Напоминание

"Создание комфортной образовательной среды – первоочередная задача педагогического коллектива"


Автор: Сегаль Валентина Алексеевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия№ 45
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Создание комфортной образовательной среды – первоочередная задача педагогического коллектива"
Раздел: среднее образование





Назад




Сегаль Валентина Алексеевна

Учитель физкультуры

ГБОУ Гимназия № 45

Создание комфортной образовательной среды – первоочередная задача

педагогического коллектива

Комфортная внутришкольная среда –это внутреннее образовательное

пространство , которое позволяет сохранить психофизиологическое здоровье

учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную

деятельность, успешной самореализации. Школа - это особый мир детства, где

должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей.

Правильно организованная образовательная среда позволяет каждому ребёнку

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки.Создание комфортной образовательной среды для всех

участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная

задача педагогического коллектива. Весь педагогический коллектив понимает,

что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности,

только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё

необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а

педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно

работать и творить.

Комфортная среда образовательного учреждения – совокупность условий,

которые способствуют экологическим взаимоотношениям участников

образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья,

создают эмоциональный фон, воздействуют на актуализацию творческого

потенциала учащихся с ОВЗ, сопутствуют вдохновению, созидательной и

профессиональной деятельности и духовным достижениям человека, снижают

неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих

жизнедеятельность.

Создавая среду, сохраняющую здоровье школьника, обеспечивающую

комфортное состояние учащегося, поддерживающую положительный

эмоциональный фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, мы

способствуем успешному обучению ребенка и повышаем качество образования.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного подхода.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить

развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и

эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении

первоначальным опытом с людьми, природой, искусством. ведения здорового

образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

1.

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями);

3.

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным

возможностям ребенка;

4.

необходимый, достаточный и рационально организованный

двигательный режим.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и

свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение,

слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,

решение примеров, задач и др. Норма -4-7 видов за урок. Частые смены

одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных

адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов

учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5) чередование методов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15

минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации

инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие

методы, как метод свободного выбора, методы, направленные на

самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,

самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими

нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования

дискуссии, обсуждения;

8) позы школьников, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место,

содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1

минутке из 3-х легких упражнений ;

10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке

(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы

повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем

и здоровым образом жизни; формирование потребности в здоровом образе

жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,

сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и

т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с

комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на

учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной

активности.;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников,

быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать

учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,

попрощаться с учащимися;

- задержка школьников в классе после звонка (на перемене).

Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители должны

сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять

помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования

учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса

через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию

его собственных ресурсов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика