Напоминание

Использование технологий ИКТ на уроках, занятиях , способствующих наиболее полной реализации познавательных возможностей детей с ОВЗ"». .


Автор: Ерметова Гульшат Анваровна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ СШ №13
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологий ИКТ на уроках, занятиях , способствующих наиболее полной реализации познавательных возможностей детей с ОВЗ"». .
Раздел: начальное образование





Назад




Использование технологий ИКТ на уроках, занятиях,

способствующих наиболее полной реализации познавательных

возможностей детей с ОВЗ"».

Мы живём в век информации, в век, когда происходит компьютерная

революция. В связи с этим становится понятной актуальность не только

изучения, но и применения современных методик и новых образовательных

технологий в деятельности педагога.

Информационно-коммуникационная технология - неотъемлемая часть

совершенствования работы педагога

в условиях внедрения ФГОС. Без

информационно-компьютерных

технологий

нельзя

представить

современное образование.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое

сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала

делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к

выполнению заданий детьми с ОВЗ.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса —

воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес

-

это

один

из

важнейших

мотивов

учения

школьников.

Под

влиянием

познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает

более продуктивно. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ

зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и

удобным

для

его

восприятия

является

учебный

материал.

Применение

электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит

детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной

компетентности и коррекции познавательной сферы.

Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых

характеризуется

недостаточностью

познавательной

деятельно сти,

сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти,

эмоционально-личностной

сферы.

Работа

с

такими

детьми

предполагает

организацию

активной

деятельности

самого

ребенка.

Вызвать

такую

активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника

на восприятие предлагаемой ему информации. Одна из своих задач - развитие

познавательной

активности

таких

детей

за

счет

реализации

принципа

доступности учебного материала, обеспечения “эффекта новизны”. Урок с

применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно,

хорошо помогает справиться с этой задачей.

Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки

в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений

предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше

повторений,

чем

нормально

развивающемуся

ребенку.

Дидактические

компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на

разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения

к заданию.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по теме;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом, а главное – повысить

познавательный интерес на уроках математики.

Используя

учебно-игровые

средства

и

тренажёры

в

коррекционно-

развивающей

работе,

можно

сказать,

что

компьютерные

технологии

открывают новые возможности использования педагогических приемов в

традиционной коррекционной методике:

1) возможность подобрать материал разной степени сложности; конкретному

ребенку

всегда

можно

предложить

именно

то,

что

в

данный

момент

соответствует его возможностям и задачам обучения;

2) сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые

в

традиционном

обучении;

показать,

как

трансформировать

выявленные

проблемы в специальные задачи обучения;

3) сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;

4) занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного

выполнения упражнений;

5) появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с

вымышленными

героями

компьютерной

программы,

как

основные

для

освоения межличностной коммуникации;

6) обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы

самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

7)

во

время

коррекционных

занятий

с

использованием

компьютерной

программы

у

обучающихся

исчезает

негативизм,

связанный

с

необходимостью многократного повторения определенных правил, формул;

появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение,

повышается мотивация в трудной для него работе;

8) дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

9) глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья

компьютерные

технологии

приобретают

ценность

не

только

как

предмет

изучения,

но

и

как

мощное

и

эффективное

средство

коррекционного

воздействия.

Оптимальное

сочетание

компьютерных

методов

с

традиционными определяют эффективность использования информационных

технологий

в

коррекционной

работе.

Компьютер

значительно

расширяет

возможности

предъявления

учебной

информации,

позволяет

усилить

мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает

возможность

формировать

коммуникативную

и

информационную

компетенции

у

обучающихся

с

ОВЗ.

Дети

становятся

активными

участниками урока.

Использование ИКТ на уроках позволяет дифференцированно

подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные

технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности.

Компьютер

может

использоваться

на

всех

этапах

обучения.

Наличие

к

учебном

классе

учительского

ноутбука

безгранично

расширяет

эти

возможности.

Я эффективно использую свой ноутбук на этапах закрепления как

индивидуальный компьютер для ребенка с ОВЗ в период, когда весь класс

выполняет более трудные задания.

Ученик вписывает пропущенные слова,

перемещает

строки,

нумерует.

Выполнение

заданий

способствует

формированию

познавательных

УУД:

классификация

объектов,

умение

структурировать

знания,

установление

причинно-следственных

связей,

подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений. Ученик

учится

работать

с

информацией,

приобретает

навыки

работы

с

программным обеспечением.

Безусловно, что на одном уроке ученик не

работает за ноутбуком более 15 минут. Необходимо соблюдать требования

СанПиНа,

учитывать

психологическое

и

физическое

состояние

ребенка,

применяя здоровьесберегающие технологии.

Благодаря использованию информационных технологий у детей с

ОВЗ обостряются зрительное восприятие и слуховое внимание, что ведет к

положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование

презентаций

позволяет

педагогу

привнести

эффект

наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном

обучении, усвоить материал в полном объёме.

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для

проведения

коррекционной

работы,

направленной

на

концентрацию

внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. А также

решают следующие задачи:

• формирование и развитие ИКТ-компетентности;

• коррекция психического здоровья;

• индивидуализация и дифференциация обучения;

• повышение эффективности обучения;

интеграция

детей

в

информационное

пространство

ресурсов

Интернет.

Названные задачи решаются с помощью различных средств:

аппаратных

(компьютер,

принтер,

сканер,

копир,

проектор,

фото-

и

видеотехника,

звукозаписывающие

устройства,

мультимедиа

и

т.п.)

и

программных

(виртуальные

конструкторы,

тренажеры,

комплексные

обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Учитель должен так же учитывать, что нарушения детей с

умственной отсталостью приводят к неспособности регулировать свое

поведение, к повышенной истощаемости, снижению работоспособности.

Поэтому педагогам следует использовать на уроках ИКТ разнообразие

современных

технологий,

комбинируемых

в

зависимости

от

цели,

содержания

материала,

конкретного

контингента

учащихся,

их

потребностей и состояния, позволяющих увлечь детей. Педагог, зная

каждого ребенка может подобрать подход к нему, прекрасно представляя

п е р с п е к т и в ы

и

с л е д с т в и е

с в о и х

в о з д е й с т в и й .

Современные технологии, используемые при изучении

компьютера, прежде всего, связаны со стимулированием эмоциональных

переживаний школьников. Положительные эмоции усиливают связанные

с

ними

психические

процессы,

вызывают

активность

ученика,

способствуют

концентрации

внимания.

Влиять

на

област ь

эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления,

мысли,

действия.

Значит,

вызывая

соответствующие

переживания,

вызываем и связанные с ними эмоции. Эмоция, неравнодушие – это

с т и м у л

д л я

м о т и в а ц и и

.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация

возможностей

современных

информационных

технологий

расширяет

спектр

видов

учебной

деятельности,

позволяет

совершенствовать

существующие и порождает новые организационные формы и методы

обучения.

Урок

с

использованием

современных

информационных

технологий в интегрированном классе способствует решению одной из

о сновных

задач

коррекционного

во спит ания

р а з в и т и ю

индивидуальности

ученика,

его

способностей

ориентироваться

и

адаптироваться

в

современном

обществе.

Практика

показала,

что

в

процессе активного применения технологии ИКТ на уроке повышается

мотивация

и

интерес

у

ребенка

к

обучению,

активизируется

и

повышается познавательная, мыслительная деятельность, повышается

качество результатов деятельности.

Список использованных источников и литературы

1.

Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей \ Под

ред. П.Н. Пидкасистого – М. : Пед. общество России, 2001 – 600с.

2.

“ИКТ в образовательном процессе” доклад Мохаммад Н. В.



В раздел образования




Яндекс.Метрика