Напоминание

"Организация и типы физкультурных занятий дошкольников". Практическое занятие нетрадиционной формы "Стретчинг для дошкольников"


Автор: Сунцова Татьяна Леонидовна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МДОУ "Увинский детский сад № 1"
Населённый пункт: п. Ува
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Организация и типы физкультурных занятий дошкольников". Практическое занятие нетрадиционной формы "Стретчинг для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для воспитателей

«Организация и типы

физкультурных

занятий дошкольников».

Практическое занятие

нетрадиционной формы

«Стретчинг для дошкольников»
Подготовила: руководитель физического воспитания Сунцова Т.Л. февраль 2017 1

Организация и типы физкультурных занятий дошкольников
. Организация и методика физкультурных занятий дошкольников базируется на известных педагогических и методических принципах. В то же время специфика детей данного возраста обязывает адаптировать некоторые из известных принципов в соответствии с особенностями образовательного процесса. 1.Принцип все сторонно сти интегрируется как п р и н ц и п преимущественной направленности на общую физическую подготовку. В физической подготовке детей постоянное внимание должно уделяться комплексному развитию всех их физических качеств. Необходимо помнить о недопустимости необоснованной приоритетности тех или иных упражнений физического воспитания, как например, средства акробатики в узкоспециализированной программе «Старт», средств и методов танцевальной гимнастике дошкольника в оздоровительно- развивающей программе «Са- фи- дансе». 2. Принцип сознательности и активности характеризует отношение занимающихся к к процессу занятий. Учитывая психологические особенности детей, условия их воспитания в семье, этот принцип следует конкретизировать как принцип удовольствия и формирования мотивации к з н а н и я м ф и з и ч е с к и м и у п р а ж н е н и я м и . П р и н ц и п б а з и р у е т с я на использовании наглядно-образного мышления детей и их потребности в игре, в том числе «игре в спорт». 3. Принцип цикличности требует четкого определения задач, средств и методов для каждого этапа обучения и развития детей. 4. Принцип повторности заключается не только в повторении отдельных упражнений, но и в повторном применении различных средств и этапов подготовки , что обеспечивает более прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков, а так же дает возможность пройти цикл тренировки ребенку, поступившему в дошкольное образовательное учреждение , практически на любом этапе старшего дошкольного возраста. 5. Принцип постепенности требует дифференцирования и последовательного усложнения задач физического воспитания в полугодовом и годовом периодах. 6. Принцип наглядно сти при обучении двигательным действиям учитывает преобладание зрительно-моторных координаций. Ребенку легче увидеть и скопировать движения, нежели осознать и выполнить его по словесной инструкции. 7. Принцип доступности и индивидуализации. Его суть заключается в том, что из групп, сходных по структуре, выделяют действие, представляющее собой основу техники данной группы движений, на базе которой строят варианты, позволяющие успешно решать двигательные задачи в соответствии с изменяющимися внешними условиями. 2
Индивидуализация выражается в дифференцировании физических нагрузок в зависимости от биологического созревания и способов их регулирования, выбора состава средств педагогических воздействий. Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают возможность направленно проводить групповые занятия. Основой содержания физкультурных занятий дошкольников следует считать: - традиционные средства и методики физического воспитания дошкольников (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и связи; основные виды движений, их усложненные варианты; игровые задания и упражнения); - современные инновационные средства и методы физического воспитания дошкольников(круговая тренировка, средства и методы гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений); - компоненты технологии спортивной тренировки (этапы общей, специальной и с о р е в н о в а т е л ь н о - и г р о в о й ф и з и ч е с к о й подготовки, рекриационные средства и методы.
Рекреация
(лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности. Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения /ссс, кмс, дс… / Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи: - вводная часть; 3
- основная часть; - заключительная. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. Для того, чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать: - Строевые упражнения; - Упражнения на внимание; - Разные виды ходьбы; - Разные виды бега; - Упражнения в равновесии; - Упражнения в ползании, - Прыжковые упражнения; - Упражнения на формирование правильной осанки; - Упражнения для профилактики плоскостопия; - Танцевальные упражнения. Продолжительность вводной части в зависимости от: 2 – 6 мин. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Задача: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. В основной части планируют: - общеразвивающие упражнения; - основные движения; - подвижная игра. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ОРУ К ЗАНЯТИЮ: 1. ОРУ подбираются по схеме; 2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа. 3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них. СПОСОБЫ РАЗДАЧИ ПОСОБИЙ: 1. дети берут пособия по ходу движения в колонне; 2. ведущий в колонне раздает пособия; 3. воспитатель сам раздает пособия; 4. пособия заранее разложены по залу; 5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/ ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: На одном занятии желательно проводить обучение всем основным движения /прыжки, метание, лазание, равновесие… / Способы организации детей на выполнение основных движений: 1. Фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы. 4

+
- обеспечивает высокую моторную плотность; - воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею; - воспитатель постоянно взаимодействует с детьми; - дети приучаются к коллективному выполнению движений. _ - затрудняет индивидуальный подход; - трудно контролировать качество выполнения движений. 2. Групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Воспитатель чаще всего находится там, где упражнение требует страховки. Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.
+
- обеспечивает высокую моторную плотность; - предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно; _ - ограничен контроль за качеством выполнения движений; - ограничена возможность в оказании помощи. 3. Поточный – выполнение упражнений друг за другом. Используется с младшей группы.
+
- высокая моторная плотность; _ - затруднена страховка; - трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком. 4. Индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
+
- Воспитатель контролирует выполнение упражнения каждым ребенка; - удобно организовать страховку; - следить за качеством выполнения упражнений. _ - низкая моторная плотность. Выбор способа организации детей зависит: - от сложности и характера упражнений; - от места проведения; - от оснащенности; - от возраста и подготовленности детей. 5
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз. ПОДВИЖНАЯ ИГРА. 1. игра должна быть знакомой; 2. соответствовать возрастным особенностям детей; 3. большой подвижности; 4. времени года Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где - ОРУ отводится от 3 – 7 мин; - ОД – 8 – 12 мин; ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. - Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной двигательной активности (п/и) – 4 – 6 мин. к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. Планируется: - игра малой подвижности; - дыхательные упражнения; - упражнения на релаксацию; - самомассаж; - ходьба. Продолжительность заключительной части – 2 – 4 мин.
Существуют

также

различные

типы

физкультурных

занятий

в

ДОУ:
(согласно труда «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», 2009 г. авторов Кожуховой Н.Н., Рыжковой Л.А., Борисовой М.М.) Физкультурные занятия бывают: - Учебно- тренировочное занятие : формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 70% всех занятий · Сюжетное занятие : построено на одном сюжете («Зоопарк», «Снегурочка», «Космонавты» и т.д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями · Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов, игровых упражнений. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д. · Тренировочное занятие: основу составляют спортивные игры и упражнения ( баскетбол, хоккей, теннис, гимнастика и т.д.); развитие физических качеств ( круговая тренировка). 6
· Комплексное занятие : направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития · Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи , например, эколого-физического, нравственно- физического, умственного и физического развития ребенка и т.д. · Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому- либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол и т.д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях · Контрольное занятие : проводится в конце квартала ( после изучения раздела программы) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах · Нетрадиционные занятия ( занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, с элементами стретчинга, у-шу, хатха- йога): повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки. Остановимся подробнее на занятии с элементами стретчинга. Английское слово «stretching» означает «растяжка». Кто является автором стретчинга и когда точно он был изобретен, неизвестно. Но, судя из почти кошачьей грациозности, свойственной этому фитнес-стилю, несложно догадаться, с кого человек скопировал все пируэты. Размеренные занятия стретчингом проходят под релаксирующую музыку или звуки природы и вполне могут служить достойной альтернативой йоге. Но отличие заключается в динамическом подходе, где главный упор делается на мышечную работу. При этом никаких застывших поз, медитации и концентрации внимания. Каждое движение выполняется в несколько этапов, для наибольшей гибкости мышц. Все, что потребуется – расслабиться и выполнять все требования инструктора.
Чем полезен стретчинг?
 напряжение – расслабление – растяжение, отсутствие травм;  статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;  улучшается подвижность суставов;  растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;  снимает мышечное напряжение;  во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;  способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться; 7
 улучшается пластичность;  появляется артистизм  улучшает самочувствие и поднимает настроение;  укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.
Занятие стретчингом делится на 4 этапа:
— разминка, которая помогает разогреть и подготовить к тренировке все мышцы в организме; — затем следует комплекс упражнений для развития гибкости и поочередного восстановления всех мышц, в которые входят березки, всевозможные наклоны, мостики и шпагаты; — следующий этап – растяжка, которая может выполняться в паре с другим учеником (мышцы пресса, позвоночника и ног); — заканчивается занятие стретчингом комплексом расслабляющих упражнений. Сегодня мы на практике изучим, что же такое нетрадиционное занятие. Я предлагаю всем небольшую разминку, которая необходима для проведения занятия с элементами стретчинга.
Практическое занятие с педагогами.

1. Альпийский шаг
Ходьба с высоким подниманием бедра. И.п. — основная стойка. 1. Поднять правую ногу, согнутую в коленном суставе под прямым углом, вперед с одновременным поворотом туловища направо. Левая рука вперед, правая назад. 2. Вернуться в и.п. 3. Поменять положение рук и ног. Количество повторений: до 40 раз (подъем одной ноги — одно повторение). Важно! Опорная нога выпрямлена. Плечи опущены. Таз стабилен, без амплитудных покачиваний из стороны в сторону.
2. Круги плечами
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах. 1. Круговые движения плечами вперед и назад. Количество повторений: до 4 кругов в каждую сторону. Важно! Вытяжение к потолку по всей длине позвоночника. Ребра (передние нижние) закрыты.
3. Разведение рук в стороны
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах. Руки вперед параллельно полу. Ладони к потолку. 1. Развести руки в стороны. Вдох. 8
2. Вернуться в и.п., развернув ладони внутрь на 270° (большие пальцы рук направлены к полу). Выдох. 3. Развести руки в стороны, продолжая поворачивать ладони к потолку. Вдох. 4. Вернуться в и.п. Выдох. 5. Повторить пп. 1–4. Количество повторений: до 4 циклов. Важно! Ровное положение таза. Опущенные плечи. Передние нижние ребра закрыты. Грудная клетка раскрывается через движение руками в стороны.
4. Дубок
И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу; 3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол; 5-8- стоять в полуприседе; 9-12 - И.П. Повторить 4 раза.
5. Солнышко
И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны. 1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх; 5-8- стоять в наклоне; 9-12- медленно выпрямиться. То же в другую сторону. По 2 раза в каждую сторону.
7. Балет
И.П. – широкая стойка. Левой рукой обхватить левую стопу, правой рукой опираемся на спинку стула; 1-4 – стоим спокойно, не сгибая туловище; 5-8 – выпрямляем ногу, не отпуская стопу, держим осанку. Медленно сгибаем ногу, не отпуская стопу. Затем выпрямляем ногу, принимаем и.п. и отдыхаем 5 сек. То же в другой ногой. По 2 раза в каждую сторону.
8. Качающаяся береза
Укрепляем: переднюю поверхность бедер, коленные суставы и глубокие мышцы живота. Растягиваем: переднюю поверхность бедер. 9
И.п. — стоя на коленях. Ноги на ширине тазобедренных суставов. Руки за головой. (Постелите себе под колени полотенце. Так будет удобнее.) 1. Отклонить назад прямой корпус. 2. Вернуться в и.п. Количество повторений: 8 раз. Важно! Ноги и корпус образуют прямую линию. Плечи опущены. Низ живота подтянут. Ребра закрыты. 3. Зафиксировать положение наклона назад. Количество повторений: удерживать положение 8 счетов. Примечание: при невозможности выполнения упражнения в полном объеме завершить упражнение на п. 2 или сократить количество повторений.
9. «Растяжка ног»
Сидя, согнуть правую ногу и взяться руками за ступню. Попробуйте полностью выпрямить ногу, не теряя равновесия. То же повторить левой ногой или двумя ногами.
10. «Качели»
Упражнение в паре. Спина к спине, сидя на полу, руки сцеплены в локтях. Наклон вперед, назад. Максимальная амплитуда наклона. Ягодицы не должны отрываться от пола.
- Релаксация «Падающее перо»
Описание: В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный. Инструкция детям: У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю. Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: один… два… три… четыре… пять… Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счете три, вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно. Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: один… два… три… четыре… пять… 10


В раздел образования




Яндекс.Метрика