Напоминание

"Программа психофизической коррекции и профилактики стрессовых состояний после потери зрения"


Автор: Малышева Ольга Михайловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Центр реабилитации слепых ВОС
Населённый пункт: город Волоколамск, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа психофизической коррекции и профилактики стрессовых состояний после потери зрения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Центр реабилитации слепых ВОС

Программа

психофизической коррекции и

профилактики стрессовых состояний

после потери зрения.

Составитель:

педагог-психолог

Малышева О.М.

Волоколамск

2019

Пояснительная записка

На

протяжении

тысячелетий

эмоции

человека

были

непосредственно

связаны

с

мышечной

деятельностью.

Стресс

вызывает

физиологическую

готовность

организма

к

активной

деятельности.

В

это

время

происходит

увеличение

притока

крови

к

сердцу

и

поперечной

мускулатуре,

мышцы

напрягаются, при этом уменьшается приток крови к желудочно-кишечной

системе

и

к

коже,

организм

готовится

к

активным

действиям.

Если

физической

нагрузки

нет,

то

двигательные

реакции

подавляются,

что

способствует увеличению нагрузки на сердце, а также ведет к эндокринным

и

другим

физиологическим

изменениям.

При

частом

повторении

таких

случаев

наступает

психофизиологическая

перегрузка,

которая

является

основной

причиной

психосоматических

заболеваний.

Противостоять

действиям напряженных факторов помогают методы релаксации.

Существование

прямой

зависимости

между

тонусом

скелетной

мускулатуры

и

эмоциональным

напряжением

заметил

чикагский

врач

Э.

Джекобсон, который и положил начало разработке приемов релаксации.

Занимаясь

регистрацией

объективных

признаков

эмоций,

Джекобсон

обратил

внимание

е

на

то,

что

различному

типу

эмоционального

реагирования

соответствует

напряжение

определенной

группы

мышц.

Например,

при

депрессивном

состоянии

под

напряжением

находится

дыхательная

мускулатура,

в

состоянии

страха

напрягаются

мышцы

артикуляции

и

фонации.

Он

пришел

к

выводу

о

том,

что,

снимая

напряженность определенной группы мышц, можно избирательно влиять на

отрицательные эмоции.

Релаксация-это физическое и психическое расслабление.

Цель

релаксации

-

подготовка

тела

и

психики

к

деятельности,

сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего

физического и эмоционального напряжения.

Релаксация необходима:

для

снятия

утомления

и

усталости,

нервных

и

эмоциональных

перегрузок;

в

напряженных

моментах,

конфликтных

ситуациях,

требующих

проявления эмоциональной устойчивости.

Действие релаксации основано на механизме взаимовлияния. Между

состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь:

тело

успокаивается

по

мере

того,

как

успокаивается

мозг,

а

мозг

успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Внутреннее

напряжение не улавливается нашим сознанием, но создает преобладающее

самочувствие, которое проявляется в мышечном напряжении. Оно мешает

свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить.

Под

воздействием

расслабления

мышц

снижается

поток

импульсов,

идущих от рецепторов мышц, связок и суставов в ЦНС, снимается активность

очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонуса гладкой

мускулатуры

внутренних

органов.

Такое

состояние

способствует

снятию

напряжения, созданию положительных эмоций, формирует состояние покоя

и удовлетворенности.

Релаксация

обычно

сочетается

с

приемами

самовнушения.

Слово

-

чрезвычайно

сильный

раздражитель,

который

может

оказать

влияние

на

динамику и характер процессов в головном мозге, а через них – на процессы

внутренних

органов

и

эмоциональное

состояние.

Согласно

И.П.

Павлову,

любой

предмет,

любое

явление

прошлого

жизненного

опыта

человека

скрепляется

прочными

нервными

связями

с

конкретными

словесными

обозначениями.

Повторное

употребление

слова,

обозначающее

данный

предмет

или

явление,

вызывает

у

человека

соответствующее

ему

представление, состояние. Именно на этих условно – рефлекторных связях

основан механизм внушения и самовнушения.

Степень действенности слова и его влияние на эмоциональные процессы

повышается, когда кора головного мозга находится в состоянии наименьшего

возбуждения. Тормозное состояние коры головного мозга может быть

вызвано

максимальным

расслаблением

мышц

при

сосредоточении

внимания на расслаблении, регуляции дыхания, состоянии покоя и отдыха.

Данная

психорегулирующая

программа

является

важной

составной

частью системы психологической реабилитации инвалидов по зрению, т.к.

способствует нормализации психического и физического состояния человека

после потери зрения, а именно:

устраняет

неблагоприятные

эмоциональные

состояния,

которые

свойственны человеку после потери зрения;

с н и м а е т

ф и з и ч е с к у ю

и

э м о ц и о н а л ь н у ю

н а п р я ж е н н о с т ь ,

раздражительность, повышает работоспособность и способность к усвоению

учебного

материала,

что

является

неоценимой

помощью

процессу

реабилитации инвалидов по зрению;

становятся

менее

выраженными

раздражительность,

тревожность,

улучшается

качество

сна

и

самочувствие,

снижается

общая

невротизация

личности, повышается экстравертированность, решительность и уверенность

в себе, что способствует стабилизации поведенческих реакций после потери

зрен ия,

улучш ен ию

со ц иаль н о й

ада п та ц ии

и

с п о с о бн о с ти

к

психофизиологической мобилизации инвалида по зрению;

техники

образотерапии,

используемые

в

программе,

помогают

избавиться

от

периодов

дурного

настроения,

от

тоски

и

разочарования;

образы

помогают

преодолеть

пессимизм,

который

часто

подрывает

самооценку и вызывает апатию, уныние и чрезмерную самокритичность.

Задачи программы:

формирование и закрепление навыков релаксации (расслабления);

формирование

умения

регуляции

собственных

эмоций

(

умение

управлять своим психологическим состоянием и настроением);

выработка

навыков

сохранения

и

укрепления

собственного

психологического здоровья инвалидами по зрению;

формирование установки на здоровый образ жизни;

мотивирование к дальнейшему поиску оздоравливающих технологий,

психопрофилактических

и

реабилитационных

мероприятий,

к

использованию

полученных

знаний,

умений

и

навыков

в

практической

деятельности.

Данная психорегулирующая программа имеет социальную значимость,

т.к.

способствует

профилактике

и

коррекции

эмоционального

состояния

человека

после

потери

зрения,

улучшает

эмоциональный

компонент

здоровья

инвалида

по

зрению,

восстанавливает

эмоционально-

энергетические

ресурсы,

обучает

приемам

и

навыкам

психологического

оздоровления,

что

способствует

снижению

инвалидизации

и

успешной

интеграции инвалида по зрению в современное общество.

Содержание программы состоит из взаимосвязанных блоков:

1 блок – обучение навыкам активной релаксации;

2

блок

пассивная

релаксация

(техники

образотерапии,

техники

управления чувствами и настроением, техники на формирование ресурсного

состояния).

Структура программы:

предлагаемый тренинг ориентирован

на аудиторию инвалидов по

зрению;

общее время тренинга – 50 астрономических часов (50 сеансов);

численность группы – до 12 человек.

В программе используются:

телесно – ориентированные техники (психофизические тренировки);

аутогенная тренировка;

визуализации;

музыкотерапия.

Программа

психофизической

коррекции

и

профилактики

стрессовых

состояний после потери зрения.

Название сеанса

Количество

часов

1.Активная релаксация

5 часов

2.Море

1 час

3.В саду летней ночью

1 час

4.Золотая осень в лесу

1 час

5.Море (погружение в воду)

1 час

6.Погружение в состояние расслабления

1 час

7.Дождь на океанском побережье

1 час

8.Утром в парке

1 час

9.Весенний рассвет

1 час

10.Живительный дождик

1 час

11.Уторм на балконе

1 час

12.Поляна

1 час

13.Лесной ручей

1 час

14.На озере в лодке

1 час

15.Весенняя гроза

1 час

16.На востоке

1 час

17.Дождь в летнем саду

1 час

18.Втропиках

1 час

19.Взаповеднике

1 час

20.На создание чувства расслабления

1 час

21.Горная вершина

1 час

22.Мудрец в храме

1 час

23.Сосновый лес

1 час

24.Сад вашей души

1 час

25.Зимний вечер

1 час

26.Ресурсное состояние

1 час

27.Росток

1 час

28.На палубе

1 час

29.Убежище

1 час

30.Дерево

1 час

31.Чайная роза

1 час

32.Храм тишины

1 час

33.Лодка - ракушка

1 час

34.Внутренний луч

1 час

35.Медитативная сказка о волшебнике

1 час

36.Медитативная сказка «Человек и ветер»

1 час

37.Душ

1 час

38.Родник в тропическом лесу

1 час

39.Дождь

1 час

40.Тренировочный

сеанс

(самостоятельная

отработка

навыков расслабления и саморегуляции)

6 часов

Всего 50 часов



В раздел образования




Яндекс.Метрика