Авторы: Андреева Елена Файрузовна, Кобазова Юлия Владимировна
Должность: студентка группы ППО-15(5), научный руководитель
Учебное заведение: ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова»
Населённый пункт: Нерюнгри г.
Наименование материала: научная статья
Тема: "СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: высшее образование
Андреева Е.Ф., группа ППО-15(5),
ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия),
e-mail: andreewaelena.87@yandex.
ru
Научный руководитель: Кобазова Ю.В.,
доцент ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Младший
школьный
возраст
является
вершиной
детства.
Ребенок
сохраняет
много
детских
каче ств,
но
уже
утрачивает
дет скую
непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В
школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его
жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей
и на основе которой образуются основные психологические новообразования.
В
Федеральном
законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
говорится, что: «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
оказывается
детям,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» [3, с. 38].
В
соответствии
с
задачами
ФГОС
ДОО
(утвержден
приказом
Министерством
образовании
науки
России
от 17
октября
2013
г.
№
1155)
приоритетом
взрослых
является:
«охрана
и
укрепление
физического
и
психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие».
В п.7 ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. N 373)
предполагается «учет индивидуальных возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся,
роли
и
значения
видов
деятельности
и
форм
общения
для
определения
целей
образования
и
воспитания
и
путей
их
достижения;
разнообразие
организационных
форм
и
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося
(включая
одаренных
детей
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья),
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности».
Начальная
цель
взаимодействия
педагога
- психолога
с
ребенком-
первоклассником - это определение (и в случае необходимости формирование)
его готовности к школе, выявление индивидуальных особенностей на любом
уровне
их
развития,
особенностей
познавательной
сферы,
а
так
же
сформированности
личности
первоклассника.
«Несформированность
необходимых
психологических
образований,
требуемых
учебных
умений
и
навыков,
мотивационная
или
интеллектуальная
неготовность
ребенка
к
обучению нередко приводят к возникновению различных типов дезадаптации».
Педагог-психолог
школы
обязан
оказывать
психологическое
сопровождение
учащимся начальной школы, а именно решает следующие задачи:
1.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2.
Создание
социально-психологических
условий
для
развития
личности
учащихся
и
их
успешного
обучения.
Решение
этой
задачи
предполагает,
что
учебно-воспитательный
процесс
в
учебном
заведении
построен
по
гибким
схемам,
может
изменяться
и
трансформироваться
в
зависимости
от
психологических
особенностей
тех
детей,
которые
пришли
обучаться в данное заведение.
3.
Создание
специальных
социально-психологических
условий
для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,
обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников,
у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала,
социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками,
психическом
самочувствии
и
пр.
Для
оказания
психолого-педагогической
помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных
мероприятий,
которые
позволяют
им
преодолеть
или
скомпенсировать
возникшие проблемы.
Можно выделить следующие основные направления:
1.
Психологическая
диагностика
представляет
собой
углубленное
психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода
обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности,
ее
потенциальных
возможностей
в
процессе
обучения
и
воспитания,
в
профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов
нарушений
в
обучении,
развитии,
социальной
адаптации.
Педагог-психолог
выявляет:
психологическую
готовность
к
обучению,
родительские
представления о готовности их детей к школе, особенности адаптации ребенка к
школе и выявляет уровень познавательного развития.
2.
Общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам
данной параллели.
3.
Коррекционно-развивающая
работа это
дополнительная
к
основному образовательному процессу деятельность, способствующая более
эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в
различных сферах.
4.
Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и
развития конкретных школьников и ученических групп;
5.
Консультирование
школьной
администрации
по
итогам
диагностического минимума и консилиума.
Автономия младшего школьника только начинает складываться. Он еще
не всегда различает, чего он хочет сам, чего хотят от него взрослые. Ему трудно
отделить свои намерения от предъявляемых к нему требований. Даже самый
тонкий исследователь не сумеет отличить, что исходит от самих детей, а что
привнесено. Педагогу тоже непросто в суждениях и оценках ребенка услышать
его собственный голос.
Проблемы
ребенка
могут
быть
понятны
только
во
всей
полноте
его
жизненных обстоятельств, связей, отношений. Чтобы помочь ему, педагогу-
психологу необходимо увидеть полную картину его развития, соотнести ее с
семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.
Список литературы:
1.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое
сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб, 1996. - 225 с.
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта», 2013.
3.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
ст.42, п.1, 2014. - 118 с.
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
N 373
«
Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования»
.