Автор: Сегаль Валентина Алексеевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия№ 45
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Создание комфортной образовательной среды – первоочередная задача педагогического коллектива"
Раздел: среднее образование
Сегаль Валентина Алексеевна
Учитель физкультуры
ГБОУ Гимназия № 45
Создание комфортной образовательной среды – первоочередная задача
педагогического коллектива
Комфортная внутришкольная среда –это внутреннее образовательное
пространство , которое позволяет сохранить психофизиологическое здоровье
учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную
деятельность, успешной самореализации. Школа - это особый мир детства, где
должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей.
Правильно организованная образовательная среда позволяет каждому ребёнку
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки.Создание комфортной образовательной среды для всех
участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная
задача педагогического коллектива. Весь педагогический коллектив понимает,
что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности,
только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё
необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а
педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно
работать и творить.
Комфортная среда образовательного учреждения – совокупность условий,
которые способствуют экологическим взаимоотношениям участников
образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья,
создают эмоциональный фон, воздействуют на актуализацию творческого
потенциала учащихся с ОВЗ, сопутствуют вдохновению, созидательной и
профессиональной деятельности и духовным достижениям человека, снижают
неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих
жизнедеятельность.
Создавая среду, сохраняющую здоровье школьника, обеспечивающую
комфортное состояние учащегося, поддерживающую положительный
эмоциональный фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, мы
способствуем успешному обучению ребенка и повышаем качество образования.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить
развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом с людьми, природой, искусством. ведения здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающая технология - это:
1.
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2.
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
3.
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
4.
необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. Норма -4-7 видов за урок. Частые смены
одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных
адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;
4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;
5) чередование методов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15
минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие
методы, как метод свободного выбора, методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования
дискуссии, обсуждения;
8) позы школьников, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место,
содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1
минутке из 3-х легких упражнений ;
10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы
повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем
и здоровым образом жизни; формирование потребности в здоровом образе
жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,
сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и
т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с
комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на
учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной
активности.;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников,
быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать
учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
- задержка школьников в классе после звонка (на перемене).
Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители должны
сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять
помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования
учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса
через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию
его собственных ресурсов.