Автор: Постоногова Инна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Чердынь
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «Что такое педагогическое мастерство?»
Раздел: начальное образование
Эссе на тему: «Что такое педагогическое мастерство?»
Роза - прекрасный благородный цветок. Бывает разной по цвету, и по размерам,
но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Её легко можно
сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз ей нужны крепкие
корни, благородная почва, её нужно любить, за ней нужно ухаживать.
Любой ребёнок прекрасен, как прекрасна любая роза. Он имеет свои
недостатки, так же как роза имеет шипы. «Корнями» ребёнка являются:
генетическая информация, состояние здоровья, задатки, характер, семья,
социальная среда. Розу можно легко сломать, засушить, так и в ребёнке можно
легко убить личность: словом, чрезмерной заботой, неправильным отношением
к нему.
В этом случае единственным спасительным «мостиком» является схема: учитель
- ученик – родитель. Никогда никакая семья не даст ребёнку того, что может
дать школа. Никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только
общими усилиями совместно можно решать все возникающие вопросы с
детьми. Если родители станут активными участниками учебно-воспитательного
процесса, то и результат будет очевидным. Такого педагога, сумевшего
превратить теорию в реальность, поистине можно назвать мастером своего дела.
А мастер – это профессионал.
Подходы к содержанию понятия «педагог-мастер» имеют некоторые отличия в
разные времена.
Например, в советское время учитель должен был вложить в светлые головы
детей знания, умения и навыки. Содержание урока было запланировано и
предопределено. Учитель являлся главным стержнем урока и вопросы детей не
могли заставить его отойти от намеченного плана урока. Ученик должен
беспрекословно подчиняться учителю. Идеальным учителем считался тот
учитель, который обладал великолепным знанием предмета и качественным
преподаванием, а также такими нравственными качествами как коллективизм,
гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и
скромность в общественной и личной жизни.
В «постперестроечный» период наблюдается протест со стороны учеников.
Стереотип «учитель всегда прав» теряет смысл. Причиной снижения авторитета
педагога является неизмеримая свобода учащихся. Ученик имеет права, равные
правам учителя. Свобода действий приводит к разрушению границ между
нравственностью и безнравственностью.
Следует отметить, что любые изменения в обществе, вызванные историческими
событиями или образом мыслей, проявляются в сфере образования и влияют на
личность педагога. Учитель также меняется в соответствии со временем, и это
влияет на его отношения с учениками.
На современном этапе развития общества подходы к понятию «учитель-мастер»
поменялись коренным образом.
Урок представляет собой целенаправленную деятельность, где главные «звёзды»
- это ученики. Учитель – мастер выступает в роли организатора учебного
процесса, а дети – активные участники, которые могут изменить
запланированный ход урока в зависимости от уровня знаний по данной теме.
Вне всякого сомнения, у современного учителя должны быть сформированы
познавательные, регулятивные и коммуникативные способности. А самое
главное качество – это желание и готовность постоянно учиться. Учитель –
мастер не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а вместе с детьми
проживает, переживает всё, что происходит каждый день, соединяя воедино
творческую и воспитательную деятельность в многообразное сотрудничество с
учащимися.
Учитель – это призвание, не работа, а служение. У учителя-мастера постоянно
есть потребность работать творчески, причём эта работа строится на
постоянном поиске во всех видах взаимодействия с детьми. Настоящему
учителю интересен сам процесс и те изменения, которые происходят с детьми.
Ему интересны изменения ребёнка, и учитель удивляется и радуется этим
изменениям. Ребёнок доверяет учителю, потому что чувствует его
заинтересованность.
Современный учитель должен следовать нескольким правилам мастерства.
Во-первых, идти в ногу со временем. А это значит не только знать
разнообразные педагогические технологии и инновации, но и успешно владеть
преподаваемым материалом. Современный урок – это развивающая среда не
только для ученика, но и для учителя.
Во-вторых, стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию. Быть
примером. Уча детей, учиться самому, пропагандируя и обобщая свой опыт
работы, участвуя на семинарах и конференциях.
В-третьих, учитель должен уметь варьировать и мгновенно принимать решение,
действовать. От него требуется ежедневно миллион реакций и миллион
воздействий.
В - четвёртых, надо уметь пресекать в себе грубость, высокомерие, самолюбие и
несдержанность. Навряд ли такой учитель сможет полюбить каждого ученика,
пришедшего к нему на урок.
В-пятых, ребёнка надо воспринимать таким, какой он есть. И любить его таким.
Плохих детей не бывает. Агрессия ребёнка – это вина взрослого. Поощрение,
позитивная оценка, умение видеть хорошее – вот главное правило педагога. У
настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким
образом двигается вперёд.
Настоящий учитель должен делиться своими находками с коллегами.
Есть мастера, которые накопили много интересного материала для эффективной
работы с детьми, но никому из коллег не рассказывают о новых приёмах или не
доносят важную информацию с курсов повышения квалификации. Такой
учитель, повышая свои знания, не пускает их в дело. Это как копилка где много
денег, но они лежат без пользы. Думает, вот подучусь ещё и тогда у меня будет
то, чего нет у других. Но время проходит, человек уходит с педагогической
арены без пользы для коллег с пустотой в душе.
Истинное мастерство – это умение не только учить любимых учеников, учиться
самому, но и умение делиться с коллегами даже той информацией, которая
кажется не важной. Кому – то она может пригодиться. Делясь опытом с другими,
педагог становимся богаче.
Для меня примером учителя – мастера является моя первая учительница. Это
Бурмантова Валентина Ильинична. Это не просто учитель с большой буквы.
Артистичная, эрудированная, творческая, добрая, требовательная, весёлая и
позитивная. Уроки похожи на представление, где ученики выступают то в образе
героев русских народных сказок, то путешествуют по дальним странам и т.д.
Мы учились, играя. А родительские собрания всегда
проводились в нетрадиционной форме. Мне запомнилось итоговое собрание в
четвёртом классе, где Валентина Ильинична выступала в костюме летней феи.
Дети с родителями участвовали в конкурсных испытаниях, преодолев которые,
мы получили самый долгожданный подарок – это летние каникулы. Закончилось
собрание весёлым чаепитием за большим столом, где сидела наша большая
дружная школьная семья. А летом мы искали клад по карте, путешествуя по
городу, где на этапах нас ждали учителя в образе Кощея Бессмертного,
Василисы Премудрой, Емели, Бабы – Яги и т.д.
Прошло больше десяти лет как я закончила школу, но до сих пор вспоминаю
школьные уроки своей первой учительницы с теплотой и любовью. Вот пример
учителя – мастера, живущего для других, у которого профессия и личная жизнь
не разделимы.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить следующие моменты.
Изменения, происходящие в стране, в обществе затронули школьную жизнь
коренным образом. Изменились не только программы, учебники, методы и
формы работы, но и ученики. Как трудно быть учителем, но, и как трудно быть
учеником. Учитель – мастер понимает и принимает это. Учит детей трудиться,
думать, творить, ценить учебное время и проводить его с пользой. Мастерство
педагога позволяет сделать ученика соавтором урока. Приятно лицезреть
школьника, который спорит, дискутирует, отстаивает своё мнение. Очень радуют
хорошие ответы и успехи учеников. Мастер не скупиться на похвалу,
комплименты и тёплые слова!
Прозвенел звонок… наступает звёздный час, время удивлять, поражать,
излучать добро и свет и этот звёздный путь такой ценный и значимый, один из
тысячи на млечном пути педагогического мастерства.