Автор: Черанёва Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Пашино
Населённый пункт: Афанасьевского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образ учителя в литературе (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")
Раздел: полное образование
«Образ учителя в литературе»
(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)
11 класс
Дело его скромное по наружности,
одно из величайших дел истории.
К.Д.Ушинский
За все, что лучшее есть на свете,
благодарить его должны.
К.Ибряев
Цели:
1)учить детей постигать идейный замысел художественного текста путем его анализа (на
примере рассказа
В.Распутина «Уроки французского»)
;
2)развивать устную и письменную речь учащихся, умения выразительного чтения,
совершенствовать навыки анализа текста литературного произведения;
3)содействовать формированию и развитию нравственных ценностей, ориентира
выпускников на примере героев литературных произведений, воспитывать чувства
уважения и благодарности людям педагогического труда - учителям.
Оформление урока: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, эпиграфы
Ι.Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята! Давайте прочитаем слова известного русского педагога
К.Д.Ушинского и поэта К.Ибряева.
-Что объединяет эти два предложения?
-Кого подразумевают под местоимением его?
- А как вы считаете, какова роль учителя в современном обществе?
II. Объявление темы и целей урока
-Так о ком и о чем мы сегодня с вами должны будем поговорить? Да, о профессии учителя,
о Лидии Михайловне из рассказа «Уроки французского» и о роли учителя в вашей жизни.
ΙΙΙ. Подготовка к восприятию худ. текста, к переживанию событий.
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны
присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы
высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий
своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит
и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы,
естественно, хотим поделиться им с другими людьми.
Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что
было когда-то со мной, мальчишкой из глухой деревни. Вернее, стал записывать то, что
никогда не забывалось. Что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в
надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и
взрослого читателя».
-Это слова самого В.Г.Распутина. Как вы их понимаете?
-Как они соотносятся с нашим рассказом? Напомним сюжет данного рассказа.
-Как вы думаете, почему мы вернулись к этому рассказу вновь?
- Кто преподал эти уроки, которые легли в душу маленького мальчишки?
IV. Работа с текстом.
Верно, эти уроки мальчик получил как от самой жизни в райцентре, так и от учительницы
французского языка Лидии Михайловны.
- Найдем описание учительницы в тексте.(«Лидии Михайловне тогда было…как я здесь
очутилась и что я здесь делаю?»)
- Чем она отличалась от других учителей?
-Почему Лидия Михайловна решила, что этому ученику надо помогать и в чем ему
надо помогать? (Учился я и тут хорошо…С французским у меня не ладилось из-за
произношения. «Но едва я оставался один…так горько и постыло!» «К тому же я
постоянно недоедал…Я очень скоро стал замечать. Что добрая половина моего хлеба
самым таинственным образом исчезает».)
- Но ведь голодали многие, почему помогать нужно было этому мальчику? («Тебе надо
обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов,
которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать. А ты
способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)
-Итак, Лидия Михайловна- внимательный классный руководитель. Она поняла, что
мальчику нужно помогать. Как же она решила помочь? (1)пригласила домой
заниматься дополнительно, чтобы его кормить; 2)принесла посылку с макаронами,
сахаром и гематогеном; 3)игра в «пристенок».
- Почему дошло до того, что она решила играть с ним на деньги? (мальчик гордый,
самолюбивый, ни за что бы не принял деньги просто так; две предыдущие попытки
закончились неудачей, а она, как никто другой, понимала, что важно накормить голодного
ребёнка, а ещё и слова французские стали поддаваться)
-А почему же никто из других учителей не обратил внимания на то, что мальчик
голодает, что постоянно ходит в синяках?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
-Зачитайте в лицах диалог во время последней игры Лидии Михайловны и мальчика.
Чем закончилась эта игра?
-Что произошло за эти три дня? Почему Лидия Михайловна уехала?
-Прав ли Василий Андреевич, уволив учительницу?
- Предположите, что Лидия Михайловна могла ответить директору на его вопросы?
(«Иной раз полезно забыть о том, что ты учительница,- не то такой сделаешься бякой и
букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное-
не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»)
- Как бы вы поступили в данном случае на месте директора?
-Да, учитель «может научить совсем немногому». Но чему же, кроме французского
языка, научила нашего героя Лидия Михайловна? (Мальчик получил урок бескорыстной
доброты и заботы и сохранил благодарную память на всю жизнь)
-За что ещё мы должны поблагодарить Лидию Михайловну? (за доброту, за
самоотверженное служение детям)
- Так какой мы увидели Лидию Михайловну? (…Лидия Михайловна – человек
необыкновенный…)
- А по-вашему, каким должен быть современный учитель?
- Какую роль в вашей жизни сыграл учитель?
- Объясните, как вы понимаете смысл каждого эпиграфа?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение на любую из предложенных тем:
1.
Все начинается с детства.
2.
Мой идеал учителя.
3.
Учительница первая моя.
VI. Рефлексия.
Какой вопрос показался самым трудным? Самым интересным?