Напоминание

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции


Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №26"
Населённый пункт: г. Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема статьи: "Экологическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста в

процессе работы на метеостанции "

воспитатель подготовительной к школе

логопедической группы №8

"Центр развития ребенка" МБДОУ №26

Родченкова О.А.

Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

Экологическое образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в

настоящее время: только экологическая культура, экологическое

мировоззрение ныне живущих индивидов могут вывести человечество и

планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в

настоящее время.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей

– правильно организованное, систематически осуществляемое в

образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые

обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их

чувства, ум, волю.

Экологическое воспитание – это одно из основных направлений в системе

образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды

и представления. Работая с детьми дошкольного возраста, педагоги,

замечают и видят, что дети испытывают потребность в общении с природой.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –

их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в

ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание

образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности,

создание условий для ее самореализации .

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены

путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных

творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать

науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя

эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют

те умения и знания, которые формируются у детей в ходе знакомства с

окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это

одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного

возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных

знаний о явлениях живой и неживой природы.

Как известно, у природы нет плохой погоды. Синоптики всего мира следят за

ее изменениями пытаясь предугадать, и все же ошибаются. Мы с ребятами

решили попробовать себя в их роли и научиться отслеживать изменения

погоды. Для реализации этой цели мы использовали метеостанцию,

установленную на территории нашего детского сада.

«Метеостанция» – это площадка для организации, наблюдений и изучения

явлений природы (направление ветра, осадки). Здесь дети наблюдают за

природными явлениями (например, состоянием растений, движением

облаков). При этом используются простые приборы, которые помогают

определять погоду. У воспитанников детского сада развиваются умения

делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего

развития детей.

С её появлением у нас есть возможность уйти от стереотипов в наблюдении

на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий и

исследований.

Метеоплощадка, с размещенным на ней специальным оборудованием,

предназначена для обучения воспитанников детского сада элементарному

прогнозированию состояния погоды.

Планируя работу с детьми на метеостанции я ставила перед собой

следующие цели и задачи:

Цель: Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее

значении в жизни человека.

Задачи:

- Развивать экологические знания через организацию исследовательской

деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.

- Развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя

специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор

детей.

- Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и

развивать индивидуальный и творческий потенциал.

- Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание,

сосредоточенность, организованность.

- Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами

природы.

Мною был составлен перспективный план работы на метеоплощадке с

детьми на 2017 - 2018 учебный год, в который вошли образовательные

занятия, наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность с

детьми, а так же работа с родителями.

На метеоплощадке нами использовалось оборудование двух видов:

традиционные приборы и приборы, которые изготовлены из подручного

материала совместно с дошкольниками. Детская метеостанция выполнена

компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при

помощи педагога вести наблюдение за изменением параметров погоды.

Одним из стационарных приборов метеостанции является флюгер,

выполненный в форме вращающейся на опорной оси «совы», которая

наглядно показывает направление ветра по размещенному у его основания

указателю сторон света. В противоположном углу находится ветряной рукав

- прибор для определения силы ветра.

Такой прибор обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют

текстильный колдун.

Метеобудка, в которую помещается прибор - термометр, позволяющий

воспитанникам детского сада при помощи педагога определять температуру

окружающего воздуха и изучать такие понятия как «тепло», «жарко»,

«холодно» и т.д.

Также на нашей метеостанции установлены солнечные часы. Они

представляют собой плоскость, на которой изображены цифры, только вместо

стрелок, расположенный на 90 градусов деревянный указатель. Мы с

ребятами наблюдаем в солнечную погоду за временем на наших часах.

Проверяем, правильно ли отбрасывает тень наша стрелка.

Кроме того, для наблюдений нами использовался набор выносных приборов,

таких как дождемер - служащий для измерения количества, а иногда и

качества осадков, компас, для определения сторон света и ориентировании на

местности.

Мы с ребятами заметили, что не всегда осадки бывают чистыми. Тогда мы

пытаемся ответить на вопросы, почему снег или дождь бывает грязный.

Наблюдая за ветряным рукавом находим ответ на вопрос: сильный ветер

может навредить природе?, при помощи градусника выясняем как мороз или

солнце влияет на растения и животных и т.д.

Все показания приборов мы фиксируем на специальном стенде, где можно

проследить и сделать свой метеопрогноз.

В группе мною проводились образовательные занятия по планируемым

темам, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование приборов

своими руками.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном

сотрудничестве с родителями. Информацию родители получают из папок–

передвижек, консультаций: «Учите детей наблюдать», «Экология и мы»,

«Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Добро

пожаловать на метеостанцию».

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу

целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети

потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции:

слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного

зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный

контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что

-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто

поглядит вокруг.

Родителям наша метеостанция пришлась по душе. Вечером вместе со

своими детьми, когда уходят домой, они с удовольствием идут понаблюдать

за температурой, силой и направлением ветра и т.д. Ребята с интересом

рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором.

Особенно интересными для детей оказались эксперименты и практические

работы на метеоплощадке. Действительно, различные формы проведения

занятий на метеостанции смогли сделать более интересными

традиционные наблюдения за погодой.

Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и

способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать,

обобщать. У детей повысились навыки работы с календарями наблюдений.

Ребята стали заносить результаты в календарь с большей

заинтересованностью, чем раньше. В ходе игровых занятий, экспериментов и

экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя

роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей.

Это способствовало, на мой взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.

Также, у некоторых наших воспитанников во время занятий на

метеостанции повысился уровень познавательных способностей, самооценка,

они стали более уверены в своих действиях. В процессе наблюдений,

экспериментов, экскурсий, даже замкнутые детишки проявляли большую

активность и любознательность, старались работать вместе с группой детей.

Практика работы с детьми на метеостанции показывает, что ребята

получают разносторонние сведения о погодных условиях природы и

получают необходимую стимуляцию для формирования экологического

сознания. Все это свидетельствует о том, что работа по данной программе

интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной

и эмоциональной сферы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика