Автор: Алейникова Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Вадьковская сош
Населённый пункт: п. Вадьковка
Наименование материала: конспект урока
Тема: Линейное уравнение с одной переменной
Раздел: полное образование
МБОУ Вадьковская сош
Учитель: Алейникова Г.Н. алгебра, 7 класс
Тема урока: Линейное уравнение с одной переменной.
Ц е л и
у р о к а : -ввести определение линейного уравнения с одной переменной;
-выяснить, сколько корней может иметь линейное уравнение;
-формировать умение решать линейное уравнение переходом к равносильному
уравнению, применяя свойства уравнений и выполняя тождественные
преобразования.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Образовательная: знать какое уравнение называется линейным и способы его
записи; уметь находить его корни и определять их количество.
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к предмету, объективно
оценивать себя и других.
Развивающая: развитие логического мышления, умение анализировать и делать
выводы, уверенно отстаивать свое мнение.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
–
Ребята, мы с вами изучили тему «Уравнение и его корни».
–
Давайте вспомним:
1)Что такое уравнение с одной переменной?
Приведите пример такого уравнения.
2)Дайте определение корня уравнения.
Является ли число 3,5 корнем уравнения 3х-5=х+2
3)Что значит «решить уравнение»?
4)Какие уравнения называются равносильными?
Сформулируйте свойства уравнений.
Приведите пример уравнения, равносильного уравнению 2х-4=6
5)Является ли корнем уравнения 2х-1=0 число а) -2; б) -1; в) 0; г) 1.
6)Равносильны ли уравнения? (устно):
а) -3(х-5)=11 и 3(х-5)=-11;
б)3х-1=17 и 3х=17-1.
7)Решите уравнения (устно):
а) х+5=20;
б) 4х+4=4;
в) 0х-7=10;
г) 0х+5=3.
2. Объяснение нового материала.
1)Вспомнить с учащимися свойства верных равенств:
1. Если к обеим частям верного равенства прибавить одно и то же число или из обеих
частей верного равенства вычесть одно и то же число, то получится верное равенство
2. Если обе части верного равенства умножить или разделить на одно и то же
не равное нулю число, то получится верное равенство
2) М о т и в а ц и я
и з у ч е н и я.
Рассмотрим уравнение 9х – 23 = 5х – 11, решить самостоятельно.
Применим известные свойства уравнений и получим равносильное уравнение:
9х – 5х = – 11 + 23;
4х
= 12;
х = 3.
Уравнение, равносильное исходному, имеет единственный корень 3, значит,
исходное уравнение также имеет единственный корень 3.
Используя свойства уравнений, многие из них всегда можно
привести к виду ax = b, где х – переменная, а a и b – некоторые числа
Уравнения такого вида называются линейными.
Ребята давайте рассмотрим другие примеры.
Если при решении уравнения приходим к равносильному ему линейеому
уравнению вида 0х=в, то в этом случае либо исходное уравнение не имеет корней,
либо корнем является любое число.
а) Решим уравнение:
2х+5=2(х+6)
2х+5=2х+12
2х-2х=12-5
0х=7
Ответ:корней нет.
б) 3(х+2)+х=6+4х
3х+6+х=6+4х
3х+х-4х=6-6
0х=0
Ответ: любое число.
3. Физкультминутка.
4. Обобщение изученного материала
Ребята, давайте обобщим наши знания.
Линейное уравнение
ax = b, где х – переменная, a, b – любое число.
Если a
0, то x =
b
a
; если а = 0 и b = 0, то х – любое;
если а = 0 и b
0, то нет корней.
Привести уравнение к линейному виду, используя свойства уравнений:
а) 3х – 11 = 5х + 7;
б) 2 (х + 1) = 2х + 2;
в) –8х + 11 = 8 (3 – х).
Решение:
а) 3х – 11 = 5х + 7;
б) 2 (х + 1) = 2х + 2;
3х – 5х = 7 + 11;
2х + 2 = 2х + 2;
–2х = 18.
2х – 2х = 2 – 2;
0 · х = 0.
в) –8х + 11 = 8 (3 – х);
–8х + 11 = 24 – 8х;
–8х + 8х = 24 – 11;
0 · х = 13.
Ребята, давайте с вами создадим алгоритм решения уравнений, сводящихся к
линейным:
1 - й ш а г.
Если
выражения,
стоящие
в
левой
или
правой
части
уравнения,
содержат скобки, то раскрываем их по правилам.
2-й ш а г. Переносим слагаемые с переменными в левую часть уравнения, а без
переменных в правую.
3-й ш а г. Приводим подобные слагаемые в обеих частях уравнения, приводя его к
виду ax = b.
4-й ш а г. Решаем получившееся линейное уравнение, равносильное исходному, в
зависимости от значений коэффициентов a и b.
5. Закрепление нового материала.
1) Решить №126(б,г,е,з), 127(б,г,е) на доске и в тетрадях.
2)Решить №128(б,д,е), проговаривая свойства уравнений.
3)Решить №129(б,д,ж) (три ученика на доске одновременно).
б) 14-у=19-11у д)1,7-0,3т=2+1,7т ж) 15-р=1/3р-1
-у+11у=19-14 -0,3т-1,7т=2-1,7 -р-1/3р=-1-15
10у=5 -2т=0,3 -1 1/3р=-16
у=5:10 т=0,3:(-2) р=-16:(-1 1/3)
у=0,5 т=-0,15 р=12
Ответ: у=0,5 Ответ: т=-0,15 Ответ:р=12.
4)Решить №131(б,г) на доске и в тетрадях
5)Решить №132(а,б) на доске и в тетрадях
6)№133(а,б) самостоятельно с проверкой (комментарий учащихся).
6. Итоги урока.
–
Дайте
определение
линейного
уравнения
с
одной
переменной.
Приведите
примеры.
– В каком случае уравнение ax = b имеет единственный корень? Бесконечно много
корней? Не имеет корней?
– Сформулируйте алгоритм решения уравнения, сводящегося к линейному.
Домашнее задание: п.8; №163(а,в,д); 130(б,г,д,ж); 131(а,в); 133(б,г)