Напоминание

методическое пособие для педагогов


Автор: Передеро Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: Кемеровская обл г Мариинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методическое пособие для педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования»

Методическое пособие для педагогов детских садов

Развитие художественно-творческих способностей

детей дошкольного

возраста средствами нетрадиционного рисования

Исполнители:

Передеро Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11

«Золотой ключик»»

Мариинского муниципального района

Т.89234825181 e

-

mail

doshkolniki.

mr@mail.

ru

Консультант:

Крецан Зоя Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

Кемерово 2019

Оглавление

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие

дошкольника.

1.1.

Классификация методов обучения............................................. 10

1.2.

Вариативные изобразительные технологии в рисовании......

13

Глава 2. Развитие творческих способностей детей …………………….. 10

Виды нетрадиционного рисования…………………………...

16

2.1.

Нетрадиционные техники рисования.............................................. 18

2.2.

Организованная образовательная деятельность

39

Заключение........................................................................................................... 41

Список литературы.............................................................................................. 42

Приложения

Приложение 1 Конспекты занятий по рисованию............................................ 44

Приложение 2 Наши достижения

70

Приложение 3 Проектирование работы с детьми и родителями..................... 72

Приложение 4 Диагностика................................................................................ 73

3

Введение

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является -

изобразительное искусство.

Изобразительное искусство открывает перед детьми богатое содержание

жизни,

развитие

любви

к

природе

родного

края,

интерес

и

уважение

к

творческому

труду,

и

новым

нетрадиционным

формам

изобразительной

деятельности. Знакомство детей с искусством способствует расширению их

жизненного опыта: развивает их любознательность, пытливость. Через образы

искусства

у

детей

воспитывается

интерес

и

любовь

к

прекрасному,

развиваются

их

эстетические

чувства.

Это

в

свою

очередь

содействует

расширению и углублению жизненных представлений [6,с.45]. В искусстве

перед детьми раскрываются богатство форм, пространства, движения. Занятия

рисования развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в

произведениях искусства.

В

процессе

рисования

у

ребенка

развиваются

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

эмоции,

художественный

вкус,

творческие

способности,

умение

доступными

средствами

самостоятельно

создавать красивое.

Изобразительная

деятельность

ребенка

приобретает

художественно-

творческий характер по мере овладения способами изображения [10,с.17].

Цель итоговой работы: разработка методического пособия.

Задачи итоговой работы:

1.

Обобщить опыт работы педагога.

2.

Разработать методическое пособие.

Методическое пособие позволяет решить следующие задачи:

> Расширять

представление

о

многообразии

нетрадиционных

техник рисования;

4

> Формировать

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности на основе ознакомления с нетрадиционными

техниками рисования;

> Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

> Развивать

ассоциативное

мышление

и

любознательность,

наблюдательность и воображение;

> Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

> Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для

полноценного

эстетического

развития

и

формирования

художественно-творческих

способностей

детей

необходимы

следующие

направления:

Содержание и методы обучения, учитывая взаимосвязь всех видов

изодеятельности.

Организация

педагогического

процесса

на

основе

интеграции

видов

искусства,

способствующего

накоплению

впечатлений,

эмоций, опыта.

Использование разнообразных видов работ с детьми.

Предоставление ребенку возможность творить самостоятельно,

доступность любого материала для изодеятельности.

И с п ол ьзо ва н и е

в

д а л ьн е й ше м

р е зул ьт ат ы

д е т с ко г о

художественного творчества.

Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом

занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку,

уважение к его творчеству.

5

Предоставление возможности для совместного творчества.

Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта ребенка.

Консультации, мастер - классы для родителей.

Методическое пособие позволяет ребенку развивать творческие

способности,

нравственные

качества

личности:

доброту,

отзывчивость,

способность к сопереживанию.

Организационное воздействие на детей должно исходить из

основополагающих принципов:

систематичности, комплексности,

индивидуально

-

дифференцированного

подхода,

регулярности

занятий

и

тесного взаимодействия с родителями [1, с.15].

Методическое пособие адресовано:

1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие

ребенка дошкольника

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют

разнообразные

виды

художественно-творческой

деятельности:

рисование,

лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных

конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав

это

чувство

однажды,

малыш

будет

стремиться

в

своих

рисунках,

аппликациях, поделках, рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная

деятельность

ребенка,

которой

он

только

начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны

взрослого.

Но

чтобы

развить

у

каждого

воспитанника

творческие

способности,

заложенные

природой,

педагог

должен

сам

разбираться

в

изобразительном

искусстве,

в

детском

творчестве,

владеть

необходимыми

способами художественной деятельности.

Изобразительная

деятельность

дошкольников

как

вид

художественной

деятельности

должна

носить

эмоциональный,

творческий

характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего,

должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,

эстетические

чувства

и

представления,

развивать

образное

мышление

и

воображение,

учить

детей

способам

создания

изображений,

средствам

их

выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского

изобразительного

творчества,

на

творческое

отражение

впечатлений

от

окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование,

лепка,

аппликация

-

виды

изобразительной

деятельности,

основное

назначение

которой

-

образное

отражение

действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных

для детей дошкольного возраста.

Изобразительная

деятельность

-

это

специфическое

образное

познание действительности, как всякая познавательная деятельность имеет

большое значение для умственного воспитания детей.

О в л а д е н и е

у м е н и е м

и з о б р а ж а т ь

н е в о з м о ж н о

б е з

целенаправленного зрительного восприятия - наблюдение. Для того чтобы

нарисовать, вылепить какой - либо предмет, надо предварительно хорошо с

ним

ознакомиться,

запомнить

его

форму,

величину,

цвет,

конструкцию

расположения частей.

Для

умственного

развития

детей

имеет

большое

значение

постепенное

расширение

запаса

знаний

на

основе

представлений

о

разнообразии

форм

пространственного

расположения

предметов

окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с

материалами

(бумага,

краски,

глина,

мел

и

др.),

с

их

свойствами,

выразительными возможностями, приобретают навыки работы. На занятиях

по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение название

форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует

обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами,

при

обследовании

предметов,

построек,

а

так

же

при

рассматривании

иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на

расширение словарного запаса и формирование связанной речи [9, с.5].

Как

указывают

психологи,

для

осуществления

разных

видов

деятельности,

умственного

развития

детей

большое

значение

имеют

те

качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования,

аппликации, конструирования.

Изобретательная

деятельность

тесно

связана

с

сенсорным

воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения

знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в

построении.

Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы,

находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким

образом,

изобразительная

длительность

содействует

сенсорному воспитанию и развитию наглядно- образного мышления.

Детское

изобразительное

творчество

имеет

общественную

направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и

для

окружающих.

Ему

хочется,

чтобы

его

рисунок

что-то

сказал,

чтобы

изображенное им узнали.

Общественная

направленность

детского

изобразительного

творчества проявляете и в том, что в своей работе дети передают явления

общественной жизни.

Значение

занятий

изобразительной

деятельностью

для

нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих

занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и

умение

доводить

начатое

до

конца,

сосредоточенно

и

целенаправленно

заниматься,

помогать

товарищу,

преодолевать

трудности

и

т.

д.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у

детей

доброты,

справедливости,

для

углубления

тех

благородных

чувств,

которые

возникают

у

них.

В

процессе

изобразительной

деятельности

сочетается

умственная

и

физическая

активность.

Для

создания

рисунка,

лепки,

аппликации

необходимо

приложить

усилия,

осуществить

трудовые

действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность

дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия,

овладевать

трудовыми

навыками.

Сначала

у

детей

возникает

интерес

к

движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге;

постепенно

появляются

новые

мотивы

творчества

-

желание

получить

результат, создать определенное изображение.

Дошкольники

овладевают

многими

практическими

навыками,

которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ,

приобретают

ручную

умелость,

которая

позволит

им

чувствовать

себя

самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких

волевых

качеств

личности,

как

внимание,

упорство,

выдержка.

У

детей

воспитываются

умения

трудиться,

добиваться

желаемого

результата.

Формированию

трудолюбия,

навыков

самообслуживания

способствует

участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в

том,

что

она

является

средством

эстетического

воспитания.

В

процессе

изобразительной

деятельности

создаются

благоприятные

условия

для

развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в

эстетически

чувства,

содействующие

формированию

эстетического

отношения

к

действительности.

Непосредственное

эстетическое

чувство,

которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные

составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы,

чувство ритма.

Для

эстетического

воспитания

детей

и

для

развития

их

изобразительных

способностей

большое

значение

имеет

знакомство

с

произведениями

изобразительного

искусства.

Яркость,

выразительность

образов в картинках, скульптуре, архитектур и произведениях прикладного

искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее

воспринимать

явления

жизни

и

находить

образные

выражения

своих

впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается

художественный вкус [8, с.55].

1.1. Классификация методов обучения

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие

методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное

содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить

способности в той или иной области деятельности.

П о д методами

обучения изобразительной

деятельности

и

конструированию

понимают

систему

действий

педагога,

организующего

практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на

усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в

детском саду».

Приемами

обучения называют

отдельные

детали,

составные

части метода.

Традиционно

методы

обучения

классифицируются

по

тому

источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем

средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

Так

как

дети

дошкольного

возраста

приобретают

знания

в

процессе

непосредственного

восприятия

предметов

и

явлении

окружающей

действительное и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в

непосредственной

практической

деятельности

(конструирование,

лепка,

рисование и т.п.), то выделяют методы:

наглядные;

словесные;

практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов.

Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она

включает следующие методы обучения:

информационно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие

приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

беседу;

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление

знаний

и

навыков

детей.

Это

метод

упражнений,

доводящих

навыки

до

автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление

самостоятельности, в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог

предлагает

ребенку

выполнить

часть

работы

с а м о с тоя т е л ь н о .

Исследовательский

метод

направлен

на

развитие

у

детей

не

только

самостоятельности,

но

и

фантазии

и

творчества.

Педагог

предлагает

самостоятельно выполнить, не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может

быть

использован

в

обучении

дошкольников

и

младших

школьников:

он

применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы

и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. [2,7]

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы -

показ,

как

следует

пользоваться

карандашом

и

красками.

Наиболее

эффективный

прием

-

пассивные

движения,

когда

ребенок

действует

не

самостоятельно,

а

с

помощью.

Эффективные

игровые

изобразительные

движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда

— сюда», «сверху — вниз» и т. д. Такой прием дает возможность связать образ

предмета с изобразительным движением.

Чтение

стихов,

потешек,

песенок

на

занятиях

-

важнейший

методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе —

сотворчество педагога с детьми. Во второй младшей группе на занятиях по

рисованию

активно

используется

информационно

рецептивный

метод.

Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой

предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами,

ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное

представление

о

нем.

Также

эффективен

прием

обследования

предмета

движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ

способа

изображения

применяется

только

в

том

случае,

данная

форма

встречается впервые [3, с.8].

1.2. Вариативные изобразительные технологии в рисовании

Развитие

современной

педагогики

строится

на

принципах

динамизма,

вариативности

организационных

форм,

гибкого

использования

новых педагогических технологий. Этот процесс обновления произошел и в

методике

изобразительной

деятельности

детей.

Ведь

рисование

-

столь

естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. А возраст 5-7 лет-

"золотой век" детского рисунка. Ребенок стремится самостоятельно рисовать

все, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение.

Но

до

ныне

действовавшая

методика

обучения

рисованию,

предусматривала,

конкретно

выработанные,

стандартные

приемы.

Лишь

частично,

в

работах

по

замыслу,

дети

могли

пофантазировать

"поиграть

красками". Конечно, обучение графическим и живописным методам не решает

в

полной

мере

основную

задачу

художественного

воспитания

детей.

А

таковыми

являются:

развитие

устойчивого

интереса,

эмоционально -

эстетических чувств, творческой самостоятельности и активности, а так же

развитие

индивидуальных

способностей

детей

в

рисовании.

Накопление

каждым ребенком ценного опыта художественно-творческой деятельности и

разнообразных навыков изображения в рисунках стало одной из ведущих

задач. Применение вариативных изобразительных технологий - это ключ к

решению этих поставленных целей.

Что же включает в себя понятие "вариативные изобразительные

технологии"? Это - традиционные и нетрадиционные приемы рисования.

Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы в

рисунках не сразу приходит к детям. Этому их надо учить. Когда детям

предлагаешь новую тему, для рисования, где предусматривается работа по

замыслу, они говорят: "А, я не умею рисовать, а, я не знаю как", у детей

появляется нерешительность, боязнь не справиться с работой. Чтобы добиться

результата, нужно предложить им на выбор разные приемы рисования и

разнообразный изоматериал, при этом учитывать возраст детей.

Важным

моментом

является

то,

что

на

одном

занятии

целесообразно использовать сразу несколько методов. Так, например, рисуя

птиц, методом П антиков а «от листочка», дети быстро овладели, потому, что

он

им

понравился.

Оперение

выполняли

штрихами

по

методике

Грека.

Полюбился детям прием рисования животных от геометрических фигур (по

Пантикову),

а

пушистую

шерсть

передавали

методом

тычка.

Животные

получаются разные, потому что дети вносят в работу свое творчество.

Любят дети выполнять творческие задания по методике ТРИЗ:

превратить

картинки-невидимки

(геометрические

фигуры)

в

разные

предметы; на цветной бумаге нарисовать услышанную музыку; цифры (по

Пантикову) - в сказочных героев, придумывая свои рассказы и сказки.

Легко

дети

справляются

с

такими

приемами

рисования,

как

пальцами, ладошкой, тычком, примакиванием, от пятна. Эти методы можно

использовать и в средней группе. Труднее детям дается рисование штрихом,

цветными нитями, по мокрому слою, по технике гратгаш, монотипия, где от

них требуется терпение, внимание, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Поэтому, эти приемы рисования наиболее интересны старшим дошкольникам.

Внедряя

в

практику

работы,

вариативные

изобразительные

технологии,

можно

увидеть,

что

работы

детей

становятся

более

содержательными,

насыщенными,

яркими.

Этими

работами

украшаются

группы,

фойе,

приемные,

чтобы

дети

и

взрослые

могли

порадоваться

и

полюбоваться результатами своего творчества [7, с.115].

" Детский рисунок, процесс рисования -

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу,

что-то из окружающего мира, а живут в этом

мире, входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой."

В.Л. Сухомлинский

2.

Развитие творческих способностей детей

2.1. Виды нетрадиционного рисования:

ниткопись.

тестопластика

тычок жесткой кистью;

пальчиковая живопись

скатывание бумаги

оттиск поролоном;

оттиск пенопластом;

оттиск смятой бумагой;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

монотипия предметная;

черно - белый граттаж;

кляксография;

набрызг;

отпечатки листьев;

тиснение;

цветной граттаж;

монотипия пейзажная;

кляксография;

пластилинография;

фотокопия;

точечный рисунок;

рисование ватными палочками;

аппликация объемная с элементами оригами;

рисование на мокрой бумаге;

оттиск печатками из овощей; солевое рисование по

зубной краске; печать по трафарету;

рисование открытками;

яичная мозаика;

тканевые изображения;

обрывание бумаги;

знакомая форма;

шаблонография

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную

свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений,

внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в

рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов

способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять

их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают

художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое

привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс

педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те

же

стадии,

что

и

творческий

процесс

художника.

Этим

занятиям

отводится

роль

источника

фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором

будет

располагаться

изображение.

Разнообразие

способов

рисования

рождает

у

детей

оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать

новые композиции, развивается умение детей действовать с различными

материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми межами, свечей и др. В процессе

рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются

во всех тешах коммуникативных высказываний. [11,75]

2.2 Нетрадиционные техники рисования.

Ниткопись.

Возьмите нитки длиной 25*30 см., окрасьте их в разные цвета,

выложите,

как

захочется

-

на

одной

стороне

сложенного пополам листа.

Концы

ниток

выведите

наружу.

Сложите

половинки листа, прижмите друг к другу, разгладьте.

Затем,

не

снимая

ладони

с

бумаги,

правой

рукой

осторожно

выдергивайте

одну

нитку

за

другой.

Разверните лист...

А нитки-то...

Тестопластика,

Рецепт соленого теста:

1 стакан муки,

3/4 стакана соли,

5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды,

немного крахмала.

Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.

Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.

Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.

Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие

фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

Способ изображения:

Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из

пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью,

соломкой)

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

Тычок жесткой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт

пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не

опускается. Таким образом

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается

имитация

фактурности

пушистой

или

колючей

поверхности.

Пальчиковая живопись

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с

гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на

бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце,

плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой.

Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до

большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и

приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка

из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки

поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к

штемпельной

подушке

с

краской

и

наносит

оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка

из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки

пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с

краской

и

наносит

оттиск

на

бумагу.

Чтобы

получить

другой

цвет,

меняются

и

мисочка,

и

пенопласт.

Восковые мелки и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения

изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка

из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ

получения

изображения:

ребенок

прижимает

смятую

бумагу

к

штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и

смятая бумага.

Свеча и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его

половине

рисует

половину

изображаемого

предмета

(предметы

выбираются

симметричные).

После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается

пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист

после рисования нескольких украшений.

Черно

-

белый граттаж.

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полу картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная

тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки

для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает

свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким

мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания

палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,

трубочка (соломинка для напитков).

Способ

получения

изображения:

ребенок

зачерпывает

пластиковой

ложкой

краску,

выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так,

чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о

картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ

получения

изображения:

ребенок

покрывает

листок

дерева

красками

разных

цветов,

затем

прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется

новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы:

тонкая

бумага,

цветные

карандаши,

предметы

с

рифленой

поверхностью

(рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если

нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать

шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью,

рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и

наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы:

цветной

картон

или

плотная

бумага,

предварительно

раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки

для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так,

чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью,

смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается

рисунок. Далее возможно дорисовывание

недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства

выразительности:

пятно,

тон,

вертикальная

симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы:

бумага,

кисти,

гуашь

либо

акварель,

влажная

губка,

кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На

одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение

в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не

успели

высохнуть.

Половина

листа,

предназначенная

для

отпечатка,

протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него

29

сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Для монотипии также можно использовать лист бумаги и

кафельную

плитку.

На

последнюю

наносится рисунок краской, затем она

накрывается влажным листом бумаги.

Пейзаж получается размытым.

ПластилинограФия

Понадобится

пластилин

(как

изобразительный

материал),

бумага

салфетки

для

рук,

стеки.

Узор

из

пластилина

наносится

на

бумагу

и

обрабатывается стекой.

Фотокопия

Рисунок

находится

при

помощи

водоотталкивающего

материала

-

свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться

при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это

происходит при проявлении фотопленки

Точечный рисунок

Способ нанесения краски: тонким концом кисточки или спички.

Рисование ватными палочками

Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного

цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается

переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при

рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к

другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике

пуантилизма создаются переходы от темного к светлому.

Аппликаиия объемная с элементами оригами

Нам понадобиться: цветная бумага, картон А5, ножницы, клей, черный

фломастер.

Квадрат складываем пополам по диагонали. Загибаем один

острый уголок чуть вверх (будущий носик)

Берем полосу бумаги другого цвета(будущие иголки) и

складываем ее гармошкой.

У полученной гармошки

отрезаем кончик наискось.

Разворачиваем

гармошку, приклеивая боковые скосы

к спинке нашего ежика.

• Рисуем ежику глазки и

носик.

32

Рисование на мокрой бумаге

Намочим бумагу в емкости с водой (тазик и т.д.) и поместим ее на

влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Возьмем акварельный мелок и

нарисуем все, что душе угодно.

Оттиск печатками из овощей

Из

картофеля

заготавливаются

заранее

печатки.

Ребёнок

прижимает

печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно

использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу.

Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания

большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета

краски.

33

Рисование зубной пастой

Наметьте карандашом легкие контуры . Медленно выдавливая зубную

пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо

обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими

рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт

— он быстрее засыхает.

Печать по трафарету

Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской

наносят

оттиск

на

бумагу

с

помощью

трафарета.

Чтобы

изменить

цвет

берутся

другие

тампон

и

трафарет.

Недостающие

части

дорисовываются

кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

34

Рисование открытками

Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому

простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-

четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука.

Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко,

дождик и будет очень рад. Или если вместе с

детьми вырезать из открытки и

наклеить

сказочный

домик

с

б а бу ш ко й

в

о ко ш к е ,

т о

дошкольник,

ориентируясь

на

свое

воображение,

знание

сказок

и

изобразительные

навыки,

бесспорно,

дорисует

что-то к нему.

Яичная мозаика

Выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. Отделите от

пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите

краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут

35

с к о р л у п а

в ы л а в л и в а е т с я

в и л к о й

и

раскладывается

для

просушки.

Вот

и

готов

материал для мозаики. Теперь надо продумать

рисунок,

обозначить

его

карандашным

контуром

и,

предварительно

смазав

клеем

поверхность,

засыпать

ее

определенным

цветом скорлупы.

36

Солевое рисование

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью?

Тканевые изображения

На

одной

из

тканей

изображены

цветы.

Их

вырезают

по

контуру,

наклеивают

(только

клейстером

или

другим

хорошим

клеем),

а

затем

подрисовывают

стол

или

вазу.

Получается

емкое

красочное

изображение.

Бывают

ткани,

которые

могут

хорошо

послужить

в

качестве

домика

или

туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или

сумочки.

35

Обрывание бумаги

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем

рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на

клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

Знакомая Форма

Вариант 1.

(новый образ). Карандашом обводится выбранный предмет

(ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что- то

другое,

путём

дорисовывания

любыми

подходящими

материалами,

можно

обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. {ожившие предметы). Изображаются разные вещи из

любой

предметной

группы:

овощи,

фрукты,

одежда,

предметы

быта,

посуда,

растения

и

т.д.

Которые,

вдруг «ожили». При этом сохранить

ф о р м у

р и с у е м ы х

о б ъ е к т о в ,

придатьимчеловеческий

облик,

нарисовав

37

глаза,

рот,

нос,

ножки,

ручки,

разные

детали

одежды

бантики,

галстуки,

шляпки и др.

Шаблонография»

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных

шаблонов

-

геометрических

фигур

-

с

целью

составить

и

изобразить

отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно

представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило - начинать создание объекта с самой крупной формы и только

потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной

рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных

карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно

раскрасить акварелью или гуашью).

2.3. Организованная образовательная деятельность

Желание творить - это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у

него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить

мало для развития творческой личности. Чтобы ребёнок был свободен в

творческом процессе, ему необходимо предоставить разнообразные

материалы и вводить его в творческий процесс. От зарождения замысла

ребёнок переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла

способствует умение детей комбинировать ранее известные способы

изобразительной деятельности с нетрадиционными техниками рисования.

[4,25]

Работы

детей

с

использованием

нетрадиционных

техник

рисования более интересны, выразительны, дети стали более свободны в

своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать

что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше

справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно

комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы

детей

при

этом

отличаются

выразительностью.

В

методическом

пособии

предлагаем ряд занятий по нетрадиционным видам рисования .

(Приложение 1)

Нами были подготовлены следующие выставки детских рисунков для

родителей:

"Осень золотая";

"Зимушка - зима";

"Мой любимый город";

"Цветы в подарок моей бабушке";

"Народная декоративная роспись";

"Волшебные сказки";

"Подводное царство";

"Витражи";

"Добрый доктор Айболит";

"Здравствуй лето!"

Наша

работа

проходила

в

тесном

сотрудничестве

с

родителями.

Созданы

несколько

альбомов

выполненных

совместно

воспитателя

и

родителей с детьми. В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки,

фантазии

прошло

родительское

собрание

«Путешествие

с

красками».

На

котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь

нетрадиционными техниками рисования.

Работая с детьми, мы наладили тесный контакт с родителями, которые

осознали значимость изобразительного искусства в развитии ребенка и его

способностей. И как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и

родителей,

тем

успешнее

становится

ребенок.

Каждый

успех

ребенка

в

творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем

самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для

него

очень

важно

и

что

способствует

"удовлетворению

притязаний

на

признание".

Мы

использовали

возможность

общения

с

родителями,

и

установили доверительное отношение с ними. (Приложение 3)

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», и принесла

положительные результаты.

Наш

коллектив

отмечен

многочисленными

грамот ами

и

благодарственными письмами (приложение 2)

Для

достижения

поставленной

цели

и

решения

задач,

нами

была

проведена диагностика по выявлению сформированное™ интереса у детей к

изобразительному

искусству

через

использование

нетрадиционных

техник

рисования (приложение 4)

Работа

с

нетрадиционными

формами

рисования

показ а ла

положительную динамику развития творчества детей.

40

Заключение

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и

оригинальными техниками, лепка, конструирование, аппликация, позволяет

детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Эмоции,

как

известно,

-

это

и

процесс,

и

результат

практической

деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно

судить о том, что данный момент радует, интересует, повергает в уныние,

волнует

ребенка,

что

характеризует

его

сущность,

характер,

индивиду

альность.

Творческий характер деятельности требует свободной, непринужденной

обстановки. Дети, например, могут заниматься сидя или стоя за столами,

перед мольбертами или доской, если необходимо по ходу работы, имеют

возможность подходить к полке с игрушками, к книжному уголку выглянуть в

окно, рисовать и творить на прогулке, беседы носят живой, непосредственный

характер.

Положительное чувство, заинтересованное отношение к деятельности

вызывает и представление свободы выбора на занятиях, выбора темы рисунка,

лепки, аппликации, коллажа, материала для изображения панно, поделок.

Список литературы

1.

Ветрова,Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности [Текст] :учебно - методическое

пособие/ Т.Н Ветрова - Наб. Челны. 2007 - 56 с.

2.

Грек,

В.А

"Рисую

штрихом"[Текст]:учебно-методическое

пособие/

В.А Грек - 2001 - 56 с.

3.

Доронова,Т.Н.

Изобразительная

деятельность

и

эстетическое

развитие

дошкольников

[Текст]:

методическое

пособие

для

воспитателей

дошкольных образовательных учреждений /Т.Н Дронова - М. Просвещение,

2006. - 344 с.

4.

Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству [Текст]: статья/ Н.В

Дубровская - С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. - 187 с.

5.

Комарова,Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]:

учебное пособие/ Т.С Комарова - М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

-158 с.

6.

Казанова, Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми

дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты

занятий [Текст]: учебное пособие /Р.Г Казанова, Т.И Сайганова, Е.М Седова -

М: ТЦ «Сфера», 2004. - 128 с.

7.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками [Текст]: статья/ Мери Энн

Ф Колль - М: АСТ: Астрель, 2005. - 25 с.

8.

Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет [Текст]: пособие

для воспитателей детского сада./ Д.Н Колдина - М, издательство «Мозаика-

Синтез», 2007г. - 187 с.

9.

Калинина,Т.В: Путешествие с красками [Текст]: Т.В Калинина - 114

с.

10. Лыкова,И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]:

пособие

для

воспитателей

детского

сада./

И.А

Лыкова

-

М:

«Карапуз

-

Дидактика», 2006 - 132 с.

11.

Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду[Текст]: пособие для воспитателей детского сада./ А.В Никитина - СПб. :

КАРО, 2007-124 с.

12.

Пантиков,

В.А

Учимся

рисовать

-

учимся

творить,

Волшебство

творчества, Азбука творчества[Текст]: пособие для работников дошкольных

учреждений/ В.А Пантиков - 167 с.

13. Соломенникова,О.А. Радость творчества, Развитие художественного

творчества детей 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей детского сада./ О.

А Соломенникова - Москва, 2001. - 128 с.

14.

Утробина, К. К., Утробин, Г. Ф. Увлекательное рисование методом

тычка с детьми 3-7 лет, Рисуем и познаем окружающий мир[Текст]: пособие

для

воспитателей

детского

сада./

Г.Ф

Утробин,

К.К

Утробина-М:

Издательство «ГНОМ и Д», 2001- 144 с.

15.

Фиона, Уотт. Я умею рисовать [Текст]: пособие для воспитателей

детского сада./ Уотт Фиона - М: ООО Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС»,

2003.-238 с.

16.

Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст]: статья/' А.А Фатеева -

Ярославль: Академия развития, 2006. - 267 с.

17.

Штейнле, Н. Ф. Изобразительная деятельность [Текст]: пособие для

воспитателей детского сада./ Н.Ф Штейнле - Волгоград: ИТД «Корифей».

2006-95 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика