Напоминание

"СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Авторы: Андреева Елена Файрузовна, Кобазова Юлия Владимировна
Должность: студентка группы ППО-15(5), научный руководитель
Учебное заведение: ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова»
Населённый пункт: Нерюнгри г.
Наименование материала: научная статья
Тема: "СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: высшее образование





Назад




Андреева Е.Ф., группа ППО-15(5),

ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия),

e-mail: andreewaelena.87@yandex.

ru

Научный руководитель: Кобазова Ю.В.,

доцент ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Младший

школьный

возраст

является

вершиной

детства.

Ребенок

сохраняет

много

детских

каче ств,

но

уже

утрачивает

дет скую

непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В

школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный

социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его

жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей

и на основе которой образуются основные психологические новообразования.

В

Федеральном

законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

говорится, что: «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

оказывается

детям,

испытывающим

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» [3, с. 38].

В

соответствии

с

задачами

ФГОС

ДОО

(утвержден

приказом

Министерством

образовании

науки

России

от 17

октября

2013

г.

1155)

приоритетом

взрослых

является:

«охрана

и

укрепление

физического

и

психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие».

В п.7 ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ

от 6 октября 2009 г. N 373)

предполагается «учет индивидуальных возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

обучающихся,

роли

и

значения

видов

деятельности

и

форм

общения

для

определения

целей

образования

и

воспитания

и

путей

их

достижения;

разнообразие

организационных

форм

и

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

обучающегося

(включая

одаренных

детей

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и

взрослыми в познавательной деятельности».

Начальная

цель

взаимодействия

педагога

- психолога

с

ребенком-

первоклассником - это определение (и в случае необходимости формирование)

его готовности к школе, выявление индивидуальных особенностей на любом

уровне

их

развития,

особенностей

познавательной

сферы,

а

так

же

сформированности

личности

первоклассника.

«Несформированность

необходимых

психологических

образований,

требуемых

учебных

умений

и

навыков,

мотивационная

или

интеллектуальная

неготовность

ребенка

к

обучению нередко приводят к возникновению различных типов дезадаптации».

Педагог-психолог

школы

обязан

оказывать

психологическое

сопровождение

учащимся начальной школы, а именно решает следующие задачи:

1.

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса

ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

2.

Создание

социально-психологических

условий

для

развития

личности

учащихся

и

их

успешного

обучения.

Решение

этой

задачи

предполагает,

что

учебно-воспитательный

процесс

в

учебном

заведении

построен

по

гибким

схемам,

может

изменяться

и

трансформироваться

в

зависимости

от

психологических

особенностей

тех

детей,

которые

пришли

обучаться в данное заведение.

3.

Создание

специальных

социально-психологических

условий

для

оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,

обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников,

у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала,

социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками,

психическом

самочувствии

и

пр.

Для

оказания

психолого-педагогической

помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных

мероприятий,

которые

позволяют

им

преодолеть

или

скомпенсировать

возникшие проблемы.

Можно выделить следующие основные направления:

1.

Психологическая

диагностика

представляет

собой

углубленное

психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода

обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности,

ее

потенциальных

возможностей

в

процессе

обучения

и

воспитания,

в

профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов

нарушений

в

обучении,

развитии,

социальной

адаптации.

Педагог-психолог

выявляет:

психологическую

готовность

к

обучению,

родительские

представления о готовности их детей к школе, особенности адаптации ребенка к

школе и выявляет уровень познавательного развития.

2.

Общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам

данной параллели.

3.

Коррекционно-развивающая

работа это

дополнительная

к

основному образовательному процессу деятельность, способствующая более

эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в

различных сферах.

4.

Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и

развития конкретных школьников и ученических групп;

5.

Консультирование

школьной

администрации

по

итогам

диагностического минимума и консилиума.

Автономия младшего школьника только начинает складываться. Он еще

не всегда различает, чего он хочет сам, чего хотят от него взрослые. Ему трудно

отделить свои намерения от предъявляемых к нему требований. Даже самый

тонкий исследователь не сумеет отличить, что исходит от самих детей, а что

привнесено. Педагогу тоже непросто в суждениях и оценках ребенка услышать

его собственный голос.

Проблемы

ребенка

могут

быть

понятны

только

во

всей

полноте

его

жизненных обстоятельств, связей, отношений. Чтобы помочь ему, педагогу-

психологу необходимо увидеть полную картину его развития, соотнести ее с

семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.

Список литературы:

1.

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое

сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб, 1996. - 225 с.

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №

1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта», 2013.

3.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

ст.42, п.1, 2014. - 118 с.

4.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.

N 373

«

Об

утверждении

Федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования»

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика