Авторы: Садикова Лилия Ивановна, Шушкова Ляйля Хамидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей интереса к
подвижным играм»
Садикова Л.И.
Шушкова Л.Х.
2019 г.
Формирование у детей интереса к подвижным играм.
Классификация подвижных игр.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная
активная
деятельность
ребенка,
характеризующаяся
точным
и
своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех
играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредствам
которого
ребенок
готовится
к
жизни.
Увлекательное
содержание,
эмоциональная
насыщенность
игры
побуждает
ребенка
к
определенным
умственным и физическим усилиям.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что
видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение
не общение со сверстниками, а отражение жизни взрослых или животных:
они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочки
крылышками,
и
т.д.
Стремление
к
одухотворению
неживой
природы
объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой
характер.
В старшем дошкольном возрасте характер игровой деятельности детей
меняется.
Их
начинает
интересовать
результат
подвижной
игры,
они
стремятся
выразить
свои
чувства,
желания,
осуществить
задуманное,
творчески
отобразить
в
воображении
и
поведении
накопленный
двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация
продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Условно
можно
выделить
несколько
типов
подвижных
игр,
по
–
разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих
в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ
творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном
соблюдении
правил.
Убегая,
догоняя,
увертываясь,
дети
максимально
мобилизуют
свои
умственные
и
физические
силы,
при
этом
они
самостоятельно
выбирают
способы,
обеспечивающие
результативность
игровых действий, совершенствующие психофизические качества.
Игры,
требующие
придумывания
движений
или
мгновенного
прекращения
действия
по
игровому
сигналу,
побуждают
детей
к
индивидуальному
коллективному
творчеству
(придумыванию
комбинаций
движений,
имитации
движений
транспортных
средств,
животных).
Такие
игры
являются
одновременно
упражнением
для
воли,
внимания,
мысли,
чувства и движения.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,
отбивает,
подбрасывает,
перебрасывает,
соединяет
движения
с
хлопками,
различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные
координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного
мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает
избавится от мышечных напряжений, вызывает удовлетворение.
Игры
с
элементами
соревнования
требуют
п р а в и л ь н о го
педагогического
руководства
ими,
предполагающего
соблюдение
ряда
условий:
каждый
ребенок
участвующий
в
игре,
должен
хорошо
владеть
двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д) в
которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в
играх – эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей
при подведении итогов игры.
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту;
- по степени подвижности ребенка в игре:
малой подвижности,
средней подвижности,
большой подвижности;
- по видам движений:
игры с бегом,
игры с метанием и т. д.;
- по содержанию:
подвижные игры с правилами,
спортивные игры.
Классификация подвижных игр
При классификации подвижных игр по сложности их разделяют на
элементарные и сложные игры. К элементарным играм относятся:
– сюжетные игры – имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные
правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую
выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими
группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным;
– бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные
игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это игры типа
перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль,
игровые действия);
– игры с элементами соревнования (индивидуального и группового);
– несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды;
ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды) и
т.д.;
– игровые
упражнения,
где
каждый
ребенок
действует
отдельно,
выполняя указания взрослого.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон,
настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), которые требуют
собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной
техникой
движений,
быстроты
двигательной
реакции.
В
дошкольном
возрасте
используются
элементы
спортивных
игр,
и
дети
играют
по
упрощенным правилам.
Классификация подвижных игр по преимущественному формированию
физических качеств:
– игры на формирование ловкости;
– игры на формирование быстроты;
– игры на формирование выносливости;
– игры на формирование силы.
Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:
– игры с ходьбой;
– игры с бегом;
– игры с лазанием;
– игры с прыжками;
– игры с метанием.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:
– игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа
детей, построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки;
– игры средней подвижности – активно участвует вся группа, но
характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача
предметов) или движение выполняется подгруппами;
– игры малой подвижности – движения выполняются в медленном
темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на
внимание).
Подводя итог, можно сказать, что, играя и реализуя различные формы
активности
дети
познают
окружающий
мир,
себя,
свое
тело,
свои
возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и цельно.
Подвижные игры
«На рыбалке» (средняя группа)
Рыбной ловлей мальчики зачастую интересуются больше, нежели
девочки, однако эта игра наверняка будет интересна как тем, так и другим.
Вам в первую очередь надо выбрать двух ведущих на роль «Рыбаков».
Остальные участники игры - «рыбки». «Рыбаки» должны ловить «рыбу»,
взявшись за руки. «Рыбка» считается пойманной только в том случае, если
«рыбакам» удается окружить ее, сомкнув вокруг нее руки.
Те «рыбки», которые угодили в сети, присоединяются к «рыбакам».
Другими словами, число «рыбаков», растет, и таким образом постепенно
получается целый «невод», теперь «рыбок» вылавливают этим «неводом».
Два последних не пойманных игрока считаются победителями. Если игра
повторяется, они начинают ее в роли «рыбаков». Время игры и число игроков
не ограничены.
«Поезд чу-чу-чу». (младшая группа)
Каждый игрок-это отдельный вагончик. По команде (воспитатель
гудит) «вагончики» устраиваются в линию. Воспитатель встает впереди
вместо «паровоза» и начинает движение. Сначала «поезд» двигается
медленно, постепенно набирает ход, переходя на бег. При этом дети друг за
друга не держатся. Как только воспитатель говорит: «Поезд подъезжает к
станции» — движение замедляется и в итоге совсем останавливается.
Ведущий опять дает «гудок» и поезд продолжает свой путь.
После нескольких таких игр на место «паровоза» встает один из детей
и подает команды.
Чтобы эта игра развивала в детях смекалку, память и реакцию, нужно
для каждого ребенка установить свое отдельное место для вагончика и
каждый раз, как только «поезд» собирается все дети должны вставать на свои
места.
Для усложнения задачи: на остановке «вагончики» могут разбегаться и
собирать ягоды и грибочки или просто поплясать и попрыгать. Ведущий дает
гудок, и все заново собираются в «поезд» и продолжают свой путь.
«Бегите к флажку». (младшая группа)
Здесь понадобятся флажки двух цветов – красного и синего.
Игроков делят на две группы. Каждой группе раздаются свои флажки
одной красные, другой – синие. У ведущего остается и красный и синий
флажки, которые он держит руками, например, синий флажок в правой руке,
а красный – в левой. Игроки устанавливаются в ряд у той руки, в которой
флажок их цвета. Ведущий дает команду «Можно погулять». Дети
разбредаются по помещению и начинают ходить, прыгать и плясать. Через
некоторое время воспитатель говорит: «Раз, два, три, сюда скорей беги»!
Дети собираются каждый у своего флажка. Затем опять идет команда «Можно
погулять» и игроки расходятся. В это время воспитатель переходит из одного
места в другое и опять дает команду собраться около него. Итак, 4-5 раз.
Чтобы усложнить игру, можно добавить новую команду «стоп». После
нее игроки должны остановится и закрыть глаза. Ведущий перебегает на
другую сторону и меняет в руках местами флажки. Потом следует сигнал
собраться в группы. Дети открывают глаза и бегут каждый к своему флажку.
Данная подвижная игра в младшей группе развивает у детей навык
различать цвета и скорость на внимание.
Игра «Геометрические фигуры» (старшая и подготовительная
группа)
Игроков делят на несколько групп, в каждой группе по 5-6 человек. По
команде водящего (воспитателя), игроки держаться за руки, и все вместе
изображают геометрическую фигуру, которую назвал водящий (воспитатель).
Круг
Квадрат
Прямоугольник
Треугольник и тд.
Данная игра закрепляет знание детей геометрических фигур, развивает
глазомер, логику, внимание.