Автор: Дубровина Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Мирный
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
Тема: "Русь Удельная"
Раздел: среднее образование
Урок с использованием ЭИ
10 класс, тема «Русь Удельная»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – практикум
Цели:
На
основе
видеофрагментов
и
иллюстраций
ЭИ
выявить
черты
личности
Александра
Невского
как
русского
князя,
воина,
государственного
деятеля,
сформировать
представление
о
неоднозначности
оценок
деятельности
исторических личностей;
развивать
у
учащихся
навыки
сравнения
и
анализа
текста
исторического
источника, умения высказывания оценочных суждений и их аргументации;
воспитывать
уважительное
отношение
к
альтернативной
точки
зрения,
способствовать формированию гражданской позиции.
Условия проведения и обеспечения урока: занятие проводится в компьютерном классе.
Электронное издание: ООО Кирилл и Мефодий, уроки отечественной истории до XIX
века.
Расположение в электронном издании: Уроки отечественной истории XIX в. Тема 2.
Русь Удельная. Урок 16. Угроза с Запада.
Путь
нахождения:
Запустить
→
Установить
→
Открыть
→
Главное
меню
→
Виртуальная
школа
Кирилла
и
Мефодия
→
Отечественная
история
→
Уроки
отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16.
Содержание урока:
I. Организационный этап (2 мин).
II. Информативно-деятельностный этап. ( 33 мин)
1. Личность князя Александра (10 мин)
Демонстрации (иллюстративный материал)
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайды 7,15.
А.Невский – символ эпохи
Имя
великого князя Александра Невского
является символом в истории нашего
государства.
За
символом
всегда
стоит
образ,
который
ему
соответствует.
Образ
Александра
Невского
складывался
в
общественном
сознании
постепенно.
Попробуем
вспомнить некоторые этапы этого процесса.
1380г. праправнук Александра Невского – Дмитрий Донской – побеждает
татар
в
Куликовской
битве.
На
следующий
год
обретаются
нетленные
мощи
св.
Александра. Появляются многочисленные списки «Жития», рассказывающие о жизни и
подвигах этого святого.
В
1547
г.
на
Освященном
соборе
происходит
общерусская
канонизация
благоверного князя.
В
начале XVIII
века
Петр I, одержав ряд побед над шведами, повелел
перенести мощи князя из Владимира в Петербург, сделав Александра ангелом-хранителем
новой империи. В 1725 г. по проекту Петра I был учрежден орден Святого Александра
Невского Он жаловался как за гражданские, так и за боевые заслуги перед отечеством. В
последнем случае орденский знак украшался мечами. В том месте, где, как считали в
петровские времена, была Невская битва, построили новый монастырь - Александро-
Невскую лавру.
Незадолго
до
Великой
Отечественной
войны
режиссер
С.
Эйзенштейн
снимает фильм «Александр Невский», а композитор С. Прокофьев пишет кантату с тем же
названием. После революции 1917 г. царские ордена
были упразднены, но в 1942 г.
появился боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и
генералы за успешно проведенные боевые операции.
Почти восемь веков в благодарной памяти россиян живет имя Александра Невского. В
годы
славы
российского
оружия
и
в
годы
великих
битв
оно
становилось
символом
единения, частью общей национальной идеи. Каким он был – мы не знаем, но хочется
верить одному из последних вариантов «Жития», где говорится, что «ростом он был выше
прочих людей, а голос его раздавался как труба в народе, а лицо его было как лицо
Иосифа… Сила его была частью от силы Самсона, а премудрость от Соломона, дал бог
ему храбрость римского царя Веспасиана… Князь Александр Ярославич, побеждая, был
непобедим».
А.Невский – полководец эпохи
«Житие» прославляет Александра - победителя шведов, немецких рыцарей ливонского
ордена
и
литовцев.
Особо
отмечает
средневековый
писатель
то
уважение,
которое
оказывали
великому
князю
татарские
«цари»
и
папа
–
глава
католического
мира.Позднейшие
исследователи
никогда
не
ставили
под
сомнение
полководческие
таланты Александра Невского
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайды 1,8,11.
Просмотр видеофрагмента «Ледовое побоище»
2
А.Невский – дипломат эпохи
При этом политика «замирения» Александра Невского
с Ордой неоднократно
вызывала критику историков. Даже Н. Карамзин, при всей своей лояльности к
памяти
героя,
не
смог
удержаться
от
горького
замечания»
«Отечество
наше
рабствовало от Днестра до Ильменя, Даниил Галицкий, будучи смелее Александра,
… тщетно думал по смерти Батыя избавиться от власти монголов». А английский
историк Джон Феннел считал, что политика Александра Невского
«фактически
положила конец действенному сопротивлению русских князей Золотой орде на
многие годы вперед».
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайд 12.
2. Постановка проблемного задания:
Александр Невский – кто он: герой, реалистичный политик или пособник
врагов Руси?
3. Александр Невский глазами историков. (10 мин)
- Кем являлся Александр Невский, если следовать логике В. Каргалова, С. Соловьева, Л.
Гумилева?
Работа с документами. Обсуждение задания.
3
4.
Позиция
Александра
Невского
по
отношению
к
монголо-татарскому
владычеству на Руси. Антиордынские восстания.
Работая
с
фрагментами
летописных
текстов,
учащиеся
должны
сформулировать
позицию, изложенную в тексте, а также подобрать аргументы «за» и «против» точки
зрения, заявленной по отношению к источнику. Ответы фиксируются в таблице.
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 14. Слайд 8,11. →
Урок 15. Слайд 9,10.
Оценка позиции, заявленной
в тексте
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Организация работы в группах. (10 мин)
1 группа. Неврюева рать и позиция Александра Невского. (Фрагмент работы В.Татищева,
Никоновская и Лаврентьевская летописи)
«Пошел князь Александр в Орду к хану Сартаку, и принял его хан с честью, и
жаловался Александр на брата своего великого князя Андрея, что обманул тот хана, что
забрал
великое
княжение
(у
Александра
старшего
в
роде)
принадлежащие
ему
по
наследству города и выходы и пошлины платит (хану) не сполна. Хан же разгневался на
Андрея и повелел Неврюю султану идти на Андрея и привести его к себе».
В. Татищев, историк I половины XVIII в.
«Пошел князь великий Александр Ярославич в Орду к царю Сартаку, Батыеву сыну, и
принял его царь с честью. Того же лета пришли из Орды Неврюй царевич, и князь Котиан,
и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославича Суздальского и на
всю
землю
Суздальскую.
Князь
великий
Андрей
Ярославич
Суздальский
смутился,
говоря: «Господи! Что же это такое! Сколько нам еще между собой воевать и наводить
друг на друга татар? Лучше мне бежать в чужую землю, чем дружить с татарами и
служить им!. И собрал (Андрей) воинство свое, и пошел против них (Неврюя и пр.), и,
встретившись,
начали
биться,
и
одолели
татары,
и
побежал
князь
великий
Андрей
4
Ярославич с княгиней своей и с боярами своими в Новгород Великий, а оттуда пошел в
Псков».
Никоновская летопись
«Пошел князь Александр Ярославич Новгородский в Орду, и отпустили его с честью,
сделав его старшим над всей братьей его. В тот же год решил князь Андрей Ярославич
лучше бежать, чем служить ханам, и побежал в неведомую землю со своими княгиней и
боярами, и погнались за ним татары и настигли у города Переславля (Залесского). Бог же
сохранил его молитвами отца (покойного князя Ярослава Всеволодовича). Татары же
рассыпались по земле и захватили княгиню Ярославову (младшего брата Александра и
Андрея)
и
детей
его.
Княгиню
и
воеводу
Жидослава
они
убили,
а
детей
вместе
с
множеством людей, скота и коней, увели. И ушли, сотворив много зла».
Лаврентьевская летопись
2 группа. Восстание 1255 г. (Новгородская первая летопись)
В лето 6763 (1255 г.). Вывели новгородцы из Пскова Ярослава Ярославича и посадили
его (у себя) на столе, а Василия (сына Александра Невского) выгнали вон И услышал то
Александр, отец Василия, и пришел с ратью к Новгороду. Когда же шел он со многими
полками и с жителями Торжка, встретил его Ратишка (новгородец) с доносом: «Ступай,
князь, брат твой Ярослав убежал».
И поставили новгородцы полк за церковью рождества Христова в конце, а пеших – у
святого Ильи, напротив городища. И подумали меньшие люди у церкви св. Николая на
вече: «А если потребует князь выдать его противников». И целовали все меньшие икону
св. Богородицы клянясь всем стоять – имуществом и жизнью – за правду новгородскую, за
землю отцовскую. И был у них злой замысел, чтобы побить людей лучших, а князя
поставить по своей воле.
И вышел Михалка со своим полком из города к Георгиевскому монастырю, чтобы
напасть на лучших и поразить их. Увидел это посадник Анания и, желая Михалку добра,
послал к нему тайно Якуна (для переговоров). Узнали об этом черные (меньшие) люди и
погнались за Михалком, хотели ворваться к нему во двор, но не дал им Анания (сделать
этого), сказав: «Братья, убейте сначала меня, если хотите убить Михалка».Не знал он, что
имели они злую мысль: его самого захватить, а посадничество отдать Михалку.
И прислал князь (Александр) Бориса на вече (с требованием):«Выдайте мне посадника
Ананию, а если не выдадите, то я вам не князь, иду на город войной. И послали
новгородцы к князю владыку (архиепископа) и тысяцкого Клима, предлагая: «Поезжай
князь на свой стол (в Новгород), а злодеев не слушай, а на Ананию и мужей новгородских
не гневайся».
И не внял князь мольбам владыки и Клима. Тогда новгородцы решили: «Если князь так
решил вместе с нашими изменниками, то они в ответе перед святым крестом и св. Софией,
а князь – без греха».
И стояли полки (новгородские) три дня за свою правду, а на четвертый день
прислал
князь
сказать:
«Если
Анания
лишится
посадничества,
то
не
буду
на
вас
гневаться».
И
лишили
Ананию
посадничества,
и
заключили
мир
на
всей
воле
новгородской (не поступившись своими правами).
И вошел князь в город, и встретил его архиепископ Далмат со всем иерейским чином, с
крестами… и все исполнились радости, а злодеи помрачнели: потому что христианам –
радость, а дьяволу – пагуба, если не случилось большого кровопролития среди христиан.
И
сел
князь
Александр
на
своем
столе.
В
тоже
лето
дали
посадничество
Михалку
Степановичу».
Новгородская первая летопись
3 группа. Восстание 1257 г. (Новгородская первая летопись)
5
«В лето 6755 (1257 г.). Пришла весть из Руси, что хотят татары пошлины и десятины в
Новгороде, и волновались люди все лето. И умер посадник Анания, а зимой убили
посадника Михалка новгородцы. Если бы кто хотел другому добра, то было бы и (ему)
добро, а копая другому яму, сам в нее попадешь. В ту же зиму приехали послы татарские с
Александром (Невским), а Василий (Александрович, князь новгородский) убежал в Псков.
И начали послы просить десятину и пошлину, и не согласились на это новгородцы: дали
дары царю (хану) и отпустили послов с миром. Князь же Александр выгнал сына своего из
Пскова и отослал на Низ ( в Суздальскую землю), а Александра (личность неизвестная) и
дружину его – тех, кто Василия на зло навел, - казнил. Кому нос урезал, а кому глаза
выколол: всякий же, кто злой, зло да погибнет».
Новгородская первая летопись
4 группа. Восстание 1258-1259 гг. (Новгородская первая летопись)
« В лето 6767 (1258-1259 гг.). В ту зиму приехал Михаил Пинещинич из Низа со
лживым посольством, говоря: «Если не примете перепись (для регулярной дани татарам),
то стоят уже полки в Низовской земле». И согласились новгородцы на перепись. И в ту же
зиму приехали окаянные татары сыроядцы Беркай и Касачик с женами своими и многие
другие. И был тогда в Новгороде большой мятеж, так как сделали много зла области,
брали
много
для
окаянных
татар.
И
стали
окаянные
бояться
смерти,
и
говорили
Александру (Невскому): «Дай нам охрану, а то перебьют нас».
И повелел князь сторожить их сыну посадника и детям боярским по ночам. И сказали
татары: «Дайте нам число (регулярную дань), или побежим прочь». А чернь не хотела
переписи, но решила: «Умрем честно за святую Софию и за церкви».
Тогда разделились люди: кто добрый, тот за св. Софию и правую веру и поднялся спор:
большие хотели, чтобы меньшие согласились на перепись и дань. И хотели окаянные
бежать, гонимые Святым духом, и умыслили злой заговор, как ударить на город: одни с
одной стороны, а другие – через озеро с другой. Но удержала из сила Христова, и не
посмели они этого, И новгородцы убоялись, начали собираться у св. Софии и говорили:
«Положим головы свои у св. Софии». И на следующий день съехал князь с Городища, и
окаянные татары с ним, и по злому наущению согласились (новгородцы) на перепись, ибо
творили бояре себе легко, а меньшему люду – зло. И начали ездить окаянные по улицам,
записывая дома христианские. Так навел Бог за грехи наши этих диких зверей из пустыни
– есть плоть сильных и пить кровь боярскую; и отъехали окаянные, взявши число, а князь
Александр поехал после, посадив на столе (в Новгороде) сына своего Димитрия».
Демонстрации. Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 14. Слайд 10.
6
5. Отчеты групп. Обсуждение высказанных точек зрения.
Проблема урока: Английский историк Джон Феннел считал, что политика Александра
Невского
«фактически положила конец действенному сопротивлению русских князей
Золотой
орде
на
многие
годы
вперед».
Подтвердите
или
опровергните
точку
зрения
историка.
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 15. Слайд 13.
III. Заключительный этап
(5 мин)
Обсуждение проблемного задания:
Александр Невский – кто он: герой, реалистичный политик или пособник врагов
Руси?
Путь нахождения:
Нижнее меню → Виртуальная школа Кирилла и Мефодия → Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 15. Слайд 7?8.
Домашнее задание: Эссе «Александр Невский глазами современников».
7