Автор: Егошина Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: математический турнир в шестом классе
Раздел: среднее образование
Математический турнир в 6-ом классе
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных
результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС через разнообразие
применения математических игр.
1. В направлении личностного развития.
Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность
мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность,
умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения.
Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении.
Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность
ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений
и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности
в любой сфере.
3. В предметном направлении.
Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Углубить
представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной
жизни.
Оборудование: списки команд для жюри, листы с тестами-2 шт., заранее на доске
записаны примеры к заданиям 4,6, 9, 10, 11, карточки к заданиям 7, 8, тетради, ручки.
1.
Деление класса на команды
2.
Ход мероприятия
1)
Разминка «Весёлый тест»
- Каждая команда получает тест, где нужно выбрать правильный ответ.
«Весёлый тест»
1. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
- сложение,
- умножение,
- вычитание,
- деление.
2. Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?
- задачу,
- пример,
- уравнение,
- систему уравнений.
3. Как заканчивается эта известная пословица : «Ясно, как …?:
- дважды два,
- трижды три,
- пятью пять,
-шестью шесть.
4. Что иногда производят с персоналом предприятия?
- упрощение,
- приведение подобных членов,
- сокращение,
- вынесение за скобки.
5. Какой математический знак существует ?
- корень,
-стебель,
- лист,
- цветок.
6. Какая из этих геометрических фигур дала название болезни и кости руки
человека?
- прямая,
-луч,
-отрезок,
- ломаная.
7. Что проводят, когда сопоставляют или сравнивают одно явление с другим,
сходным ?
- перпендикуляры,
- параллели,
-наклонные,
-спирали.
Проверка теста
2)
Умеете ли вы считать. Считаем до 30-вместо чисел кратных 3 произносим «Ай, да
я!» (по очереди команды с мест)
3) Как вы знаете правила. Командам сформулировать правила сложения и вычитания
десятичных дробей.
4)
Сосчитай (эстафета у доски)
3,4+5,7=9,1 4,6+3,8=8,4
0,023+1,14=1,163 0,032+1,15=1,182
56+46,02=102,02 65+37, 03=102,03
64,9-37,12=27,78 72,8-28,13=44,67
79-0,345=78,655 82-0,123=81,877
5)
Повторяем правила. Командам сформулировать правила умножения и деления
десятичной дроби на 10, 100, 1000…
6) Продолжаем эстафету (у доски)
2,3*10 4,3*10
4,1:10 5,2:10
0,345*100 0,432*100
657,5:100 876,9:100
18,4*1000 18,4:1000
7)“Найти ошибку”
Каждая команда получает карточку с заданием, решение показывается на доске одним из
членов команды с объяснением.
1)2,56 + 3,7 = 6,26; + 1)3,42+2,1=5,51-
2) 31,6 – 1,6 = 15,6; - 2)43,8-2,8=41+
3)9,7-2=9,5- 3)8,7-4=8,3-
4)33,7:100=3370- 4)54,1:10=541-
5)2,84*10=28,4+ 5)6,43*100=643+
8)
Реши задачу:
Команды получают карточку с задачей, решив которую сообща, показывают решение на
доске.
1.
В первый день старик поймал 5,8 кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во 2
день, на 1,5 кг. Сколько рыбы поймал старик за 2 дня?
2.
Спица на куполе может выдержать вес 4,7 кг. Царю подарили петушка массой 3,25 кг.
Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1 кг?
9) Сообрази: дополните число, чтобы неравенство было верным (эстафета у доски)
2,1…< 2,15 3,1…< 3,16
3…, 7 > 36,7 4…, 8> 43,8
9,54 =9,54… 8,76…= 8,76
47,86< 47,…97 52,78< 52,…86
109…8,67>10938,67 208…7,53>20847,53
10) Реши уравнение (эстафета)
5,4+х=8,9 7,5-х=6,4
У*10=567,4 678,9:у=10
Х-83,12=32,07 х+65,08=98,23
11) Найди закономерность
Установите
закономерность
в
расположении
чисел
каждого
ряда
и
допишите
в
соответствии с этой закономерностью еще два числа. 2;3;4;5;6;7;…
9;1;7;1;5;1;…
10;9;8;7;6;5;… 25;24;22;21;19;18;…
5;10;15;20;25;30;… 12;14;13;15;14;16;…
3;7;11;15;19;23;… 4;5;8;9;12;13;…
24;21;18;15;12;9;… 1;4;9;16;25;36;…
1;2;4;8;16;32;… 15;16;14;17;13;18;…
12) Задачки- шутки.
1.
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге встретил три легковые автомобили и
грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
2.
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
3.
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
4.
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
5.
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кто Васька подкрался
и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке?
6.
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из противников?
7.
Пара лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
8.
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет он весить, стоя на двух ногах?
9.
Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось?
10. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?
11. Два отца и два сына поймали трех зайцев- каждый по одному. Как это могло быть?
13)
Математические термины Команды по очереди называют математические
термины, кто закончит последним, тот и победит.
14)
Весёлое рисование Нарисовать ежа, используя линии и знаки, применяемые в
математике.
Подведение итогов