музыкальных инструментах, в том числе и на баяне.
Современный
мир
практически
полностью
охвачен
процессами
глобализации,
внедрения
цифровых
технологий
в
разные
сферы
жизнедеятельности
общества
и
т.д.
Всевозможные
технологические
инновации
стремительно
продвигаются
к
более
совершенному
уровню
автоматизации.
Коснулись
изменения
и
область
искусства,
в
частности
музыкального, которое передает всю палитру настроений, чувств, эмоций,
способностей,
как
писал
величайший
отечественный
писатель
Максим
Горький: «Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться
глубин души» .
Сегодня почти каждый человек имеет смартфон, планшет, ноутбук и
т.д. Людям уже стали нужны не компактные устройства, помещающиеся даже
в самый маленький карман, а устройства с большим экраном для удобного
нахождения в интернете, просмотра видео, чтения и т.д.
Сегодня актуально то, что smm-технологии стали широко применяться
в области профессионального музыкального искусства, создавая, своего рода,
новую форму исполнительства. Смартфон занимает существенное место в
жизни общества, благодаря ему мы получаем массу полезных возможностей,
прежде всего связь и наличие полезных приложений. Уже никто не может
представить современный телефон, без камеры и доступа к интернету, ведь
ещё 10 лет назад приходилось носить отдельно: фотокамеру, видеокамеру,
плеер, компьютер и многое другое. Смартфон может послужить не только в
создании
определенного
имиджа,
но
и
быть
помощником
многих
специалистов.
Их
используют
для
работы
с
документами,
совершения
деловых переговоров. И количество этих функций лишь растет, с помощью
определенных приложений на смартфонах совершают покупки, платежи и пр.
В режиме онлайн на сегодняшний день происходит: покупка билетов, занятия
по
музыке,
просмотр
кинофильмов,
общение
с
эффектом
полнейшего
присутствия
на
экране;
разговоры
по
телефону
заменяются
голосовыми
сообщениями и видео-вызовами в разных социальных сетях, а компьютер-
ные игры настолько потрясают своими возможностями, 3-D графикой, что
люди теряют ощущение реальности. Человек теперь может спокойно жить,
не выходя из своей квартиры, из своей зоны комфорта и получать все, что ему
заблагорассудится.
Вместо
того,
чтобы
пойти
на
концерт,
спектакль,
он
включит
трансляцию
дома
или
закажет
онлайн-исполнение
в
различных
интернет-каналах и социальных сетях и т. д. Таким образом, происходит
полнейшая
перестройка
социальной
жизни
общества
и
его
уклада.
Трансформируется ментальность отдельных его частей, особенно молодых
поколений.
Если
ранее
музыкант,
большую
часть
своей
жизни
который
отдал
профессии и оттачивающий свое мастерство сутками напролет, окончивший
музыкальную школу, колледж, институт или консерваторию, жил с надеждой,
что на его концерты будут приходить толпы людей, чтобы оценить его талант.
Что
же
мыслить
музыкантам
теперь,
когда
эти
«толпы»
сидят
в
зоне
комфорта,
охваченные
всеми
«благами»
виртуального
пространства?
Концертные афиши, информирующие о том или ином значительном концерте
на
улицах,
уже
практически
не
замечают.
По
статистике,
если
повесить
афишу прямо на двери подъезда, то ее посмотрит каждый второй, осознает
каждый третий, а заинтересуется каждый двадцатый и то под вопросом. На
концерты же, за малым исключением, не приходит ни-кто. Почему? Потому
что пока люди дойдут до квартиры, они уже забудут, кто был на афише, да и
саму афишу, если конечно на ней не был «звездный» исполнитель, или, по
крайней
мере,
если
этот
исполнитель
уже
получил
хоть
какой-то
общественный резонанс в обществе, к примеру, транслирующийся на экранах
телевидения, в сетях интернета. Что касается исполнителей на народных
инструментах, то молодое поколение вообще маловероятно обратит внимание
на рекламу их концертов.
Современная ситуация в классе народных инструментах, а в частности,
баяна и аккордеона, довольно сложная. Порой ученика заставляют учиться на
этих инструментах, аргументируя тем, что это очень помогает в развитии, что
это
интересно,
в
какой-то
степени
патриотично.
Обучение
игре
на
классических
музыкальных
инструментах,
таки,
к
примеру,
как
скрипка,
виолончель, духовые инструменты, мотивируется во многом возможностью
попасть
в
различные
высокопрофессиональные
коллективы,
оркестры,
которых масса не только в России, но и особенно, за рубежом. Престижных
народных
оркестров,
ансамблей
в
разы
меньше,
и
репертуар
весьма
с п е ц и ф и ч н ы й :
о н
ч а щ е
в с е го
н ед о с т ат оч н о
а вт о р и т е т е н
в
высокопрофессиональной музыкальной среде. Однако не надо забывать, что,
неотъемлемым фактором победы в Великой Отечественной войне, а именно
поддержание
морально-волевых
особенностей
людей
(как
бойцов,
так
и
тружеников тыла) стала организация досуга солдат после боя, а именно
исполнение песен под гармонь.