Напоминание

Основные этапы работы над музыкальным произведение


Автор: Рахманова Наиля Альбертовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №8"
Населённый пункт: город Казань,Республика Татарстан
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Основные этапы работы над музыкальным произведение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные этапы работы над музыкальным произведением.

В

процессе

обучения

учащихся

музыкальных

школ

ведущая

роль

отводится

работе

над

музыкальным произведением. Овладение навыками работы над репертуаром проходит в процессе

всего обучения музыканта.

Процесс освоения репертуара складывается из двух видов работы учащегося:

1.В классе с педагогом;

2.Самостоятельных домашних занятий.

Причем

на

самостоятельную

работу

должно

быть

затрачено

больше

времени.

Во

время

самостоятельных занятий учащийся глубже осваивает те знания, которые получены на занятиях с

педагогом, оттачивает технику. От того, насколько правильно, грамотно и интенсивно проходит

самостоятельная

работа,

во

многом

зависит

качество

и

результативность

занятий.Работа

над

музыкальным

произведением

чрезвычайно

многообразна.

Это

зависит

от

конкретного

произведения, сложность его содержания. Кроме того, приемы и все течение работы всегда

связаны с возрастом, психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального, общего

развития

Изучение произведения представляет единый целостный процесс, в котором можно наметить

определенные этапы работы:

I этап- ознакомление с произведением. Рассмотрение теоретического анализа: формы, гармонии,

фактуры.

II этап – общее и детальное изучение музыкального произведения и преодоление трудностей,

связанных с исполнением.

III этап -

завершающий. Соединение всех разделов произведения в целое, работа над ним.

Предконцертно- концертный период.

Для

более

глубокого

понимания

сочинения

полезно

познакомится

с

творческой

биографией

композитора,

с

исторической

эпохой

создания

произведения.

Можно

порекомендовать

прослушивание

других

сочинений

данного

автора.

Все

это

будет

способствовать

более

всестороннему

овладению

требуемым

стилем,

более

глубокому

изучению

того

или

иного

произведения.

I этап. Ознакомление с произведением.

Рассмотрение теоретического анализа: формы, гармонии, фактуры.

При знакомстве с музыкальным произведением внимание должно быть направлено на теоретико-

исполнительский анализ. Предлагается следующий план изучения:

1.

Определение стиля произведения; жанр, время создания.

2.

Анализ формы всего произведения в целом.

3.

Анализ каждой из крупных частей общей формы.

4.

Общий тональный план произведения.

5.

Анализ строения музыкальной ткани по функциям - мелодия, бас, аккомпанемент,

подголоски, определение ведущих функций в процессе развития музыкального материала.

6.

Фразировочный анализ – определение границ периодов, предложений внутри них,

мотивного строения каждого предложения. Определение тактового строения.

7.

Определение тактового строения.

8.

Интонационная выразительность каждого мотива, его место в развитии всей фразы.

9.

Анализ методов развития музыкального материала внутри более крупных частей –

секвенция, вариация, полифония и т.д.

10.

Выявление особенностей динамики, агогики.

11.

Установление темпов.

12.

Анализ исполнительских трудностей.

13.

Нахождение конкретных практических средств исполнения – техническое освоение

материала.

14.

Исполнительское воплощение всего произведения.

На практике чаще всего отсутствует большинство пунктов предложенного плана, но рано или

поздно нам приходится возвращаться к деталям, этого требует грамотное изучение музыкального

материала.

Разумеется, не на всех пунктах представленного плана надолго заостряется внимание. Некоторые

лишь затрагиваются, либо вообще фиксируются группами, по этапам.

Приступая

к

новому

сочинению,

учащийся

знакомится

с

ним,

просматривает,

проигрывает

несколько раз целиком.

Стадия просмотра должна быть короткой, как только исполнитель

приобретает самое общее понятие о характере, построении, главных моментах произведения,

получит «вкус» к последнему, почувствует «аппетит» к работе над ним – следует тотчас же

прекратить

проигрывание

и

перейти

к

другим

методам

занятий».

На

этом

этапе

изучения

произведения, в сознании учащегося создаются общие представления об основных динамических

нюансах, начинаются элементы фразировки, кульминации произведения в целом и отдельных его

частей.

Но

чаще

всего,

как

правило,

мы

имеем

дело

с

механическим

заучиванием

произведения,

достигаемым путем многократного и частью формального, бездумного проигрывания, основанное

на моторной памяти. Данный вид работы может изменить исполнителю при волнении. К тому же,

такой способ занятий требует гораздо большего времени для выучивания произведения.

И только после того, как сложилось довольно четкое целостное впечатление о характере и логике

развития музыкального произведения, дополненное теоретическими знаниями, можно приступать

к тщательному изучению текста по деталям.

II этап. Детальное изучение музыкального произведения.

Нотный текст любого сочинения носит в себе множество требований, он представляет собой

цепочку, состоящую из звеньев. Каждое звено нужно проанализировать и выполнить в следующем

порядке:

форма,

фактура,

мелодическая

структура,

гармония,

темп,

метроритм,

динамика,

аппликатура, штрихи, агогика.

Форма произведения.

Форма

музыкального

произведения

дает

общее

представление

о

строении

музыкального

материала.

В

разборе

формы

следует

придерживаться

такого

порядка:

начинать

анализ

с

рассмотрения крупных частей, потом переходить к уточнению более мелких ( предложений, фраз,

мотивов). Определяется общий тональный план всего произведения и отдельных его частей (если

есть в этом необходимость).

Фактура музыкального произведения.

В основе фактуры лежат гомофонный и полифонический склады.

Гомофонный склад характеризуется наличием основного мелодического голоса и гармонического

сопровождения. Такое изложение наиболее характерно для сочинений танцевального характера.

Особым видом гомофонии является аккордово-гармоническая фактура. К гомофонному складу

относится также мелодическая фактура, состоящая из одной мелодии, изложенная в унисон или в

октаву.

Полифонический склад характеризуется сочетанием и развитием нескольких самостоятельных

мелодических

линий.

Различают

три

основных

вида

полифонического

многоголосия:

подголосочная, контрастная и имитационная полифония.

Музыкальное изложение может включать различные элементы гомофонии и полифонии. Такая

фактура называется смешанной. Определение фактурных особенностей, выявление смыслового

значения

музыкального

изложения

поможет

в

толковании

отдельных

фрагментов

и

всего

сочинения в целом.

Мелодическая линия.

Анализ мелодической линии начинается с определения общего характера мелодии, особенностей

ее структуры и логики ее развития.

Так

как

мелодия

представляет

собой

довольно

сложное

целое,

необходимо

определить

ее

составляющие:

особенности

голосоведения,

охарактеризовать

динамическую,

штриховую

зависимость, Регистровые, тембровые, темповые особенности.

При изучении произведения не следует членить мелодию по тактам. Разрывая музыкальную фразу

по тактам, учащийся теряет ощущение целого. «Каждая фраза музыкального произведения имеет

свою

внутреннюю

логику

и

свои

внутренние

закономерности».

Работая

над

фразировкой,

необходимо определить границу фраз, добиваться максимально гибкой динамики исполнения,

выявлять небольшую кульминацию внутри фразы, не забывая про главную кульминацию всего

произведения.

Штрихи.

Артикуляция и штрихи являются важнейшими средствами, обеспечивающими одновременно и

расчлененность, и связанность музыкальных звуков, а также характер их извлечения.

Характер интонации - произношения в музыке, наряду со связанностью и расчлененностью тонов,

определяет атака звука (туше), которая в свою очередь делится на три вида:

- мягкая атака

- твердая атака

- подчеркнутая атака

Штрихи делятся на три основные группы, определяющие по степени связанности и раздельности

звучания:

1.

Связное звучание ( Legato)

2.

Раздельное звучание (nonlegato)

3.

Краткое звучание (staccato).

Штриховой анализ наиболее трудоемкая и длительная часть работы над произведением.

Аппликатура.

Немаловажным звеном в выучивании произведения является работа по подбору аппликатуры.

Некоторые учащиеся невнимательно относятся к аппликатуре, а ведь от нее многое зависит,

например

увеличение

темпа,

где

увеличивается

скорость

движения

пальцев.

Соблюдение

аппликатуры является очень важным в сочинениях кантиленного характера.

« Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее точно передать данную музыку

и наиболее верно согласуется с ее смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой»

Во - первых, она дает возможность играть не только « удобными пальцами», но и уверенно, точно.

Аппликатура придает прочное запоминание текста, спокойствие. В школьной практике соблюдение

аппликатуры очень важно, лично я убедился в этом, в ходе своей работы с учащимися.

Во – вторых, выбор аппликатуры зависит от правильной передачи конкретного музыкального

содержания и расставляется с учетом не только «удобства» пальцев, но и с учетом правильного

исполнения штрихов, выставленных непосредственно автором произведения.

Динамика.

Раскрытию

эмоционально

-

образного

содержания

музыкального

произведения

помогает

тщательный

анализ

динамики,

т.е.

динамические

оттенки.

Без

динамического

разнообразия

произведение покажется неинтересным и монотонно сыгранным. В основе анализа динамики

лежит выяснение деталей: наметить кульминации, установить подходы к ним. Усилия педагога

должны направляться на поиски определенности, гибкости, тонкости в разработке динамической

линии. Немаловажной чертой динамики является ее стилевая характерность, поэтому желательно

внимательно изучать динамические указания в сочинениях классиков, романтиков, современных

композиторов,

чтобы

выявить

особенности

использования

этого

немаловажного

средства

выразительности.

Ритм.

Организующее начало в процессе работы над произведением вносит ритм, являясь одним из

главных средств выразительности. Чувство ритма развито у каждого по разному, это зависит от

индивидуальных качеств. Один ученик сразу охватывает ритмический рисунок, другому нужно

время,

чтобы

разобраться

и

понять

его.

В

процессе

изучения

произведений,

чувство

ритма

способно

развиваться.

Анализ

ритмической

основы

наиболее

тесно

связан

с

рассмотрением

мелодической линии.

Анализ темпа, агогика.

Одним из основных моментов изучения музыкального произведения является анализ темпа и

агогических изменений.

Выбор темпа определяется несколькими причинами:

- во- первых, авторское указание;

- во- вторых, индивидуальные, технические возможности учащегося.

Не смотря на то, что темп подсказывается педагогом, ощущение темпа вырабатывается учеником

самостоятельно,

в

зависимости

от

понимания

сути

музыкального

материала.

Работать

над

произведением необходимо в замедленном темпе. Это делается для того, чтобы ученик добивался

осмысленного и выразительного исполнения. Чересчур длительное изучение пьесы в замедленном

темпе грозит не сдвинуться « с места». Ученику будет намного сложнее перестроиться на другой,

более подвижный темп.

Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важную роль играет и анализ

агогических

изменений.

Применение

отклонений

от

основного

темпа

применяется

с

целью

выделить, подчеркнуть, усилить эмоциональную и логическую сторону музыкальной ткани.

«Живой

ритм

допускает

некоторые

замедления

и

ускорения,

он

весь

пронизан

сплошными

агогическими

колебаниями,

еле

заметными,

но

непрерывными

отступлениями,

от

метрономической точности».

К самым распространенным темповым отклонениям относится: ritardando, accelerando, ritenuto,

rubato. Применять эти темповые отклонения нужно с учетом эмоционально- образного содержания

музыки, ее стилевых особенностей.

Особый контроль необходим при выполнении фермат, пауз и цезур. Чтобы определить характер

ферматы, найти смысл паузы, осознать логичность и оправданность цезур, необходимо опять же

исходить от содержания музыки.

III Этап Предконцертно – концертный период.

В

течение

этого

периода

происходит

завершение

этапа

достижения

эстрадной

готовности,

изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций.

В процессе работы непосредственно над произведением желательно доминирование тенденции к

единичности исполнения, что требует концентрации и постепенного расходования определенной,

довольно значительной энергии. Не рекомендуется разрыв единства музыкальной ткани («работа

по кускам»).

Степень нагрузки в данный период регулируется педагогом в зависимости от индивидуальных

психофизиологических

особенностей

ученика.

Нежелательны

физические,

умственные

и

эмоциональные перегрузки.

Выбор часа репетиций на этом этапе играет не последнюю роль: время их проведения должно

соответствовать предположительному времени выступления, что позволяет в наибольшей степени

учитывать в процессе игры особенности психофизиологического состояния исполнителя, а оно

различно в каждое время суток.

Значительное

содействие

овладению

благоприятным

психическим

состоянием

оказывает

тщательная отработка на репетиции элементов эстрадного ритуала - выхода и поклона, выхода на

аплодисменты и поклона после игры .

Одной

из

главных

задач

педагога

в

этот

период

является

сохранение

привычного

режима,

физической и психической свежести, бодрости ученика.

Заключение.

В данных методических рекомендациях в последовательном порядке были указаны основные

этапы работы над музыкальным произведением. Каждый из них заключает в себе определенные

трудности и требует длительной и кропотливой работы, как над отдельными деталями нотного

текста, так и над воплощением художественного целого. Еще раз подчеркну важность самого

первого этапа работы, так как именно на этой стадии разучивания произведения ученик имеет

первые представления о том, что ему предстоит сыграть. Поэтому очень важно с самого начала

дать

учащемуся

нужные

знания

о

данном

произведении,

чтобы

в

дальнейшем

он

смог

уже

самостоятельно разучивать и другие пьесы. А «ключом» к воплощению художественного замысла

музыкальной композиции является нотный текст, который содержит в себе указания темпов,

динамики, штрихов, фразировочных лиг и других средств музыкальной выразительности

И

в

заключении

хотелось

бы

отметить,

что

творческая

и

плодотворная

работа

педагога

с

учащимися

зависит

от

правильного

подбора

репертуара,

который

должен

соответствовать

музыкальным способностям, теоретической подготовки ученика; и доброжелательной атмосферы в

классе,

способствующей

более

спокойному

состоянию

ученика,

который

быстрее

исправляет

недостатки, больше верит в свои силы.

Похвалите юного музыканта. После похвалы улучшается самочувствие и появляется уверенность в

себе.

Девизом педагога пусть будут слова К.С. Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее»!



В раздел образования




Яндекс.Метрика