Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №26"
Населённый пункт: г. Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции
Раздел: дошкольное образование
Тема статьи: "Экологическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста в
процессе работы на метеостанции "
воспитатель подготовительной к школе
логопедической группы №8
"Центр развития ребенка" МБДОУ №26
Родченкова О.А.
Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязев
Экологическое образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в
настоящее время: только экологическая культура, экологическое
мировоззрение ныне живущих индивидов могут вывести человечество и
планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в
настоящее время.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей
– правильно организованное, систематически осуществляемое в
образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые
обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их
чувства, ум, волю.
Экологическое воспитание – это одно из основных направлений в системе
образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды
и представления. Работая с детьми дошкольного возраста, педагоги,
замечают и видят, что дети испытывают потребность в общении с природой.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –
их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в
ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание
образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации .
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены
путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных
творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать
науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя
эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют
те умения и знания, которые формируются у детей в ходе знакомства с
окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это
одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного
возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных
знаний о явлениях живой и неживой природы.
Как известно, у природы нет плохой погоды. Синоптики всего мира следят за
ее изменениями пытаясь предугадать, и все же ошибаются. Мы с ребятами
решили попробовать себя в их роли и научиться отслеживать изменения
погоды. Для реализации этой цели мы использовали метеостанцию,
установленную на территории нашего детского сада.
«Метеостанция» – это площадка для организации, наблюдений и изучения
явлений природы (направление ветра, осадки). Здесь дети наблюдают за
природными явлениями (например, состоянием растений, движением
облаков). При этом используются простые приборы, которые помогают
определять погоду. У воспитанников детского сада развиваются умения
делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего
развития детей.
С её появлением у нас есть возможность уйти от стереотипов в наблюдении
на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий и
исследований.
Метеоплощадка, с размещенным на ней специальным оборудованием,
предназначена для обучения воспитанников детского сада элементарному
прогнозированию состояния погоды.
Планируя работу с детьми на метеостанции я ставила перед собой
следующие цели и задачи:
Цель: Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее
значении в жизни человека.
Задачи:
- Развивать экологические знания через организацию исследовательской
деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.
- Развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя
специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор
детей.
- Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и
развивать индивидуальный и творческий потенциал.
- Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание,
сосредоточенность, организованность.
- Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами
природы.
Мною был составлен перспективный план работы на метеоплощадке с
детьми на 2017 - 2018 учебный год, в который вошли образовательные
занятия, наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность с
детьми, а так же работа с родителями.
На метеоплощадке нами использовалось оборудование двух видов:
традиционные приборы и приборы, которые изготовлены из подручного
материала совместно с дошкольниками. Детская метеостанция выполнена
компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при
помощи педагога вести наблюдение за изменением параметров погоды.
Одним из стационарных приборов метеостанции является флюгер,
выполненный в форме вращающейся на опорной оси «совы», которая
наглядно показывает направление ветра по размещенному у его основания
указателю сторон света. В противоположном углу находится ветряной рукав
- прибор для определения силы ветра.
Такой прибор обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют
текстильный колдун.
Метеобудка, в которую помещается прибор - термометр, позволяющий
воспитанникам детского сада при помощи педагога определять температуру
окружающего воздуха и изучать такие понятия как «тепло», «жарко»,
«холодно» и т.д.
Также на нашей метеостанции установлены солнечные часы. Они
представляют собой плоскость, на которой изображены цифры, только вместо
стрелок, расположенный на 90 градусов деревянный указатель. Мы с
ребятами наблюдаем в солнечную погоду за временем на наших часах.
Проверяем, правильно ли отбрасывает тень наша стрелка.
Кроме того, для наблюдений нами использовался набор выносных приборов,
таких как дождемер - служащий для измерения количества, а иногда и
качества осадков, компас, для определения сторон света и ориентировании на
местности.
Мы с ребятами заметили, что не всегда осадки бывают чистыми. Тогда мы
пытаемся ответить на вопросы, почему снег или дождь бывает грязный.
Наблюдая за ветряным рукавом находим ответ на вопрос: сильный ветер
может навредить природе?, при помощи градусника выясняем как мороз или
солнце влияет на растения и животных и т.д.
Все показания приборов мы фиксируем на специальном стенде, где можно
проследить и сделать свой метеопрогноз.
В группе мною проводились образовательные занятия по планируемым
темам, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование приборов
своими руками.
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном
сотрудничестве с родителями. Информацию родители получают из папок–
передвижек, консультаций: «Учите детей наблюдать», «Экология и мы»,
«Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Добро
пожаловать на метеостанцию».
На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу
целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети
потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции:
слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного
зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный
контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что
-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто
поглядит вокруг.
Родителям наша метеостанция пришлась по душе. Вечером вместе со
своими детьми, когда уходят домой, они с удовольствием идут понаблюдать
за температурой, силой и направлением ветра и т.д. Ребята с интересом
рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором.
Особенно интересными для детей оказались эксперименты и практические
работы на метеоплощадке. Действительно, различные формы проведения
занятий на метеостанции смогли сделать более интересными
традиционные наблюдения за погодой.
Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и
способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать,
обобщать. У детей повысились навыки работы с календарями наблюдений.
Ребята стали заносить результаты в календарь с большей
заинтересованностью, чем раньше. В ходе игровых занятий, экспериментов и
экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя
роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей.
Это способствовало, на мой взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Также, у некоторых наших воспитанников во время занятий на
метеостанции повысился уровень познавательных способностей, самооценка,
они стали более уверены в своих действиях. В процессе наблюдений,
экспериментов, экскурсий, даже замкнутые детишки проявляли большую
активность и любознательность, старались работать вместе с группой детей.
Практика работы с детьми на метеостанции показывает, что ребята
получают разносторонние сведения о погодных условиях природы и
получают необходимую стимуляцию для формирования экологического
сознания. Все это свидетельствует о том, что работа по данной программе
интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной
и эмоциональной сферы.