Напоминание

«Формирование у детей интереса к подвижным играм»


Авторы: Садикова Лилия Ивановна, Шушкова Ляйля Хамидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование у детей интереса к

подвижным играм»

Садикова Л.И.

Шушкова Л.Х.

2019 г.

Формирование у детей интереса к подвижным играм.

Классификация подвижных игр.

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная

активная

деятельность

ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех

играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредствам

которого

ребенок

готовится

к

жизни.

Увлекательное

содержание,

эмоциональная

насыщенность

игры

побуждает

ребенка

к

определенным

умственным и физическим усилиям.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что

видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение

не общение со сверстниками, а отражение жизни взрослых или животных:

они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочки

крылышками,

и

т.д.

Стремление

к

одухотворению

неживой

природы

объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой

характер.

В старшем дошкольном возрасте характер игровой деятельности детей

меняется.

Их

начинает

интересовать

результат

подвижной

игры,

они

стремятся

выразить

свои

чувства,

желания,

осуществить

задуманное,

творчески

отобразить

в

воображении

и

поведении

накопленный

двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация

продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Условно

можно

выделить

несколько

типов

подвижных

игр,

по

разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих

в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ

творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном

соблюдении

правил.

Убегая,

догоняя,

увертываясь,

дети

максимально

мобилизуют

свои

умственные

и

физические

силы,

при

этом

они

самостоятельно

выбирают

способы,

обеспечивающие

результативность

игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры,

требующие

придумывания

движений

или

мгновенного

прекращения

действия

по

игровому

сигналу,

побуждают

детей

к

индивидуальному

коллективному

творчеству

(придумыванию

комбинаций

движений,

имитации

движений

транспортных

средств,

животных).

Такие

игры

являются

одновременно

упражнением

для

воли,

внимания,

мысли,

чувства и движения.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,

отбивает,

подбрасывает,

перебрасывает,

соединяет

движения

с

хлопками,

различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные

координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного

мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает

избавится от мышечных напряжений, вызывает удовлетворение.

Игры

с

элементами

соревнования

требуют

п р а в и л ь н о го

педагогического

руководства

ими,

предполагающего

соблюдение

ряда

условий:

каждый

ребенок

участвующий

в

игре,

должен

хорошо

владеть

двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д) в

которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в

играх – эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей

при подведении итогов игры.

Подвижные игры классифицируются:

- по возрасту;

- по степени подвижности ребенка в игре:

малой подвижности,

средней подвижности,

большой подвижности;

- по видам движений:

игры с бегом,

игры с метанием и т. д.;

- по содержанию:

подвижные игры с правилами,

спортивные игры.

Классификация подвижных игр

При классификации подвижных игр по сложности их разделяют на

элементарные и сложные игры. К элементарным играм относятся:

сюжетные игры – имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные

правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую

выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими

группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным;

бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные

игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это игры типа

перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль,

игровые действия);

игры с элементами соревнования (индивидуального и группового);

несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды;

ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды) и

т.д.;

игровые

упражнения,

где

каждый

ребенок

действует

отдельно,

выполняя указания взрослого.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон,

настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), которые требуют

собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной

техникой

движений,

быстроты

двигательной

реакции.

В

дошкольном

возрасте

используются

элементы

спортивных

игр,

и

дети

играют

по

упрощенным правилам.

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию

физических качеств:

– игры на формирование ловкости;

– игры на формирование быстроты;

– игры на формирование выносливости;

– игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

– игры с ходьбой;

– игры с бегом;

– игры с лазанием;

– игры с прыжками;

– игры с метанием.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа

детей, построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки;

игры средней подвижности – активно участвует вся группа, но

характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача

предметов) или движение выполняется подгруппами;

игры малой подвижности – движения выполняются в медленном

темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на

внимание).

Подводя итог, можно сказать, что, играя и реализуя различные формы

активности

дети

познают

окружающий

мир,

себя,

свое

тело,

свои

возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и цельно.

Подвижные игры

«На рыбалке» (средняя группа)

Рыбной ловлей мальчики зачастую интересуются больше, нежели

девочки, однако эта игра наверняка будет интересна как тем, так и другим.

Вам в первую очередь надо выбрать двух ведущих на роль «Рыбаков».

Остальные участники игры - «рыбки». «Рыбаки» должны ловить «рыбу»,

взявшись за руки. «Рыбка» считается пойманной только в том случае, если

«рыбакам» удается окружить ее, сомкнув вокруг нее руки.

Те «рыбки», которые угодили в сети, присоединяются к «рыбакам».

Другими словами, число «рыбаков», растет, и таким образом постепенно

получается целый «невод», теперь «рыбок» вылавливают этим «неводом».

Два последних не пойманных игрока считаются победителями. Если игра

повторяется, они начинают ее в роли «рыбаков». Время игры и число игроков

не ограничены.

«Поезд чу-чу-чу». (младшая группа)

Каждый игрок-это отдельный вагончик. По команде (воспитатель

гудит) «вагончики» устраиваются в линию. Воспитатель встает впереди

вместо «паровоза» и начинает движение. Сначала «поезд» двигается

медленно, постепенно набирает ход, переходя на бег. При этом дети друг за

друга не держатся. Как только воспитатель говорит: «Поезд подъезжает к

станции» — движение замедляется и в итоге совсем останавливается.

Ведущий опять дает «гудок» и поезд продолжает свой путь.

После нескольких таких игр на место «паровоза» встает один из детей

и подает команды.

Чтобы эта игра развивала в детях смекалку, память и реакцию, нужно

для каждого ребенка установить свое отдельное место для вагончика и

каждый раз, как только «поезд» собирается все дети должны вставать на свои

места.

Для усложнения задачи: на остановке «вагончики» могут разбегаться и

собирать ягоды и грибочки или просто поплясать и попрыгать. Ведущий дает

гудок, и все заново собираются в «поезд» и продолжают свой путь.

«Бегите к флажку». (младшая группа)

Здесь понадобятся флажки двух цветов – красного и синего.

Игроков делят на две группы. Каждой группе раздаются свои флажки

одной красные, другой – синие. У ведущего остается и красный и синий

флажки, которые он держит руками, например, синий флажок в правой руке,

а красный – в левой. Игроки устанавливаются в ряд у той руки, в которой

флажок их цвета. Ведущий дает команду «Можно погулять». Дети

разбредаются по помещению и начинают ходить, прыгать и плясать. Через

некоторое время воспитатель говорит: «Раз, два, три, сюда скорей беги»!

Дети собираются каждый у своего флажка. Затем опять идет команда «Можно

погулять» и игроки расходятся. В это время воспитатель переходит из одного

места в другое и опять дает команду собраться около него. Итак, 4-5 раз.

Чтобы усложнить игру, можно добавить новую команду «стоп». После

нее игроки должны остановится и закрыть глаза. Ведущий перебегает на

другую сторону и меняет в руках местами флажки. Потом следует сигнал

собраться в группы. Дети открывают глаза и бегут каждый к своему флажку.

Данная подвижная игра в младшей группе развивает у детей навык

различать цвета и скорость на внимание.

Игра «Геометрические фигуры» (старшая и подготовительная

группа)

Игроков делят на несколько групп, в каждой группе по 5-6 человек. По

команде водящего (воспитателя), игроки держаться за руки, и все вместе

изображают геометрическую фигуру, которую назвал водящий (воспитатель).

Круг

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник и тд.

Данная игра закрепляет знание детей геометрических фигур, развивает

глазомер, логику, внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика