Напоминание

"Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда в ДОУ"


Автор: Волжина Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Тальменская СОШ №5 СП Тальменский детский сад №5
Населённый пункт: р.п.Тальменка Алтайского края
Наименование материала: Презентация
Тема: "Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда в ДОУ"
Дата публикации: 07.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование

«Использование

мнемотехники в работе

мнемотехники в работе

логопеда ДОУ »

логопеда ДОУ »

Учитель-логопед МКДОУ №5

Учитель-логопед МКДОУ №5

Волжина Наталья

Волжина Наталья

Владимировна

Владимировна

Проблемы

Проблемы

-

-

ухудшение состояния здоровья детей;

ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого» общения

- существенное сужение объема «живого» общения

родителей и детей;

родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в

- глобальное снижение уровня речевой культуры в

обществе;

обществе;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития

речи, что проявляется либо в его необоснованной

речи, что проявляется либо в его необоснованной

интенсификации (стремление к раннему обучению

интенсификации (стремление к раннему обучению

письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к

письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к

нему отношении.

нему отношении.

Мнемотехника

Мнемотехника

Мнемотехника- это система методов и приемов,

Мнемотехника- это система методов и приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание,

обеспечивающих эффективное запоминание,

сохранениеие и воспроизведение информации,

сохранениеие и воспроизведение информации,

способствующих формированию предпосылок

способствующих формированию предпосылок

для развития творческих способностей у детей.

для развития творческих способностей у детей.

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон

устной речи каждого ребенка (произношение,

устной речи каждого ребенка (произношение,

словарь, грамматический строй, связная речь).

словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи

Задачи

- формирование правильного произношения звуков;

- формирование правильного произношения звуков;

- развитие речи ребенка, как необходимого условия

- развитие речи ребенка, как необходимого условия

познания;

познания;

- развитие познавательной активности детей:

- развитие познавательной активности детей:

(любознательность, инициативность, самостоятельность) .

(любознательность, инициативность, самостоятельность) .

- развитие общепринятых представлений об окружающем

- развитие общепринятых представлений об окружающем

мире, о себе, о других людях;

мире, о себе, о других людях;

- формирование высших психических процессов (память,

- формирование высших психических процессов (память,

внимание, мышление и др.)

внимание, мышление и др.)

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики.

Направления работы

Направления работы

Обогащение словарного запаса

Обогащение словарного запаса

Воспитание звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи

Отгадывание и загадывание загадок

Отгадывание и загадывание загадок

Заучивание стихотворений

Заучивание стихотворений

Обучение составлению рассказов

Обучение составлению рассказов

Пересказ художественной литературы

Пересказ художественной литературы

Словесное творчество детей

Словесное творчество детей

Работа с родителями

Работа с родителями

К . Д. Ушинский писал:

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам- он

неизвестным ему пяти словам- он

будет долго и напрасно мучиться, но

будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с

свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит на лету».

картинками, и он усвоит на лету».

Схемы служат своеобразным

Схемы служат своеобразным

зрительным планом для детей, по

зрительным планом для детей, по

которому дети свободно

которому дети свободно

воспроизводят информацию.

воспроизводят информацию.

от простого к сложному

от простого к сложному

(мнемдорожки-мнемотаблицы-

(мнемдорожки-мнемотаблицы-

коллажи).

коллажи).

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

необходимо давать цветные мнемотаблицы.

необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать

в одном цвете.

в одном цвете.

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи

Отработка изучаемых звуков

Отработка изучаемых звуков

Звуки л, ль

Звуки л, ль

Чистоговорки на звуки

Чистоговорки на звуки

Загадки

Загадки

Мнемотаблица

Мнемотаблица

Мнемотаблица

Мнемотаблица

– средство для

– средство для

запоминания. Она состоит из

запоминания. Она состоит из

картинок (изображений),

картинок (изображений),

соответствующих словам или

соответствующих словам или

словосочетаниям текста.

словосочетаниям текста.

Таким образом, все

Таким образом, все

стихотворение или

стихотворение или

текст зарисовывается

текст зарисовывается

схематически. После этого

схематически. После этого

ребенок по памяти, используя

ребенок по памяти, используя

графическое изображение,

графическое изображение,

воспроизводит текст

воспроизводит текст

целиком.

целиком.

Этапы работы с

Этапы работы с

мнемотаблицами

мнемотаблицами

1.Выразительное прочтение стихотворения, рассказа,

1.Выразительное прочтение стихотворения, рассказа,

сказки.

сказки.

2.Рассматривание

таблиц

и

разбор

того,

то

на

них

2.Рассматривание

таблиц

и

разбор

того,

то

на

них

изображено.

изображено.

3.Осуществление

перекодировки

информации,

т.е.

3.Осуществление

перекодировки

информации,

т.е.

преобразование

из

символов

в

образы.

преобразование

из

символов

в

образы.

(изображается на бумаге схематически)

(изображается на бумаге схематически)

4.Затем разучивание с опорой на образы

4.Затем разучивание с опорой на образы

(отработка метода запоминания).

(отработка метода запоминания).

Разучивание стихотворений

Разучивание стихотворений

Словно паутинки,

Словно паутинки,

Ягодки рябинки.

Ягодки рябинки.

Красные - прекрасные

Красные - прекрасные

Ягодки атласные.

Ягодки атласные.

Мы не будем их срывать

Мы не будем их срывать

Птички будут их клевать.

Птички будут их клевать.

Пересказ и составление

Пересказ и составление

рассказов

рассказов

Пресказ текста о зиме

Пресказ текста о зиме

Наступила зима. Всюду белый, пушистый

снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло,

и пошли гулять. Они покатались на санках,

лыжах, поиграли в снежки, слепили

весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Пересказ сказок

Пересказ сказок

Коллаж

Коллаж

Еще

одна

разновидность

мнемотехники

это коллаж.

Коллаж

это

большой

лист

бумаги,

картона,

где

изображены

буквы,

цифры,

геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между

собой

одной

целью.

Цель

коллажа – расширение словарного запаса,

образного

восприятия,

развитие

устной

речи,

умения

связно

говорить,

рассказывать.

Тактильные тренажеры

Тактильные тренажеры

Результаты

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об

у детей увеличивается круг знаний об

окружающем мире;

окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты,

появляется желание пересказывать тексты,

придумывать интересные истории;

придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и

появляется интерес к заучиванию стихов и

потешек;

потешек;

словарный запас выходит на более высокий

словарный запас выходит на более высокий

уровень;

уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость,

дети преодолевают робость, застенчивость,

учатся свободно держаться перед

учатся свободно держаться перед

аудиторией.

аудиторией.

Литература

Литература

Спасибо за

Спасибо за

внимание!

внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика