Напоминание

"Основные моменты начального обучения на клавишном синтезаторе"


Автор: Радынская Мария Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Муравленко
Населённый пункт: город Муравленко ЯНАО
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Основные моменты начального обучения на клавишном синтезаторе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Преподаватель по классу фортепиано

Радынская М.В.

Методический доклад

«Основные моменты начального периода обучения на клавишном

синтезаторе»

МУРАВЛЕНКО

2019

Бурное

развитие

новых

информационных

технологий

в

последние

десятилетия XX века

обусловило

процесс

компьютеризации

электронных

инструментов. Новые цифровые инструменты получают всё более широкое

распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского

музицирования. Это ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения

учащихся игре на этих инструментах.

Клавишный синтезатор стал востребованным инструментом для учащихся.

Этот многофункциональный инструмент позволяет значительно обогатить

творчество

учащихся,

включая

в

него

традиционную

исполнительскую

деятельность с элементами композиторской (создание проекта аранжировки)

и звукорежиссерской (выстраивание электроакустической среды звучания)

работы.

Благодаря

использованию

компьютерных

технологий

и

опоре

на

фактурные

и

тембровые

заготовки

каждый

из

этих

видов

деятельности

приобретает более простые формы. Широкий фронт деятельности позволяет

преодолеть

одно стороннюю

исполнительскую

н ап р а вл е н н о с т ь

традиционного

музыкального

обучения,

способствует

активизации

музыкального

мышления

ученика

и

развитию

в

более

полной

мере

его

музыкальных способностей.

Целью

обучения младших

школьников

становится

приобщение

их

к

электронному музицированию в самых разнообразных формах проявления

этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства,

игры по слуху), и на этой основе формирование у учащихся интереса к

музыкальному творчеству, хорошего музыкального вкуса.

Обучение

на

клавишном

синте заторе

предполагает

р е ш е н и е

следующих задач:

изучение

основных

художественных

возможностей

наличного

синтезатора;

получение базовых знаний по музыкальной теории;

освоение основ исполнительской техники;

совершенствование

в

практической

музыкально-творче ской

деятельности.

Важнейшим условием формирования у начинающих учеников интереса к

музыкальному

творчеству

и

хорошего

музыкального

вкуса

является

правильно

подобранный

репертуар.

Основой

этого

репертуара

является

народная

и

классическая

музыка,

а

также

лучшие

образцы

современной

музыки, популярные песни.

За основу обучения игре на синтезаторе берется фортепианная

педагогика,

которая

дополняется

выработками

навыков

игры

с

автоаккомпанементом и умением быстро управлять различными кнопками

параллельно

с

игрой

на

клавиатуре.

Несмотря

на

одинаковый

вид

клавиатуры,

исполнительские

навыки

на

синтезаторе

значительно

отличаются

от

фортепианных,

поскольку

электронное

и

механическое

звукоизвлечение

имеют

разную

физическую

основу.

На

фортепиано

извлечение звука, его качество и различные оттенки зависят от мышечных

усилий. На синтезаторе осваивается

легкое туше одними пальцами без

участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса и т.п.

Одной из главных задач педагога на начальном этапе является развитие у

обучающегося слуха, ритма, музыкальной памяти. На первых уроках ученик

знакомится с синтезатором и его возможностями, с базовыми понятиями

нотной грамоты. Параллельно ведется работа над организацией игрового

аппарата.

Непринужденная

прямая

посадка,

активный

мышечный

тонус,

скоординированные движения всей руки и пальцев - залог успехов ученика в

овладении

не

только

таким

инструментом

как

фортепиано,

но

и

синтезатором. Как и при обучении игре на любом другом инструменте,

большое внимание уделяется вопросам постановки рук, тем более, что мы

имеем клавиатуру с двумя видами звукоизвлечения, а это накладывает еще

большую ответственность на педагога в классе клавишного синтезатора. При

помощи функции «touch» (туше) есть активная клавиатура (то есть от силы

нажатия

пальцев

зависит

сила

и

характер

звука),

и

она

получается

аналогичной

фортепианной.

При

отключении

кнопки

«touch»

клавиатура

теряет свою активность, и характер звука не зависит от замаха пальцев.

Пальцевая активность становится даже вредной, так как вызывает лишнее

напряжение

рук,

быстрый

износ

контактных

резинок

под

клавишами.

Постановка рук и организация игрового аппарата – самый ответственный

момент в начальном периоде обучения, требующий максимум терпения и

выдержки. Поскольку дети быстро устают, работая за инструментом, следует

чередовать работу с небольшими паузами – разминками. Хорошо проводить

урок в форме игры, придумывая различные варианты «игрового занятия».

Задача педагога - научить ученика оптимальной постановке рук, постоянно

давать различные упражнения на постановку рук. Отсутствие живого звука

увеличивает роль артикуляции, роль выбора нужного тембра. В отличие от

пианистов, учащиеся в классе синтезатора обучаются как стоя, так и сидя,

вследствие

этого

постановка

исполнительского

аппарата

претерпевает

изменения, и их нельзя упускать из виду.

Другое свойство инструмента - механистичность автоаккомпанемента -

увеличивает роль формы в музыке. Так, с первого урока ученик начинает

отделять структуры формы (периоды, предложения) различными приемами,

характерными только для синтезатора (используя сбивки, переходы из стиля в

стиль, тембровые переходы).

Первые упражнения на инструменте – упражнения на поп legato (несвязная

игра), затем legato (связано) и staccato (отрывисто). Упражнения поп legato

следует

исполнять

3-м

пальцем,

т.

к.

он

является

центром

руки

(затем

постепенно вводить 2, 4, 5, 1 пальцы). Опираясь на третий палец, рука стоит

достаточно устойчиво. Все упражнения на клавиатуре необходимо исполнять

правой

и

левой

руками

отдельно

для

того,

чтобы

руки

развивались

равномерно. Первым прикосновением ученика к клавише надо управлять,

поэтому педагог должен поддерживать руку обучающегося под предплечье и

управлять движением его руки. Звук надо брать сверху, при этом рука как бы

берет дыхание, вхождение в клавиши мягкое. Снятие руки обязательно при

помощи кисти. Кисть, поднимаясь вверх, увлекает за собой пальцы. Первое

упражнение – перенос руки по нотам «до» через октаву вверх и вниз. Рука во

время переноса от одной ноты «до» до другой описывает в воздухе дугу. Это

упражнение формирует свободное движение рук. Первые упражнения на

синтезаторе можно давать с подключением автоаккомпанемента. В начале

обучения используется

упрощенный режим - Casio Chord (Single Finger),

который

предназначен

для

начинающих

учеников,

незнакомых

с

интервальной структурой аккордов, режимы Fingered и по всей клавиатуре –

Full Range Chord (Full Keyboard) - для более опытных.

Во время исполнения

упражнения следует чередовать паттерны разных стилей, подключать разные

голоса оркестровых инструментов. Затем можно вводить небольшие песенки

на

1–2

нотах

(«Андрей-воробей»

или

«Дин-дон»,

«Ладушки-ладушки»),

подключая при этом разные голоса инструментов оркестра и разные стили

автоаккомпанемента.

Уже на начальном периоде обучения

осваиваются

первые навыки анализа музыкальных произведений и гармонизации мелодии

в режиме упрощенного взятия аккордов – Т,S и D в тональности C-dur и G-

dur .

Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование (ученик должен

чувствовать

себя

одинаково

удобно

в

любой

тональности)

являются

обязательными составляющими как начального, так и всего последующего

обучения. Все это подготавливает ученика к работе над аранжировкой.

Аранжировка. Аранжировкой

называется

переложение

музыкального

произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей.

Таким

образом,

сущность

ее

в

случае

переложения

для

синтезатора,

составляет синтез двух исходных. Это оригинал (нотный текст) и звуковые

возможности,

который

несет

в

себе

данный

инструмент.

Аранжировка

представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х

основных действий:

1.

анализ текста оригинала;

2.

составление проекта аранжировки;

3.

отбор звуковых средств;

4.

корректировка созданной аранжировки.

Важным методом обучения аранжировке является разъяснение ученику

последовательности действий и операций. Методический прием совместного

обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой с

педагогом,

способствует

развитию

творческой

активности,

музыкального

воображения и мышления. В процессе анализа уточняются важные детали

формы произведения, определяются характер и пути составления проекта

аранжировки. Для развития музыкального мышления обучающегося полезно,

чтобы он объяснял педагогу собственные действия: почему, с его точки

зрения, на данном этапе работы над аранжировкой актуальна та или иная

проблема,

почему

для

ее

решения

необходимо

применить

то

или

иное

звуковое средство, как данный выбор отразится на цельности музыкального

образа.

Работа над техникой. Техническое развитие детей занимает одно из ведущих

мест в обучении игре на синтезаторе. Каждому обучающемуся необходимо

развить беглость пальцев, овладеть различными техническими приемами,

развить быстроту мышления. Развитию техники, прежде всего, способствует

регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями,

которая ведется в течение всего периода обучения.

На уроках синтезатора большую роль играет развитие тембрового слуха:

- знакомство с различными видами музыкальных инструментов (струнными,

духовыми, ударными);

- определение на слух заданного тембра на инструменте;

- определение инструмента при прослушивании музыкальных

произведений;

- самостоятельный выбор тембров инструментов в работе над электронной

аранжировкой.

Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной

спецификой.

Она

обусловлена

электронно-цифровой

природой

нового

музыкального

инструмента,

которая

значительно

расширяет

его

художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими

инструментами

и

определяет

коренное

изменение

содержания

и

методов

обучения в инструментальном классе. Основная задача педагога, обучающего

игре на синтезаторе, как и педагога любой другой специальности, научить

детей чувствовать, слышать, переживать музыку, вызывать эмоциональный

отклик

на

музыкальные

образы.

Компьютерные

технологии,

расширяя

художественные

возможности

клавишного

синтезатора,

делают

его

чрезвычайно

эффективным

средством

приобщения

детей

и

подростков

к

музыкальному творчеству.

ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.

Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе.-М.: ВЛАДОС, 2005

2.

Крюкова И.А. Клавишная электроника и технология звука. Учебное

пособие для учащихся класса синтезатора. М.: Современная музыка,

2009.

3.

Пешняк В. Самоучитель игры на синтезаторе. Учебник. – М., 2002.

4.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.

– М.: издательский центр «Академия», 2003.



В раздел образования




Яндекс.Метрика