Автор: Иванова Кристина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 162
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Трудовое воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Трудовое воспитание детей»
Трудовое воспитание в семье. Рекомендации для родителей
Возможность
труда
и
любовь
к
нему
–
лучшее
наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач.
К
.
Д
.
Ушинский
Как
растить
трудолюбивых
.
Все
родители
хорошо
понимают
,
как
привить
ребёнку
элементарные
трудовые
навыки
,
ведь
труд
формирует
личные
качества
-
ответственность
,
бережливость
,
настойчивость
в
достижении
цели
.
Родителям
очень
важно
и
полезно
всячески
поощрять
и
закреплять
у
ребёнка
стремление
к
самостоятельности
.
Не
нужно
делать
за
ребёнка
то
,
что
он
может
сделать
сам
.
Собираясь
в
д
/
с
ребёнок
должен
одеваться
сам
,
приспособьте
специально
для
него
полочку
,
чтобы
было
удобно
взять
самому
расчёску
,
полотенце
,
зубную
щётку
.
Взрослым
на
первых
порах
хотелось
бы
всё
сделать
самостоятельно
.
Но
нужно
понять
,
что
с
предоставлением
большей
самостоятельности
в
действиях
будет
формироваться
потребность
к
трудовым
усилиям
,
возникает
ощущение
своей
причастности
к
общим
семейным
делам
.
Приучая
ребёнка
трудиться
,
нужно
быть
последовательным
и
требовательным
прежде
всего
к
самим
себе
.
Постоянный
пример
трудолюбия
и
аккуратности
позволит
вам
быть
требовательным
к
ребёнку
.
Непосредственное
участие
ребёнка
в
семейных
делах
-
непременное
условие
воспитания
у
детей
трудолюбия
.
У
ребёнка
должны
быть
какие
-
то
обязанности
.
С
раннего
возраста
нужно
поручать
ему
:
сложить
свою
одежду
,
поставить
обувь
аккуратно
,
разложить
ложки
перед
едой
.
Учите
обслуживать
себя
:
умываться
,
одеваться
.
Конечно
,
случится
,
что
ребёнок
рукава
замочит
,
и
воду
прольёт
,
а
вещи
так
сложит
,
что
их
приходится
перекладывать
.
Прежде
чем
требовать
от
ребёнка
качественного
выполнения
поручения
,
надо
его
обучить
определённым
действиям
,
показать
их
последовательность
.
Ведь
,
кажется
,
простые
вещи
-
намыливание
рук
,
вытирание
их
полотенцем
,
а
у
малыша
не
получается
.
Обучите
терпеливо
его
всем
этим
мелочам
.
Позже
можно
требовать
,
чтобы
ребёнок
поддерживал
порядок
в
своём
игровом
уголке
.
С
раннего
возраста
приучайте
готовить
с
вечера
одежду
,
проверять
,
не
порвана
ли
она
,
всё
ли
в
порядке
сложено
.
Всё
это
,
казалось
бы
мелочи
,
недостойные
внимания
,
но
с
таких
мелочей
и
начинает
складываться
аккуратность
,
организованность
,
собранность
,
которые
так
необходимы
ребёнку
при
дальнейшем
обучении
в
школе
.
У
ребёнка
должен
быть
круг
своих
обязанностей
:
убрать
игрушки
,
заправить
постель
,
помогать
накрывать
на
стол
и
убирать
посуду
.
Ребёнок
вносит
свой
,
пусть
даже
ещё
маленький
,
незначительный
вклад
в
общее
дело
.
Ведь
главное
не
в
том
,
что
помощь
малыша
пока
неощутима
,
а
в
том
,
чтобы
приучать
его
к
мысли
:
папа
и
мама
трудятся
,
и
я
должен
трудиться
.
С
этого
начинается
чувство
сопричастности
к
семейному
коллективу
,
ответственности
перед
ним
,
трудовое
общение
ребёнка
с
нами
,
родителями
.
Много
полезных
привычек
приобретают
дети
,
посещая
детский
сад
:
это
и
умение
обслуживать
себя
,
и
убирать
за
собой
,
и
желание
помогать
вам
.
Старайтесь
поддерживать
требования
детского
сада
.
Держите
себя
в
доме
ровно
,
спокойно
,
не
повышайте
голоса
,
ребёнок
привыкнет
откликаться
на
спокойное
родительское
слово
.
Любое
распоряжение
-
принести
,
подать
,
помочь
, -
отданное
деловым
тоном
,
ребёнок
воспримет
,
как
обязательное
.
Конечно
,
не
забывайте
его
похвалить
,
если
видите
,
что
поручение
далось
нелегко
,
но
ребёнок
всё
же
его
сделал
.
Ругать
и
наказывать
ребёнка
за
сломанную
игрушку
не
следует
.
Старайтесь
сломанную
игрушку
починить
обязательно
вместе
и
поясните
малышу
,
что
человек
,
который
делал
эту
игрушку
,
старался
,
затратил
много
времени
,
вложил
немало
труда
и
поэтому
мы
должны
беречь
её
.
Внимательно
относитесь
к
поделкам
детей
,
храните
их
.
И
пусть
они
не
так
красивы
,
но
ведь
приложено
столько
стараний
.
Не
нужно
выбрасывать
поделки
или
подарки
,
что
сделаны
ребёнком
с
таким
трудом
,
с
любовью
,
он
должен
видеть
,
что
результат
его
труда
достоин
уважения
.
Задачи
трудового
воспитания
.
На
четвёртом
году
жизни
,
ребёнок
уже
может
ставить
перед
собой
какие
-
то
реальные
цели
и
добиваться
их
,
но
у
него
ещё
отсутствуют
навыки
планирования
своей
работы
.
У
них
нужно
развивать
интерес
к
деятельности
взрослых
,
постепенно
расширяя
круг
их
представлений
.
Детям
нужно
читать
произведения
художественной
литературы
о
труде
и
людях
труда
.
Хорошим
стимулом
к
выполнению
трудовых
действий
по
самообслуживанию является
оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребёнка начинает
проявляться стремление научить других ребят тому, что умеет сам. Вместе с тем нужно
следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой других ребят, их стремлением помочь.
На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы: не повесила
аккуратно платье- оно будет мятое. Родители, которые слишком спешат со своей помощью
ребёнку, оберегают его от малейших усилий, -такие родители своей чрезмерной
заботливостью только мешают развитию ребёнка. Но каковы бы ни были формы трудовой
деятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдать
следующие требования:
1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.
2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его
выполнения, и в смысле ответственности.
Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя
трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится
соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.
Значение труда.
Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться,
неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по
мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу,
бабушку.
В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина
заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства
навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.
Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные
навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.
Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка
физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В
процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование
которых жизненно необходимо.
Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители
очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста.
Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей
самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа
и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут,
например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд
ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.
Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно
рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает
авторитет папы и мамы.
У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать,
убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения,
помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение
для трудового воспитания.
Виды труда.
В семье дети участвуют в различных видах труда.
Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей
одеждой и обувью
Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в
ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё
чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов,
перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста;
стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.
Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала
(спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ;
шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.
Труд в природе: уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и
опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и
кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки)
; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке,
высадка рассады, заготовка семян.
Приёмы руководства трудом детей.
Как руководить трудовой деятельностью ребёнка.
Взрослый:
1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.
2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает
требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.
3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу,
помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.
4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества
выполнения работы, напоминанием о цели, направленности труда.
5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте
наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотите картины,
отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.
Памятка
родителям
по
трудовому
воспитанию
р е б е н к а
в
с е м ь е .
Сущность трудового воспитания детей заключается в приобщении к
доступной
трудовой
деятельности
и
формировании
у
них
положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы
ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить
ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться
самостоятельно.
Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от
семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для
формирования
у
детей
трудолюбия.
Труд
вместе
с
родителями
доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде
позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам
семьи,
почувствовать
себя
членом
семейного
коллектива.
Важно
организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли
не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного
осуществления
трудового
воспитания
в
семье
родители
могут
руководствоваться следующими рекомендациями:
Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
Закрепить
за
дошкольником
постоянные
обязанности,
за
выполнение которых он несет ответственность;
Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований,
иначе
ребенок
будет
уклоняться
от
выполнения
своих
обязанностей;
Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить
удовлетворение;
Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки
культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы,
правильное использование орудий труда, планирование процесса
труда, завершение труда;
Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с
достаточной нагрузкой;
Не
торопить,
не
подгонять
ребенка,
уметь
ждать,
пока
он
завершит работу сам;
Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него
особых стараний;
Сделанное
своими
руками
ребенок
ценит
и
бережет,
поэтому
необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С
этого
начинается
воспитание
бережного
отношения
к
общественному достояни
Памятка
родителям
по
трудовому
воспитанию
ребенка
в
семье
.