Автор: Запрудина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Солнышко" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК"
Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ
С
ПРЕДМЕТАМИ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ
РУК
Взаимосвязь развития речи и тонких движений рук изучалась и была
подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых: И.М. Сеченовым,
И.П.
Павловым,
А.А.
Леонтьевым,
А.Р.
Лурея.
Движения
пальцев
рук
стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие
речи
ребенка.
Постоянное
воздействие
на
зоны
коры
головного
мозга,
отвечающие
за
мелкую
моторику,
–
важнейший
компонент
в
системе
логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Интерес детей к развитию движений пальцев рук формируется в играх.
А чтобы игры не наскучили, нужно много самых разных игрушек. Сегодня в
магазинах огромный выбор разнообразных игр для развития ручной моторики.
Однако не стоит забывать и о том, что можно самим изготовить не менее
интересные игрушки, используя подручные средства. Всем маленьким детям
нравится ощупывать, осматривать, разбирать. И, конечно, им хочется поиграть с
предметами, которыми манипулируют взрослые. Многим предметам домашнего
обихода можно придумать новое применение, проявив немного фантазии. Они
принесут не меньше пользы для детей, чем специальные развивающие игры из
магазина. Игры с предметами и материалами домашнего обихода – простые,
доступные и приносят детям огромную радость.
Такой
игрушкой
могут
стать
бельевые
прищепки
в
сочетании
с
картинками животных, птиц, рыб. Из разноцветных прищепок в этом случае
можно сконструировать хвост, плавник, рога или что-то другое. Возможен и
другой вариант – «превращение» прищепки в самого животного, птицу или
рыбу, открывающего пасть при сжимании прищепки. В этом случае картинка
наклеивается прямо на прищепку и делается надрез для открывающегося рта.
Игры с крупами или песочная терапия вызовут не меньший восторг у
ребенка. Для наполнителя можно использовать не только речной песок и манку,
но и более крупный по структуре материал – пшено, горох, фасоль, грунт для
аквариума
(искусственные
разноцветные
прозрачные
камешки).
В
«сухом
бассейне» с более крупным наполнителем можно предложить ребенку как
просто движения погруженных рук (идентично самомассажу). Можно провести
пальчиковую гимнастику, предложив «согреть фасолинки» (потереть фасоль
между ладонями); прижать ладони ко дну «сухого бассейна» и, не отрывая их,
поочередно поднимать и опускать пальцы; «закопать» руки на дно «бассейна»,
перебирая пальчиками его содержимое. Заинтересуют ребенка и игры на поиск,
распознание
предмета,
а
затем
и
его
обыгрывание
(например,
сочинение
истории
о
найденной
игрушке).
С
песком
можно
предложить
другое
–
рисование пальцами на поверхности.
Игры
с
пуговицами,
бусинами,
семенами
так
же
непременно
заинтересуют ребенка. Из них можно выкладывать различные фигуры, рисунки
или
буквы,
нанизывать
на
леску
или
нить,
смешивать
вместе,
а
потом
сортировать по разным коробочкам (игра «Золушка»), совмещать с аппликацией
или лепкой.
Сматывание
толстой
нитки
в
клубок,
комканье
носового
платочка
в
кулачок развивают у детей ловкость и силу в руках.
Выкладывание из спичек или счетных палочек различных фигурок по
образцу и без него не только развивает мелкую моторику, но и формирует
о б р а з н о - п р о с т р а н с т в е н н о е
м ы ш л е н и е ,
р а з в и ва е т
ф а н т а з и ю
и
наблюдательность.
Поспособствует
развитию
чувствительности
рук
такой
прием
как
криомассаж.
В
формочках
для
льда
замораживается
вода.
Малышу
предлагается погладить по внутренней или внешней стороне ладони ледяной
фигуркой, можно перекладывать фигурку из одной руки в другую.
Увлекательными и интересными для ребенка будут игры с резиновыми
массажными мячиками с шипами разного размера, с массажерами «Су-джок»,
скорлупками от шоколадных яиц, подойдут и природные материалы – желуди,
шишки,
орехи,
каштаны.
Можно
предложить
ребенку
сжимать,
катать,
удерживать
все
эти
предметы.
Катать
между
ладоней
можно
и
обычные
карандаши с гранями.
Детям
старшего
дошкольного
возраста
можно
предложить
игры
с
цветными
скрепками.
Их
можно
нанизывать
на
шнурок,
выложить
из
них
рисунок, соединить скрепки между собой, дополнить фигурки разноцветными
скрепками.
Игры со щетками разнообразны и непременно заинтересуют малыша.
Можно погладить щеткой по рукам, покатать между ладонями круглую щетку,
нажать на щетину щетки руками поочередно.
Различные
баночки
с
завинчивающимися
и
захлопывающимися
крышечками
так
же
превратятся
в
интересные
игрушки.
Научите
малыша
отвинчивать и завинчивать, открывать и защелкивать крышечки на баночках.
Эти
доступные
и
интересные
игры
–
веселое
занятие,
способное
не
только разрабатывать моторику пальцев рук, но и подарить ребенку радость
общения
со
взрослым.
Играйте
со
своим
малышом
и
радуйтесь
всем
его
успехам!