Автор: Горбатенкова Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как реализация познавательной модели обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Проблемное обучение
как реализация познавательной модели обучения
в начальной школе.
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Китайская мудрость
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся
идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить ребёнку то, до
чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку сделать своё
маленькое открытие .
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1.
Создать
условия
для
приобретения
учащимися
средств
познания
и
исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3.
Применять
дифференцированный
и
интегрированный
подход
в
учебном
и
воспитательном процессе.
Т.е.
задача
учителя
-
находить,
конструировать
полезные
для
познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению
и
решению,
естественно,
не
требуя
никаких
специальных
упражнений,
искусственно подбираемых ситуаций.
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого
комплекса
предметных
и
метапредметных
умений. В
таких
условиях
перед
педагогом встает сразу несколько вопросов.
Какие
образовательные
технологии
позволяют
учителю
эффективно
ф о р м и р о в а т ь
у
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в
к о м п л е к с
У У Д ?
Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них
а к т и в н е е
ф о р м и р у е т с я
м ы ш л е н и е
и
р е ч ь ?
Когда
дети
осуществляют
творческую
деятельность
(а
значит,
развивают
творческие
способности),
активно
отстаивают
собственную
позицию,
рискуют,
п р о я в л я ю т
и н и ц и а т и в у ?
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания
можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс,
включающий
четыре
основных
этапа:
постановку
проблемы,
поиск
решения
проблемы, описание решения и его реализацию.
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его
разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
-
Побудить
учащихся
делать
сравнения,
обобщения,
выводы
из
ситуации,
сопоставлять факты.
-
Ставить
конкретные
вопросы
на
обобщение,
обоснование,
конкретизацию,
логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена
в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее
решения → решение проблемы.
Любое
научное
творчество
начинается
с
возникновения
проблемной
ситуации,
т.
е.
со
столкновения
с
противоречием.
При
этом
исследователь
испытывает
острое
чувство
удивления
или
затруднения,
которое
буквально
заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать
противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы
зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у
у ч е н и к о в
ж е л а н и я
у с в о и т ь
э т о
н о в о е
з н а н и е .
Для
включения
обучающихся
в
активную
деятельность
учителю
необходимо
использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового
знания.
На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие
с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
1) Математика. 4 класс. Тема «Положительные и отрицательные числа»
У каждого ученика модели термометра с передвижной шкалой.
Дети работают в парах, после каждого задания проверяют товарища по парте, при
необходимости помогают исправить ошибку.
Задание: поставить шкалу термометра: +18, на 7 больше, +5, на 5 меньше
- Какое число показывает ваш термометр? (Ноль)
- Существуют ли показания термометра меньше 0? (Да: -1,-2,-3…)
- Но ведь чисел в натуральном ряде чисел меньше одного нет! (Значит, эти числа
нельзя назвать натуральными)
- Как бы вы назвали такие числа, которые меньше нуля, записываются со знаком
«минус», обозначают температуру воздуха при морозе?
2) Русский язык. 2 класс. Тема «Число имён существительных»
Словарная работа. Картинный диктант: пальто, варежки, платок, девочка, ученик.
- Найдите «лишнее слово». (Все слова употреблены в единственном числе,
а слово варежки – во множественном.)
- Что обозначает существительное в единственном числе?
(Один предмет.)
- Что обозначает существительное во множественном числе?
(Два или больше предметов.)
- Сделайте вывод.
3 )
М а т е м а т и к а .
3
к л а с с .
Т е м а
« П о р я д о к
д е й с т в и й »
Учитель делает на доске запись:
(2 + 7) ∙ 3 =27
2 + 7 ∙ 3 = 23
-
В и ж у ,
в ы
у д и в л е н ы
( р е а к ц и я
у д и в л е н и я ) .
П о ч е м у ?
- Примеры одинаковые, а ответы разные!
-
З н а ч и т ,
н а д
к а к и м
в о п р о с о м
п о д у м а е м ?
- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
- Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?
- Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27
- Где вы поставите скобки?
4) Русский язык. 3 класс. Тема «Сложные слова»
На
доске
записаны
слова:
земледелие,
водопад,
пчеловод.
Работа
в
парах.
Группам предлагается выделить корень слова.
Задание выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления.
5) Русский язык. 3 класс. Тема «Мягкий знак после шипящих»
Повторение, какие существительные относятся к 1, 2, и 3 склонению. Обращается
внимание, что к 3 скл. относятся существительные женского рода с нулевым
окончанием.
-Что ещё можно добавить?
-С Ь на конце.
Предложенные слова дети распределяют в 3 столбика по склонениям.
- К какому склонению относится слово «мышь»?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что в 3 склонении на конце после шипящих
п и ш е т с я
Ь .
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
6) Математика. 2 класс. Тема «Умножение»
В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не
решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Обучающимся
предлагается
ряд
заданий,
решение
которых
сводится
к
вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается
задача: "На одну рубашку пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить
на
25
рубашек?"
-
практическое
задание,
не
выполнимое
второклассниками
вообще,
либо
считать
будут
долго.
(3+3+3+3+3+3+3+3+………………………)
Знакомство с умножением.
7) Математика. 3 класс. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не
с т а л к и в а л и с ь ,
т .
е . з а д а н и е ,
н е
п о х о ж е е
н а
п р е д ы д у щ е е .
- На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные
числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ
выполнения которого уже известен.)
-
Выпишите
в
другой
столбик
двузначные
числа
и
тоже
умножьте
их
на
(Обучающиеся испытывают затруднение.)
- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем
оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Приём «Яркое пятно»
На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает
использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная
новая
тема
чаще
всего
не
интересна
ученикам,
и
получается
скучный
традиционный
урок.
Где
же
выход?
Можно
увлечь
ребят
заранее
сформулированной
темой
урока,
используя
специальный
прием,
условно
называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы
сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории
науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал,
способный
заинтриговать
и
захватить
внимание
учеников,
но
обязательно
связанный с темой урока.
- Посмотрите на фотографию, сделанную из космоса.
- Какого цвета наша планета? (Синего и голубого)
- Почему? На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра,
реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет
занимать вода и только одну – суша.
Заключение.
Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека
только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не
может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
При
работе
с
использованием
проблемно-диалогического
обучения
происходит развитие:
1. умственных
способностей
учащихся (возникающие
затруднения
заставляют
учащихся
задумываться,
искать
выход
из
проблемной
ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка
проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора
плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов
действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение
•
вносит
свой
вклад
в
формирование
готовности
к
творческой
деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако,
все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той
или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки
проблемы
обеспечивают
учебную
мотивацию,
которую
не
обеспечивает
традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему,
которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно
проводить
по
такой
структуре
уроки
по
любым
предметам.
Конечно,
работа
трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные
упражнения
для
актуализации
знаний
и
создания
проблемной
ситуации,
продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с
принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение
должно
быть
проблемным,
так
как
оно
формирует
творческую
личность,
способную
логически
мыслить,
находить
решение
в
различных
проблемных
ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.
Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования – М.: Просвещение, 2015.
2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений
планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3.
ФГОС. – М.: Просвещение, 2017.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета
Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия,
2017.
4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа.
– 2016 №7