Напоминание

"Трудовое воспитание детей"


Автор: Иванова Кристина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 162
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Трудовое воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Трудовое воспитание детей»

Трудовое воспитание в семье. Рекомендации для родителей

Возможность

труда

и

любовь

к

нему

лучшее

наследство,

которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К

.

Д

.

Ушинский

Как

растить

трудолюбивых

.

Все

родители

хорошо

понимают

,

как

привить

ребёнку

элементарные

трудовые

навыки

,

ведь

труд

формирует

личные

качества

-

ответственность

,

бережливость

,

настойчивость

в

достижении

цели

.

Родителям

очень

важно

и

полезно

всячески

поощрять

и

закреплять

у

ребёнка

стремление

к

самостоятельности

.

Не

нужно

делать

за

ребёнка

то

,

что

он

может

сделать

сам

.

Собираясь

в

д

/

с

ребёнок

должен

одеваться

сам

,

приспособьте

специально

для

него

полочку

,

чтобы

было

удобно

взять

самому

расчёску

,

полотенце

,

зубную

щётку

.

Взрослым

на

первых

порах

хотелось

бы

всё

сделать

самостоятельно

.

Но

нужно

понять

,

что

с

предоставлением

большей

самостоятельности

в

действиях

будет

формироваться

потребность

к

трудовым

усилиям

,

возникает

ощущение

своей

причастности

к

общим

семейным

делам

.

Приучая

ребёнка

трудиться

,

нужно

быть

последовательным

и

требовательным

прежде

всего

к

самим

себе

.

Постоянный

пример

трудолюбия

и

аккуратности

позволит

вам

быть

требовательным

к

ребёнку

.

Непосредственное

участие

ребёнка

в

семейных

делах

-

непременное

условие

воспитания

у

детей

трудолюбия

.

У

ребёнка

должны

быть

какие

-

то

обязанности

.

С

раннего

возраста

нужно

поручать

ему

:

сложить

свою

одежду

,

поставить

обувь

аккуратно

,

разложить

ложки

перед

едой

.

Учите

обслуживать

себя

:

умываться

,

одеваться

.

Конечно

,

случится

,

что

ребёнок

рукава

замочит

,

и

воду

прольёт

,

а

вещи

так

сложит

,

что

их

приходится

перекладывать

.

Прежде

чем

требовать

от

ребёнка

качественного

выполнения

поручения

,

надо

его

обучить

определённым

действиям

,

показать

их

последовательность

.

Ведь

,

кажется

,

простые

вещи

-

намыливание

рук

,

вытирание

их

полотенцем

,

а

у

малыша

не

получается

.

Обучите

терпеливо

его

всем

этим

мелочам

.

Позже

можно

требовать

,

чтобы

ребёнок

поддерживал

порядок

в

своём

игровом

уголке

.

С

раннего

возраста

приучайте

готовить

с

вечера

одежду

,

проверять

,

не

порвана

ли

она

,

всё

ли

в

порядке

сложено

.

Всё

это

,

казалось

бы

мелочи

,

недостойные

внимания

,

но

с

таких

мелочей

и

начинает

складываться

аккуратность

,

организованность

,

собранность

,

которые

так

необходимы

ребёнку

при

дальнейшем

обучении

в

школе

.

У

ребёнка

должен

быть

круг

своих

обязанностей

:

убрать

игрушки

,

заправить

постель

,

помогать

накрывать

на

стол

и

убирать

посуду

.

Ребёнок

вносит

свой

,

пусть

даже

ещё

маленький

,

незначительный

вклад

в

общее

дело

.

Ведь

главное

не

в

том

,

что

помощь

малыша

пока

неощутима

,

а

в

том

,

чтобы

приучать

его

к

мысли

:

папа

и

мама

трудятся

,

и

я

должен

трудиться

.

С

этого

начинается

чувство

сопричастности

к

семейному

коллективу

,

ответственности

перед

ним

,

трудовое

общение

ребёнка

с

нами

,

родителями

.

Много

полезных

привычек

приобретают

дети

,

посещая

детский

сад

:

это

и

умение

обслуживать

себя

,

и

убирать

за

собой

,

и

желание

помогать

вам

.

Старайтесь

поддерживать

требования

детского

сада

.

Держите

себя

в

доме

ровно

,

спокойно

,

не

повышайте

голоса

,

ребёнок

привыкнет

откликаться

на

спокойное

родительское

слово

.

Любое

распоряжение

-

принести

,

подать

,

помочь

, -

отданное

деловым

тоном

,

ребёнок

воспримет

,

как

обязательное

.

Конечно

,

не

забывайте

его

похвалить

,

если

видите

,

что

поручение

далось

нелегко

,

но

ребёнок

всё

же

его

сделал

.

Ругать

и

наказывать

ребёнка

за

сломанную

игрушку

не

следует

.

Старайтесь

сломанную

игрушку

починить

обязательно

вместе

и

поясните

малышу

,

что

человек

,

который

делал

эту

игрушку

,

старался

,

затратил

много

времени

,

вложил

немало

труда

и

поэтому

мы

должны

беречь

её

.

Внимательно

относитесь

к

поделкам

детей

,

храните

их

.

И

пусть

они

не

так

красивы

,

но

ведь

приложено

столько

стараний

.

Не

нужно

выбрасывать

поделки

или

подарки

,

что

сделаны

ребёнком

с

таким

трудом

,

с

любовью

,

он

должен

видеть

,

что

результат

его

труда

достоин

уважения

.

Задачи

трудового

воспитания

.

На

четвёртом

году

жизни

,

ребёнок

уже

может

ставить

перед

собой

какие

-

то

реальные

цели

и

добиваться

их

,

но

у

него

ещё

отсутствуют

навыки

планирования

своей

работы

.

У

них

нужно

развивать

интерес

к

деятельности

взрослых

,

постепенно

расширяя

круг

их

представлений

.

Детям

нужно

читать

произведения

художественной

литературы

о

труде

и

людях

труда

.

Хорошим

стимулом

к

выполнению

трудовых

действий

по

самообслуживанию является

оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребёнка начинает

проявляться стремление научить других ребят тому, что умеет сам. Вместе с тем нужно

следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой других ребят, их стремлением помочь.

На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы: не повесила

аккуратно платье- оно будет мятое. Родители, которые слишком спешат со своей помощью

ребёнку, оберегают его от малейших усилий, -такие родители своей чрезмерной

заботливостью только мешают развитию ребёнка. Но каковы бы ни были формы трудовой

деятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдать

следующие требования:

1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его

выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя

трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится

соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться,

неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по

мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу,

бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина

заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства

навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные

навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка

физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В

процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование

которых жизненно необходимо.

Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители

очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей

самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа

и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут,

например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд

ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно

рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает

авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать,

убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения,

помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение

для трудового воспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей

одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в

ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё

чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов,

перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста;

стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала

(спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ;

шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе: уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и

опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и

кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки)

; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке,

высадка рассады, заготовка семян.

Приёмы руководства трудом детей.

Как руководить трудовой деятельностью ребёнка.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает

требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу,

помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества

выполнения работы, напоминанием о цели, направленности труда.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте

наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотите картины,

отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

Памятка

родителям

по

трудовому

воспитанию

р е б е н к а

в

с е м ь е .

Сущность трудового воспитания детей заключается в приобщении к

доступной

трудовой

деятельности

и

формировании

у

них

положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы

ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить

ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться

самостоятельно.

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от

семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для

формирования

у

детей

трудолюбия.

Труд

вместе

с

родителями

доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде

позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам

семьи,

почувствовать

себя

членом

семейного

коллектива.

Важно

организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли

не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного

осуществления

трудового

воспитания

в

семье

родители

могут

руководствоваться следующими рекомендациями:

Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

Закрепить

за

дошкольником

постоянные

обязанности,

за

выполнение которых он несет ответственность;

Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований,

иначе

ребенок

будет

уклоняться

от

выполнения

своих

обязанностей;

Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить

удовлетворение;

Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки

культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы,

правильное использование орудий труда, планирование процесса

труда, завершение труда;

Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с

достаточной нагрузкой;

Не

торопить,

не

подгонять

ребенка,

уметь

ждать,

пока

он

завершит работу сам;

Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него

особых стараний;

Сделанное

своими

руками

ребенок

ценит

и

бережет,

поэтому

необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С

этого

начинается

воспитание

бережного

отношения

к

общественному достояни

Памятка

родителям

по

трудовому

воспитанию

ребенка

в

семье

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика