"Организация и типы физкультурных занятий дошкольников". Практическое занятие нетрадиционной формы "Стретчинг для дошкольников"
Автор: Сунцова Татьяна Леонидовна Должность: руководитель физического воспитания Учебное заведение: МДОУ "Увинский детский сад № 1" Населённый пункт: п. Ува Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Организация и типы физкультурных занятий дошкольников". Практическое занятие нетрадиционной формы "Стретчинг для дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Стретчинг для дошкольников»
Подготовила:
руководитель физического
воспитания Сунцова Т.Л.
февраль
2017
1
Организация и типы физкультурных занятий дошкольников .
Организация
и
методика
физкультурных
занятий дошкольников
базируется на известных педагогических и методических принципах. В то же
время специфика детей данного возраста обязывает адаптировать некоторые
из известных принципов в соответствии с особенностями образовательного
процесса.
1.Принцип
все сторонно сти
интегрируется
как
п р и н ц и п
преимущественной направленности на общую физическую подготовку. В
физической
подготовке детей
постоянное
внимание
должно
уделяться
комплексному развитию всех их физических качеств. Необходимо помнить о
недопустимости необоснованной приоритетности тех или иных упражнений
физического
воспитания,
как например,
средства
акробатики
в
узкоспециализированной
программе
«Старт»,
средств
и
методов
танцевальной
гимнастике
дошкольника
в
оздоровительно-
развивающей
программе «Са- фи- дансе».
2.
Принцип
сознательности
и
активности
характеризует
отношение
занимающихся
к
к
процессу
занятий. Учитывая
психологические
особенности детей, условия их воспитания в семье, этот принцип следует
конкретизировать как принцип удовольствия и формирования мотивации к
з н а н и я м
ф и з и ч е с к и м и
у п р а ж н е н и я м и .
П р и н ц и п
б а з и р у е т с я
на использовании наглядно-образного мышления детей и их потребности в
игре, в том числе «игре в спорт».
3. Принцип цикличности требует четкого определения задач, средств и
методов для каждого этапа обучения и развития детей.
4.
Принцип
повторности
заключается
не
только
в
повторении
отдельных упражнений, но и в повторном применении различных средств
и этапов подготовки , что обеспечивает более прочное усвоение знаний,
формирование умений и навыков, а так же дает возможность пройти цикл
тренировки
ребенку,
поступившему
в
дошкольное
образовательное
учреждение , практически на любом этапе старшего дошкольного возраста.
5.
Принцип
постепенности
требует
дифференцирования
и
последовательного усложнения задач физического воспитания в полугодовом
и годовом периодах.
6. Принцип
наглядно сти
при обучении
двигательным
действиям учитывает
преобладание зрительно-моторных координаций.
Ребенку
легче
увидеть
и
скопировать
движения,
нежели
осознать
и
выполнить его по словесной инструкции.
7. Принцип доступности и индивидуализации.
Его суть заключается в том, что из групп, сходных по структуре,
выделяют действие, представляющее собой основу техники данной группы
движений, на базе которой строят варианты, позволяющие успешно решать
двигательные задачи в соответствии с изменяющимися внешними условиями.
2
Индивидуализация
выражается
в
дифференцировании
физических
нагрузок
в
зависимости
от
биологического
созревания
и
способов
их
регулирования, выбора состава средств педагогических воздействий.
Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять
личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают
возможность направленно проводить групповые занятия.
Основой содержания физкультурных занятий дошкольников следует
считать:
-
традиционные
средства
и
методики
физического
воспитания
дошкольников (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и
связи; основные виды движений, их усложненные варианты; игровые задания
и упражнения);
-
современные
инновационные
средства
и
методы
физического
воспитания
дошкольников(круговая
тренировка,
средства
и
методы
гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений);
-
компоненты
технологии
спортивной
тренировки
(этапы
общей,
специальной и
с о р е в н о в а т е л ь н о
-
и г р о в о й
ф и з и ч е с к о й
подготовки, рекриационные средства и методы.
Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1)
каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных
заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация —
это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических
упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных
сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается
хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и
физическая работоспособность. Это специально направленное использование
физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и
восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие
заболеваний, травм, переутомления и других причин. Как правило, занятия на
уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с
очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают
мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для
всех сторон его деятельности.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой
педагог.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Физические упражнения на занятии располагаются в определенном
порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность
ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к
готовности выполнять наиболее сложные упражнения /ссс, кмс, дс… /
Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они
тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:
- вводная часть;
3
- основная часть;
- заключительная.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать
их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной
физической нагрузке.
Для того, чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует
планировать:
- Строевые упражнения;
- Упражнения на внимание;
- Разные виды ходьбы;
- Разные виды бега;
- Упражнения в равновесии;
- Упражнения в ползании,
- Прыжковые упражнения;
- Упражнения на формирование правильной осанки;
- Упражнения для профилактики плоскостопия;
- Танцевальные упражнения.
Продолжительность вводной части в зависимости от: 2 – 6 мин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление,
развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп,
тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
В основной части планируют:
- общеразвивающие упражнения;
- основные движения;
- подвижная игра.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ОРУ К ЗАНЯТИЮ:
1. ОРУ подбираются по схеме;
2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
СПОСОБЫ РАЗДАЧИ ПОСОБИЙ:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
На одном занятии желательно проводить обучение всем основным
движения /прыжки, метание, лазание, равновесие… /
Способы организации детей на выполнение основных движений:
1. Фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений.
Используется, начиная с младшей группы.
4
+
- обеспечивает высокую моторную плотность;
- воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно
руководит ею;
- воспитатель постоянно взаимодействует с детьми;
- дети приучаются к коллективному выполнению движений.
_
- затрудняет индивидуальный подход;
- трудно контролировать качество выполнения движений.
2. Групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа
выполняет свое задание. Воспитатель чаще всего находится там, где
упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.
+
- обеспечивает высокую моторную плотность;
- предоставляется возможность выполнять упражнения детям
самостоятельно;
_
- ограничен контроль за качеством выполнения движений;
- ограничена возможность в оказании помощи.
3. Поточный – выполнение упражнений друг за другом. Используется с
младшей группы.
+
- высокая моторная плотность;
_
- затруднена страховка;
- трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым
ребенком.
4. Индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди.
Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению.
Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных
движений, особенно тех, которые требуют страховки.
+
- Воспитатель контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;
- удобно организовать страховку;
- следить за качеством выполнения упражнений.
_
- низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит:
- от сложности и характера упражнений;
- от места проведения;
- от оснащенности;
- от возраста и подготовленности детей.
5
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше,
но не менее 5-6 раз.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА.
1. игра должна быть знакомой;
2. соответствовать возрастным особенностям детей;
3. большой подвижности;
4. времени года
Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где
- ОРУ отводится от 3 – 7 мин;
- ОД – 8 – 12 мин;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
- Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной
двигательной активности (п/и) – 4 – 6 мин. к спокойной, уменьшить
двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
Планируется:
- игра малой подвижности;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- самомассаж;
- ходьба.
Продолжительность заключительной части – 2 – 4 мин.
Существуют
также
различные
типы
физкультурных
занятий
в
ДОУ:
(согласно труда «Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста», 2009 г. авторов Кожуховой Н.Н., Рыжковой Л.А.,
Борисовой М.М.)
Физкультурные занятия бывают:
- Учебно- тренировочное занятие : формирование двигательных
умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений
и навыков. 70% всех занятий
· Сюжетное занятие : построено на одном сюжете («Зоопарк»,
«Снегурочка», «Космонавты» и т.д.). Решаются задачи совершенствования
двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям
физическими упражнениями
· Игровое занятие: построено на основе разнообразных
подвижных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов, игровых упражнений.
Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические
качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям,
двигательная самостоятельность и т.д.
· Тренировочное занятие: основу составляют спортивные игры и
упражнения ( баскетбол, хоккей, теннис, гимнастика и т.д.); развитие
физических качеств ( круговая тренировка).
6
· Комплексное занятие : направлено на синтез различных видов
деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного,
нравственного развития
· Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят
комплексный характер, решают задачи , например, эколого-физического,
нравственно- физического, умственного и физического развития ребенка и
т.д.
· Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило,
какому- либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на
коньках, лыжах, элементам игры в волейбол и т.д. Разучиваются новые виды
спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных
движениях
· Контрольное занятие : проводится в конце квартала ( после
изучения раздела программы) и направлено на количественную и
качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных
движениях и физических качествах
· Нетрадиционные занятия ( занятия современными и народными
танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора,
с элементами стретчинга, у-шу, хатха- йога): повышают интерес к
систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают
двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.
Остановимся подробнее на занятии с элементами стретчинга.
Английское слово «stretching» означает «растяжка». Кто является
автором стретчинга и когда точно он был изобретен, неизвестно. Но, судя из
почти кошачьей грациозности, свойственной этому фитнес-стилю, несложно
догадаться, с кого человек скопировал все пируэты. Размеренные занятия
стретчингом проходят под релаксирующую музыку или звуки природы и
вполне могут служить достойной альтернативой йоге.
Но отличие заключается в динамическом подходе, где главный упор
делается на мышечную работу. При этом никаких застывших поз, медитации
и концентрации внимания. Каждое движение выполняется в несколько
этапов, для наибольшей гибкости мышц. Все, что потребуется – расслабиться
и выполнять все требования инструктора.
Чем полезен стретчинг?
напряжение – расслабление – растяжение, отсутствие травм;
статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;
улучшается подвижность суставов;
растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;
снимает мышечное напряжение;
во время занятий статическим растягиванием происходит
гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций
организма;
способствует лучшей координации движений, повышает
способность двигаться;
7
улучшается пластичность;
появляется артистизм
улучшает самочувствие и поднимает настроение;
укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая
осанка.
Занятие стретчингом делится на 4 этапа:
— разминка, которая помогает разогреть и подготовить к тренировке
все мышцы в организме;
— затем следует комплекс упражнений для развития гибкости и
поочередного восстановления всех мышц, в которые входят березки,
всевозможные наклоны, мостики и шпагаты;
— следующий этап – растяжка, которая может выполняться в паре с
другим учеником (мышцы пресса, позвоночника и ног);
— заканчивается занятие стретчингом комплексом расслабляющих
упражнений.
Сегодня мы на практике изучим, что же такое нетрадиционное занятие.
Я предлагаю всем небольшую разминку, которая необходима для проведения
занятия с элементами стретчинга.
Практическое занятие с педагогами.
1. Альпийский шаг
Ходьба с высоким подниманием бедра.
И.п. — основная стойка.
1.
Поднять правую ногу, согнутую в коленном суставе под прямым углом,
вперед с одновременным поворотом туловища направо. Левая рука вперед,
правая назад.
2.
Вернуться в и.п.
3.
Поменять положение рук и ног.
Количество повторений: до 40 раз (подъем одной ноги — одно повторение).
Важно! Опорная нога выпрямлена. Плечи опущены. Таз стабилен, без
амплитудных
покачиваний из стороны в сторону.
2. Круги плечами
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах.
1.
Круговые движения плечами вперед и назад.
Количество повторений: до 4 кругов в каждую сторону.
Важно! Вытяжение к потолку по всей длине позвоночника. Ребра (передние
нижние) закрыты.
3. Разведение рук в стороны
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах. Руки вперед параллельно
полу. Ладони к потолку.
1.
Развести руки в стороны. Вдох.
8
2.
Вернуться в и.п., развернув ладони внутрь на 270° (большие пальцы
рук направлены к полу). Выдох.
3.
Развести руки в стороны, продолжая поворачивать ладони к потолку.
Вдох.
4.
Вернуться в и.п. Выдох.
5.
Повторить пп. 1–4.
Количество повторений: до 4 циклов.
Важно! Ровное положение таза. Опущенные плечи. Передние нижние ребра
закрыты.
Грудная клетка раскрывается через движение руками в стороны.
4. Дубок
И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;
3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;
5-8- стоять в полуприседе;
9-12 - И.П.
Повторить 4 раза.
5. Солнышко
И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.
1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая
рука вытянута
вверх;
5-8- стоять в наклоне;
9-12- медленно выпрямиться.
То же в другую сторону.
По 2 раза в каждую сторону.
7. Балет
И.П. – широкая стойка.
Левой рукой обхватить левую стопу, правой рукой опираемся на спинку
стула;
1-4 – стоим спокойно, не сгибая туловище;
5-8 – выпрямляем ногу, не отпуская стопу, держим осанку.
Медленно сгибаем ногу, не отпуская стопу. Затем выпрямляем ногу,
принимаем и.п.
и отдыхаем 5 сек.
То же в другой ногой.
По 2 раза в каждую сторону.
8. Качающаяся береза
Укрепляем: переднюю поверхность бедер, коленные суставы и глубокие
мышцы живота.
Растягиваем: переднюю поверхность бедер.
9
И.п. — стоя на коленях. Ноги на ширине тазобедренных суставов. Руки
за головой.
(Постелите себе под колени полотенце. Так будет удобнее.)
1.
Отклонить назад прямой корпус.
2.
Вернуться в и.п.
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Ноги и корпус образуют прямую линию. Плечи опущены. Низ живота
подтянут. Ребра закрыты.
3.
Зафиксировать положение наклона назад.
Количество повторений: удерживать положение 8 счетов.
Примечание: при невозможности выполнения упражнения в полном объеме
завершить упражнение на п. 2 или сократить количество повторений.
9. «Растяжка ног»
Сидя, согнуть правую ногу и взяться руками за ступню.
Попробуйте полностью выпрямить ногу, не теряя равновесия. То же
повторить левой ногой или двумя ногами.
10. «Качели»
Упражнение в паре. Спина к спине, сидя на полу, руки сцеплены в локтях.
Наклон вперед, назад. Максимальная амплитуда наклона. Ягодицы не
должны отрываться от пола.
- Релаксация «Падающее перо»
Описание:
В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо
иной подобный предмет, легкий и воздушный.
Инструкция детям:
У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно
падает на пол, когда я его отпускаю.
Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени
потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе:
один… два… три… четыре… пять…
Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое
перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы
будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при
этом считать до пяти. На счете три, вы, вероятно, уже будете почти лежать на
полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений
совершенно расслабленно.
Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: один… два… три…
четыре… пять…
10