Напоминание

Педагогическая работа с неуспевающими студентами


Автор: Фролов Федор Иванович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Сенгилей, Ульяновская область
Наименование материала: Педагогическая работа с неуспевающими студентами
Тема: Педагогическая работа с неуспевающими студентами
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Педагогическая работа с неуспевающими

студентами»

Что же такое неуспеваемость? Под неуспеваемостью понимается

несоответствие

подготовки

студентов

требованиям

содержания

образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного

отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных

изучению одной темы или раздела курса, семестра, года). Каковы

причины неуспеваемости студентов? Выделяют несколько причин:

низкая

эффективность

и

интенсивность

у ч еб н о й

деятельности,

пропуски занятий,

несформированность

познавательных

мотивов

и

недисциплинированность,

эмоциональные и волевые нарушения,

несформированность знаний, умений и навыков,

низкий уровень познавательных способностей,

общая ослабленность организма,

слабый тип нервной системы,

сенсорные и речевые нарушения,

отсутствие дифференцированного подхода преподавателей,

дефицит любви и заботы родителей.

Таким образом, в реальной жизни учащегося туго переплетается

целый

ряд

причин.

И

дело

не

только,

как

считает

большинство

педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на

первый взгляд.

Психофизиологи считают, что часть названных проблем можно

преодолеть с помощью педагогических технологий.

Исследователями изучались индивидуально-психологические

особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. По

совокупным

данным

личностных

тестов

можно

с оставить

психологический портрет отчисленного или потенциально готового к

отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как:

отсутствие

эмоциональной

устойчивости.

Они

часто

чувствуют

себя

беспомощными,

склонными

обижаться

на

других, неспособными контролировать свои эмоциональные

импульсы и выражать их в социально допустимой форме.

им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению,

игнорировании социальных условностей и авторитетов, они

м о г у т

а г р е с с и в н о

о т с т а и в а т ь

с в о и

п р а в а

н а

самостоятельность.

студенты

группы

риска

живут,

не

задумываясь

над

событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем,

1

строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу,

д о в е р ч и в ы ,

и м п у л ь с и в н ы .

С т уд е н т ы

с

т а к и м и

характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях,

требующих ответственности, необходимости планировать и

регулировать

деятельность,

произвольно

поддерживать

мотивацию, что предусматривает процесс обучения.

они не прилагают усилий к выполнению общественных и

культурных норм. Такие люди склонны к непостоянству и

могут

легко

бросить

начатое

дело,

отказаться

от

своих

обязательств.

для

отчисленных

студентов

и

студентов

группы

риска

х а р а к т е р н ы

с л а б ы й

с а м о к о н т р ол ь ,

в н у т р е н н я я

недисциплинированность,

невнимательность

к

другим.

Их

деятельность

хаотична,

они

часто

теряются,

не

умеют

организовать свое время и порядок выполнения дел.

Исследования

показывают,

что

у

иногородних

студентов

изначально

высокая

самодисциплина

в

школе

может

значительно

снижаться

при

переезде

в

общежитие

в

другом

городе.

Это

связывается

уменьшением

влияния

родительского

контроля

и

невысоким

преподавательским

контролем

посещения

занятий,

текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.

Учитывая

характер

мыслительной

деятельности

учащихся,

их

отношение

к

учению,

были

определены типы

неуспевающих

учащихся:

Первый: учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности

(слабое

развитие

познавательных

процессов

-

внимания,

памяти,

мышления, несформированность познавательных умений и навыков и

т. д.), но с положительным отношением к учению.

Второй: учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности

с отрицательным отношением к учению.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с

отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое

значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать

каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Работа

с

учащимися

со

слабым

развитием

мыслительной

деятельности

Основная помощь учащимся первой группы, для которых

характерны

низкая

обучаемость,

слабое

развитие

мыслительной

деятельности

и

у

которых

преобладает

репрод у к ти вный

(воспроизводящий)

подход

к

решению

учебных

задач,

должна

заключаться

главным

образом

в

формировании

приемов

познавательной

деятельности.

Взывать

к

совести,

чувству

долга,

упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать

родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов

2

все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны,

добросовестны,

но

для

успешного

обучения

им

не

хватает

познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться. Для

того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все

возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Этой

группе

неуспевающих

студентов

рекомендуют

задания,

направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является

внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных

причин

их

интересы

находятся

за

пределами

образовательного

учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания,

на

уроках

избегают

активной

познавательной

деятельности,

к

поручениям учителей относятся отрицательно. Задача педагога в этом

случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых

знаний;

развивать ответственность;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах,

вырабатывая позитивную самооценку.

Для

того

чтобы

повысить

познавательный

интерес,

применяются

активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование

исследовательского

подхода

при

изучении

учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация

сотрудничества,

индивидуальная

и

групповая

работа над проектами.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику

Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке,

так и вне урока (дополнительные занятия).

Рекомендации:

В процессе контроля за подготовленностью студента

Создание

атмосферы

особой

доброжелательности

при

опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у

доски.

Предложения студенту примерного плана ответа.

Разрешение

пользоваться

наглядными

пособиями,

помогающими излагать суть явления.

3

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,

выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути

проблемы, высказанной сильным студентом.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных

заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для

решения задач, упражнений.

Инструктирование

о

рациональных

путях

выполнения

заданий, требованиях к их оформлению.

С т и м у л и р о в а н и е

с а м о с т о я т е л ь н ы х

д е й с т в и й

слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание

на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Более

подробное

объяснение

последовательности

выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование

карточек-консультаций,

карточек

с

направляющим

планом

действий.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

Карточки - тренажеры.

Творческие задания.

"Карточки-информаторы".

"Карточки-с образцами решения".

"Карточки-конспекты".

Дифференцированный

подход

к

обучению

предусматривает

использование соответствующих дидактических материалов:

специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;

карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого

задания;

к а рт оч е к

с

т е к с т а м и

п ол у ч а е м о й

и н ф о р м а ц и и ,

сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести

решения;

4

карточек-инструкций,

в

которых

даются

указания

к

выполнению заданий.

Трёхвариантные

задания

по

степени

трудности

-

облегчённый,

средний

и

повышенный

(выбор

варианта предоставляется учащемуся).

Общее для всей группы задание с предложением

с и с т е м ы

д о п о л н и т е л ь н ы х

з а д а н и й

в с е

возрастающей степени трудности.

Индивидуальные дифференцированные задания.

Групповые дифференцированные задания с учётом

различной

подготовки

учащихся

( в а р и а н т

определяет учитель).

Равноценные двухвариантные задания по рядам с

предложением

к

каждому

варианту

системы

дополнительных

заданий

все

возрастающей

сложности.

Общие

практические

задания

с

ук азанием

минимального

количества

задач

и

примеров

для

обязательного выполнения.

Индивидуальные

групповые

задания

различной

степени

трудности

по

уже

решенным

задачам

и

примерам.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) - то, что

необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

помочь сильному ученику реализовать свои возможности в

более трудоемкой и сложной деятельности;

слабому - выполнить посильный объем работы.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.

А.А.Иванов «Педагогическая работа с неуспевающими».

Журнал «Среднее профессинальное образование»

(приложение). № 11. Москва, 2010

2.

М.М. Поташник «Требования к современному уроку».

Методическое пособие. Москва. Центр педагогического

образования, 2008

3.

Шурубова Л.П. Индивидуальный подход в воспитании.

Москва, 2003

4.

Меттус Е.В. Система работы школы с проблемными детьми.

Москва, 2009

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика