Автор: Фролов Федор Иванович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Сенгилей, Ульяновская область
Наименование материала: Педагогическая работа с неуспевающими студентами
Тема: Педагогическая работа с неуспевающими студентами
Раздел: среднее профессиональное
«Педагогическая работа с неуспевающими
студентами»
Что же такое неуспеваемость? Под неуспеваемостью понимается
несоответствие
подготовки
студентов
требованиям
содержания
образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного
отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных
изучению одной темы или раздела курса, семестра, года). Каковы
причины неуспеваемости студентов? Выделяют несколько причин:
низкая
эффективность
и
интенсивность
у ч еб н о й
деятельности,
пропуски занятий,
несформированность
познавательных
мотивов
и
недисциплинированность,
эмоциональные и волевые нарушения,
несформированность знаний, умений и навыков,
низкий уровень познавательных способностей,
общая ослабленность организма,
слабый тип нервной системы,
сенсорные и речевые нарушения,
отсутствие дифференцированного подхода преподавателей,
дефицит любви и заботы родителей.
Таким образом, в реальной жизни учащегося туго переплетается
целый
ряд
причин.
И
дело
не
только,
как
считает
большинство
педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на
первый взгляд.
Психофизиологи считают, что часть названных проблем можно
преодолеть с помощью педагогических технологий.
Исследователями изучались индивидуально-психологические
особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. По
совокупным
данным
личностных
тестов
можно
с оставить
психологический портрет отчисленного или потенциально готового к
отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как:
отсутствие
эмоциональной
устойчивости.
Они
часто
чувствуют
себя
беспомощными,
склонными
обижаться
на
других, неспособными контролировать свои эмоциональные
импульсы и выражать их в социально допустимой форме.
им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению,
игнорировании социальных условностей и авторитетов, они
м о г у т
а г р е с с и в н о
о т с т а и в а т ь
с в о и
п р а в а
н а
самостоятельность.
студенты
группы
риска
живут,
не
задумываясь
над
событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем,
1
строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу,
д о в е р ч и в ы ,
и м п у л ь с и в н ы .
С т уд е н т ы
с
т а к и м и
характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях,
требующих ответственности, необходимости планировать и
регулировать
деятельность,
произвольно
поддерживать
мотивацию, что предусматривает процесс обучения.
они не прилагают усилий к выполнению общественных и
культурных норм. Такие люди склонны к непостоянству и
могут
легко
бросить
начатое
дело,
отказаться
от
своих
обязательств.
для
отчисленных
студентов
и
студентов
группы
риска
х а р а к т е р н ы
с л а б ы й
с а м о к о н т р ол ь ,
в н у т р е н н я я
недисциплинированность,
невнимательность
к
другим.
Их
деятельность
хаотична,
они
часто
теряются,
не
умеют
организовать свое время и порядок выполнения дел.
Исследования
показывают,
что
у
иногородних
студентов
изначально
высокая
самодисциплина
в
школе
может
значительно
снижаться
при
переезде
в
общежитие
в
другом
городе.
Это
связывается
уменьшением
влияния
родительского
контроля
и
невысоким
преподавательским
контролем
посещения
занятий,
текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.
Учитывая
характер
мыслительной
деятельности
учащихся,
их
отношение
к
учению,
были
определены типы
неуспевающих
учащихся:
Первый: учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности
(слабое
развитие
познавательных
процессов
-
внимания,
памяти,
мышления, несформированность познавательных умений и навыков и
т. д.), но с положительным отношением к учению.
Второй: учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности
с отрицательным отношением к учению.
Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с
отрицательным отношением к учению.
Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое
значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать
каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Работа
с
учащимися
со
слабым
развитием
мыслительной
деятельности
Основная помощь учащимся первой группы, для которых
характерны
низкая
обучаемость,
слабое
развитие
мыслительной
деятельности
и
у
которых
преобладает
репрод у к ти вный
(воспроизводящий)
подход
к
решению
учебных
задач,
должна
заключаться
главным
образом
в
формировании
приемов
познавательной
деятельности.
Взывать
к
совести,
чувству
долга,
упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать
родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов
2
все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны,
добросовестны,
но
для
успешного
обучения
им
не
хватает
познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться. Для
того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все
возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Этой
группе
неуспевающих
студентов
рекомендуют
задания,
направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является
внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных
причин
их
интересы
находятся
за
пределами
образовательного
учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания,
на
уроках
избегают
активной
познавательной
деятельности,
к
поручениям учителей относятся отрицательно. Задача педагога в этом
случае:
помочь учащимся осознать необходимость получения новых
знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах,
вырабатывая позитивную самооценку.
Для
того
чтобы
повысить
познавательный
интерес,
применяются
активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование
исследовательского
подхода
при
изучении
учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация
сотрудничества,
индивидуальная
и
групповая
работа над проектами.
Как можно помочь слабоуспевающему ученику
Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке,
так и вне урока (дополнительные занятия).
Рекомендации:
В процессе контроля за подготовленностью студента
Создание
атмосферы
особой
доброжелательности
при
опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у
доски.
Предложения студенту примерного плана ответа.
Разрешение
пользоваться
наглядными
пособиями,
помогающими излагать суть явления.
3
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы, высказанной сильным студентом.
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных
заданиях ряда простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для
решения задач, упражнений.
Инструктирование
о
рациональных
путях
выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
С т и м у л и р о в а н и е
с а м о с т о я т е л ь н ы х
д е й с т в и й
слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание
на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы
Более
подробное
объяснение
последовательности
выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек-консультаций,
карточек
с
направляющим
планом
действий.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
"Карточки-информаторы".
"Карточки-с образцами решения".
"Карточки-конспекты".
Дифференцированный
подход
к
обучению
предусматривает
использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого
задания;
к а рт оч е к
с
т е к с т а м и
п ол у ч а е м о й
и н ф о р м а ц и и ,
сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести
решения;
4
карточек-инструкций,
в
которых
даются
указания
к
выполнению заданий.
Трёхвариантные
задания
по
степени
трудности
-
облегчённый,
средний
и
повышенный
(выбор
варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением
с и с т е м ы
д о п о л н и т е л ь н ы х
з а д а н и й
в с е
возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом
различной
подготовки
учащихся
( в а р и а н т
определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с
предложением
к
каждому
варианту
системы
дополнительных
заданий
все
возрастающей
сложности.
Общие
практические
задания
с
ук азанием
минимального
количества
задач
и
примеров
для
обязательного выполнения.
Индивидуальные
групповые
задания
различной
степени
трудности
по
уже
решенным
задачам
и
примерам.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) - то, что
необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в
более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому - выполнить посильный объем работы.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.
А.А.Иванов «Педагогическая работа с неуспевающими».
Журнал «Среднее профессинальное образование»
(приложение). № 11. Москва, 2010
2.
М.М. Поташник «Требования к современному уроку».
Методическое пособие. Москва. Центр педагогического
образования, 2008
3.
Шурубова Л.П. Индивидуальный подход в воспитании.
Москва, 2003
4.
Меттус Е.В. Система работы школы с проблемными детьми.
Москва, 2009
5