Автор: Хритошина Наталья Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №7
Населённый пункт: город Пушкино, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Юный конструктор"
Раздел: дошкольное образование
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующая МАДОУ № 7
"30" августа 2018 г. «Лесная сказка»
Протокол № 1 от 30.08.2018г. ____________ Н.И. Бубнова
«
31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный конструктор»
подготовительная к школе группа
(6-7 лет)
Составлена на основе программы учебно-методического комплекта
Комарова Л.Г. «Строим из LEGO»
срок реализации 1 год
Разработчик программы воспитатель:
Хритошина Наталья Яковлевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Лесная сказка»
Пушкинского муниципального района
2018г.
Пояснительная записка
В
системе
дошкольного
образования
происходят
значительные
перемены.
Успех
этих
перемен
связан
с
обновлением
научной,
методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из
важных
условий
обновления
является
использование
ЛЕГО-технологий.
Использование
ЛЕГО-конструкторов
в
образовательной
работе
с
детьми
выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-
игровой
деятельности
и
критерием
психофизического
развития
детей
дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов
деятельности,
как
умение
ставить
цель,
подбирать
средства
для
её
достижения,
прилагать
усилия
для
точного
соответствия
полученного
результата с замыслом.
Программа
«Юный
конструктор»
(далее
Программа)
является
нормативно
-
управленческим
документом,
характеризующим
систему
организации
дополнительного
образования
по
легоконструированию.
Программа определяет содержание образовательного процесса с детьми 6-7
лет.
Программа
показывает
как
с
учетом
конкретных
условий,
образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного
возраста
педагог
создает
индивидуальную
модель
образования
в
соответствии с ФГОС в дошкольном образовании.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду
является
создание
3D-моделей
из
LEGO-конструкторов,
которые
обеспечивают
сложность
и
многогранность
воплощаемой
идеи.
Опыт,
получаемый
ребенком
в
ходе
конструирования,
незаменим
в
плане
формирования
умения
и
навыков
исследовательского
поведения.
LEGO–
конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться
результата,
получать
новые
знания
об
окружающем
мире,
закладывает
первые предпосылки учебной деятельности.
Направленность общеразвивающей
программы
дополнительного
образования дошкольников от 6 до 7 лет по легоконструированию «Юный
конструктор» - научно-техническая.
Актуальность программы:
Общеразвивающая
программа
дополнительного
образования
дошкольников от 6 до 7 лет по легоконструированию «Юный конструктор»
актуальна
тем,
что
раскрывает
для
старшего
дошкольника
мир
техники.
LEGO-конструирование
больше,
чем
другие
виды
деятельно сти,
подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую
деятельность
дошкольников,
развивает
конструкторские
способности
и
техническое
мышление,
воображение
и
навыки
общения,
способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а
это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме
познавательной
деятельно сти
раскрыть
п р а кт и ч е с ку ю
целесообразность
LEGO-конструирования,
развить
необходимые
в
дальнейшей
жизни
приобретенные
умения
и
навыки.
Интегрирование
различных
образовательных
областей
в
кружке
«Юный
конструктор»
открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников,
овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления
деталей,
сколько
на
создание
условий
для
самовыражения
личности
ребенка.
Каждый
ребенок
любит
и
хочет
играть,
но
готовые
игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает
ребенку
новый
мир,
предоставляет
возможность
в
процессе
работы
приобретать
такие
социальные
качества
как
любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею,
я
могу»,
настроя
на
позитивный
лад,
снятия
эмоционального
и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В
ходе
образовательной
деятельности
дети
становятся
строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия
для
развития
конструкторских
спо собно стей
в о с п и т а н н и ко в ,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические
принципы
программы:
доступность
и
наглядность,
последовательность
и
систематичность
обучения
и
воспитания,
учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе
LEGO– конструирования.
Задачи:
На
занятиях
по
LEGO-конструированию
ставится
ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
развивать
у
дошкольников
интере с
к
моделированию
и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать
конструированию
по
образцу,
чертежу,
заданной
схеме,
по
замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе;
выявлять
одарённых,
талантливых
детей,
обладающих
нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Образовательный
процесс
строится
на
принципе
интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, носит инновационный характер.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическое развитие»
Развитие мелкой моторики
«Социально-
коммуникативное
развитие»
воспитание культурно-гигиенических навыков,
формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни
«Речевое развитие»
развитие свободного общения с взрослыми и
детьми по поводу процесса и результатов продуктивной
деятельности, практическое овладение воспитанниками
нормами речи
использование художественных произведений для
обогащения содержания области, развитие детского
творчества воображения.
«Познавательное
развитие»
сенсорное развитие, формирование целостной
картины мира, расширение кругозора, формирование
элементарных математических представлений
«Художественно-
эстетическое развитие»
использование музыкальных произведений для
обогащения содержания области, развитие детского
творчества.
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,
«движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра,
это
работа
ума
и
рук.
Любимые
детские
занятия
«рисовать»
и
«конструировать»
выстраиваются
под
руководством
воспитателя
в
определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом
носят,
с
одной
стороны,
игровой
характер,
с
другой
–
обучающий
и
развивающий.
Создание
из
отдельных
элементов
чего-то
целого:
домов,
машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями,
является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра
с
LEGO-конструктором
не
только
увлекательна,
но
и
весьма
полезна.
С
помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию
направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его
творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и
сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями
учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не
агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.
Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет
возможность
создать
другую
или
достроить
из
освободившихся
деталей
некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные
методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей
по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на
столе.
Информационно-
рецептивный
Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,
упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов
моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное
их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-
поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
В
начале
совместной
деятельности
с
детьми
включаются
серии
свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить
желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.
Затем
обязательно
проводится
пальчиковая
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика,
физкультминутка
подбирается
с
учетом
темы
совместной
деятельности.
В
наборах
LEGO-конструктора
много
разнообразных
деталей
и
для
удобства
пользования
можно
придумать
с
ребятами
названия
деталям
и
другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д.
LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия
деталей,
умение
определять
кубик
(кирпичик)
определенного
размера
закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не
зафиксируются эти названия в активном словаре.
На
занятиях
предлагает ся
детям
про смот р
п р е з е н т а ц и й ,
видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки
конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При
планировании
совместной
деятельности
отдается
предпочтение
различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети
учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им
продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и
решать новые, более сложные задачи.
Работая
над
моделью,
дети
не
только
пользуются
знаниями,
полученными
на
занятиях
по
математике,
окружающему
миру,
развитию
речи,
изобразительному
искусству,
но
и
углубляют
их.
Темы
занятий
подобраны
таким
образом,
чтобы
кроме
решения
конкретных
конструкторских
задач
ребенок
расширял
кругозор:
сказки,
архитектура,
животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают
умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять
предметы
в
различных
пространственных
положениях.
В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной
ловкости),
творческих
задатков,
развитие
диалогической
и
монологической
речи,
расширение
словарного
запаса.
Особое
внимание
уделяется
развитию
логического
и
пространственного
мышления.
Ребята
учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку
по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить
правильно,
соединять
детали,
рассматривать
образец,
«читать»
схему,
предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При
создании
конструкций
дети
сначала
анализируют
образец
либо
схему
постройки
находят
в
постройке
основные
части,
называют
и
показывают
детали,
из
которых
эти
части
предмета
построены,
потом
определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий
в
работе
по
выполнению
предложенного
задания,
высказывает
свое
отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о
назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с
детьми
правильность
соединения
деталей,
сравниваем
с
образцом
либо
схемой.
В
зависимости
от
темы,
целей
и
задач
конкретного
занятия
предлагаемые
задания
могут
быть
выполнены
индивидуально,
парами.
Сочетание
различных
форм
работы
способствует
приобретению
детьми
социальных
знаний
о
межличностном
взаимодействии
в
группе,
в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая
часть
занятия –
это
упражнение
на
развитие
логического
мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение
анализу
логических
закономерностей
и
умению
делать
правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель
второй
части
–
развитие
способностей
к
наглядному
моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
Обучение
планированию
процесса
создания
собственной
модели
и
совместного проекта.
Стимулирование
конструктивного
воображения
при
создании
постройки
по
собственному
замыслу,
по
предложенной
или
свободно
выбранной теме.
Формирование
умения
действовать
в
соответствии
с
инструкциями
педагога
и
передавать
особенности
предметов
средствами
конструктора
LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются
конструкторские
умения
и
навыки,
умение
анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные
части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения
веса;
о
зависимости
прочности
конструкции
от
способа
соединения
ее
отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов
Выставки по LEGO-конструированию;
Учебно – тематический план.
№
раздела
темы
Название
раздела, темы, содержательной линии
Количество часов
на изучение
раздела, темы.
I
Знакомство с легоконструированием
3
1.1
«LEGO- конструктор», знакомство с
деталями, способом крепления,
строительство по замыслу.
Поисково – исследовательская
деятельность.
1
1.2
«LEGO азбука»
1
1.3
Закрепление названий LEGO–деталей,
способы крепления, строительство по
замыслу.
Поисково – исследовательская
деятельность.
1
ІІ
Мы строители
4
2.1
«Детский сад будущего»
1
2.2
«Постройка ограды (вольер) для
животных»
1
2.3
«Строим зоопарк»
1
2.4
«Мой город».
Поисково – исследовательская
деятельность.
1
ІІІ
Многообразие животного мира.
2
3.1
«Жираф и слон»
1
3.2
«Домашние животные»
1
IV
Новогодний калейдоскоп.
4
4.1
«Заюшкина избушка».
1
4.2
«Снегурочка»
1
4.3
«Дед Мороз»
1
4.4
«Новый год»
1
V
Взаимодействие человека с природой
3
5.1
«Дети»
1
5.2
«Пернатые друзья».
1
5.3
«Птицы»
1
VI
Транспорт
4
6.1
«Транспорт специального назначения»
1
6.2
«Самолет»
1
6.3
«Автомобиль»
1
6.4
«Плывут корабли»
1
VII
Город мастеров
3
7.1
«Мои любимые сказки»
1
7.2
«Аквариум».
Поисково – исследовательская деятельность.
1
7.3
«Беседка»
1
VIII
Космос
4
8.1
«Космическое путешествие»
1
8.2
«Ракета и космонавт»
1
8.3
«Робот»
1
8.4
«Машины будущего»
1
IX
Проектная деятельность
5
9.1
Конструирование по замыслу
2
9.2
«От замысла – к воплощению»
3
X
Педагогическая диагностика
2
Содержание изучаемых тем.
Тема
занятий
Цель и задачи
Материал
Формы работы
Сентябрь
1.
Диагностическ
ое
наблюдение.
Создание диагностических
ситуации, чтобы оценить
индивидуальную динамику
детей и скорректировать
работу по программе.
Конструктор
Мелкие игрушки
Наблюдение за игрой детей.
Беседа
2. «LEGO-
конструктор»,
знакомство с
деталями,
способом
крепления,
строительство
по замыслу.
Знакомство с названиями
деталей лего, учить
различать и называть их.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
мелкие игрушки.
1. Беседа с детьми.
2. Просмотр презентации,
тема: «Леголенд».
3. Физкультминутка
4. Чтение стихотворения
5. Техника безопасности в
работе с конструктором лего.
6. Придумать совместно с
детьми названия деталей лего.
7. Пальчиковая игра.
8. Практические приемы.
10. Рассказ детей. Игровая
деятельность.
Октябрь
3. «LEGO
азбука». Игра
«Запомни и
выложи ряд»
Закреплять названия
деталей лего, уметь
различать и называть их.
Продолжать учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать
творческую инициативу и
Рассматривание
иллюстраций.
Разгадывание
загадок.
Игра «Запомни
и выложи ряд».
Наборы деталей.
1. Беседа с детьми.
2. Физкультминутка
4. Техника безопасности в
работе с конструктором лего.
6. Пальчиковая игра.
7. Практические приемы.
8. Рассказ детей. Игровая
деятельность.
самостоятельность.
Развивать сенсорные
чувства, речь, внимание.
4.
Закрепление
названий
LEGO–
деталей,
способы
крепления,
строительство
по замыслу.
Игра «Собери
модель»
Закреплять названия
деталей лего, уметь
различать и называть их.
Продолжать учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание. Развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассматривание
иллюстраций.
Разгадывание
загадок.
Игра «Собери
модель».
Наборы деталей.
1. Беседа с детьми.
2. Физкультминутка
3. Техника безопасности в
работе с конструктором лего.
4. Пальчиковая игра.
5. Практические приемы.
6. Рассказ детей.
7. Игровая деятельность.
5. «Детский
сад будущего»
Продолжать знакомить
детей с конструктором лего.
Показать новые способы
соединения деталей.
Развивать мелкую моторику
рук и навыки
конструирования. Учить
доводить дело до конца.
Наборы деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
мелкие
игрушки.
1. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек».
2. Повторение
3. Проблемная ситуация.
4. Физкультминутка.
5. Беседа с рассматриванием
иллюстраций.
6. Пальчиковая гимнастика
7.Практическая работа
8. Сюжетно-ролевая игра.
6. «Постройка
ограды
(вольер) для
животных»
Игра
«Волшебный
мешочек».
Продолжать знакомить
детей с конструктором лего.
Показать новые способы
соединения деталей.
Учить строить забор.
Развивать мелкую моторику
рук и навыки
конструирования. Учить
доводить дело до конца.
Наборы деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
ограды, забора;
игрушки
животные;
образцы
заборов, оград.
1. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек».
2. Повторение
3. Проблемная ситуация.
4. Физкультминутка.
5. Беседа с рассматриванием
иллюстраций.
6. Пальчиковая гимнастика
7.Практическая работа
8. Сюжетно-ролевая игра.
Ноябрь
7. «Строим
зоопарк»
Игра «Чего не
стало».
Закреплять представления о
многообразии животного
мира. Учить видеть
конструкцию объекта,
анализировать ее основные
части, их функциональное
назначение. Развивать
способность анализировать,
делать выводы.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
животных;
набор
игрушечных
зверей.
1.Орг. момент. Загадка.
2.Проблемная ситуация.
3.Беседа с рассматриванием
иллюстраций животных
разных стран.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Пальчиковая игра
7. Рассказы детей.
8. Игровая деятельность.
8. «Мой
город». Игра
Продолжать знакомить
детей с конструктором лего.
Наборы деталей
конструктора;
1. Беседа с детьми.
2. Физкультминутка
«Выложи
вторую
половину
узора,
постройки»
Показать новые способы
соединения деталей.
Развивать мелкую моторику
рук и навыки
конструирования. Учить
доводить дело до конца.
иллюстрации с
изображением
мелкие
игрушки.
3. Игра «Выложи вторую
половину узора, постройки»
4. Техника безопасности в
работе с конструктором лего.
5. Пальчиковая игра.
6. Практические приемы.
7. Рассказ детей.
8. Игровая деятельность.
8.
«Жираф и
слон»
Игра «Собери
модель».
Продолжать знакомить с
обитателями зоопарка.
Учить строить животных
(слона и жирафа) из лего –
Конструктора. Развивать
Творческие навыки,
терпение. Воспитывать
заботливое отношение к
животным.
Наборы деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
животных
(слона и
жирафа);
образцы.
1.Орг. момент. Загадывание
загадок.
2. Рассказ воспитателя с
рассматриванием
иллюстраций животных.
3. Физкультминутка.
4.Практическая работа.
Конструирование по образцу.
5.Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
13. «Домашние
животные»
Игра «Запомни
и выложи ряд»
Учить строить корову
собаку. Развивать
творчество, фантазию
навыки конструирования.
Воспитывать заботливое
отношение к животным.
Наборы деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображение
животных
(коровы,
собаки); образец
и схема
животных –
карточки на
каждого ребёнка
1.Орг. момент. Загадывание
загадок.
2.Рассказ воспитателя о
домашних
животных с рассматриванием
иллюстраций.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Конструирование по
Образцу.
5.Пальчиковая игра
6. Рассказ детей
Декабрь
10. «Заюшкина
избушка».
Игра
«Отгадай»
Учить анализировать,
устанавливать
последовательность и на
основе этого создавать
объект. Развивать
творческое воображение,
мелкую моторику рук. Дать
понятие – симметрия.
Музыкальный
центр;
наборы
деталей
конструктора;
Снежинка
(оригами,
подвешенная к
потолку);
игрушки
зайчики;
иллюстрации
разных домов.
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание
иллюстраций домов, изб.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Практическая помощь (при
необходимости).
7. Пальчиковая игра
8. Рассказы детей.
9. Вопросы детям.
10. Игровая деятельность.
11.
«Снегурочка»
Игра «Что
Учить анализировать,
устанавливать
последовательность и на
Музыкальный
центр; наборы
Деталей
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание
лишнее?».
основе этого создавать
объект. Развивать
творческое воображение,
мелкую моторику рук.
конструктора;
схема сборки
иллюстраций домов, изб.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Практическая помощь (при
необходимости).
7. Пальчиковая игра
8. Рассказы детей.
9. Вопросы детям.
10. Игровая деятельность.
12. «Дед
Мороз»
Игра «Найди
деталь такую
же, как на
карточке»
Развивать навыки
пространственной
ориентировки. Закреплять
навыки анализа объекта по
образцу,
выделять его
составные части. Развивать
фантазию и конструктивное
воображение.
Музыкальный
центр; наборы
Деталей
конструктора;
схема сборки
деда Мороза
презентация
«Новый год».
1.Орг. момент. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о
праздновании нового года в
разных странах мира.
3. Просмотр презентации
«Встречаем Новый год».
4. Проблемная ситуация.
6. Практическая часть.
Конструирование Деда
Мороза по схеме.
Практическая помощь (при
необходимости).
5.Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
13. «Новый
год». Игра
«Что
лишнее?».
Развивать навыки
пространственной
ориентировки. Закреплять
навыки анализа объекта по
образцу,
выделять его
составные части. Развивать
фантазию и конструктивное
воображение.
Музыкальный
центр; наборы
Деталей
конструктора;
презентация
«Новый год».
1.Орг. момент. Загадка.
2. Рассказ воспитателя
3. Просмотр презентации .
4. Проблемная ситуация.
6. Практическая часть.
Конструирование по замыслу.
Практическая помощь (при
необходимости).
5.Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
Январь
14. «Дети»
Игра «Что
изменилось».
Учить строить мальчика
девочку из лего
конструктора «Дупло».
Развивать творчество,
фантазию, навыки,
конструирования. Учить
рассказывать о постройке.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
схемы, образец.
1.Орг. момент Загадывание
загадки.
2. Беседа и рассматривание
схемы.
3. Физкультминутка.
4.Практическая работа.
Конструирование по схеме.
5.Пальчиковая игра
6.Итог. Чтение стихотворения
«Мальчики и девочки» С. Я.
Маршака
7. Оценивание построек.
15. «Пернатые
друзья».
Игра «Разложи
детали по
местам»
Продолжать знакомить
детей с конструктором лего.
Показать новые способы
соединения деталей.
Развивать мелкую моторику
рук и навыки
конструирования. Учить
доводить дело до конца.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
схемы, образец.
1. Беседа с детьми.
2. Физкультминутка
3. Игра «Разложи детали по
местам».
4. Техника безопасности в
работе с конструктором лего.
5. Пальчиковая игра.
6. Практические приемы.
7. Рассказ детей.
8. Игровая деятельность.
16. «Птицы».
Игра «Собери
модель»
Познакомить с обитателями
птичьего двора. Учить
строить по предложенным
схемам, инструкциям.
Активизировать речевое
развитие, обогащать и
расширять словарный запас
детей.
Музыкальный
центр; запись
музыкального
произведения
Сен-Санса
«Птичий двор»;
наборы деталей
конструктора;
схемы птиц
1.Орг. момент. К. Сен-Санса
«Птичий двор»
2. Игра «Доскажи словечко»
3. Беседа о домашних и диких
птицах.
4. Физкультминутка.
5. Проблемная ситуация.
6. Практическая часть.
Конструирование птиц.
7. Практическая помощь (при
необходимости).
8. Пальчиковая игра
9. Итог.
Февраль
17. «Транспорт
специального
назначения»
Игра «Запомни
и выложи ряд»
Учить конструировать
модель автомобиля скорой
помощи из лего –
конструктора, используя
схему. Учить правильно,
соединять детали,
совершенствовать
конструктивные навыки
детей. Активизировать
речевое развитие,
обогащать и расширять
словарный запас детей.
Наборы
конструктора
лего на каждого
ребенка; схема
машины
– карточки на
каждого
ребёнка;
игрушки для
обыгрывания
1. Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание схемы
автомобиля.
4. Дид. игра «Отгадай»
(закрепление
названий деталей.)
5. Физкультминутка.
6.Практическая часть.
Самостоятельная работа
детей по схеме.
Индивидуальная помощь
педагога советом, показом на
своих деталях, соотнесением с
карточкой.
5.Пальчиковая игра
6. Обсуждение.
18. «Самолет» Формировать понятия:
воздушный вид транспорта,
Учить строить самолёт по
схеме, выделяя
функциональные части.
Коробка с
сюрпризом,
иллюстрации с
изображением
различных
1.Орг. момент. Загадка.
2.Рассказ воспитателя о
воздушном транспорте.
Рассматривание иллюстраций
с изображением различных
Развивать интерес, мелкую
моторику рук. Воспитывать
любознательность.
самолетов;
видеофильм
«Полет
самолета»;
наборы
конструктора;
образец и схема
самолёта.
самолетов.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Самостоятельная работа детей
по схеме.
5.Пальчиковая игра
6. Чтение стихотворения
«Самолёт» В. Шишкова
7. Выставка поделок.
8. Обсуждение.
19.
«Автомобиль»
Игра
«Светофор».
Учить конструировать
модель автомобиля из лего
– конструктора, используя
схему. Учить правильно,
соединять детали,
совершенствовать
конструктивные навыки
детей. Активизировать
речевое развитие,
обогащать и расширять
словарный запас детей.
Наборы
конструктора
лего на каждого
ребенка; схема
машины
– карточки на
каждого
ребёнка;
игрушки для
обыгрывания
Карлсона и
малыша
1. Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание схемы
автомобиля.
4. Дид. игра «Отгадай»
(закрепление
названий деталей.)
5. Физкультминутка.
6.Практическая часть.
Самостоятельная работа
детей по схеме.
Индивидуальная помощь
педагога советом, показом на
своих деталях, соотнесением с
карточкой.
5.Пальчиковая игра
6. Итог. Вопросы детям.
Обсуждение.
20. «Плывут
корабли»
Игра «Что
изменилось»
Рассказать о водном
транспорте. Учить
правильно, соединять
детали, совершенствовать
конструктивные навыки
детей. Развивать
творчество, фантазию,
мелкую моторику рук.
Музыкальный
центр;
запись «Шум
прибоя»;
наборы деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
водного
транспорта;
схемы с
изображением
кораблей на
каждого
ребёнка.
1.Орг. момент. Персонаж.
2. Беседа и рассматривание
иллюстраций о водном
транспорте.
3. Просмотр презентации
«Водный транспорт»
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть.
Индивидуальная помощь
педагога советом.
5.Пальчиковая игра
6. По окончанию занятия дети
рассказывают о своих
кораблях. Делятся
впечатлениями.
Март
21. «Мои
любимые
Учить анализировать,
устанавливать
Музыкальный
центр; наборы
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
сказки»
Игра «Запомни
расположение»
последовательность и на
основе этого создавать
объект. Развивать
творческое воображение,
мелкую моторику рук.
Деталей
конструктора;
мелкие
игрушки.
3. Рассматривание
иллюстраций сказок.
4. Дидактическая игра
«Запомни расположение»
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
7. Практическая помощь (при
необходимости).
8. Пальчиковая игра
9. Рассказы детей.
10. Игровая деятельность.
22.
«Аквариум»
Игра
«Таинственны
й мешочек».
Развивать навыки
пространственной
ориентировки. Закреплять
навыки анализа объекта по
образцу,
выделять его
составные части. Развивать
фантазию и конструктивное
воображение.
Музыкальный
центр; наборы
Деталей
конструктора;
схема сборки
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание
иллюстраций.
4. Дидактическая игра
«Таинственный мешочек».
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
7. Практическая помощь (при
необходимости).
8. Пальчиковая игра
9. Рассказы детей.
10. Игровая деятельность.
23. «Беседка»
Игра «Чья
команда
быстрее
построит»
Дать представление об
архитектуре. Закреплять
Представления о
назначении и строении
беседок, об их частях
(крыша, колонны). Учить
строить беседку.
Игрушка -
Лесовичок;
иллюстрации с
изображением
различных
беседок;
наборы
конструктора
по типу ЛЕГО
на каждого
ребенка;
образец и схема
беседки –
карточки на
каждого
ребёнка;
игрушки для
обыгрывания
1.Орг. момент.
Сказочный
персонаж.
2. Беседа с рассматриванием
иллюстраций беседки.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Самостоятельная работа детей
по схеме. В ходе работы
педагог оказывает
практическую помощь
подсказывает.
5.Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
7. Игровая деятельность.
24.
Конструирован
ие по замыслу
Игра
«Лабиринт»
Упражнять детей в
моделировании и
конструировании из лего
конструктора. Закрепить
полученные знания и
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
мелкие игрушки
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Пальчиковая игра
конструктивные навыки,
умение создавать замысел и
реализовывать его.
Развивать конструктивное
воображение, мышление,
память.
6. Рассказы детей.
7. Вопросы детям.
8. Игровая деятельность
Апрель
25.
«Космическое
путешествие»
Игра
«Лабиринт».
Учить строить ракету из
лего конструктора.
Продолжать учить работать
со схемой. Закреплять
знания детей об
окружающем мире.
Воспитывать
любознательность.
Кукла
Незнайка,
письмо;
иллюстрации
на тему:
«Космос»;
наборы
конструктора
по типу ЛЕГО
на каждого
ребенка;
схема ракеты;
образец
ракеты и
космонавта.
1.Орг. момент.
2. Беседа и рассматривание
иллюстраций о космосе,
первом космонавте.
3. Просмотр презентации
«Космос»
4.Физкультминутка.
5.Практическая часть. (Работа
в парах). Самостоятельная
работа детей, воспитатель
помогает детям,
испытывающим трудности.
6.Пальчиковая игра
7. Сюжетно ролевая игра «Мы
космонавты»
26. «Ракета и
космонавт»
Игра
«Разноцветный
Познакомить с профессией
- космонавт. Продолжать
учить строить космические
ракеты из лего –
конструктора. Развивать
Творческую активность,
Мелкую моторику рук.
Наборы
конструктора
лего на
подгруппу
детей;
схема на
каждого ребёнка
1.Орг. момент..
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание
иллюстраций.
Проанализировать строение
космических ракет.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Конструирование
ракет. Самостоятельная
работа детей
по схеме. Индивидуальная
помощь педагога советом.
5.Пальчиковая игра
6. Игровая деятельность.
27. Робот
Игра «Запомни
расположение»
Познакомить с игрушкой
робот. Учить строить
робота из лего –
конструктора. Развивать
творческую активность,
мелкую моторику рук.
Игрушка робот;
Наборы
конструктора
лего на
подгруппу
детей; схема
роботов на
каждого ребёнка
1.Орг. момент.
2. Проблемная ситуация.
3. Рассматривание.
Проанализировать строение
роботов-игрушек.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Конструирование
роботов. Самостоятельная
работа детей по схеме.
Индивидуальная помощь
педагога советом.
5.Пальчиковая игра
6. Обсуждение.
28. «Машины
будущего»
Игра «Разложи
детали по
местам».
Продолжать учить
конструировать модель
автомобиля из лего –
конструктора. Учить
правильно, соединять
детали, совершенствовать
конструктивные навыки
детей.
Развивать воображение,
фантазию.
Наборы
конструктора
лего на каждого
ребенка;
игрушки для
обыгрывания
1. Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Дид. игра «Отгадай»
(закрепление названий
деталей.)
4. Физкультминутка.
5.Практическая часть.
Самостоятельная работа детей
по замыслу. Индивидуальная
помощь педагога советом,
показом на своих деталях,
соотнесением с карточкой.
5.Пальчиковая игра
6. Итог. Вопросы детям.
Обсуждение.
Май
29.
Конструирован
ие по замыслу
Игра
«Лабиринт»
Упражнять детей в
моделировании и
конструировании из лего
конструктора. Закрепить
полученные знания и
конструктивные навыки,
умение создавать замысел и
реализовывать его.
Развивать конструктивное
воображение, мышление,
память.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
мелкие игрушки
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
7. Вопросы детям.
8. Игровая деятельность
30. Итоговое
мероприятие
«От замысла –
к воплощению
Упражнять детей в
моделировании и
конструировании из лего
конструктора. Закрепить
полученные знания и
конструктивные навыки,
умение создавать замысел и
реализовывать его.
Развивать конструктивное
воображение, мышление,
память.
Музыкальный
центр; наборы
деталей
конструктора;
мелкие игрушки
1.Орг. момент. Загадка.
2. Проблемная ситуация.
3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Пальчиковая игра
6. Рассказы детей.
7. Вопросы детям.
8. Игровая деятельность
31.
Диагностическ
ое
Создание диагностических
ситуации, чтобы оценить
индивидуальную динамику
Конструктор
Мелкие игрушки
Наблюдение за игрой детей.
Беседа
наблюдение.
детей и скорректировать
работу по программе.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки
детских работ.
Содержание программы
1.Формирование интереса к конструктивной деятельности.
2.Закреплять знания детей о деталях LEGO-конструктора, называть их.
3.Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций,
фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные
части предмета и определять их форму.
4.
Учить
соблюдать
симметрию
и
пропорции
в
частях
построек,
определять их на глаз и подбирать соответствующий материал.
5.Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали
лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо
действовать.
6.Продолжать
учить
работать
в
коллективе,
сооружать
коллективные
постройки.
7. Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов.
8.Учить сооружать постройку по замыслу.
9. Учить сооружать постройки по фотографии, схеме.
10.
Продолжать
учить
сооружать
постройки
по
заданным
условиям
сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.
11.Учить
устанавливать
зависимость
между
формой
предмета
и
его
назначением.
12.Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический
рисунок.
13. Продолжать учить детей работать в паре.
14.Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать
коллективные постройки.
15.Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных
героев средствами LEGO- конструктора.
16.Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его
частей.
17.
Учить
создавать
движущиеся
конструкции,
находить
простые
технические решения.
18.
продолжать
учить
детей
разнообразным
вариантам
скрепления
LEGO-элементов между собой.
19.Продолжать учить рассказывать о своей постройке.
20.
Развивать
воображение
и
творчество,
умение
использовать
свои
конструкции в игре.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из
того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который
должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика
уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
Уровень
развития
ребенка
Умение правильно
конструировать поделку по
образцу, схеме
Умение правильно
конструировать поделку по
замыслу
Высокий
Р е б е н о к
д е й с т в у е т
самостоятельно,
воспроизводит
конструкцию
правильно
по
образцу,
схеме,
не
требуется
Ребенок
с амо стоятельно
создает
развернутые
замыслы
конструкции, может рассказать о
с в о е м
з а м ы с л е ,
о п и с а т ь
помощь взрослого.
ожидаемый
результат,
назвать
н е ко т о р ы е
и з
в о з м о ж н ы х
способов конструирования.
Средний
Р е б е н о к
д о п у с к а е т
незначительные
ошибки
в
конструировании
по
образцу,
схеме,
но
с а м о с т оя т е л ь н о
« п у т е м
п р о б
и
о ш и б о к »
исправляет их.
Способы
конструктивного
решения
находит
в
результате
практических
поисков.
Может
создать условную символическую
конструкцию,
но
затрудняется
в
объяснении ее особенностей.
Низкий
Допускает ошибки в выборе
и
расположении
деталей
в
постройке, готовая постройка не
и м е е т
ч е т к и х
к о н т у р о в .
Требуется
постоянная
помощь
взрослого.
Неустойчивость
замысла
–
ребенок начинает создавать один
объект, а получается совсем иной
и
д о в о л ь с т в у е т с я
э т и м .
Нечеткость
представлений
о
последовательности
действий
и
н еум е н и е
и х
п л а н и р о в а т ь .
Объяснить
способ
построения
ребенок не может.
Оценка уровней овладения конструктивно-модельной деятельностью:
высокий уровень-3 балла
средний уровень-2 балла
низкий уровень- 1 балл
Список литературы
1.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва,
2001.
2.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). –
М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4.
Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
6.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие
для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр
образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.