Напоминание

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, СТРУКТУРА


Автор: Педько Наталия Дмитриевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №922
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Тема: УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, СТРУКТУРА
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, СТРУКТУРА.

Н.Д.Педько старший воспитатель

ГБОУ Школа №922 г. Москва

Руководитель

дошкольного

образовательного

учреждения

должен

быть

профессионально

и

морально

подготовлен

к

управленческой

деятельности,

знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Под

управлением

ДОУ Л. А . Поздняк понимает

целенаправленную деятельность,

обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении

задач

воспитания

детей

на

уровне

современных

требований[3].

Под

целенаправленной деятельностью понимается воздействие на педагогический

коллектив

через

него

на

воспитательно-образовательный

процесс).

Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности - это

целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по

достижению запланированного результата.

Дошкольное

образовательное

учреждение

имеет

управляемую

и

управляющую

системы.

Управляемая

система

состоит

из

тесно

связанных

между собой коллективов - педагогического, медицинского, обслуживающего и

детского.

Структура

-

внутренняя

форма

системы,

представляющая

её

компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, обычно представлена в

виде

двух

основных

подструктур

-

административного

и

общественного

управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими

им

функциями.

«Линейная

организационная

структура

обладает

рядом

привлекательных

для

управления

качеств,

обслуживающих

её

широкое

применение,

-

отмечает

А.Ф.

Пеленёв:

простота,

чёткая

система

взаимных

связей по вертикали обеспечивает определённость субординации. Отчётность и

ответственность

нижестоящих

структур

перед

руководителем

способствует

формированию исполнительской дисциплины, быстроте реакции на практике

принятых управленческих решений на любом уровне» [2].

Назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении

направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении

его

функций:

образовательных

и

воспитательных.

Управление

дошкольным

учреждением

призвано

обеспечить

использование

кадровых,

материально-

технических,

финансовых,

временных

и

других

ресурсов

с

максимальной

эффективностью и продуктивностью для развития детей.

Во

всех

приведённых

определениях

управления

и

его

назначения

подразумевается присутствие двух сторон: субъект управления (кто управляет)

и

объект

управления

(чем

управляют).

Управление

состоит

в

воздействии

субъекта на объект для изменения его с разными целями: выполнение работы,

устойчивого

функционирования,

развития.

Управление

ценно

как

одно

из

необходимых

условий

функционирования

сложно

организованных

систем.

Управление

образовательным

учреждением

есть

воздействие

на

его

жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более

эффективным

осуществлением

образовательных

и

других

функций[2].

В

дошкольном

образовательном

учреждении субъектом

управления является

заведующая

и

её

заместитель

(старший

воспитатель).

Создаются

и

коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов).

Субъектами

управления

являются

педагоги

и

родители.

Все

субъекты

управления могут действовать разрозненно, противоречиво или образовывать

целостное

единство,

систему

внутрисадовского

управления. Объектом

управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система

его

жизнедеятельности,

основными

компонентами

которой

являются:

воспитательно-образовательный

процесс;

межличностные

отношения

всех

участников

воспитательно-образовательного

процесса

(дети,

педагоги,

родители,

сотрудники);

повышение

квалификации

педагогов;

создание

необходимых материально-технических условий.

Элементом

системы

управления выступает

её

наименьшая

часть,

представляющая собой единство процессов сбора и отработки информации об

управляемом объекте, принятие управленческого решения и действий субъекта

(руководителя)

на

его

выполнение.

Отсутствие

названных

составляющих

процесса управления, или нарушение их единства ведёт к утрате сущности

управления, к неуправляемости объекта. Сбор и отработка информации должна

осуществляться

непрерывно,

необходима

обратная

связь

с

объектом

управления, чтобы иметь достоверную картину о положении дел, достаточную

для

принятия

своевременных

и

адекватных

управленческих

решений.

Управленческое

решение -

это

постановка

задачи,

выполнение

которой

необходимо для изменения объекта, перевода его из одного состояния в другое,

в соответствии с целями субъекта управления (руководителя). Управленческое

решение включает задачи двух видов. Одни из них в отношении собственных

действий,

а

другие

адресованы

другим

лицам.

Действие

руководителя,

принявшего решение, в свою очередь могут быть направлены непосредственно

на

преобразование

субъекта

или

предъявление

требований

другим

исполнителям. Необходимо предусмотреть, что она сделает для этого?

поручит заместителю (старшему воспитателю);

сама поделится своими знаниями;

использует комбинацию этих действий;

найдёт

другие

пути

решения

задачи

(отправит

педагогов

на

курсы

повышения

квалификации,

посоветует

ознакомиться

с

передовым

опытом

педагогов другого дошкольного образовательного учреждения).

Постановка

управленческих

задач,

даже

самых

своевременных

и

компетентных,

ещё

не

управление.

Целенаправленный

переход

объекта

управления из одного состояния в другое (качественно лучшее) произойдёт

лишь

в

том

случае,

если

управленческое

решение

будет

реализовано

на

практике. Если же изменения в объекте происходит независимо от воздействия

субъекта управления (руководителя) или преобразование идёт не в соответствии

с принятым решением - это означает, что объект становится неуправляемым.

Причинами подобной ситуации могут быть:

отсутствие

у

руководителя

достоверного

знания

о

состоянии

и

функционировании управляемого объекта;

не принятое вовремя необходимое и адекватное управленческое решение;

несоответствие

принятого

решения

субъективным

потребностям,

закономерностям или условиям функционирования и развития объекта;

неприятие решения исполнителями;

недостаточно высокий квалификационный уровень;

отсутствие высокого уровня исполнительской дисциплины.

Каждая из вышеназванных причин может стать достаточной для того,

чтобы

объект

стал

неуправляемым

или

слабоуправляемым.

Руководитель

учреждения должен уметь выявлять и устранять эти причины, выстраивая свою

деятельность,

согласно

науке

управления

образованием.

Управление

дошкольным

учреждением

как

деятельность

руководителя

предусматривает

целостное

единство

взаимосвязанных

между

собой

компонентов,

имеет

определённую структуру, внешние и внутренние функции и направлена на

перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее.

Список используемой литературы:

1.Пеленев

А.Ф.

Предупреждение

и

преодоление

межличностных

конфликтов в педагогических коллективах: Дис. канд. психол. наук.-М., 1990.-

312с.

2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./

под ред. Л.В. Поздняк. – М.: Академия, 2001. – 238 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика