Автор: Педько Наталия Дмитриевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №922
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Тема: УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, СТРУКТУРА
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, СТРУКТУРА.
Н.Д.Педько старший воспитатель
ГБОУ Школа №922 г. Москва
Руководитель
дошкольного
образовательного
учреждения
должен
быть
профессионально
и
морально
подготовлен
к
управленческой
деятельности,
знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Под
управлением
ДОУ Л. А . Поздняк понимает
целенаправленную деятельность,
обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении
задач
воспитания
детей
на
уровне
современных
требований[3].
Под
целенаправленной деятельностью понимается воздействие на педагогический
коллектив
(а
через
него
на
воспитательно-образовательный
процесс).
Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности - это
целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по
достижению запланированного результата.
Дошкольное
образовательное
учреждение
имеет
управляемую
и
управляющую
системы.
Управляемая
система
состоит
из
тесно
связанных
между собой коллективов - педагогического, медицинского, обслуживающего и
детского.
Структура
-
внутренняя
форма
системы,
представляющая
её
компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, обычно представлена в
виде
двух
основных
подструктур
-
административного
и
общественного
управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими
им
функциями.
«Линейная
организационная
структура
обладает
рядом
привлекательных
для
управления
качеств,
обслуживающих
её
широкое
применение,
-
отмечает
А.Ф.
Пеленёв:
простота,
чёткая
система
взаимных
связей по вертикали обеспечивает определённость субординации. Отчётность и
ответственность
нижестоящих
структур
перед
руководителем
способствует
формированию исполнительской дисциплины, быстроте реакции на практике
принятых управленческих решений на любом уровне» [2].
Назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении
направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении
его
функций:
образовательных
и
воспитательных.
Управление
дошкольным
учреждением
призвано
обеспечить
использование
кадровых,
материально-
технических,
финансовых,
временных
и
других
ресурсов
с
максимальной
эффективностью и продуктивностью для развития детей.
Во
всех
приведённых
определениях
управления
и
его
назначения
подразумевается присутствие двух сторон: субъект управления (кто управляет)
и
объект
управления
(чем
управляют).
Управление
состоит
в
воздействии
субъекта на объект для изменения его с разными целями: выполнение работы,
устойчивого
функционирования,
развития.
Управление
ценно
как
одно
из
необходимых
условий
функционирования
сложно
организованных
систем.
Управление
образовательным
учреждением
есть
воздействие
на
его
жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более
эффективным
осуществлением
образовательных
и
других
функций[2].
В
дошкольном
образовательном
учреждении субъектом
управления является
заведующая
и
её
заместитель
(старший
воспитатель).
Создаются
и
коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов).
Субъектами
управления
являются
педагоги
и
родители.
Все
субъекты
управления могут действовать разрозненно, противоречиво или образовывать
целостное
единство,
систему
внутрисадовского
управления. Объектом
управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система
его
жизнедеятельности,
основными
компонентами
которой
являются:
воспитательно-образовательный
процесс;
межличностные
отношения
всех
участников
воспитательно-образовательного
процесса
(дети,
педагоги,
родители,
сотрудники);
повышение
квалификации
педагогов;
создание
необходимых материально-технических условий.
Элементом
системы
управления выступает
её
наименьшая
часть,
представляющая собой единство процессов сбора и отработки информации об
управляемом объекте, принятие управленческого решения и действий субъекта
(руководителя)
на
его
выполнение.
Отсутствие
названных
составляющих
процесса управления, или нарушение их единства ведёт к утрате сущности
управления, к неуправляемости объекта. Сбор и отработка информации должна
осуществляться
непрерывно,
необходима
обратная
связь
с
объектом
управления, чтобы иметь достоверную картину о положении дел, достаточную
для
принятия
своевременных
и
адекватных
управленческих
решений.
Управленческое
решение -
это
постановка
задачи,
выполнение
которой
необходимо для изменения объекта, перевода его из одного состояния в другое,
в соответствии с целями субъекта управления (руководителя). Управленческое
решение включает задачи двух видов. Одни из них в отношении собственных
действий,
а
другие
адресованы
другим
лицам.
Действие
руководителя,
принявшего решение, в свою очередь могут быть направлены непосредственно
на
преобразование
субъекта
или
предъявление
требований
другим
исполнителям. Необходимо предусмотреть, что она сделает для этого?
поручит заместителю (старшему воспитателю);
сама поделится своими знаниями;
использует комбинацию этих действий;
найдёт
другие
пути
решения
задачи
(отправит
педагогов
на
курсы
повышения
квалификации,
посоветует
ознакомиться
с
передовым
опытом
педагогов другого дошкольного образовательного учреждения).
Постановка
управленческих
задач,
даже
самых
своевременных
и
компетентных,
ещё
не
управление.
Целенаправленный
переход
объекта
управления из одного состояния в другое (качественно лучшее) произойдёт
лишь
в
том
случае,
если
управленческое
решение
будет
реализовано
на
практике. Если же изменения в объекте происходит независимо от воздействия
субъекта управления (руководителя) или преобразование идёт не в соответствии
с принятым решением - это означает, что объект становится неуправляемым.
Причинами подобной ситуации могут быть:
отсутствие
у
руководителя
достоверного
знания
о
состоянии
и
функционировании управляемого объекта;
не принятое вовремя необходимое и адекватное управленческое решение;
несоответствие
принятого
решения
субъективным
потребностям,
закономерностям или условиям функционирования и развития объекта;
неприятие решения исполнителями;
недостаточно высокий квалификационный уровень;
отсутствие высокого уровня исполнительской дисциплины.
Каждая из вышеназванных причин может стать достаточной для того,
чтобы
объект
стал
неуправляемым
или
слабоуправляемым.
Руководитель
учреждения должен уметь выявлять и устранять эти причины, выстраивая свою
деятельность,
согласно
науке
управления
образованием.
Управление
дошкольным
учреждением
как
деятельность
руководителя
предусматривает
целостное
единство
взаимосвязанных
между
собой
компонентов,
имеет
определённую структуру, внешние и внутренние функции и направлена на
перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее.
Список используемой литературы:
1.Пеленев
А.Ф.
Предупреждение
и
преодоление
межличностных
конфликтов в педагогических коллективах: Дис. канд. психол. наук.-М., 1990.-
312с.
2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./
под ред. Л.В. Поздняк. – М.: Академия, 2001. – 238 с.