Автор: Шуванова Наталья Всеволодовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская музыкальная школа №4 им. В.М. Свердлова
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: творческое партнерство-залог успешного обучения
Раздел: дополнительное образование
« Творческое партнерство - залог успешного обучения»
Цель урока : «Достижение, понимание и освоение учеником условий
выразительного исполнения кантилены».
Задачи урока : « Освоение и развитие у ученика навыков исполнения
кантилены».
Методы и приемы : « Словесный, наглядно-зрительный и наглядно -
слуховой, метод эмоционального воздействия».
Структура урока :
1.Введение : понятие кантилены, специфика звучания и исполнения
этого вида музыки, примеры музыкальных произведений кантиленного
характера.
2. Основная часть : технические средства благодаря которым достигается
выразительность звучания кантилены, упражнения на освоение этих
средств, работа над произведениями Г. Персела ария (d- moll) и
Ф.Каттинг Куранта( a moll)
3. Заключение : выразительное исполнение учеником арии и ,
словесное объяснение им какими средствами он стремился достичь
этой выразительности в своем исполнении.
Ход урока
Преподаватель: Наш урок посвящен специфике исполнения кантилены и
работе над выразительностью ее исполнения. Георгий скажи, что такое
кантилена?
Ученик: Кантилена- это музыка певучего характера звучания.
Пр.: Правильно. И что же характерно для музыки кантиленного
характера?
Уч.: Обычно это медленный темп и певучая мелодия.
Пр.: А можешь ты назвать примеры кантилены из народной музыки,
музыки классической?
Уч.: Корелли Сарабанда , из старинной музыки, а из
классической музыки «Мелодия» Антона Рубинштейна, романс из
кинофильма « Овод» Дмитрия Шостаковича.
Пр.: А теперь давай поразмыслим какими техническими средствами
мы должны достигать выразительного звучания кантилены.
Уч.: Локоть и кисть ведут за собой пальчики аккуратно, чтобы
нюансы изменялись плавно .Нажатие и отпускание клавишей должно
быть тоже плавным. Нужно правильно распредели плотность звука.
Пр.: Ну, а если говорить про нюансы.Что для них характерно в
кантилене?
Уч.: Плавность крещендо и диминуэндо и в каждом звуке и в ка-
ждой фразе.
Пр.: Ну-ка давай подкрепим наши рассуждения на примере звучания.
Представь себе что ты изображаешь самолет который подлетает к
нам изда-лека, летит над нами, а затем удаляется. Нажми ми первой
октавы и изобрази нам эту картинку.
Уч.: Изображает.
Пр.: Георгий, чтобы начало и окончание звука было более вырази-
телным нам нужно проследить за координацией работы пальцев и веса
всей руки.
Преподаватель иллюстрирует на инструменте. Повтори.
Уч.: Повторяет. Звучание выглядит более выразительно.
Пр.: Мы с тобой разобрались как делается нюансировка отдельного
звука в кантилене, а как же она делается во фразе?
Уч.: Как и на одном звуке, мы должны плавно и выразительно делать
крещендо и диминуэндо.
Пр.: И еще учитывать то, что во фразе должна быть кульминация,
определить ее и выполнять крещендо и диминуэндо целенаправленно к
ней и от нее. Вот, например, так ( преподаватель играет гамму до-
мажор в пределах первой октавы в восходящем и нисходящем
направлении ярко подчеркивая кульминационную точку на ноте до
второй октавы). Повтори.
Уч.: Повторяет точно выполняя задание.
Пр.: Давай теперь обратимся к нашим произведениям. Г. Персел
ария. Чтобы это проиведение прозвучало выразительно мы еще
должны разобраться в форме этого произведения, структуре изложения
фраз.Сколько в этом произведении частей и фраз.
Уч.: В этом произведении две части.Каждая из них состот из шести
фраз.
Пр.: А какая из них кульминационная?
Уч.: Я думаю что десятая.
Пр.: Правильно. В ней как бы подводится итог тому повествованию,
которое звучит в предыдущих фразах. Педагог играет вторую часть.
Повтори все произведение.
Уч.: Выразительно исполняет все произведение ясно излогая нюан-
сировку и подчеркивая кульминацию.
Пр.: Давай теперь перейдем ко второму нашему произведению. Ф.
Каттинг « Куранта» Сколько в ней частей ?
Уч.: Три части.
Пр.: А какая из них кульминационная?
Уч.: Вторая. А третья реприза
Пр.: Исполни нам это произведение так чтобы мы поняли как строится
нюансировка и где находится кульминация в этом произведении.
Уч.: Играет хорошо справляясь с заданием.
Пр.: Георгий, мы с тобой еще не обсудили очень важный вопрос: ка-
кого характера обычно бывает кантилена, какое настроение она создает у
слушателя?
Уч.: Обычно это грустные, лирические или мелодии повествователь-
ного характера.
Пр.: Правильно, а какие характеры у наших произведений?
Уч.: Ария немного грустная, а куранта торжественная.
Пр.: Исполни нам эти произведения ясно отразив их характер и на-
строение.
Уч.: Играет хорошо справившись с заданием.
Пр.: Спасибо, молодец.
Общие выводы по уроку
На открытом уроке я использовала словесный, наглядно-зрительный и
наглядно-слуховой методы, а так же метод эмоционального воздействия.
Это помогло мне достичь хорошего контакта с учеником, ясности понима-
ния им поставленных перед ним задач, что способствовало достижению
цели урока
Список источников
1. Алексеев И. «Методика преподавания игры на фортепиано» М., 1960.
2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л., 1973.
3. Гат И. «Техника фортепианной игры» М., 1961.
4. Давыдов Н. «Основные предпосылки формирования самостоятельности
исполнителя-пианиста» М., 1980.
5. Егоров Б. «Общие основы постановки игры на фортепиано» М., 1974.
6. Коган Г. «Работа пианиста» М., 1979.
7. Максимов В. «Баян основы исполнительства и педагогики» С/Пб., 2003.
8. Судзуки С. «Взращенные с любовью» Классический подход к воспитанию
талантов Минск, 2005.
9. Теплов Б. Избранные труды в 2-х томах., М., 1985.
10. Шостак В. «Природа наших ощущений» М., 1983.