Напоминание

"Проблемное обучение как реализация познавательной модели обучения в начальной школе"


Автор: Горбатенкова Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как реализация познавательной модели обучения в начальной школе"
Дата публикации: 04.11.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемное обучение

как реализация познавательной модели обучения

в начальной школе.

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

Китайская мудрость

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся

идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить ребёнку то, до

чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку сделать своё

маленькое открытие .

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1.

Создать

условия

для

приобретения

учащимися

средств

познания

и

исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3.

Применять

дифференцированный

и

интегрированный

подход

в

учебном

и

воспитательном процессе.

Т.е.

задача

учителя

-

находить,

конструировать

полезные

для

познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению

и

решению,

естественно,

не

требуя

никаких

специальных

упражнений,

искусственно подбираемых ситуаций.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого

комплекса

предметных

и

метапредметных

умений. В

таких

условиях

перед

педагогом встает сразу несколько вопросов.

Какие

образовательные

технологии

позволяют

учителю

эффективно

ф о р м и р о в а т ь

у

м л а д ш и х

ш к о л ь н и к о в

к о м п л е к с

У У Д ?

Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них

а к т и в н е е

ф о р м и р у е т с я

м ы ш л е н и е

и

р е ч ь ?

Когда

дети

осуществляют

творческую

деятельность

значит,

развивают

творческие

способности),

активно

отстаивают

собственную

позицию,

рискуют,

п р о я в л я ю т

и н и ц и а т и в у ?

Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания

можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс,

включающий

четыре

основных

этапа:

постановку

проблемы,

поиск

решения

проблемы, описание решения и его реализацию.

Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его

разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

-

Побудить

учащихся

делать

сравнения,

обобщения,

выводы

из

ситуации,

сопоставлять факты.

-

Ставить

конкретные

вопросы

на

обобщение,

обоснование,

конкретизацию,

логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания;

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или

противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена

в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее

решения → решение проблемы.

Любое

научное

творчество

начинается

с

возникновения

проблемной

ситуации,

т.

е.

со

столкновения

с

противоречием.

При

этом

исследователь

испытывает

острое

чувство

удивления

или

затруднения,

которое

буквально

заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать

противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы

зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у

у ч е н и к о в

ж е л а н и я

у с в о и т ь

э т о

н о в о е

з н а н и е .

Для

включения

обучающихся

в

активную

деятельность

учителю

необходимо

использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового

знания.

На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие

с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

1) Математика. 4 класс. Тема «Положительные и отрицательные числа»

У каждого ученика модели термометра с передвижной шкалой.

Дети работают в парах, после каждого задания проверяют товарища по парте, при

необходимости помогают исправить ошибку.

Задание: поставить шкалу термометра: +18, на 7 больше, +5, на 5 меньше

- Какое число показывает ваш термометр? (Ноль)

- Существуют ли показания термометра меньше 0? (Да: -1,-2,-3…)

- Но ведь чисел в натуральном ряде чисел меньше одного нет! (Значит, эти числа

нельзя назвать натуральными)

- Как бы вы назвали такие числа, которые меньше нуля, записываются со знаком

«минус», обозначают температуру воздуха при морозе?

2) Русский язык. 2 класс. Тема «Число имён существительных»

Словарная работа. Картинный диктант: пальто, варежки, платок, девочка, ученик.

- Найдите «лишнее слово». (Все слова употреблены в единственном числе,

а слово варежки – во множественном.)

- Что обозначает существительное в единственном числе?

(Один предмет.)

- Что обозначает существительное во множественном числе?

(Два или больше предметов.)

- Сделайте вывод.

3 )

М а т е м а т и к а .

3

к л а с с .

Т е м а

« П о р я д о к

д е й с т в и й »

Учитель делает на доске запись:

(2 + 7) ∙ 3 =27

2 + 7 ∙ 3 = 23

-

В и ж у ,

в ы

у д и в л е н ы

( р е а к ц и я

у д и в л е н и я ) .

П о ч е м у ?

- Примеры одинаковые, а ответы разные!

-

З н а ч и т ,

н а д

к а к и м

в о п р о с о м

п о д у м а е м ?

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

- Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

- Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27

- Где вы поставите скобки?

4) Русский язык. 3 класс. Тема «Сложные слова»

На

доске

записаны

слова:

земледелие,

водопад,

пчеловод.

Работа

в

парах.

Группам предлагается выделить корень слова.

Задание выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления.

5) Русский язык. 3 класс. Тема «Мягкий знак после шипящих»

Повторение, какие существительные относятся к 1, 2, и 3 склонению. Обращается

внимание, что к 3 скл. относятся существительные женского рода с нулевым

окончанием.

-Что ещё можно добавить?

-С Ь на конце.

Предложенные слова дети распределяют в 3 столбика по склонениям.

- К какому склонению относится слово «мышь»?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что в 3 склонении на конце после шипящих

п и ш е т с я

Ь .

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

6) Математика. 2 класс. Тема «Умножение»

В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не

решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.

Обучающимся

предлагается

ряд

заданий,

решение

которых

сводится

к

вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается

задача: "На одну рубашку пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить

на

25

рубашек?"

-

практическое

задание,

не

выполнимое

второклассниками

вообще,

либо

считать

будут

долго.

(3+3+3+3+3+3+3+3+………………………)

Знакомство с умножением.

7) Математика. 3 класс. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не

с т а л к и в а л и с ь ,

т .

е . з а д а н и е ,

н е

п о х о ж е е

н а

п р е д ы д у щ е е .

- На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные

числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ

выполнения которого уже известен.)

-

Выпишите

в

другой

столбик

двузначные

числа

и

тоже

умножьте

их

на

(Обучающиеся испытывают затруднение.)

- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем

оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Приём «Яркое пятно»

На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает

использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная

новая

тема

чаще

всего

не

интересна

ученикам,

и

получается

скучный

традиционный

урок.

Где

же

выход?

Можно

увлечь

ребят

заранее

сформулированной

темой

урока,

используя

специальный

прием,

условно

называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы

сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории

науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал,

способный

заинтриговать

и

захватить

внимание

учеников,

но

обязательно

связанный с темой урока.

- Посмотрите на фотографию, сделанную из космоса.

- Какого цвета наша планета? (Синего и голубого)

- Почему? На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра,

реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет

занимать вода и только одну – суша.

Заключение.

Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека

только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не

может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

При

работе

с

использованием

проблемно-диалогического

обучения

происходит развитие:

1. умственных

способностей

учащихся (возникающие

затруднения

заставляют

учащихся

задумываться,

искать

выход

из

проблемной

ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка

проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора

плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов

действий, поиск нестандартных решений).

Проблемное обучение

вносит

свой

вклад

в

формирование

готовности

к

творческой

деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако,

все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той

или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки

проблемы

обеспечивают

учебную

мотивацию,

которую

не

обеспечивает

традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему,

которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно

проводить

по

такой

структуре

уроки

по

любым

предметам.

Конечно,

работа

трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные

упражнения

для

актуализации

знаний

и

создания

проблемной

ситуации,

продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с

принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение

должно

быть

проблемным,

так

как

оно

формирует

творческую

личность,

способную

логически

мыслить,

находить

решение

в

различных

проблемных

ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.

Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования – М.: Просвещение, 2015.

2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений

планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3.

ФГОС. – М.: Просвещение, 2017.

3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета

Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия,

2017.

4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа.

– 2016 №7



В раздел образования




Яндекс.Метрика