Напоминание

"Развитие основных видов движений детей дошкольного возраста"


Автор: Бушуева Екатерина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №390"
Населённый пункт: г Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие основных видов движений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности развития у дошкольников основных видов движений

2. Обучение основным движениям

3. Оборудование и инвентарь для обучения основным видам движений

1. Особенности развития у дошкольников основных видов движений

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно

своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь

основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без

которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем

успешно заниматься спортом.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении

движений предъявляет высокие требования к основным функциональным

системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и

дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат,

регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических

процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание

углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных

движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным

возможностям, помогает повысить умственную и физическую

работоспособность детей.

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность

развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость,

гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге,

прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений.

Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, ум-

ственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные

способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и

временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение

и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро,

технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать свои

действия так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препят-

ствие.

Во время выполнения движений детьми воспитатель активно

формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность,

настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в

детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть,

перелезть и т. п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости

от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например,

неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в

широкую надо спуститься с одной стороны и вылезть с другой или обежать,

если она небольшая; над ручейком по доске легко пройти, спокойно ставя

ступни одна перед другой; по двум жердочкам, положенным параллельно,

придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти

боком, делая приставные шаги.

Развитие движений во многом определяется благоприятными

окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей.

Рациональное использование площадки, природного окружения

предоставляет воспитателю большие возможности для расширения

осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих

дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует

не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и

предусматривать повышение требований к количественным и качественным

показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно

совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных

функций. Так, если дети легко преодолевают прыжком в длину 50 см, надо

увеличить препятствие, ввести дополнительное задание, например хлопнуть

в полете в ладоши или энергично взмахнуть руками при отталкивании.

Постепенно повышающиеся требования позволяют сохранять у детей

интерес к заданиям, стремление улучшать свои показатели, не

останавливаться на достигнутом.

Для прочного закрепления движений их необходимо повторять,

постепенно усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует

включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-

эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выполнить

правила и добиться успеха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть

ров) вынуждает детей использовать привычные для них движения не всегда с

правильной техникой их выполнения: преодолевают ров перешагиванием,

тяжело приземляясь на одну ногу; убегают от ловишки, согнувшись; метают

в движущуюся цель только правой рукой и т. п.

Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и

показать правильные приемы выполнения, следить, чтобы дети были

внимательны. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения

элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими,

оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в

достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качест-

ву движений, проявлению активности, инициативы.

Своевременное и правильное освоение детьми движений достигается

не только показом техники выполнения задания, но и использованием

ориентиров. Показ вызывает лишь зрительный образ упражнения, но не дает

мышечных ощущений, которые возникают при правильном выполнении

движений самими детьми. Поэтому применение различных ориентиров

необходимо. Так, при ходьбе по краям площадки ориентиром служат кубы

или флажки на подставках, которые дети должны обходить. При подлезании

под веревку или дугу подвешивается колокольчик. Если ребенок задел его,

значит, движение выполнено неправильно. Использование ориентиров

облегчает и воспитателю контроль за выполнением движений каждым

ребенком.

При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление

действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно

возрастающие, все большие физические усилия для достижения

поставленной цели.

Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребенка,

предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества

(быстроты, ловкости, выносливости) поддаются педагогическим

воздействиям. Дети, любящие движения, не нуждаются в особом внимании

воспитателя, за исключением тех случаев, когда они предпочитают какой-

либо один вид движения, например бег или прыжки. Такие дети и сами

используют любые возможности для проявления способности бегать,

прыгать, лазать, метать: они многократно спрыгивают с лесенки, бросают

любой попавший в руки предмет и т. п. Дети, стремящиеся к малоподвижным

играм и занятиям (рисованию, рассматриванию иллюстраций в книгах),

заставляют педагога искать возможные пути и методы их активизации,

повышения интереса к двигательной деятельности.

Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их

показать с учетом возраста детей, подобрать соответствующие игры для

совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем

больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества.

Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от

занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать

упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить

варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности.

2. Обучение основным движениям

Ходьба

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано

формирует прочный навык в этом движении. К началу дошкольного возраста

дети уже довольно свободно владеют ходьбой. Наиболее характерной

особенностью ходьбы является постоянное одиночное или двойное опорное

положение, т. е. соприкосновение с землей одной или обеих ног. Скорость

ходьбы зависит от частоты шагов (темпа) и длины тага. Средний темп ходьбы

взрослого человека 120 шагов в минуту, а длина шага равна 70— 90 см. Темп

ребенка-дошкольника колеблется в пределах 148—172 шага в минуту, длина

шага равна 42—68 см.

Наблюдая за ходьбой детей 3—4 лет, нетрудно заметить у них лишние

движения, неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из

них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники

ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце

шага), шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают»

ею, смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи, не всегда четко

выдерживают нужное направление.

В этом возрасте особое внимание уделяют координации движений рук

и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у

них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро

останавливаться по сигналу и т. д.).

Ходьба детей 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными

группами, становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще

встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками,

слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной

группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с

правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет ре-

комендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию

взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на

полу на расстоянии 35- -45 см и т. д.

С детьми 6—7 лет продолжают совершенствовать навыки ходьбы.

Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время

передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и

широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и

выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную

позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

Бег

Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является

фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от

земли. Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они

согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на

мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую

системы, значительно больше, чем при ходьбе.

Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий,

семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок

прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство

детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки

или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им

возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрям-

лением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка.

Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу — приучить детей

ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с

небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится

вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в

соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные

упражнения:

а) бег с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;

б) бег с переступанием через кубики, мячи, шишки и т. д.;

в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60—80 см

друг от друга) и т. д.

Длительность бега со средней скоростью для детей 3—5 лет рекомендуется в

пределах 20—25 с, для детей 6—7 лет — до 30—35 с. Дети 3—4 лет могут

пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м, 5—6 лет — до 20—

25, 7 лет —до 30—35 м.

Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольников

рекомендуют следующие упражнения: бег на носках, «как лисичка»; с

высоким подниманием бедра, «как лошадка»; с наступанием на линии,

начерченные на земле на расстоянии 60—80 см; бег с изменением темпа и

направления; с остановками по сигналу взрослого; бег с оббеганием

предметов (кубики, мячи, шишки); бег наперегонки (вдвоем — втроем)

—«кто быстрее»; бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони; бег

со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.

Равновесие

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации

движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в

своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по

шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как

упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к

выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения

упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый

подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В

основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя

параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от

друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну

высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке.

Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии

усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке)

присесть и повернуться кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на

середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребенок

шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце

бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти

упражнения желательно проводить с мешочком или медицинболом массой

300—500 г на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно,

сохраняя при этом правильную осанку.

Для развития чувства равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения

в соответствии с возрастом ребенка.

Упражнения для детей 3 лет

1. Пройти или пробежать между двумя параллельными лентами

(расстояние между ними 25 см), не наступая на них.

2. Пройти по прямо положенному на полу шнуру, длина до 5 м.

3. Встать на доску (шириной 20—25 см), которая лежит на полу

(земле), пройти по ней до конца.

4. Ходьба с переступанием через «ручеек» (шириной 15—20 см) из двух

ленточек или скакалок и через предметы (палочки, кубики, мячи), лежащие

на полу (земле).

5. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на

высоту 10—15 см.

Упражнения для детей 4 лет

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки

на поясе, в стороны или вверх).

2. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями,

не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

3. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на

высоту 15—20 см.

4. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и

по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

5. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб

или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и

осторожно сбежать вниз.

Упражнения для детей 5 лет

1. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами

(кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное

положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Ходьба с переступанием через палку или веревочку, поднятые на высоту

20—25 см от пола.

4. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями

(расстояние между ними 15 см), не наступая на них.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и

зигзагом.

вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1. Приседания на носках, руки на поясе.

2. Отведение прямой ноги вперед, в сторону, назад, руки на поясе.

3. Быстро ходить и бегать по доске, которая лежит на полу.

4. Ходьба с переступанием через палки или веревочку, поднятые на высоту

25—30 см.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), лежащему на полу, прямо, по кругу

и зигзагом с мешочком на голове (массой 500 г).

Упражнения для детей 7 лет

1. Отведение прямой ноги назад, руки за голову, прогнуться в пояснице,

приставить ногу.

2. Повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе, руки на

поясе.

3. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), который лежит на полу, по кругу и

зигзагом, с предметом (мяч, палка) в руках. Шаг правой — поднять предмет

вверх; левой — опустить вниз.

4. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу, по прямой,

спиной вперед, руки в стороны.

5. Встать на бревно (скамейку), руки на пояс, пройти по нему до конца,

высоко поднимая бедро, и спрыгнуть.

Лазанье и ползание

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В

их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот,

ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения,

чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь

несложное оборудование, которое используется в домашних условиях

(стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах

желательно также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети

младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений,

как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на

высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упраж-

нения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них

является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в

упоре стоя на бревне). При ползании в упоре стоя ногами опираются на нос-

ки, а руками — на кисти («как медвежонок»). Согнутую правую ногу

подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперёд, и тело

перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого

подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело

перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Перемещение

рук и ног во время ползания может быть одноименным и разноименным

способом. При разноименном способе вначале выставляют левую руку и

правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном способе

одновременно двигается правая рука и правая нога, затем левая рука и левая

нога. Дошкольников обучают ползать обоими способами.

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической

стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют

нерешительность.

Для детей этого возраста упражнения в лазаньи представляют значительную

сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным

способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом

— как им удобнее.

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают

упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают

ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз.

Затем немного поднимается и перемещает как можно дальше вперед правую

ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо.

Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую

ногу. Далее движение повторяется в той же последовательности. Голову во

время ползания не следует поднимать высоко.

К одному из наиболее интересных и полезных упражнений для детей 6

—7 лет относится перелезание через препятствие (бревно, скамейка).

Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль

бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки

или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе

ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него

ноги и, отталкиваясь ими, преодолевает препятствие.

Упражнения для детей 3 лет

1. Встать лицом к кубу (ящику), опрокинутому вверх дном, высотой 15 см,

подняться на него и сойти вниз.

2. Проползти в упоре стоя на коленях между двумя параллельными

лентами (расстояние между ними 15—25 см) к флажку, который лежит на

расстоянии 3 м от места начала движения. Взять флажок и помахать им над

головой.

3. Проползти в упоре стоя на коленях по доске, лежащей на полу, до ее

конца, подняться и хлопнуть в ладони над головой.

4. Проползти в упоре стоя на коленях между ножками стула, подняться,

поднять руки через стороны вверх и опустить их вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1. Стать в упор стоя на коленях возле веревочки, натянутой между двумя

стульями на высоте 40 см, подлезть под нее, подняться и подпрыгнуть

несколько раз на обеих ногах, «как зайчик».

2. Подойти к обручу, который держит вертикально к полу взрослый, и

пролезть в обруч грудью вперед или боком, не касаясь руками пола.

3. Проползти в упоре стоя на коленях по наклонной доске, один конец

которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 30 см, встать,

держась за перекладины, повернуться кругом и сойти по доске вниз.

4. Проползти в упоре стоя на коленях по бревну, на конце его встать и сойти

вниз.

Упражнения для детей 5 лет

1. Проползти в упоре стоя на коленях к мячу, который лежит на полу на

расстоянии 4 м от начала движения. Взять мяч, подняться и подбросить его

над головой несколько раз.

2. Проползти в упоре стоя на коленях под веревочкой, привязанной к двум

стульям на высоте 40 см, толкая перед собой головой большой мяч.

Подняться и поднять мяч обеими руками над головой.

3. Проползти в упоре стоя по наклонной доске, один конец которой

закреплен на гимнастической стенке на высоте 35 см, встать, держась за

перекладины. Повернуться кругом, принять упор стоя на коленях и

опуститься по доске вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1. Лечь лицом вниз на траву или коврик (в комнате) и проползти по-

пластунски 3—4 м.

2. Подойти к обручу, привязанному на высоте 15—20 см от земли (пола),

пролезть в обруч грудью вперед и боком, стараясь не задеть его.

3. Проползти в упоре стоя на коленях по наклонной доске, один конец

которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 35—40 см, подняться

на несколько перекладин вверх и опуститься вниз.

4. Стать лицом к гимнастической стенке, подняться попеременным

шагом на 1,5—2 м, приставным шагом перейти в сторону на

следующий пролет и опуститься вниз.

Упражнения для детей 7 лет

1. Проползти по-пластунски 4—5 м.

2. Подойти к веревочке или палке, которая лежит на двух стульях на высоте

40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, пролезть грудью

вперед и боком.

3. Пролезть между 3—4 перекладинами гимнастической стенки.

Прыжки

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка:

укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют

координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует

помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность

места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении

высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и

плоскостопие.

Прыжок в длину с места

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп

имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт

пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены

назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным

взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся

вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в

стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление.

Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с

последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений

и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в

помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними

ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в

предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину

которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка

совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок

через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см;

прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом

нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он

отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами

«ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время

отталкивания.

Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении

является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с

максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии

полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому

основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Упражнения для детей 4 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, поворачиваясь постепенно вокруг себя

на 360°, руки на поясе.

2. Прыжки на месте — ноги вместе, ноги врозь.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 1,5—2 м.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 35

—50 см).

Упражнения для детей 5 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90° за

один прыжок.

2. Прыжки на месте — ноги скрестно и с ноги на ногу.

3. Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь

достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5—8 см выше

поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки последовательно через 2—3 веревочки, которые лежат

параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с

плоским ободом (3—4-обруча).

Упражнения для детей 6 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и

180° за один прыжок.

2. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3. Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный на 10—12 см

выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через

«ручеек» (шириной 70—80 см).

Упражнения для детей 7 лет

1. Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2. Прыжки на месте и с разбега, стараясь достать предмет, подвешенный

на 15—20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через

«ручеек» (шириной 90—100 см).

Метания

Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость,

координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном

возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представляют

значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений,

умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до

цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте

рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям:

прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и

двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить

ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.

Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с

попаданием в предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2 м.

щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.

Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно

усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными

навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с

последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх,

повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют

навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через

плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.

Упражнения для детей 3 лет

1. Прокатывание большого мяча обеими руками с расстояния 60—100 см и

ловля его, когда он будет катиться назад.

2. Сидя на коврике, ноги врозь, прокатывать мяч друг другу с расстояния

100 см.

3. Бросать большой мяч обеими руками снизу взрослому с расстояния 70—

100 см и ловить его.

4. Бросать мяч на пол (землю) и ловить его обеими руками после отскока.

Упражнения для детей 4 лет

1. Прокатывать мяч, шарик (диаметром 20—25 см) обеими руками к

взрослому и назад (положение — на корточках) с расстояния 1,5—2 м.

2. Прокатывать мяч, шарик обеими руками между ножками стула

(воротца из двух кубиков шириной 50 см) с расстояния 1,5 м.

3. Прокатывать мяч, шарик обеими и одной рукой по полу (земле),

стараясь попасть в предметы (кубики, кегли) с расстояния 2 м.

Упражнения для детей 5 лет

1. Прокатывать мяч, шарик одной и обеими руками в ворота (шириной 40—

50 см) из двух предметов (кубики, кегли) с расстояния 2 м.

2. Прокатывать мяч, шарик одной рукой по низу (земле), стараясь попасть в

предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2,5 м.

3. Бросать большой мяч обеими руками снизу и от груди друг другу с

расстояния 1,5—2 м и ловить его.

4. Подбрасывать большой мяч вверх обеими руками снизу и ловить его,

когда он отскочит от пола (земли).

3. Оборудование и инвентарь для обучения основным видам движений

Для осуществления задач обучения основным видам движе-

ний необходимо соответствующее оборудование, которое размещается на

групповых участках, специальной физкультурной площадке и в зале. На

групповых участках оборудование размещается с учетом того, чтобы было

удобно проводить со всеми детьми физкультурные занятия, утреннюю

гимнастику, подвижные игры.

Покрытие физкультурной площадки и групповых участков

целесообразнее иметь естественным, травяным.

Стационарное физкультурное оборудование устанавливается в

основном по краям площадки. По мере необходимости добавляется

переносное оборудование.

Упражнения в ходьбе и беге проводятся на любой ровной дорожке,

лучше всего с естественным травяным покрытием. Хорошо ходить и бегать

по лесным дорожкам, покрытым слоем хвои. Специальная беговая дорожка

располагается по краю площадки длиной не менее 30—40 м или делается

кольцевой длиной примерно 100 м. Она может иметь естественное покрытие.

Там, где грунт слабый, легко выбивается при беге, делают опилоч-ную

дорожку шириной 1—1,5 м. Такая дорожка не боится плохой погоды.

В землю вбивают колья, к ним прибивают тщательно обструганные до-

ски-бортики, сверху их покрывают резиной (используют отслуживший ре-

зиновый шланг, разрезанный пополам). Между бортиками до их уровня за-

сыпают опилки. Их смачивают, утрамбовывают несколько раз, добавляя слой

за слоем. Время от времени дорожку разравнивают граблями. Снаружи к

бортам опилочной дорожки прибиваются металлические скобы, в которые

можно вставлять стойки для упражнений в перешагивании, прыжков с

разбега и т. д.

На участке можно сделать дорожку для укрепления стоп детей. Она

состоит из нескольких секторов, заполненных по-разному: мелким песком,

галькой, опилками. На беговой дорожке для упражнений детей 6—7 лет в

беге с препятствиями расставляют невысокие барьеры с меняющейся

высотой перекладин.



В раздел образования




Яндекс.Метрика