Напоминание

"Как дикие животные готовятся к зиме"


Автор: Добрынина Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1373
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
Тема: "Как дикие животные готовятся к зиме"
Дата публикации: 07.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

НОД

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми старшей группы

Тема: « Как дикие животные готовятся к зиме»

Подготовила:

Воспитатель

Добрынина Татьяна Викторовна

Г. Москва

2019 г.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

миром «Как дикие животные готовятся к зиме»

Цель: Расширение знаний детей об осенних изменениях в природе и подготовке

животных к зиме.

Задачи:

етодические приемы: вопросы, показ, пояснение, экспериментирование,

сюрпризный момент.

Материал: ширма; 2 плоскостные фигурки белки (в рыжей и серой шубке);

плоскостная фигурка зайца в серой шубке; по 3 шаблона зайчика (серого, ч

етодические приемы: вопросы, показ, пояснение, экспериментирование,

сюрпризный момент.

Материал: ширма; 2 плоскостные фигурки белки (в рыжей и серой шубке);

плоскостная фигурка зайца в серой шубке; по 3 шаблона зайчика (серого, ч

Задачи:

1.

знакомить детей с образом жизни и повадками диких животных (белки, зайца,

медведя, лисы, ежа);

2.

закрепить представления детей о внешнем виде диких животных и среде их

обитания;

3.

развивать зрительное восприятие, память, мышление;

4.

развивать умение слушать ответы детей, отвечать в соответствии с услышанным;

5.

развивать

активную

речь

детей,

используя

ответы

на

вопросы

воспитателя,

поддерживать интерес детей в ситуации речевого общения.

6.

формировать

первичные

представления

об

основных

источниках

опасности

в

природе (хищные животные) и о правилах безопасного поведения в ней.

Словарь: длинноухий, косолапый, зубастый, берлога, дупло, логово, линька, маскировка.

Программное содержание: Формировать представления о лесе, как среде обитания

диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные,

травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как

готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся

к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление

экологической пирамиды.

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе, сравнение диких и домашних

животных, сравнение травоядных животных и хищных животных, беседа о том, как дикие

звери готовятся к зиме, рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание

загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Оборудование: видеопрезентация «Как дикие животные готовятся к зиме»,

мультпотешка «Заинька попляши», слайды.

Ход занятия:

1.

Организационный момент.

Педагог настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает положительный

психологический настрой.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся

нашим гостям.

( Дети здороваются и встают в круг)

Игра «Мы знаем много названий диких животных»

Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу

«Мы знаем много названий диких животных». Ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и

произнести название животного (назови ласково).

2.Актуализация знаний

В: Ребята, послушайте стихотворение.

По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В: Скажите, о каком времени года это стихотворение? (об осени)

В: Какие изменения происходят в природе осенью? (дети называют осенние приметы)

В: Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима? (всё в природе сразу

замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.)

В: Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

(Садятся на стулья)

3. Мотивация к занятию:

Стук в дверь

Ой, ребята (вынимает конверт из-за двери)

-Кто-то нам прислал письмо из лесу:

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1.Сыт бываю только летом

В дни когда малину рву,

А пол года без обедов

И без завтраков живу. (Медведь)

2.Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

3.Не мышь, не птица

В лесу резвится

На деревьях живёт

И орешки грызёт (Белка)

4.Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, кур в деревне крадёт (Лиса)

5. Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

6.Длинные ушки ,быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это?..(Заяц)

В: Скажите, как можно назвать всех этих животных? (лесные, звери, дикие.)

В: Почему животных называют дикими (ответы детей)

В: Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы

называете признаки «своего» зверя.

Игра «Ты какой? Ты какая?»

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

В: У диких зверей есть дети.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

Дидактическая игра «Найди пару» (на столе лежат картинки, нужно сложить в пару маму и

детенышей). Помоги мамам найти детёнышей, правильно их назови.

4. Музыкальная физминутка.

«Заинка, попляши» (русская народная мультпотешка)

5.Путешествие в осенний лес.

В: А в этом письме ещё написано…

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

В: Дикие животные приглашают нас в гости в лес.

В: Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

1, 2, 3 вокруг себя повернись, и в осеннем лесу окажись.

Вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.

В: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

1. Береги муравейники. Помни, муравьи санитары леса!

2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут

насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают

насекомые и растения!

5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

9. Не разжигай костер: от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся

взрослые животные.

11. Не шуми! Не оставляй после себя в лесу мусор.

(Все названые правила сопровождаются показом карточек с условными обозначениями).

В: А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

В: А вот и первый наш гость. Кто это? (показ слайда) (заяц)

В: А как же зайчик готовится к зиме? (меняет шубку)

В: А для чего он это делает?

В:А чем питается заяц?( ответы детей)

Ребята, а заяц предлагает нам немного поиграть.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Ход игры: из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети –

зайцы располагаются в домиках (небольшие обручи). Бездомный заяц убегает от охотника.

Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится

бездомным зайцем и должен сейчас же бежать.

В: Посмотрите, еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к

зиме.(показ слайда)

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

В: Где живет белка? (в дупле)

В: Как она подготовилась к зиме?(ответы детей)

6.Физминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

В: Ребята, а кто враги зайца?(лиса и волк)

В: Это хищные звери. Если они поймают зайца, тому не поздоровится. А где живёт лиса? (в норе)

В: А волк? (в логове).

В: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?(ответы детей)

В: Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более

теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки

и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Но цвет шерсти у них

остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они

ходят по лесу в поисках добычи.

В: Ребят, кого зимой не увидишь в лесу?( ёжа,медведя)

В: А почему их не увидишь?(впадают в спячку)

В: А почему они впадают в спячку?(нечего есть)

В: А как они готовятся к зиме?(наедают побольше жира)

В: А где будет зимовать медведь, (в берлоге ),а ёж( в норке).

Ребята, медведь берлогу готовит к зиме и ёж свою норку утепляет мхом, сухими ветками, клочками

шерсти.

Возвращение в группу

В: Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты.

Что не нужно для природы.

-Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для

занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем

запасать семена для подкормки пернатых гостей.

Рефлексия:

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. Повторяем волшебные слова: «Раз, два, три

вокруг себя повернись, и снова в группе окажись».

-Глазки закрыли, открыли. Вот мы и снова в детском саду. Понравилось вам наше путешествие в

осенний лес? А что вам больше запомнилось?

-А каких зверей мы можем встретить в лесу?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

В: Молодцы! Ребята смотрите лесные звери приготовили вам подарок. Корзинка с орешками.

Угощайтесь!

-Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

- А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.

- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок



В раздел образования




Яндекс.Метрика