Автор: Коровина Виктория Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Населённый пункт: село Никольское 2-е, Бобровский район
Наименование материала: доклад
Тема: «Любовь к чтению – залог успешной учёбы »
Раздел: начальное образование
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и
выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель,
и учитель, и друг.
Как же вызвать у детей интерес к чтению? Существуют правила, которые
необходимо выполнять.
Читать не более 10 – 15 минут.
Перед чтением создать условия для этого.
Ребёнок устал – сделайте паузу.
Не бойтесь хвалить ребёнка.
Когда
дети
начинают
постигать
азы
чтения,
необходимо
помочь
им
научиться
читать
бегло,
грамотно.
Выразительно,
т.
к.
неумение
читать
сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.
Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно
прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.
В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют
незначительные,
на
первый
взгляд,
моменты.
Так,
например,
наличие
собственной
библиотеки
или
просто
полочки
с
книгами,
возможность
обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес
детей к книге.
Для
того,
чтобы
приучить
детей
самостоятельно
читать,
можно
использовать
следующий
приём.
Кто-нибудь
из
взрослых
начинает
читать
ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый
событиями в книге и желанием узнать,
что произойдёт дальше с героями,
ребёнок
в
большинстве
случаев
продолжает
читать
самостоятельно.
Позже
взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за
самостоятельность.
Можно рассказать ребёнку один, но самый занимательный эпизод из
какого- либо рассказа. В ответ на вопрос «А что дальше?» дать ребёнку книгу:
«Вот прочти. Здесь столько интересных историй».
Хотелось, чтобы вы требовали от ребёнка запоминания фамилий автора и
художника-оформителя,
название
книги.
Перед
чтением
бывает
полезно
спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он
знает о нём, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети
младшего
школьного
возраста,
прочитав
5
–
6
страниц,
заглядывают
на
последнюю страницу – чем закончилось? Прочитав окончание книги, и узнав
судьбу героев, дети продолжают читать менее внимательно. И чтобы у детей не
появилась эта вредная привычка, не следует рассказывать детям заранее, как
развиваются события в книге, чем она заканчивается.
Для
младших
школьников
большое
воспитательное
значение
имеет
рассматривание
иллюстраций
в
книге.
Они
помогают
ребёнку
понять
и
запомнить прочитанное. Большое значение имеют вопросы, направленные на
то,
чтобы
ребёнок
внимательно
рассмотрел
изображаемое:
«Что
здесь
нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?»
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых
порах
ребёнок
затрудняется
рассказать
о
прочитанном,
надо
ему
помочь
с
помощью вопросов: « Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе
понравилось больше всего?»
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это
сближают родителей и детей. Чтения вслух – полезная тренировка для детей,
они привыкают читать громко, выразительно, чётко.
Что делать, если ребёнок плохо читает? Надо быть терпимыми к тому, что
на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Пусть
ребёнок
радуется
каждому
прочитанному
слову,
гордится
всякой
удачей
в
преодолении трудностей.
Дорогие
родители!
Ваш
ребёнок
уже
приобрёл
в
1
классе
начальные
учебные навыки. Необходимо и дальше их развивать. Как лучше всего это
сделать?
Старайтесь
совершенствовать
умение
осуществлять
осмысленные
действия. Чаще задавайте ребёнку вопрос о том, для чего он это делает или
делал.
Тогда
ребёнок
вынужден
будет
соотносить
поставленную
цель
с
конечным результатом работы.
При выполнении ребёнком домашних заданий и вы старайтесь, чтобы он
делал их полностью самостоятельно, помогайте ему в отдельных случаях лишь
разобраться в сути задания. Спрашивайте, зачем он в школе изучает конкретную
тему, какие навыки он приобретает при выполнении отдельных заданий. Вместе
с ним поищите разумный ответ.
Развитию
мышления
и
умению
понимать
людей
способствует
чтение
художественной литературы. Постарайтесь, чтобы ежедневно ребёнок читал 5 –
10 страниц и пересказывал вам прочитанное.
Как привить интерес к чтению.
Читайте сами и с удовольствием, личный пример – великая штука.
Читайте вслух – это создаёт в семье атмосферу тепла и уюта.
Книга – ценный дар; покупайте книги, дарите книги.
Получайте книги в дар с радостью.
Поощряйте
чтение
периодической
печати,
разгадывайте
сканворды
и
кроссворды совместно с детьми, выписывайте и читайте детские журналы.
Организуйте дома детскую библиотечку.
Как учить ребёнка правильно работать с книгой.
Вырабатывайте навык беглого и осознанного чтения.
Учите выразительному чтению.
Развивайте
умение
устанавливать
последовательность
действий
в
прочитанном произведении
Начинайте читать книгу с обложки и титульного листа.
Ведите читательский дневник.
Обсуждайте с ребёнком, что он узнал на уроках, как общался с друзьями.
Вы
получите
разную
информацию,
включая
отрицательные
факты.
Важно
спокойно, без возмущения вместе с ребёнком дать обоснованную оценку как
положительных, так и отрицательных действий окружающих, найти причины
проявления людьми доброты и злости, чуткости и безразличия, эмоциональной
несдержанности и разумного спокойствия. Тогда вы поможете своему ребёнку
лучше контролировать своё поведение.
Наличие
домашних
обязанностей
помогает
формировать
волю,
целеустремлённость, проявлять внимание к близким людям. Ребёнок 7 – 8 лет
должен уметь убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и выполнять
данную работу без возмущения, а с желанием через неё выразить свою заботу о
вас.
Постарайтесь
контролировать
просмотр
телепередач,
ограничивайте
просмотр
фильмов
со
сценами
насилия,
жестокости,
грубости,
давайте
им
негативную
оценку,
иначе
у
ребёнка
может
сформироваться
привычка
к
жестокости, безразличие к насилию, склонность к подражанию в совершении
подобных действий.
Замечайте и хвалите все достижения ребёнка в развитии воли, терпения,
самоконтроля. Свои замечания и требования высказывайте в разъяснительно-
дружественном
тоне,
спокойно
и
обоснованно,
помогая
ребёнку
совершенствовать чувство совести и долга перед собой, родителями, учителями.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является
многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым
заданием.
Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе
чтения
совершенствуются
память,
устойчивость
внимания.
А
от
этих
2
показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память
человеческая
устроена
так,
что
запоминается
не
то,
что
постоянно
перед
глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если мы хотим освоить
какие-то умения, довести их до автоматизма, то вовсе мы не должны проводить
длинные упражнения, длинные по времени. Мы должны проводить короткими
порциями, но с большой частотой.
Было бы гораздо лучше, если бы домашнее чтение проводилось тремя
порциями
по
несколько
минут.
Небольшой
абзац ребёнок
прочитывает
и
пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция.
Эффективность такого чтения гораздо выше, чем тренировка в течение
часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
- Положи книжку под подушку.
Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было
последним впечатлением дня.
Приведу ещё один пример – семейное вечернее чтение. Родители и дети
по
очереди
читают
книгу.
Это
последнее
яркое
впечатление
дня
укрепляет
любовь к чтению.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Если
ребёнок
не
любит
читать,
то
это
означает,
что
у
него
при
чтении
возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает
одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой
режим
автоматически
получается,
если
ребёнок
просматривает
диафильмы: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул.
Одним из приёмов, обеспечивающим развитие навыка чтения является
чтение «выше нормы». Это когда ученик, хорошо зная свою норму чтения
незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10 – 15 слов.
Например,
норма
чтения
незнакомого
текста
составляет
40
слов,
значит
домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту.
Во
2
классе
идёт
переход
на
чтение
целыми
словами,
отчётливое
произнесение
читаемых
слов.
Темп
чтения
–
не
менее
50
слов
в
минуту,
соблюдение правильной интонации в зависимости от знака препинания. Ученик
даёт полные ответы по содержанию прочитанного текста.
Родителям
надо
научить
ребёнка
самостоятельно
добывать
знания.
Следуйте указаниям памятки для родителей – тогда задача будет решена.
Памятка
«Как выполнять задание по чтению».
1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были
допущены ошибки.
2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).
3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в
словаре, у учителя, дома – у взрослых).
4.
Прочитай
текст
ещё
раз,
найди
«смысловые
опоры»,
то
есть
слова
и
выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть
прочитанного.
5. Перескажи текст, используя «смысловые опоры».
Будьте последовательны сами и приучайте к последовательности ребёнка!