Напоминание

творческое партнерство-залог успешного обучения


Автор: Шуванова Наталья Всеволодовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская музыкальная школа №4 им. В.М. Свердлова
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: творческое партнерство-залог успешного обучения
Дата публикации: 08.10.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Творческое партнерство - залог успешного обучения»

Цель урока : «Достижение, понимание и освоение учеником условий

выразительного исполнения кантилены».

Задачи урока : « Освоение и развитие у ученика навыков исполнения

кантилены».

Методы и приемы : « Словесный, наглядно-зрительный и наглядно -

слуховой, метод эмоционального воздействия».

Структура урока :

1.Введение : понятие кантилены, специфика звучания и исполнения

этого вида музыки, примеры музыкальных произведений кантиленного

характера.

2. Основная часть : технические средства благодаря которым достигается

выразительность звучания кантилены, упражнения на освоение этих

средств, работа над произведениями Г. Персела ария (d- moll) и

Ф.Каттинг Куранта( a moll)

3. Заключение : выразительное исполнение учеником арии и ,

словесное объяснение им какими средствами он стремился достичь

этой выразительности в своем исполнении.

Ход урока

Преподаватель: Наш урок посвящен специфике исполнения кантилены и

работе над выразительностью ее исполнения. Георгий скажи, что такое

кантилена?

Ученик: Кантилена- это музыка певучего характера звучания.

Пр.: Правильно. И что же характерно для музыки кантиленного

характера?

Уч.: Обычно это медленный темп и певучая мелодия.

Пр.: А можешь ты назвать примеры кантилены из народной музыки,

музыки классической?

Уч.: Корелли Сарабанда , из старинной музыки, а из

классической музыки «Мелодия» Антона Рубинштейна, романс из

кинофильма « Овод» Дмитрия Шостаковича.

Пр.: А теперь давай поразмыслим какими техническими средствами

мы должны достигать выразительного звучания кантилены.

Уч.: Локоть и кисть ведут за собой пальчики аккуратно, чтобы

нюансы изменялись плавно .Нажатие и отпускание клавишей должно

быть тоже плавным. Нужно правильно распредели плотность звука.

Пр.: Ну, а если говорить про нюансы.Что для них характерно в

кантилене?

Уч.: Плавность крещендо и диминуэндо и в каждом звуке и в ка-

ждой фразе.

Пр.: Ну-ка давай подкрепим наши рассуждения на примере звучания.

Представь себе что ты изображаешь самолет который подлетает к

нам изда-лека, летит над нами, а затем удаляется. Нажми ми первой

октавы и изобрази нам эту картинку.

Уч.: Изображает.

Пр.: Георгий, чтобы начало и окончание звука было более вырази-

телным нам нужно проследить за координацией работы пальцев и веса

всей руки.

Преподаватель иллюстрирует на инструменте. Повтори.

Уч.: Повторяет. Звучание выглядит более выразительно.

Пр.: Мы с тобой разобрались как делается нюансировка отдельного

звука в кантилене, а как же она делается во фразе?

Уч.: Как и на одном звуке, мы должны плавно и выразительно делать

крещендо и диминуэндо.

Пр.: И еще учитывать то, что во фразе должна быть кульминация,

определить ее и выполнять крещендо и диминуэндо целенаправленно к

ней и от нее. Вот, например, так ( преподаватель играет гамму до-

мажор в пределах первой октавы в восходящем и нисходящем

направлении ярко подчеркивая кульминационную точку на ноте до

второй октавы). Повтори.

Уч.: Повторяет точно выполняя задание.

Пр.: Давай теперь обратимся к нашим произведениям. Г. Персел

ария. Чтобы это проиведение прозвучало выразительно мы еще

должны разобраться в форме этого произведения, структуре изложения

фраз.Сколько в этом произведении частей и фраз.

Уч.: В этом произведении две части.Каждая из них состот из шести

фраз.

Пр.: А какая из них кульминационная?

Уч.: Я думаю что десятая.

Пр.: Правильно. В ней как бы подводится итог тому повествованию,

которое звучит в предыдущих фразах. Педагог играет вторую часть.

Повтори все произведение.

Уч.: Выразительно исполняет все произведение ясно излогая нюан-

сировку и подчеркивая кульминацию.

Пр.: Давай теперь перейдем ко второму нашему произведению. Ф.

Каттинг « Куранта» Сколько в ней частей ?

Уч.: Три части.

Пр.: А какая из них кульминационная?

Уч.: Вторая. А третья реприза

Пр.: Исполни нам это произведение так чтобы мы поняли как строится

нюансировка и где находится кульминация в этом произведении.

Уч.: Играет хорошо справляясь с заданием.

Пр.: Георгий, мы с тобой еще не обсудили очень важный вопрос: ка-

кого характера обычно бывает кантилена, какое настроение она создает у

слушателя?

Уч.: Обычно это грустные, лирические или мелодии повествователь-

ного характера.

Пр.: Правильно, а какие характеры у наших произведений?

Уч.: Ария немного грустная, а куранта торжественная.

Пр.: Исполни нам эти произведения ясно отразив их характер и на-

строение.

Уч.: Играет хорошо справившись с заданием.

Пр.: Спасибо, молодец.

Общие выводы по уроку

На открытом уроке я использовала словесный, наглядно-зрительный и

наглядно-слуховой методы, а так же метод эмоционального воздействия.

Это помогло мне достичь хорошего контакта с учеником, ясности понима-

ния им поставленных перед ним задач, что способствовало достижению

цели урока

Список источников

1. Алексеев И. «Методика преподавания игры на фортепиано» М., 1960.

2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л., 1973.

3. Гат И. «Техника фортепианной игры» М., 1961.

4. Давыдов Н. «Основные предпосылки формирования самостоятельности

исполнителя-пианиста» М., 1980.

5. Егоров Б. «Общие основы постановки игры на фортепиано» М., 1974.

6. Коган Г. «Работа пианиста» М., 1979.

7. Максимов В. «Баян основы исполнительства и педагогики» С/Пб., 2003.

8. Судзуки С. «Взращенные с любовью» Классический подход к воспитанию

талантов Минск, 2005.

9. Теплов Б. Избранные труды в 2-х томах., М., 1985.

10. Шостак В. «Природа наших ощущений» М., 1983.



В раздел образования




Яндекс.Метрика