Автор: Кузнецова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №24
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
«Использование ИКТ в начальной школе,
как средство повышения качества работы учителя»
Подготовила учитель начальных классов
МАОУ СОШ №24 Г. Тамбова
Кузнецова Ольга Михайловна.
Использование компьютерных технологий – это условие, которое
необходимо на сегодняшнем уровне развития образования. Все
использования ИКТ можно разделить на две группы: технические и
дидактические. Техническими достоинствами являются быстрота,
маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания
фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства
интерактивных уроков – создание эффекта присутствия у учащихся
появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание
узнать и увидеть больше.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в
практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим
направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Разработка и использование собственных авторских программ.
Каковы возможности ИКТ?
С помощью ИКТ можно:
-создать и подготовить дидактические материалы (варианты заданий,
таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
-создать мониторинги по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создать текстовые работы;
-обобщить методический опыт в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников
повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную
активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом
умений.Основными являются:
-технические ( умения, необходимые для работы на компьютере в качестве
пользования стандартного программного обеспечения);
-методические ( умения, необходимые для грамотного обучения младших
школьников);
-технологически ( умения, необходимые для грамотного использования
информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в
начальной школе).
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем
в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо
продумать последовательность технологических операций, формы и способы
подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной
поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного
цикла.
Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии
вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание,
которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Мы учителя начальных классов можем использовать в своей работе личные
презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды,
разработанные в программе Microsoft Office Word.
Возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако,
работая с детьми младшего школьного возраста, мы не должны слишком
много увлекаться ИКТ. Это надоест, когда никогда.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на
уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно
показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить
презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Современные информационные технологии использую и в работе с
одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской
работы, и подготовка презентации, буклетов.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной
системы класса - проведение классных мероприятий, родительских
собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные
мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое
главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников,
их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и
мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что
использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой
степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших
школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
В заключении, можно сделать вывод о том, что в нашем современном мире
без новых информационных технологий уже невозможно представить себе
современную школу.