Автор: Шабурова Татьяна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Тема: "Какой бывает вода? "
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему:
«Какой бывает вода?».
Цель:
Формирование
первичных
представлений
о
воде,
ее
свойствах,
о
круговороте воды в природе.
Программные задачи:
образовательные - познакомить детей с особенностями воды;
развивающие - развивать в детях любознательность;
воспитательные - воспитывать стремление к познанию природы.
Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки с изображением
агрегатных состояний воды, театральная ширма, куклы для сказки «Солнце и
ручеек», материал для проведения опытов с водой.
Ход НОД
1. Вводная часть. Психологический настрой.
Воспитатель: - Ребята вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? А
вы хотите увидеть в сказку?
(Показ сказки «Солнце и ручеек»)
- Да что же это такое! – воскликнул маленький Ручеёк, - вторую неделю
Солнце светит и ни одного облачка на небе.
- Все мне рады, горделиво проговорило Солнце, - один ты недоволен.
Осенью каждый погожий денек дорог.
- Ты так говоришь, потому что не любишь, когда тебя тучи прикрывают.
- Что хорошего в тучах – одна вода,
- Солнце слегка покачнулось.
- Вот именно, вода! – подтвердил Ручеёк.
- Осенью она должна обильно напоить землю, чтобы зимой под снегом
деревьям и кустарникам спокойно спалось. А мне как нужна вода!!!
-Тебе-то зачем?! – удивилось Солнце.
- Я и все мои собратья, - ответил Ручеёк, соберем воду с полей и
огородов, станем полноводными и понесём её к реке.
- В реке и так воды полно, задумчиво проговорило Солнце.
- Без нас, больших и малых ручейков, река быстро обмелеет. А с нами
понесет она свои воды всё быстрее и быстрее к синему морю.
- А морю-то, вода зачем? – не унималось Солнце.
- Там её и так видимо-невидимо.
- Воды в море много потому, пояснил Ручеёк, - что реки несут ему свои
воды.
- Под моими палящими лучами вода в море, можно сказать, закипает,
пары вырываются вверх, как из кипящего чайника.
- Вода поднимается в облака и тучи, - настойчиво объяснял Ручеёк,-
ветер гонит их вглубь суши. Где дождём выливаются отяжелевшие капли.
- Вот как круговерть! – восхитилось Солнце, - а без меня ничего этого
бы и не было. Выходит, что это я наполняю всех живительной влагой.
- Выходит!.. – вздохнув, согласился Ручеек.
Беседа с детьми.
- Что произойдет с ручейком, если не будет дождей?
- Куда несет ручеёк свои воды?
- Куда несет река свои воды?
- Как вода собирается в облака и тучи?
- Как она попадает в ручеек?
Воспитатель:
Приглашаю
всех
в
«лабораторию
опытов
и
экспериментов», чтобы найти там ответы на все свои вопросы.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-
нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода,
огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч должен
быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий
отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. При слове
«огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая
руками. Затем мяч возвращается водящему.
Работа в лаборатории.
Воспитатель:
Давайте
проделаем
опыт:
возьмем
узкую
баночку
и
наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую
приняла вода, изменилась?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором
находится.
Воспитатель:
Вода - жидкость. Вспомните лужи после дождя. На
асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не
видно, но земля влажная.
Воспитатель: А какого цвета вода? Возьмем два стакана - один с водой, а
другой с молоком. Возьмем картинку и поставим на нее стакан с водой. Нам
видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы
обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - не виден. Значит, вода
- прозрачная жидкость.
Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной? Намочим
кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как
изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не
виден. Возьмем плоское стеклышко и накроем им картинку. Что можно сказать
о стекле?
Вывод: стекло, как и вода, прозрачное, и через него все видно.
Воспитатель: Вода может находиться в разном агрегатном состоянии
(твердом, жидком, газообразном). Давайте узнаем в каких.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилось. (Снег)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду.
Покуда он идет. (Дождь)
Игра: «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру.
Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит
музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и
игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки
капельки,
им
пора
отправляться
в
путь.
(Музыка.)
Капельки
прыгают,
разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели
капельки
на
землю…
Попрыгаем,
поиграем.
Скучно
им
стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими
весёлыми
ручейками.
(Капельки
составят
ручей,
взявшись
за
руки.)
Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну
цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка
и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка
наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали
капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и
вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к
маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники
не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
3. Заключительная часть.
По
окончании
игры
звучит
музыка
ручейка
в
лесу.
Воспитатель
подводит итог занятия.