Напоминание

"Нас лечит береза"


Автор: Матвеенкова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Ивушка"
Населённый пункт: Смоленская обл., г.Десногорск
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Нас лечит береза"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

На тему: Нас лечит береза».

Подготовила воспитатель высшей категории: Матвеенкова О.Д.

Программное содержание: - расширять знания детей о пользе березы, ее лечебных

свойствах;

-учить схематически, изображать различные действия;

-развивать творческую фантазию путем коллективного составления рисованного фильма;

- воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Березовые почки, гриб чага, спиртовой настой березовых почек, березовые

ветки, полоски бумаги («кинопленка»), цветные карандаши, кипяток, миска, салфетки.

Фольклорное содержание: Закреплять знания у детей о том, как раньше помогала береза;

исполнение хоровода; рассказывание народных примет о березе.

Предшествующая работа: Рисование рисунков, с изображением березы – выставка

«Березовый вернисаж»; чтение и заучивание стихов о березе; разучивание хоровода

«Березка».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы слушайте внимательно и отгадайте

что это: Стоит дерево, кудри зелены, сарафан белый с черными полосками.

Дети: - Береза.

Воспитатель: - А как вы догадались, что это береза? (кудри – листья, сарафан – белый

ствол). Издавна радовала людей своей красотой русская береза. И не только красотой, но и

своей удивительной полезностью.

-А что вы знаете о пользе березы? (ответы детей)

Воспитатель: - Весной чудесным березовым соком можно было утолить жажду, а русские

красавицы для продления красоты и молодости умывались березовым соком.

- А кто пил этот напиток?

- Каков он на вкус?

Воспитатель: - К нам сегодня пришла в гости березка. Посмотрите, какая она красивая. И

с собой принесла березовый сок.

- Давайте подойдем и попробуем его, (дети пьют сок).

Воспитатель: - Спасибо тебе березка, вот тебе низкий поклон до земли.

Мы хотим прочитать тебе стихотворение:

Ты березка русская,

Зимой стоишь ты грустная,

А летом расцветаешь,

И листьями играешь.

Когда придут морозы,

Все листики, как слезы,

На землю упадут,

Весной - опять придут!

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, что это у березы? (почки).

-А зачем ей они нужны? (чтобы листики распустились).

-А еще береза – целительница!

Люди собирают эти почки, совсем немного с каждого дерева и настаивают их на спирту.

Вот у меня есть такой настой. Он очень хорошо заживляет все ссадины и царапины.

Давайте помажем ссадины тем, у кого они есть, и раны быстро заживут.(мажем ссадины и

благодарим березку поклоном).

Воспитатель:- А кто знает, что это такое? (гриб чага).

Да, это гриб, который растет на березе и называется чага, только есть его нельзя. Но он

очень полезный: если его измельчить и заварить чай, то можно излечить некоторые

заболевания.

-А что это у меня в руках? (ветки).

-А это что? (веник показываю).

-А для чего он нужен? (дети рассказывают).

-Кто ходил с родителями в баню?

-Если париться березовым веником, то будешь здоровым, крепким. Не будешь болеть – вся

хворь уйдет.

-А давайте встанем в хоровод вокруг нашей березки, как люди на Руси водили хороводы.

Хоровод «Во поле березка стояла…»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что береза может помочь быть волосам густыми и

пышными, она первая помощница в этом. Для этого нужно ополоснуть волосы отваром из

березовых листьев. (Дети садятся за столы, и воспитатель заваривает отвар).

-А вы хотите своих мам научить делать подобную лечебную процедуру?

Воспитатель:- Я предлагаю нарисовать фильм: на каждом квадратике поэтапное

действие. (Дети рисуют фильм, а педагог объясняет на доске).

-Взять миску и оборвать в нее листики с березовой веточки, налить кипяток, пусть 15

минут пройдет, и после этого ополоснуть волосы, после мытья головы.

Дети по желанию демонстрируют свой фильм и сопровождают его пояснениями.

Воспитатель: - Дети, подойдите к миске и посмотрите какого цвета стал отвар?

(коричневого).

-А какой запах понюхайте.

-

Мы с вами говорили уже о народных приметах березы, давайте вспомним о них:

-Весной из березы течет много сока – к дождливому лету.

-В мае соловей защелкал – значит, береза лист пустила.

- Если береза начала желтеть в августе – к ранней осени.

В русских деревнях после того. Как брали у березы сок или обламывали ветки, низко ей

кланялись и обязательно благодарили. Давайте и мы поблагодарим нашу любимую

березку.

Подводятся итоги, что нового узнали, что интересного было на занятии.

Памятка: как береза раньше помогала:

- всех согревала (Печь топили дровами, а дрова из березы самые лучшие);

-дом освещала (По вечерам в деревенских избах жгли лучину березовую – от нее меньше

копоти);

- шум заглушала, обувь вычищала (Дегтем смазывали колеса у телеги и сапоги, а деготь

добывали из березы);

- бумагу заменяли (Раньше, до появления бумаги, люди писали на бересте – берестяные

грамоты. Во время Великой Отечественной войны партизанами даже была выпущена

газета на бересте);

- людям вещи давала (Из бересты плели лапти, туески, лукошки. А из древесины делали

игрушки. Из нее же добывали скипидар, древесный спирт, уксус).

Памятка: как береза сейчас помогает:

- чистоту соблюдать (Из веток делают веники – в бане париться и пол подметать);

- больных исцелять (Из почек и из листьев настойки и лекарства изготавливают, а кроме

того, на березе растет лечебный гриб трутовик – чага);

-урожай спасать (Люди сажают поле – защитные полосы из берез);

- города украшают;

- в доме уют создавать (Из березы делают мебель, фанеру);

- детей развлекать, здоровье укреплять (Из древесины березы делают лыжи);

- напиться дать (Березовый сок вкусный и полезный).



В раздел образования




Яндекс.Метрика