Автор: Матвеенкова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Ивушка"
Населённый пункт: Смоленская обл., г.Десногорск
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Нас лечит береза"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
На тему: Нас лечит береза».
Подготовила воспитатель высшей категории: Матвеенкова О.Д.
Программное содержание: - расширять знания детей о пользе березы, ее лечебных
свойствах;
-учить схематически, изображать различные действия;
-развивать творческую фантазию путем коллективного составления рисованного фильма;
- воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Березовые почки, гриб чага, спиртовой настой березовых почек, березовые
ветки, полоски бумаги («кинопленка»), цветные карандаши, кипяток, миска, салфетки.
Фольклорное содержание: Закреплять знания у детей о том, как раньше помогала береза;
исполнение хоровода; рассказывание народных примет о березе.
Предшествующая работа: Рисование рисунков, с изображением березы – выставка
«Березовый вернисаж»; чтение и заучивание стихов о березе; разучивание хоровода
«Березка».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы слушайте внимательно и отгадайте
что это: Стоит дерево, кудри зелены, сарафан белый с черными полосками.
Дети: - Береза.
Воспитатель: - А как вы догадались, что это береза? (кудри – листья, сарафан – белый
ствол). Издавна радовала людей своей красотой русская береза. И не только красотой, но и
своей удивительной полезностью.
-А что вы знаете о пользе березы? (ответы детей)
Воспитатель: - Весной чудесным березовым соком можно было утолить жажду, а русские
красавицы для продления красоты и молодости умывались березовым соком.
- А кто пил этот напиток?
- Каков он на вкус?
Воспитатель: - К нам сегодня пришла в гости березка. Посмотрите, какая она красивая. И
с собой принесла березовый сок.
- Давайте подойдем и попробуем его, (дети пьют сок).
Воспитатель: - Спасибо тебе березка, вот тебе низкий поклон до земли.
Мы хотим прочитать тебе стихотворение:
Ты березка русская,
Зимой стоишь ты грустная,
А летом расцветаешь,
И листьями играешь.
Когда придут морозы,
Все листики, как слезы,
На землю упадут,
Весной - опять придут!
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, что это у березы? (почки).
-А зачем ей они нужны? (чтобы листики распустились).
-А еще береза – целительница!
Люди собирают эти почки, совсем немного с каждого дерева и настаивают их на спирту.
Вот у меня есть такой настой. Он очень хорошо заживляет все ссадины и царапины.
Давайте помажем ссадины тем, у кого они есть, и раны быстро заживут.(мажем ссадины и
благодарим березку поклоном).
Воспитатель:- А кто знает, что это такое? (гриб чага).
Да, это гриб, который растет на березе и называется чага, только есть его нельзя. Но он
очень полезный: если его измельчить и заварить чай, то можно излечить некоторые
заболевания.
-А что это у меня в руках? (ветки).
-А это что? (веник показываю).
-А для чего он нужен? (дети рассказывают).
-Кто ходил с родителями в баню?
-Если париться березовым веником, то будешь здоровым, крепким. Не будешь болеть – вся
хворь уйдет.
-А давайте встанем в хоровод вокруг нашей березки, как люди на Руси водили хороводы.
Хоровод «Во поле березка стояла…»
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что береза может помочь быть волосам густыми и
пышными, она первая помощница в этом. Для этого нужно ополоснуть волосы отваром из
березовых листьев. (Дети садятся за столы, и воспитатель заваривает отвар).
-А вы хотите своих мам научить делать подобную лечебную процедуру?
Воспитатель:- Я предлагаю нарисовать фильм: на каждом квадратике поэтапное
действие. (Дети рисуют фильм, а педагог объясняет на доске).
-Взять миску и оборвать в нее листики с березовой веточки, налить кипяток, пусть 15
минут пройдет, и после этого ополоснуть волосы, после мытья головы.
Дети по желанию демонстрируют свой фильм и сопровождают его пояснениями.
Воспитатель: - Дети, подойдите к миске и посмотрите какого цвета стал отвар?
(коричневого).
-А какой запах понюхайте.
-
Мы с вами говорили уже о народных приметах березы, давайте вспомним о них:
-Весной из березы течет много сока – к дождливому лету.
-В мае соловей защелкал – значит, береза лист пустила.
- Если береза начала желтеть в августе – к ранней осени.
В русских деревнях после того. Как брали у березы сок или обламывали ветки, низко ей
кланялись и обязательно благодарили. Давайте и мы поблагодарим нашу любимую
березку.
Подводятся итоги, что нового узнали, что интересного было на занятии.
Памятка: как береза раньше помогала:
- всех согревала (Печь топили дровами, а дрова из березы самые лучшие);
-дом освещала (По вечерам в деревенских избах жгли лучину березовую – от нее меньше
копоти);
- шум заглушала, обувь вычищала (Дегтем смазывали колеса у телеги и сапоги, а деготь
добывали из березы);
- бумагу заменяли (Раньше, до появления бумаги, люди писали на бересте – берестяные
грамоты. Во время Великой Отечественной войны партизанами даже была выпущена
газета на бересте);
- людям вещи давала (Из бересты плели лапти, туески, лукошки. А из древесины делали
игрушки. Из нее же добывали скипидар, древесный спирт, уксус).
Памятка: как береза сейчас помогает:
- чистоту соблюдать (Из веток делают веники – в бане париться и пол подметать);
- больных исцелять (Из почек и из листьев настойки и лекарства изготавливают, а кроме
того, на березе растет лечебный гриб трутовик – чага);
-урожай спасать (Люди сажают поле – защитные полосы из берез);
- города украшают;
- в доме уют создавать (Из березы делают мебель, фанеру);
- детей развлекать, здоровье укреплять (Из древесины березы делают лыжи);
- напиться дать (Березовый сок вкусный и полезный).