Автор: Митич Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Самолюбовской ОШ
Населённый пункт: д. Лысовка Починковского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Раздел: среднее образование
Сценарий урока
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тема: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- .Обобщающий урок. Учебник:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык в 6
классе» М.: Просвещение 2015г.
Тип урока: актуализация и закрепление изученного материала.
Цель урока: закрепление умения распознавать и правильно писать слова с
приставками ПРЕ- и ПРИ-; проверка усвоения темы и коррекция пробелов в
знаниях.
Оборудование: учебник, карточки, компьютер, видеопроектор, экран.
Задачи урока:
Образовательные: систематизация и закрепление знаний об употреблении
гласных
е/и
в
приставках,
совершенствование
орфографических
и
грамматических умений, обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
создание
положительной
мотивации
на
уроке,
развитие
навыков составления высказывания на лингвистическую тему, воображения,
умения работы в группах, критического мышления.
Воспитательные:
воспитание
интереса
и
уважения
к
родному
языку,
воспитание бережного отношения к слову, развитие коммуникативных УУД,
создание
благоприятной
атмосферы
заинтересованности,
уважения
и
сотрудничества, взаимодействие учащихся в группах в атмосфере уважения
друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
умение
правильного
выбора
написания
приставок
ПРЕ-
и
ПРИ-, закрепление навыка морфемного анализа слова.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной
деятельности.
Метапредметные:
умение
ставить
и
формулировать
цели
деятельности,
последовательно
планировать,
осуществлять
контроль,
самокоррекцию,
оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь собеседника, работать в
паре, формулировать своё мнение и позицию, строить монологическую цепь
рассуждения, выбирать информацию из различных источников, использовать
полученные на уроке знания в жизни.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть и хочу подарить вам
свою улыбку, а вы, в свою очередь, поделитесь со мной своим хорошим
настроением. Давайте улыбнёмся друг другу. У всех хорошее настроение?
НЕТ? Тогда послушайте весёлый стишок.
"О приставках пре- и при-".
У приставок пре- и при-
Много хитростей внутри,
Чтоб их правильно писать,
Надо вот что будет знать:
Пре- всегда в значении ОЧЕНЬ,
Иль близка к приставке пере- :
Преткновение, прехороший.
Только где мне взять терпенья?
При - -в значении приближенья
Или присоединенья,
Действия неполнота –
Эта грамота проста.
Я присел, придвинул книжку
И увлекся чтеньем слишком!
II.Актуализация знаний
-Вы послушали стихотворение, а теперь ответь на мои вопросы:
- О чём это стихотворение?
- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
( учащиеся обосновывают свой ответ и формулируют тему урока и его
задачи)
- Мы с вами заканчиваем изучение темы «Правописание приставок ПРЕ- и
ПРИ-» и наша задача на сегодня – проверить, как мы это правило усвоили,
умеем ли мы его применять на практике, а кроме того, помочь тем учащимся,
которые ещё допускают ошибки на эту орфограмму.
III.Обобщение и систематизация знаний
- Давайте вспомним правило употребления букв Е/И в приставках ПРЕ- и
ПРИ-. Итак, что же нужно знать, чтобы не ошибиться с выбором написания
разбираемых нами приставок? Давайте составим для этого опорную схему и
поработаем с ней. ( учащиеся распределяют слова в зависимости от значения
приставки)
Пришёл
Приполз
Прискакал
Пришил
Приклеил
Привязал
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
Прикусил
Прилёг
Пригорел
Пре
1.предобрый, премудрый=очень
2.прервать, преградить=пере
IV.Работа по теме урока.
-Мы замечательно поработали над составлением таблицы, а теперь поиграем.
Разделимся
на
команды,
у
каждого
из
вас
есть
карточки
со
словами,
в
которых
пропущена
буква
в
приставке.
Вам
необходимо
правильно
разместить ваши карточки на доске, подбегая к ней по очереди.
-Молодцы! Теперь следующее задание. Замените выражение одним словом с
приставкой, и обозначте её графически.
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно
(приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь
(приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый
(прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).
V.Физкультминутка
-Пришло время нам немного отдохнуть и размяться
Раз- подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI.Закрепление знаний и умений
- После такой зарядки мы можем справиться даже с самыми трудными
заданиями. Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить
своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.
Прискакать,
прикатить,
прибить,
приделать,
прибрежный,
превозносить,
преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть
,
прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,пр
и-
усадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
VII.Подведение итогов. Рефлексия по уроку.
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
-
Все
понял(а),
но
активно
работать
на
уроке
стеснял(ась)ся
- Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске.
Получится «портрет» класса.
VIII.Разъяснение домашнего задания
1) упр. 214, стр.118
2) составить рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при
IX.Заключительный этап
Ребята, большое спасибо вам за урок. Надеюсь, что вы получили не только
знания но и заряд положительной энергии.