Напоминание

Образ учителя в литературе (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")


Автор: Черанёва Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Пашино
Населённый пункт: Афанасьевского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образ учителя в литературе (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")
Раздел: полное образование





Назад




«Образ учителя в литературе»

(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)

11 класс

Дело его скромное по наружности,

одно из величайших дел истории.

К.Д.Ушинский

За все, что лучшее есть на свете,

благодарить его должны.

К.Ибряев

Цели:

1)учить детей постигать идейный замысел художественного текста путем его анализа (на

примере рассказа

В.Распутина «Уроки французского»)

;

2)развивать устную и письменную речь учащихся, умения выразительного чтения,

совершенствовать навыки анализа текста литературного произведения;

3)содействовать формированию и развитию нравственных ценностей, ориентира

выпускников на примере героев литературных произведений, воспитывать чувства

уважения и благодарности людям педагогического труда - учителям.

Оформление урока: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, эпиграфы

Ι.Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Давайте прочитаем слова известного русского педагога

К.Д.Ушинского и поэта К.Ибряева.

-Что объединяет эти два предложения?

-Кого подразумевают под местоимением его?

- А как вы считаете, какова роль учителя в современном обществе?

II. Объявление темы и целей урока

-Так о ком и о чем мы сегодня с вами должны будем поговорить? Да, о профессии учителя,

о Лидии Михайловне из рассказа «Уроки французского» и о роли учителя в вашей жизни.

ΙΙΙ. Подготовка к восприятию худ. текста, к переживанию событий.

«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны

присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы

высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий

своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит

и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы,

естественно, хотим поделиться им с другими людьми.

Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что

было когда-то со мной, мальчишкой из глухой деревни. Вернее, стал записывать то, что

никогда не забывалось. Что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в

надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и

взрослого читателя».

-Это слова самого В.Г.Распутина. Как вы их понимаете?

-Как они соотносятся с нашим рассказом? Напомним сюжет данного рассказа.

-Как вы думаете, почему мы вернулись к этому рассказу вновь?

- Кто преподал эти уроки, которые легли в душу маленького мальчишки?

IV. Работа с текстом.

Верно, эти уроки мальчик получил как от самой жизни в райцентре, так и от учительницы

французского языка Лидии Михайловны.

- Найдем описание учительницы в тексте.(«Лидии Михайловне тогда было…как я здесь

очутилась и что я здесь делаю?»)

- Чем она отличалась от других учителей?

-Почему Лидия Михайловна решила, что этому ученику надо помогать и в чем ему

надо помогать? (Учился я и тут хорошо…С французским у меня не ладилось из-за

произношения. «Но едва я оставался один…так горько и постыло!» «К тому же я

постоянно недоедал…Я очень скоро стал замечать. Что добрая половина моего хлеба

самым таинственным образом исчезает».)

- Но ведь голодали многие, почему помогать нужно было этому мальчику? («Тебе надо

обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов,

которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать. А ты

способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

-Итак, Лидия Михайловна- внимательный классный руководитель. Она поняла, что

мальчику нужно помогать. Как же она решила помочь? (1)пригласила домой

заниматься дополнительно, чтобы его кормить; 2)принесла посылку с макаронами,

сахаром и гематогеном; 3)игра в «пристенок».

- Почему дошло до того, что она решила играть с ним на деньги? (мальчик гордый,

самолюбивый, ни за что бы не принял деньги просто так; две предыдущие попытки

закончились неудачей, а она, как никто другой, понимала, что важно накормить голодного

ребёнка, а ещё и слова французские стали поддаваться)

-А почему же никто из других учителей не обратил внимания на то, что мальчик

голодает, что постоянно ходит в синяках?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

-Зачитайте в лицах диалог во время последней игры Лидии Михайловны и мальчика.

Чем закончилась эта игра?

-Что произошло за эти три дня? Почему Лидия Михайловна уехала?

-Прав ли Василий Андреевич, уволив учительницу?

- Предположите, что Лидия Михайловна могла ответить директору на его вопросы?

Иной раз полезно забыть о том, что ты учительница,- не то такой сделаешься бякой и

букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное-

не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»)

- Как бы вы поступили в данном случае на месте директора?

-Да, учитель «может научить совсем немногому». Но чему же, кроме французского

языка, научила нашего героя Лидия Михайловна? (Мальчик получил урок бескорыстной

доброты и заботы и сохранил благодарную память на всю жизнь)

-За что ещё мы должны поблагодарить Лидию Михайловну? (за доброту, за

самоотверженное служение детям)

- Так какой мы увидели Лидию Михайловну? (…Лидия Михайловна – человек

необыкновенный…)

- А по-вашему, каким должен быть современный учитель?

- Какую роль в вашей жизни сыграл учитель?

- Объясните, как вы понимаете смысл каждого эпиграфа?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение на любую из предложенных тем:

1.

Все начинается с детства.

2.

Мой идеал учителя.

3.

Учительница первая моя.

VI. Рефлексия.

Какой вопрос показался самым трудным? Самым интересным?



В раздел образования




Яндекс.Метрика