Напоминание

«Любовь к чтению – залог успешной учёбы »


Автор: Коровина Виктория Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Населённый пункт: село Никольское 2-е, Бобровский район
Наименование материала: доклад
Тема: «Любовь к чтению – залог успешной учёбы »
Дата публикации: 02.11.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и

выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель,

и учитель, и друг.

Как же вызвать у детей интерес к чтению? Существуют правила, которые

необходимо выполнять.

Читать не более 10 – 15 минут.

Перед чтением создать условия для этого.

Ребёнок устал – сделайте паузу.

Не бойтесь хвалить ребёнка.

Когда

дети

начинают

постигать

азы

чтения,

необходимо

помочь

им

научиться

читать

бегло,

грамотно.

Выразительно,

т.

к.

неумение

читать

сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно

прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют

незначительные,

на

первый

взгляд,

моменты.

Так,

например,

наличие

собственной

библиотеки

или

просто

полочки

с

книгами,

возможность

обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес

детей к книге.

Для

того,

чтобы

приучить

детей

самостоятельно

читать,

можно

использовать

следующий

приём.

Кто-нибудь

из

взрослых

начинает

читать

ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый

событиями в книге и желанием узнать,

что произойдёт дальше с героями,

ребёнок

в

большинстве

случаев

продолжает

читать

самостоятельно.

Позже

взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за

самостоятельность.

Можно рассказать ребёнку один, но самый занимательный эпизод из

какого- либо рассказа. В ответ на вопрос «А что дальше?» дать ребёнку книгу:

«Вот прочти. Здесь столько интересных историй».

Хотелось, чтобы вы требовали от ребёнка запоминания фамилий автора и

художника-оформителя,

название

книги.

Перед

чтением

бывает

полезно

спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он

знает о нём, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети

младшего

школьного

возраста,

прочитав

5

6

страниц,

заглядывают

на

последнюю страницу – чем закончилось? Прочитав окончание книги, и узнав

судьбу героев, дети продолжают читать менее внимательно. И чтобы у детей не

появилась эта вредная привычка, не следует рассказывать детям заранее, как

развиваются события в книге, чем она заканчивается.

Для

младших

школьников

большое

воспитательное

значение

имеет

рассматривание

иллюстраций

в

книге.

Они

помогают

ребёнку

понять

и

запомнить прочитанное. Большое значение имеют вопросы, направленные на

то,

чтобы

ребёнок

внимательно

рассмотрел

изображаемое:

«Что

здесь

нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?»

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых

порах

ребёнок

затрудняется

рассказать

о

прочитанном,

надо

ему

помочь

с

помощью вопросов: « Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе

понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это

сближают родителей и детей. Чтения вслух – полезная тренировка для детей,

они привыкают читать громко, выразительно, чётко.

Что делать, если ребёнок плохо читает? Надо быть терпимыми к тому, что

на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Пусть

ребёнок

радуется

каждому

прочитанному

слову,

гордится

всякой

удачей

в

преодолении трудностей.

Дорогие

родители!

Ваш

ребёнок

уже

приобрёл

в

1

классе

начальные

учебные навыки. Необходимо и дальше их развивать. Как лучше всего это

сделать?

Старайтесь

совершенствовать

умение

осуществлять

осмысленные

действия. Чаще задавайте ребёнку вопрос о том, для чего он это делает или

делал.

Тогда

ребёнок

вынужден

будет

соотносить

поставленную

цель

с

конечным результатом работы.

При выполнении ребёнком домашних заданий и вы старайтесь, чтобы он

делал их полностью самостоятельно, помогайте ему в отдельных случаях лишь

разобраться в сути задания. Спрашивайте, зачем он в школе изучает конкретную

тему, какие навыки он приобретает при выполнении отдельных заданий. Вместе

с ним поищите разумный ответ.

Развитию

мышления

и

умению

понимать

людей

способствует

чтение

художественной литературы. Постарайтесь, чтобы ежедневно ребёнок читал 5 –

10 страниц и пересказывал вам прочитанное.

Как привить интерес к чтению.

Читайте сами и с удовольствием, личный пример – великая штука.

Читайте вслух – это создаёт в семье атмосферу тепла и уюта.

Книга – ценный дар; покупайте книги, дарите книги.

Получайте книги в дар с радостью.

Поощряйте

чтение

периодической

печати,

разгадывайте

сканворды

и

кроссворды совместно с детьми, выписывайте и читайте детские журналы.

Организуйте дома детскую библиотечку.

Как учить ребёнка правильно работать с книгой.

Вырабатывайте навык беглого и осознанного чтения.

Учите выразительному чтению.

Развивайте

умение

устанавливать

последовательность

действий

в

прочитанном произведении

Начинайте читать книгу с обложки и титульного листа.

Ведите читательский дневник.

Обсуждайте с ребёнком, что он узнал на уроках, как общался с друзьями.

Вы

получите

разную

информацию,

включая

отрицательные

факты.

Важно

спокойно, без возмущения вместе с ребёнком дать обоснованную оценку как

положительных, так и отрицательных действий окружающих, найти причины

проявления людьми доброты и злости, чуткости и безразличия, эмоциональной

несдержанности и разумного спокойствия. Тогда вы поможете своему ребёнку

лучше контролировать своё поведение.

Наличие

домашних

обязанностей

помогает

формировать

волю,

целеустремлённость, проявлять внимание к близким людям. Ребёнок 7 – 8 лет

должен уметь убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и выполнять

данную работу без возмущения, а с желанием через неё выразить свою заботу о

вас.

Постарайтесь

контролировать

просмотр

телепередач,

ограничивайте

просмотр

фильмов

со

сценами

насилия,

жестокости,

грубости,

давайте

им

негативную

оценку,

иначе

у

ребёнка

может

сформироваться

привычка

к

жестокости, безразличие к насилию, склонность к подражанию в совершении

подобных действий.

Замечайте и хвалите все достижения ребёнка в развитии воли, терпения,

самоконтроля. Свои замечания и требования высказывайте в разъяснительно-

дружественном

тоне,

спокойно

и

обоснованно,

помогая

ребёнку

совершенствовать чувство совести и долга перед собой, родителями, учителями.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является

многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым

заданием.

Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе

чтения

совершенствуются

память,

устойчивость

внимания.

А

от

этих

2

показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память

человеческая

устроена

так,

что

запоминается

не

то,

что

постоянно

перед

глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если мы хотим освоить

какие-то умения, довести их до автоматизма, то вовсе мы не должны проводить

длинные упражнения, длинные по времени. Мы должны проводить короткими

порциями, но с большой частотой.

Было бы гораздо лучше, если бы домашнее чтение проводилось тремя

порциями

по

несколько

минут.

Небольшой

абзац ребёнок

прочитывает

и

пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция.

Эффективность такого чтения гораздо выше, чем тренировка в течение

часа-полутора за один приём.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

- Положи книжку под подушку.

Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было

последним впечатлением дня.

Приведу ещё один пример – семейное вечернее чтение. Родители и дети

по

очереди

читают

книгу.

Это

последнее

яркое

впечатление

дня

укрепляет

любовь к чтению.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Если

ребёнок

не

любит

читать,

то

это

означает,

что

у

него

при

чтении

возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает

одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой

режим

автоматически

получается,

если

ребёнок

просматривает

диафильмы: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул.

Одним из приёмов, обеспечивающим развитие навыка чтения является

чтение «выше нормы». Это когда ученик, хорошо зная свою норму чтения

незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10 – 15 слов.

Например,

норма

чтения

незнакомого

текста

составляет

40

слов,

значит

домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту.

Во

2

классе

идёт

переход

на

чтение

целыми

словами,

отчётливое

произнесение

читаемых

слов.

Темп

чтения

не

менее

50

слов

в

минуту,

соблюдение правильной интонации в зависимости от знака препинания. Ученик

даёт полные ответы по содержанию прочитанного текста.

Родителям

надо

научить

ребёнка

самостоятельно

добывать

знания.

Следуйте указаниям памятки для родителей – тогда задача будет решена.

Памятка

«Как выполнять задание по чтению».

1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были

допущены ошибки.

2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).

3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в

словаре, у учителя, дома – у взрослых).

4.

Прочитай

текст

ещё

раз,

найди

«смысловые

опоры»,

то

есть

слова

и

выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть

прочитанного.

5. Перескажи текст, используя «смысловые опоры».

Будьте последовательны сами и приучайте к последовательности ребёнка!



В раздел образования




Яндекс.Метрика